связанного со здоровьем. Сохранение здоровья будет эффективным, если опираться на традиции, учитывать генетическую и культурную трансляцию правил и норм сохранения здоровья. Известно, какое большое значение имеют восточные традиции в становлении физического, психического, умственного и социального здоровья. Такие традиции в физической культуре имеются у всех народов, они также обращены к формированию здоровья и его поддержанию. Народные игры - лапта, городки, кулачные бои, борьба, стрельба из лука и др. - способствуют физическому, умственному и психическому здоровью, здоровому образу жизни.
В связи со сказанным следует радикально пересмотреть методику физической культуры в учебных заведениях. Нельзя заниматься отдельно физическим воспитанием. Физическое здоровье, отдельно взятое, не актуально. Без умственного развития физическое здоровье не имеет смысла. Даже умственное и физическое здоровье без социального компонента ущербно. Речь должна идти о здоровье в трактовке ВОЗ. Уроки
физкультуры должны быть реально интегрированы со всеми другими уроками. Научные исследования по спортивной и физкультурной тематике посвящаются только развитию физического здоровья, в лучшем случае психомоторике, но не касаются проблем личностного, ментального и социального развития.
Сегодня предмет физической культуры и науки следует определить более широко, включить в него ментальный и социальный компоненты.
Надо измерять у спортсменов не только силу и скорость, но и интеллект, интуицию, рефлексивность, креативность. Если в определение здоровья внесены радикальные изменения, означающие «революцию во взглядах людей на здоровье»[1,с.455], то радикальные, революционные изменения должны быть внесены в понятие физической культуры как науки и как учебной дисциплины.
Литература
1. Кросс-культурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007.
Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru
Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of education, Buryat State University, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru
УДК 377.8
© С. Д. Намсараев
Современная интерпретация профессионального самоопределения: пропедевтика
В статье на пропедевтическом уровне изложены факторы профессионального самоопределения в современном видении. К ним относятся глубокое самопознание на основе рефлексивности как качества личности, новый взгляд на мир профессий, фактор конкурентности на рынке труда, фактор информатизации и компьютеризации в профессиональной сфере, мульти-культурализм в образовании и социально-экономической сфере.
Ключевые слова: рефлексивность, мир профессий, оптация, конкурентоспособность, непрерывное образование, непрерывное прфессиональное самоопределение, мультикультурализм.
& В. ^ашиатаеу
Modern interpretation of professional self-determination: propaedeutics
In the article the factors of professional self-determination through a modern vision are described at a propaedeutic level. They are: deep self-cognition based on reflexivity as a property of personality; a new look at the world of professions; factor of competiveness at labor market; factor of informatization computerization in professional sphere; multiculturalism in education and social-economic sphere.
Keywords: reflexivity, world of professions, continuous professional self-determination, multiculturalism
Выбор будущей профессии должен быть самостоятельным и безошибочным. Задача школы, семьи и общества состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы этот выбор учащийся сделал уже в школе «с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий» [1, с. 54].
Как можно раньше в школе учащийся должен узнать, оценить и начать совершенствовать свои особенности и возможности. По сути это является основной задачей как учащегося, так и школы и семьи.
Школа обязана развивать, прежде всего, мышление, поскольку именно оно является способом познания окружающей действительности
С. Д. Намсараев. Современная интерпретация профессионального самоопределения: пропедевтика
и самосознания. Еще Конфуций говорил, что учиться и не размышлять - пустая трата времени. Между тем, В. Д. Шадриков справедливо отмечает, что «только в программах по математике ставится специальная задача формирования приемов умственной деятельности» [2, с. 206]. Он подчеркивает, что многие другие предметы, прежде всего, «русский язык, фактически не реализует огромного потенциала развития мышления учащихся».
Мышление включает в себя рефлексию. Без рефлексии нет мышления. Благодаря этому человек познает мир и познает себя. А. В. Карпов считает рефлексивность «особой способностью, определяющей общую эффективность осознанной регуляции психической деятельности [3, с. 195].
Профессиональное самоопределение требует учета правил профессиональной деятельности. Этот учет возможен, если самосознание будет согласовано с познанием мира профессий. Мир профессий в наше время очень широк, он включает в себя много новых специальностей, появившихся в связи с компьютеризацией всех сфер жизнедеятельности, с переходом к рыночным отношениям в экономике, расширяем сферы массовых коммуникаций и другими факторами. Эти специальности не укоренены в профессиональной культуре нашего общества, в общественном сознании. Поэтому оптация (процесс выбора профессии) должна быть направлена от личности к профессиональному миру, к той его части, которая по каким-либо соображениям близка к способностям и возможностям оптанта. Вот почему так важно самопознание учащимися своих способностей и возможностей. Поэтому мы придаем большое значение профориентаци-онной таботе в школе, которая должна происходить непрерывно с начальных классов и принять форму предпрофессиональной подготовки и профильного обучения в старших классах.
Профессиональное самоопределение, как выше было сказано, требует учета социально -экономических условий. Поскольку выбор профессии означает в итоге выбор жизнедеятельности в определенной, социальной среде и сфере экономики, то его осознанность означает согласование своих способностей и других личностных характеристик с требованиями этой среды и этой сферы, чтобы занять место в обществе, отвечающее его жизненным установкам и ценностным ориентациям, образу себя.
Особого подхода требует профессиональное самоопределение одаренных учащихся. Мы не будем глубоко вдаваться в это понятие. Можно
ограничиться пониманием одаренности ребенка, как обладание от рождения некоторыми незаурядными способностями в той или иной сфере, например, в математике и т.д. Очень важно вовремя обнаружить одаренность и создать условия для ее развития и проявления. Эта задача требует особого внимания в силу своей актуальности и сложности. Работа с одаренными детьми требует одаренных педагогов. Нужно, чтобы школьник знал о своих незаурядных способностях и под руководством наставника развивал эти способности и выбрал подходящую им профессию, чтобы в ней проявились способности в полной мере.
Мы считаем, что каждый школьник обладает определенным уравнем одаренности и, если создать комфортные педагогические условия, эта одаренность получит эффективное развитие, продолжится и проявится в правильно выбранной профессиональной деятельности.
Психологи считают, что «профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, поскольку личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии» [1, с. 55].
В эпоху информатизации стало востребованным образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). Поэтому профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей жизни. Следует сказать, что профессиональное самоопределение - процесс многоаспектный, лонгитюдиальный, требующий постоянного осмысления, рефлексии, переориентации в связи с напрерывно происходящими изменениями во всех областях, прежде всего - в профессионально-социальной и образовательных сферах. Этот процесс связан с преодалени-ем конфликтов при разрешении профессиональных и псевдопрофессиональных проблемных ситуаций, при самоутверждении, при отставании инновационных авторских позиций, при реализации новых прогрессивных творческих идей.
Каждая стадия профессионального становления связана с теми или иными конфликтными ситуациями, разрешение которых требует больших эмоциональных, физических, умственных усилий. Особенно конфликтогенные творческие профессии, относящиеся к типу «человек - человек».
Профессиональное самоопределение на современном этапе требует учета таких факторов как переход к непрерывному пожизненному образованию, появление множества новых профессий, изменение социально-экономических и экологических условий, практикоориентирован-
ность образования, появление конкуренции на рынке труда, особенности информационной эпохи, процессы информатизации и глобализации, мультикультурализма [4] и плюрализма, кризис природы и кризис человека и т. д.
Профессиональное самоопределение человека в настоящее время представляет собой педагогическую проблему, разрешение которой требует кардинально новых подходов. Человек должен измениться как профессионал, способный в своей профессиональной деятельности
внести вклад в разрешение глобальных кризисов.
Литература
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сдовникова Н. О. Проф-ориенталогия: теория и практика. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006.
3. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. -М. : Аспект Пресс, 2007.
4. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004.
5. Очиров М. Н., Цыбикова Л. Х. Дети и природа: стратегия взаимодействия: монография. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2012.
Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru
Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of education, Buryat State University, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru
УДК 37.016:811
© Н. В. Новосельцева
О необходимости формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку при подготовке бакалавров-юристов
В данной работе анализируется содержание информационной компетенции, формируемой в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает основные признаки информационной компетенции, а также компоненты, навыки, умения и способы деятельности, составляющие содержательную основу информационной компетенции.
Ключевые слова: информационная компетенция, иноязычная информационная компетенция, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, поиск информации.
N. V. Novoseltceva
On the importance of information competency development in the process of foreign language teaching during law bachelors training course
The article analyzes the information competency content that is developed during foreign language teaching in nonlinguistic university. The author considers the main characteristics of information competency as well as its components, learning skills and work methods that constitute content base of information competency.
Keywords: information competency, foreign language information competency, foreign language teaching, nonlinguistic university, information search.
Процесс перехода от индустриального общества к обществу информационному способствовал оформлению новой среды человеческого общения - информационного пространства. Оно трактуется как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, которые обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [2].
Огромный поток информации, который увеличивается и меняется с каждым днем, требует от студентов наличия определенных умений для эффективной работы с поступающей информацией в учебной и профессиональной деятельности. Таким образом, «одной из приоритетных
целей высшего образования становится подготовка таких профессионалов, от которых требуются способность постоянно приобретать новые знания и умения, умения ориентироваться в информационной среде» [6, с. 145]. В связи с этим обстоятельством стоит отметить, что одной из ключевых компетенций, с учетом которых осуществляется обучение в вузах в настоящее время, является информационная компетенция (ИК). Процессы глобализации открывают доступ к информации на иностранном языке, умение работать с которой является обязательным условием для профессионального роста и успешной карьеры специалиста.
Мы считаем, что особенное внимание к формированию информационной компетенции на иностранном языке должно быть уделено сту-