Научная статья на тему 'Системное управление профессиональной ориентацией в образовательном пространстве вуза'

Системное управление профессиональной ориентацией в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Панина Светлана Викторовна, Аммосов Иван Николаевич

Раскрывается опыт организации вузовской профориентационной работы. На основе анализа теории и практики профориентационной работы субъектов профессионального самоопределения личности определены основные направления развития системы профессиональной ориентации в федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Панина Светлана Викторовна, Аммосов Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System management of the professional orientation in the educational space of university

The experience of the organization of professional orientation in a university is described. On the basis of the analysis of the theory and practice of the professional orientation work of person’s professional self-determination subjects the main directions of the professional orientation development in a Federal University are determined.

Текст научной работы на тему «Системное управление профессиональной ориентацией в образовательном пространстве вуза»

УДК 378.4.047 (571.56)

В. П. Игнатьев, С. В. Панина, И. Н. Аммосов

СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Раскрывается опыт организации вузовской профориентационной работы. На основе анализа теории и практики профориентационной работы субъектов профессионального самоопределения личности определены основные направления развития системы профессиональной ориентации в федеральном университете.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, социальное партнерство.

V. P Ignatiev, S. V Panina, I. N. Ammosov

System management of the professional orientation in the educational space of university

The experience of the organization of professional orientation in a university is described. On the basis of the analysis of the theory and practice of the professional orientation work of person’s professional self-determination subjects the main directions of the professional orientation development in a Federal University are determined.

Key words: professional orientation, professional orientation work, professional self-determination, social partnership.

Национальный человеческий капитал - часть инновационных трудовых ресурсов, накопленные конкурентоспособные и высокопроизводительные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики - признан одним из существенных факторов перспективного социального и экономического развития России. Долговременное и комплексное инвестирование в структуры, представляющие данную систему, - залог не только повышения качества жизни в стране, но и эффективной реализации модернизационных программ как федерального, так и регионального уровня.

В условиях динамично развивающейся экономики актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гиб-

ИГНАТЬЕВ Владимир Петрович - д. п. н., доцент Северо-Восточного федерального университета, начальник управления качества.

E-mail: [email protected]

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. п. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета.

E-mail: [email protected]

АММОСОВ Иван Николаевич - к. э. н., начальник отдела методического сопровождения системы менеджмента качества Управления качества Северо-Восточного федерального университета.

E-mail: [email protected]

костью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. В этой связи требуется создать условия для благоприятного вхождения растущего человека в мир труда и профессий и последующего его профессионального развития в течение всей жизни. Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами.

Современный этап развития общества требует переосмысления концептуальных подходов к организации профориентации. Необходимо учитывать тенденции, характерные для мирового сообщества и российского общества: глобализацию, открытость,

информатизацию, гуманитаризацию образования, повышение его наукоемкости, ориентацию на обучение в течение всей жизни, усиление значимости компетентности работника на рынке труда, возрастание роли командной работы в современном мире, которые оказывают существенное влияние как на систему образования, так и на профессиональную ориентацию.

Структурно-содержательное обновление системы высшего профессионального образования обуславливает качественное изменение профессиональной ориентации, призванной обеспечить создание благоприятных условий для социально-профессионального самоопределения личности, успешной

lOO

профессионализации и самореализации в профессиональной деятельности. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, становясь ведущим научно-образовательным и культурным центром на Северо-Востоке Российской Федерации с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, призван обеспечить высокое качество высшего образования на уровне мировых стандартов, интеграцию науки, образования и производства, разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.

Учитывая особенности социально-экономического развития северо-востока России, территориального рынка труда, распределения трудовых ресурсов в регионе, университет нацелен осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, долгосрочных перспектив развития приоритетных отраслей науки, техники, образования, культуры и социальной сферы. Как отмечает ректор университета Е. И. Михайлова: «...новые задачи СВФУ с учетом геополитических интересов Российской Федерации - готовить специалистов, создавать человеческий капитал, интегрироваться в экономику северо-восточных регионов страны, помимо нашей республики, таких как Камчатка, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Сахалин, частично Красноярский край, Амурская и Иркутская области. Это не только подготовка кадров, это участие в модернизации, строительстве экономики будущего через создание новых рабочих мест, то, чем раньше университеты не занимались» [1].

Для инновационного развития университета, обеспечения эффективности профессиональной подготовки студентов, ориентированной на потребности регионального рынка труда, образовательные запросы личности, под руководством д. п. н., профессора А. В. Мордовской разработана «Концепция профессиональной ориентации в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на 2011-2015 гг.», направленная на качественное обновление профориентационной работы в современных условиях, повышение конкурентоспособности будущего работника с высшим образованием, мобильного и социально адаптированного к условиям рыночной экономики [2].

В качестве основополагающих подходов к реализации профессиональной ориентации в вузе определены системный (В. Г. Афанасьев [3], И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин [4] и др.), компетент-ностный (Д. Равен [5], И. А. Зимняя [6], Ю. Г. Татур [7], Ю. В. Фролов [8], А. В. Хуторской [9] и др.), акмео-логический (Б. Г. Ананьев [10], А. А. Деркач [11], Н. В. Кузьмина [12] и др.), управленческий (В. М. Ли-

зинский [13], С. Н. Чистякова [14] и др.), информационный (Д. Норманн [15], А. Ньюэлл, Г. А. Саймон [16] и др.) подходы к организации профориентационной деятельности. Данные подходы позволяют:

- создать открытое профориентационное пространство в вузе, объединяющее в единое целое все его структурные подразделения, довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы профориентации, а также ее субъектов;

- предусматривать формирование компетенций обучающихся, их профессионально значимых качеств, субъектной позиции работника в профессиональном развитии, ценностно-смысловых основ профессионализации;

- внедрять управленческие и информационные технологии в профориентационную деятельность, систему менеджмента качества по обеспечению формирования профессионального самоопределения обучающихся.

В качестве основной цели профессиональной ориентации СВФУ в данной концепции определено создание в вузе целостной, комплексной и открытой системы профориентации, направленной на оказание помощи личности в выборе будущей профессии, успешную профессионализацию обучающихся посредством профориентационного сопровождения профессиональной подготовки, предоставления обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда Северо-Востока России. Для реализации данной цели определены следующие задачи:

1) осуществить профориентационную поддержку реализации Программы развития СВФУ для повышения конкурентоспособности вуза и его выпускников на рынке труда Северо-Востока России;

2) обеспечить активное взаимодействие всех участников профориентационной деятельности, скоординированность действий вуза, работодателей для повышения качества профессиональной подготовки работников с высшим профессиональным образованием различного уровня;

3) организовать профориентационное сопровождение процесса профессионального самоопределения, формирования компетенций студентов, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки;

4) использовать ресурсный потенциал вуза для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

В основу профориентационной деятельности университета положены следующие принципы: системности, открытости, интеграции, комплексности,

регионализации, непрерывности, субъектности, доступности, информатизации.

Таким образом, стратегия развития профессиональной ориентации в Северо-Восточном федеральном университете направлена на модернизацию профориентационной деятельности, которая предусматривает:

- обеспечение непрерывности в системе профессиональной ориентации вуза, направленной на предоставление человеку профориентационных услуг и качественного образования на протяжении всей его жизни, формирование профессионального самоопределения, компетенций студентов, личностное и профессиональное развитие обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки;

- создание открытой, целостной и комплексной системы профессиональной ориентации для образовательных организаций, работодателей, расширяя границы взаимодействия и сотрудничества с субъектами профориентации Северо-Востока России и других регионов Российской Федерации с целью повышения качества профессиональной подготовки обучающихся;

- информатизацию системы профориентации, предусматривающую комплексное использование инфокоммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на всех этапах профориентационной деятельности в условиях уровневого высшего образования.

Для решения поставленных задач профессиональной ориентации в университете была создана и функционирует система профориентации, основанная на стратегии социального партнерства (рис. 1).

Социальное партнерство включает такие сферы развития человеческого потенциала как семья, школа, вуз, работодатель, которые задают главный вектор в становлении и дальнейшем развитии человека как гражданина и профессионала. При этом основным и связующим звеном в этом развитии является вуз, который интегрирует интересы семьи, школы и работодателя в целях формирования успешной в профессиональном отношении личности. Компоненты системы профессиональной ориентации в вузе реализуются во всех ее подсистемах: довузовской, вузовской и послевузовской - и призваны обеспечить на каждом этапе жизни человека благоприятные условия для профессионального самоопределения, профессионального развития и становления личности как субъекта труда.

Управление системой профессиональной ориентации в университете предполагает четырехуровневую дифференциацию: локальную (на уровне федерального университета); региональную (на уровне Республики Саха (Якутия)); межрегиональную (на уровне северо-востока России и других субъектов РФ); международную (на уровне стран ближнего и дальнего зарубежья).

Системное управление и координацию профориентационной деятельности университета осуществляет научно-методический совет по довузовскому образованию и профориентации СВФУ

Довузовская подсистема профориентации рассматривается как значимый этап допрофессиональной подготовки студентов, который призван обеспечить привлечение в федеральный университет талантливой молодежи для взращивания перспективных студентов,

Факультет довузовского образования и профориентации

ж

Центр взаимодействия с ОУ ■

Ассоциация СВУОО ■

НМС по довузовскому образованию и профориент ации

Центр карьеры

А

Центр ППС «Развитие»

_____1

ЦДПО,

ИПКП,

ИПОВ,

УМЦ

Рис. 1. Компоненты системы профессиональной ориентации Северо-Восточного федерального университета

Г

Т

Совет студенто в-предпринимателей РС (Я)

V

способных в будущем обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона. На довузовском этапе профориентации эффективным управленческим органом, организующим и координирующим деятельность всех учебных структурных подразделений университета, является факультет довузовского образования и профориентации (ФДОП), при котором создан Центр взаимодействия с образовательными учреждениями. ФДОП координирует деятельность Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ», в состав которой входят 56 образовательных учреждений республики и региона. Создана региональная общественная организация «Федерация родителей учащихся и студентов, обучающихся в учебных заведениях Северо-Восточного университетского образовательного округа», основными направлениями деятельности которой являются: информирование

региональной общественности о текущей деятельности и перспективах развития университета; проведение широкомасштабной профориентационной работы по привлечению лучших выпускников общеобразовательных учреждений региона в СВФУ; организация мероприятий по оказанию консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей и др.

На довузовском этапе организуются занятия на подготовительных курсах, профильное обучение учащихся, профконсультации с использованием компьютерной программы «Профориентатор», функционируют малые академии (медицинская, инженерная, психолого-педагогическая, лингвистическая, компьютерная, естественно-научная, математическая, физическая), довузовская сеть «Юный северовед». Организуются Дни открытых дверей вуза, Ярмарки профессий в районах (улусах) республики, видеоконференции, «Северо-Восточная олимпиада школьников», конкурсы для учащихся школ и т. п., мероприятия по адаптации первокурсников, конкурсы профессионального мастерства, профессиоведческие олимпиады студентов, встречи с работодателями и выпускниками СВФУ.

Вузовская подсистема профориентации направлена на формирование профессионального становления студентов, создание благоприятных условий для профессионального развития и успешного профессионального старта, социального продвижения, карьерного и личностного роста обучающихся. На данном этапе профориентации руководство профориентационной работой осуществляет Центр карьеры СВФУ основной целью которого является управление карьерой обучающихся, способствующее трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью или направлением

подготовки. На наш взгляд, это содействует планированию профессионального старта и построению индивидуальной траектории профессионального развития молодого специалиста. Традиционной формой профориентации выпускников являются Ярмарки вакансий СВФУ, в которых, например, в 2012 г. приняли участие 1452 чел., что составило 67 % от общего количества выпускников университета. Создана общественная организация «Совет студен-тов-предпринимателей Республики Саха (Якутия)», целью которой является деятельность по поддержке малого бизнеса, созданию новых рабочих мест и помощь студентам - будущим предпринимателям. Именно Центр карьеры должен стать импульсом для профессиональных проб студентов в различных видах деятельности посредством временной трудовой занятости, приобретения профессионально важных качеств через участие в программах бизнес-инкубатора, малых инновационных предприятий и инновационной экспериментальной образовательной площадки федерального университета.

Послевузовская подсистема профориентации предусматривает развитие профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки, формирование у них потребности в постоянном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании. На послевузовском этапе управление профориентацией реализуется через профориентационную деятельность Института непрерывного профессионального образования, Института последипломного обучения врачей и Учебно-методических центров учебных подразделений, которые предоставляют широкий спектр программ послевузовского профессионального образования с учетом индивидуальных образовательных запросов и потребностей регионального рынка труда.

На всех этапах профориентационной деятельности существенное значение имеет психолого-педа-

гогическое сопровождение, осуществляемое

Центром психологической поддержки «Развитие», основными направлениями работы которого являются профдиагностика, профконсультирование, профподбор, организация профориентированных мероприятий.

Управление профессиональной ориентацией на

региональном и межрегиональном уровнях со стороны

федерального университета предполагает расширение его деятельности за счет охвата всей территории Северо-Востока России и соседних субъектов Российской Федерации. Созданная Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» предусматривает формирование сети университетских школ, классов, ссузов-партнеров для системной профориентационной работы с учащимися и студентами российских образовательных учреждений. В рамках университетского образова-

тельного округа также предусматривается открытие сети ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и виртуальных представительств в городах и районах региона для осуществления профориентационного сопровождения школьников и оказания образовательным учреждениям необходимой научно-образовательной, учебно-методической и информационной поддержки.

Федеральный университет должен развиваться как образовательная структура, открытая для всех заинтересованных сторон и имеющая выход в мировое образовательное пространство. Эта задача может быть решена посредством широкого участия университета в международных академических образовательных программах, проектах и грантах, олимпиадах, конкурсах и выставках. Неотъемлемой частью вхождения университета в мировое образовательное пространство с целью расширения границ профориентационной деятельности является дальнейшее совершенствование информационно-коммуникационных ресурсов федерального вуза.

Для эффективного функционирования системы профориентации в СВФУ значимым является внедрение системного управления всем целостным процессом профориентационной деятельности различных субъектов, как внутренних, так и внешних, включая прогнозирование, планирование, организацию, руководство, анализ, коррекцию и контроль. В рамках профориентационной деятельности должны быть задействованы разноуровневые образовательные организации, государственные и общественные структуры, производственные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности. При этом необходимо обеспечить полифункциональный характер взаимосвязи и взаимодействия между ними с учетом региональных особенностей и интересов всех вовлеченных в данный процесс сторон.

Повышению качества профессиональной подготовки обучающихся способствует использование стратегического и социального партнерства вуза со всеми заинтересованными субъектами профориентации, чему содействует создание Ассоциации стратегических партнеров и консорциума социальных партнеров СВФУ

Таким образом, Концепция профессиональной ориентации в СВФУ ориентирована на достижение нового качества университета, его инновационное развитие с сохранением традиций по профессиональной ориентации, сформированных на предыдущих этапах развития вуза, модернизацию профориентационной деятельности в довузовской, вузовской и послевузовской ее подсистемах посредством использования новых педагогических, информационных и управленческих технологий.

В перспективе профессиональная ориентация в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова станет мощным фактором повышения конкурентоспособности вуза и его выпускников, будет содействовать их успешной профессионализации, профессиональной карьере, мобильности и востребованности на рынке труда Северо-Востока России.

Л и т е р а т у р а

1. Михайлова Е. И. Будущий учитель, врач или инженер должен стать в первую очередь личностью. http://s-vfu.ru/ kolonka-rektora/detail.php?ID=96

2. Мордовская А. В., Панина С. В. Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе // Преподаватель XXI века. - 2012. - № 1.

- С. 57-64.

3. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 223 с.

4. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М., - 1973. - 283 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. - 480 с.

7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 10-13.

8. Фролов Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-67.

10. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: В 2-х т. - Т. 1. - СПб: Санкт-Петербургский ун-т, 2007. - 412 с.

11. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация - основание акмеологического развития. - М.: МПСИ Модэк, 2010. - 224 с.

12. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

13. Лизинский В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

- 137 с.

14. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе http://www.academia-proforient.ru/metodcabinet/publication.

15. Норманн Д. Переработка информации у человека. -М.: Мир, 1974. - 552 с.

16. Рассел С., Норвги П. Искусственный интеллект современной науки (А1МА). - М.: «Вильямс», 2007. - 1424 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.