Научная статья на тему 'О необходимости формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку при подготовке бакалавров-юристов'

О необходимости формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку при подготовке бакалавров-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION COMPETENCY / FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / NONLINGUISTIC UNIVERSITY / INFORMATION SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосельцева Наталья Владимировна

В данной работе анализируется содержание информационной компетенции, формируемой в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает основные признаки информационной компетенции, а также компоненты, навыки, умения и способы деятельности, составляющие содержательную основу информационной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the importance of information competency development in the process of foreign language teaching during law bachelors training course

The article analyzes the information competency content that is developed during foreign language teaching in nonlinguistic university. The author considers the main characteristics of information competency as well as its components, learning skills and work methods that constitute content base of information competency.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку при подготовке бакалавров-юристов»

ность образования, появление конкуренции на рынке труда, особенности информационной эпохи, процессы информатизации и глобализации, мультикультурализма [4] и плюрализма, кризис природы и кризис человека и т. д.

Профессиональное самоопределение человека в настоящее время представляет собой педагогическую проблему, разрешение которой требует кардинально новых подходов. Человек должен измениться как профессионал, способный в своей профессиональной деятельности

внести вклад в разрешение глобальных кризисов.

Литература

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сдовникова Н. О. Проф-ориенталогия: теория и практика. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006.

3. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. -М. : Аспект Пресс, 2007.

4. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004.

5. Очиров М. Н., Цыбикова Л. Х. Дети и природа: стратегия взаимодействия: монография. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2012.

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru

Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of education, Buryat State University, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru

УДК 37.016:811

© Н. В. Новосельцева

О необходимости формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку при подготовке бакалавров-юристов

В данной работе анализируется содержание информационной компетенции, формируемой в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает основные признаки информационной компетенции, а также компоненты, навыки, умения и способы деятельности, составляющие содержательную основу информационной компетенции.

Ключевые слова: информационная компетенция, иноязычная информационная компетенция, обучение иностранным языкам, неязыковой вуз, поиск информации.

N. V. Novoseltceva

On the importance of information competency development in the process of foreign language teaching during law bachelors training course

The article analyzes the information competency content that is developed during foreign language teaching in nonlinguistic university. The author considers the main characteristics of information competency as well as its components, learning skills and work methods that constitute content base of information competency.

Keywords: information competency, foreign language information competency, foreign language teaching, nonlinguistic university, information search.

Процесс перехода от индустриального общества к обществу информационному способствовал оформлению новой среды человеческого общения - информационного пространства. Оно трактуется как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, которые обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [2].

Огромный поток информации, который увеличивается и меняется с каждым днем, требует от студентов наличия определенных умений для эффективной работы с поступающей информацией в учебной и профессиональной деятельности. Таким образом, «одной из приоритетных

целей высшего образования становится подготовка таких профессионалов, от которых требуются способность постоянно приобретать новые знания и умения, умения ориентироваться в информационной среде» [6, с. 145]. В связи с этим обстоятельством стоит отметить, что одной из ключевых компетенций, с учетом которых осуществляется обучение в вузах в настоящее время, является информационная компетенция (ИК). Процессы глобализации открывают доступ к информации на иностранном языке, умение работать с которой является обязательным условием для профессионального роста и успешной карьеры специалиста.

Мы считаем, что особенное внимание к формированию информационной компетенции на иностранном языке должно быть уделено сту-

дентам неязыкового вуза в силу специфики последнего (ограниченное количество часов на преподавание иностранного языка, сравнительно невысокая степень предрасположенности к изучению иностранного языка и различный уровень мотивации у студентов неязыковых факультетов, вместе с тем необходимость студентов работать с информационно насыщенными текстами на иностранном языке). В данных условиях основной целью становится поиск наиболее эффективных способов и средств формирования рассматриваемой компетенции.

Цель нашей работы - раскрыть содержательную сторону информационной компетенции, а также выявить степень сформированности ее некоторых компонентов в процессе подготовки бакалавров-юристов.

Среди поставленных задач для достижения обозначенной цели нужно выделить следующие:

1) на основе имеющихся определений предложить собственное объяснение информационной компетенции;

2) выявить основные содержательные компоненты информационной компетенции, в том числе необходимые для работы с информацией на иностранном языке;

3) на основе данных, полученных в результате исследования, проведенного среди студентов первого курса юридического факультета, рассмотреть степень сформированности у них информационной компетенции по отдельным критериям.

Анализ имеющихся исследований, проводимых в данной области, показывает, что понятие «информационная компетенция» имеет несколько различные определения у разных ученых. Так, одни, на наш взгляд, отождествляют понятие ИК с ИКТ-компетенцией (компетенцией в области информационно-коммуникационных технологий) [14] либо рассматривают информационно-коммуникационную компетенцию отдельно [7]. Другие же предлагают делать акцент «на поиск, анализ и отбор необходимой информации и лишь частично принимать во внимание техническую сторону данного вопроса», отмечая, что в обществе намного важнее «уметь находить нужную информацию, критически оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать ее» [11, с. 480]. Нам же ближе те дефиниции, которые в определенной степени объединяют упомянутые трактовки, и предполагают наличие в составе информационной компетенции как умений работать с информацией, так и умений осваивать современные информационно-телекоммуникационные технологии. Рас-

смотрим несколько таких определений ниже.

В работе [12] авторы утверждают, что информационная компетенция - одна из ключевых компетенций, обозначающая «владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения в образовательном процессе, а также критическое отношение к распространяемой информации» [12, с. 25].

Л. К. Раицкая определяет информационную компетенцию как «знания, умения, навыки и способности человека по работе с получением, накоплением, передачей, кодированием, декодированием и преобразованием информации на существующих носителях», но отмечает, что «содержание информационной компетенции по ряду аспектов совпадает с ИКТ-компетенцией» [10, с. 29]. Е. М. Паранина отмечает, что содержательная характеристика информационной компетентности специалиста представаляет «профессионально значимую интегративную черту, позволяющую ориентироваться в информационном пространстве, эффективно выполнять действия в области поиска, оценки, использования и хранения полученной информации с помощью информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности» [8, с. 2795]. По мнению В. В. Краевского и А. В. Хуторского, информационная компетенция - это умение пользоваться современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача [5].

Основываясь на этих и подобных толкованиях данной компетенции, мы считаем, что в самом общем смысле информационная компетенция включает в себя умения искать, отбирать, анализировать, хранить и передавать необходимую информацию как на родном, так и на иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий.

Нужно подчеркнуть, что в современных федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования в требованиях к подготовке будущих специалистов выделяется ряд компетенций, связанных с работой с информацией. Так, к примеру, проект ФГОС 3+ по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификации «Бакалавр» устанавливает, что выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации должен обладать следующими обще-

культурными компетенциями (ОК): способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); и следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5) [1].

Из требований к стандарту видно, что прописанные ОК и ОПК соотносятся с представлениями об информационной компетенции. Мы полагаем, что выполнить требования к овладению данными компетенциями возможно за счет формирования информационной компетенции.

В целях первоначального выявления степени сформированности ИК в одной из групп уровня Рге-1п1егте&а1е на 1-м курсе юридического факультета БГУ было проведено мини-исследование. Студентам было предложено выполнить небольшое языковое задание, которое предполагало поиск и техническую обработку материала, как на русском, так и на английском языках. А затем была предложена анкета из 21 вопроса, студентам нужно было оценить то, насколько они справились с конкретным заданием, и дать оценку своему уровню сформированно-сти ИК (по некоторым составляющим).

Таким образом, по результатам самоанализа практической части с языковым заданием полностью справилось более половины студентов -58%, частично - 33,3%, не справилось с заданием - 8,3%.

По результатам проверки задания преподавателем, с учетом качества выполненного задания, эти цифры немного отличаются и составляют 50, 25 и 25%, соответственно.

Что касается самооценки степени владения ИК по осуществлению и поиску информации самостоятельно (преимущественно в сети Интернет), то 92% всех опрошенных ответили, что они достаточно владеют навыками поиска информации. При этом среди них у не справившихся либо частично справившихся с заданием студентов не было ни одного ответа «нет» по вышеназванному пункту. Оставшиеся 8% приходятся на тех студентов, которые вполне успешно выполнили задание. Только 25% всех опрошенных ответили, что им требуется помощь

преподавателя в поиске информации. При этом среди них только 4% - это те, кто не выполнил задание или частично выполнил задание по результатам самоанализа.

Анализ результатов исследования позволил выявить некоторые противоречия. Несмотря на то, что большинство опрошенных студентов уверены, что они могут успешно осуществлять поиск и обработку информации, практика показывает, что не все они действительно справляются с поставленными задачами, связанными с этими умениями по работе с информацией и ее источниками. Данное противоречие, по нашему мнению, возможно устранить за счет формирования у студентов вуза информационной компетенции.

В связи с этим представляется необходимым раскрыть содержательную сторону информационной компетенции, которая рассматривается в научных трудах как с точки зрения составляющих ее компонентов, так и сквозь призму определяющих ее критериев.

Так, структура иноязычной информационной компетенции, которую мы считаем вариантом информационной компетенции, в одних работах представлена следующими компонентами: информационно-поисковый, лингвистический, операционно-деятельностный, этический и мо-тивационный [9]. В других информационная компетенция включает: 1) готовность к проявлению компетенции; 2) владение знанием содержания компетенции; 3) опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; 4) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения; 5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетенции [11]. В некоторых источниках отмечается, что ИК состоит из когнитивного, ценностно-мотивационного, технико-технологического, коммуникативного и рефлексивного компонентов [13]. Анализ работ [9], [11], [13] позволяет выделить следующие компоненты в структуре информационной/иноязычной информационной компетенции: инструментально-технический, когнитивный, мотивационный, ценностно-смысловой, рефлексивный. На основе анализа работ [11, 14] содержание данных компонентов можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Содержание компонентов информационной/иноязычной информационной компетенции

Название компонента Некоторые составляющие компонента

Инструментально-технический - технологическая грамотность как способность использовать новые средства для эффективного получения и передачи информации; - умение работать с текстом - владение техникой свертывания и развертывания информации, способность выбирать соответствующий тип и стиль текстов, соблюдение логичности и последовательности; - совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества; - медиакомпетенция как способность производить и распространять контент любым аудиториям в произвольном формате.

Когнитивный - опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов; - опыт отношений «человек - компьютер». - знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности.

Мотивационный - мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умения и навыки в области технических, программных средств и информации; - информационную мотивация - интерес к работе с информацией, осознание потребности работы с информационными технологиями, которые призваны усовершенствовать процесс поиска и обработки информации.

Ценностно-смысловой - информационная грамотность как способность находить, организовывать, отбирать, обрабатывать и использовать информацию; - критическое мышление как способность критически оценивать достоверность информации, формировать на этой основе правильные выводы; - информационная этика как способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе; - интерес к чтению - готовность и желание читать тексты разных типов и стилей;

Рефлексивный - способность к самоанализу - готовность и умение анализировать полученные результаты, умение оценить степень успешности полученных результатов, готовность совершенствовать свои знания на основе самоанализа

Киселева рассматривает ИК как составляющую познавательных универсальных учебных действий (УУД) и предлагает критерии сформи-рованности ИК в виде позиций относительно действия и учитывает его уровень, полноту, разумность, сознательность, обобщенность, критичность, освоенность [3, с. 66].

На основе исследований в области составляющих информационную компетенцию навыков и умений, представленных в трудах Утени-на, и иноязычную информационную компетенцию, данных в работах Л. К. Раицкой и Е. В. Корсаковой [4], можно выделить такие навыки, умения и способы деятельности, как:

- представление о видах информации и информационных ресурсов на иностранном языке, данных и метаданных;

- ориентирование в информационных сетях, прежде всего в информационно-коммуникационной сети Интернет, включая ее сектор на изучаемом иностранном языке;

- знакомство с терминологией Интернета и информационно-коммуникационными техноло-

гиями на изучаемом языке в пределах, необходимых для работы с информационными источниками;

- изучение особенностей письменной речи (официальный, неофициальный, научный и пр. стили) на изучаемом языке в сопоставлении с устной речью тех же стилей;

- ознакомление с особенностями библиографических описаний источников информации на изучаемом языке в сопоставлении с русским языком, с особенностями цитирования;

- получение представления о работе в библиотеках (в том числе электронных) и репозито-риях, расположенных в странах изучаемого языка или в секторе Интернета, ориентированном на изучаемый язык;

- навыки чтения (аналитического, просмотрового, поискового, с экрана компьютера) и скорочтения;

- навыки структурирования текста на иностранном языке;

- навыки письменной речи и письменной коммуникации на иностранном языке;

- умение эффективно получить доступ к не-

обходимой информации;

- умение критически оценивать как саму информацию, так и ее источники;

- умение правильно внести полученную информацию в систему собственных знаний;

- умение эффективно применять информацию для решения специализированных задач;

- понимание проблем, связанных с использованием информации;

- творческий подход к поиску и применению информации;

- критическое определение адекватности/неадекватности информации;

- взаимодействие с людьми и окружающим миром посредством информационных технологий;

Литература

1. Ведомственный приказ «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://regulation.gov.ru/project/10105

2. Информационное пространство [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23454

3. Киселева Т. Г. Оценка информационной компетентности учащихся // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. - 2011. Т. 2, № 3. - С. 65- 67.

4. Корсакова Е. В. Иноязычная информационная компетенция как цель обучения взрослых слушателей языковых курсов // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - 2008. - № 30(67). -С. 390-393.

5. Краевский В. В. Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2007. - 352 с.

6. Орбодоева Л. М. Профессиональный интеллект в структуре вузовского учебника иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. -

- осуществление информационной деятельности в различных режимах;

- использование полученной информации в соответствии с конкретными целями.

Опираясь на работы Т. Е. Киселевой, можно привести способы деятельности и умений информационной компетенции по уровням (табл. 2).

По нашему мнению, одним из непременных условий развития информационной/иноязычной информационной компетенции студентов вуза, следовательно, их академических и профессиональных достижений будет формирование и систематическое развитие приведенных навыков и умений.

2

2013. - Вып. 15. - С. 143-148.

7. Панкова Т. В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза // Социально-антропологические проблемы информационного общества. - 2013. - Вып. 1. [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://e-koncept.ru/teleconf/64042.html

8. Паранина Е. М. Технология развития информационной компетентности студентов - будущих юристов (на материале обучения английскому языку) // Фундаментальные исследования. - 2013. - №10. - С. 2794- 2797.

9. Печинская Л. И. Формирование иноязычной информационной компетенции у студентов технических вузов: в рамках курса дисциплины «Иностранный язык» : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 211 с.

10. Раицкая Л. К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2010. - №2. - С. 28-36.

11. Роганина Е. А. Развитие информационной компетенции в иноязычной подготовке будущего лингвиста-преподавателя // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №4(18). -С. 479-481.

Таблица

Содержание информационной компетенции по уровням

Уровни Содержание

Базовый - общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; - способы нахождения необходимой информации; - репродуктивное воспроизведение обобщенных учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности.

Надбазовый - умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с ней; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию; - умение и способность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности

Продвинутый (творческий) - умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую незнакомую ситуацию; - полностью самостоятельное выполнение деятельности; - умение и способность оказать помощь другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия.

Д. Нямжав, Б. Цэндсурэн, Н. Дуламжав, Д. С. Молхы. Субъектификация природных объектов в обучении монгольских студентов_

12. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Формирование информационной компетенции студентов языковых специальностей // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 11(67). - С. 24- 33.

13. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. - 2005. - 10 сент. [Электронный ресурс] - URL : http://www.eidos.ru/iournal/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005/0910-11.html

14. Утенин М. В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета // Вестник ОГУ. - 2006. - Т.1, №6. - С.42-47.

Новосельцева Наталья Владимировна, преподаватель Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]

Novoseltseva Natalia Vladimirovna, lecturer, Buryat State University, e-mail: [email protected]

УДК 378.016:502(517.3)

© Д. Нямжав, Б. Цэндсурэн, Н. Дуламжав, Д. С. Молхы Субъектификация природных объектов в обучении монгольских студентов*

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Экоцентрическое взаимодействие человека с природой как фактор преодоления экологического кризиса», проект № 14-27-03001.

В работе приведена методика атрибуции субъектности лошади. Субъектификация в узком смысле слова, избранная авторами, является наиболее приемлемой при формировании экоцентрического взаимодействия студентов с миром природы.

Ключевые слова: экоцентрическое сознание, субъктификация в узком смысле слова, экологическая целесообразность.

D. Nyamzhav, B. Tsendsuren, N. Dulamzhav, D. S.Molkhy Subjectification of natural objects while teaching the Mongolian students

The paper describes a method of attribution of horse subjectivity. Subjectification in the narrow sense of the word, chosen by the authors, is the most acceptable in the formation of ecocentric student interaction with the world of nature.

Keywords: ecocentric consciousness, subjectification in the narrow sense of the word, ecological expediency.

Для преодоления экологического кризиса необходимо изменить систему взаимодействия человека с природой. Продолжающееся потребительское отношение к природе приведет к экологической катастрофе. Современная система взаимодействия с природой являестся антропоцентрической, поскольку высшей ценностью считается человек, а природа не признается ценностью. У нее нет самоценности, а ценность объектов природы определяется человеком в зависимости от того, насколько они ему полезны. Природа рассматривается только как источник удовлетворения потребностей человека, как его собственность.

Для утверждения нового типа взаимодействия с природой нужен новый тип личности, когда человек не будет противопоставлен природе, природа будет признана самоценной, природные объекты будут восприниматься человеком как полноправные партнеры по взаимодействию, которое будет ориентировано на экологическую целесообразность. Такой тип линости принято называть экоцентрическим, а систему ее взаимодействия с природой - экоцентрической.

Основой экоцентрического взаимодействия с природой является экоцентрическое сознание, которое определяет поведение человека, его

ориентированность на современное развитие человека и природы, на их коэволюцию. Другими словами, в основе экоцентрического взаимодействия человека и природы лежит их субъект-субъектное взаимодействие. Поэтому становится актуальной процедура субъектификации природных объектов, означающая наделение их свойствами, качествами и функциями субъект-ности. Тот, кто осуществил субъектификацию природного объекта, воспринимает его как субъект. Существуют различные формы субъек-тификации: анимизм, антропоморфизм и др. Наиболее употребительной является так называемая субъектификация в узком смысле слова. Она означает наделение природного объекта специфически субъектными функциями: обеспечивает воспринимающему переживание собственной личностной динамики; выступает опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы своих отношений с окружающим миром; становится для воспринимающего субъектом совместной деятельности и общения.

Когда природный объект в результате субъ-ектификации воспринимается как субъект, воспринимающий начинает по-другому относиться ко всей природе: он не будет противопоставлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.