Budaeva Tatiana Tchagdurovna, Namsaraev Sergey Dashinimaevich ON THE PECULIARITIES OF THE PRESCHOOL AND GENERAL ..
pedagogical sciences
УДК 373: 329(477):32.019.51
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ
© 2017
Будаева Татьяна Чагдуровна, кандидат педагогических наук Представительство Россотрудничества в Монголии (670000, Монголия, Улан-Батор, 12 микрорайон, ул. Токио, 39, e-mail: [email protected]) Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор Бурятский государственный университет (670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрываются особенности дошкольного и общего образования Монголии на основе анализа монгольских и российских исследований. Авторы статьи останавливаются на наиболее острых проблемах дошкольного образования Монголии, одной из которых, как и в России, является нехватка мест в государственных детских садах. В статье отмечаются меры, которые предпринимают законодательная и исполнительная власти Монголии по решению данной проблемы. Кроме того, авторы акцентируют внимание на инициативы местного уровня, которые позволяют минимизировать проблемы дошкольного образования Монголии. Особенности общего образования Монголии представляются в статье по уровням образования. Авторы анализируют положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе Монголии «Об образовании» 1991 года. Интерес представляет опыт учредительства учебных заведений общественными организациями частными лицами, иностранными организациями и фондами. Авторами исследованы возможности использования российского опыта участия общественности наряду с государством в управлении образованием, в частности, в оценке качества образования для более объективного анализа учебного процесса.
Ключевые слова: дошкольное образование, общее образование, уровни образования, российско-монгольское взаимодействие, сфера образования, международный рынок образования, участие общественности в управлении, оценка качества образования.
ON THE PECULIARITIES OF THE PRESCHOOL AND GENERAL EDUCFTION OF MONGOLIA
© 2017
Budaeva Tatiana Tchagdurovna, candidate of pedagogical sciences Rossotrudnichestvo representative office in Mongolia (670000, Mongolia, Ulan Bator, 12 Microdistrict, str. Tokyo, 39, e-mail: [email protected]) Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor
Buryat State University (670000, Russia, Ulan-Ude, street Smolina, 24A, e-mail:[email protected])
Abstract. The article reveals the features of preschool and general education of Mongolia on the basis of the analysis of Mongolian and Russian studies. The authors of the article focus on the most acute problems of pre-school education in Mongolia, one of which, like in Russia, is the lack of places in state kindergartens. The article notes the measures that the legislative and executive authorities of Mongolia are taking to address this problem. In addition, the authors focus on local level initiatives that minimize the problems of preschool education in Mongolia. Features of Mongolia's general education are presented in the article on levels of education. The authors analyze the provisions that determined the priorities in the educational sphere, are formulated in the law of Mongolia "On Education" of 1991. The experience of foundation of educational institutions by public organizations by private individuals, foreign organizations and foundations is of interest. The authors explored the possibilities of using the Russian experience of public participation along with the state in the management of education, in particular, in assessing the quality of education for a more objective analysis of the learning process.
Keywords: preschool education, general education, levels of education, Russian-Mongolian interaction, education, international education market, public participation in governance, education quality assessment.
В последние годы заметно возрос интерес исследователей к проблеме изучения монгольского образования. Это связано, в первую очередь, с изменением методологии научных исследований и расширением источнико-вой базы. Весомый вклад в разработку проблем образования Монголии внесли Б. Балдоо, Б. Самбу, Ц. Готов, Д.Б. Улымжиев, В.Ц. Ганжуров, Е.И. Лиштованный, Л.Л. Супрунова, и другие исследователи. Освещению тематики образования посвящены работы Б. Баярмаа, Н. Бэгза, 3. Монхдалая, Д. Батцэцэга, X. Дугэра, Ч. Пурэвдоржа.
Так, на основе проведенного сравнительного анализа российских и монгольских документов об образовании Р.Л. Балдаев утверждает, что «в основу системы образования Монгольской Народной Республики были положены принципы советской образовательной системы, советские педагоги оказали большую помощь в реализации принципов государственной образовательной политики» [3].
Новые подходы к истории образования содержатся в трудах 3. Баасанжава, Д. Ванчигсурена, Б. Даваасурэна, О. Пурэва и других. В данных работах отмечается, что монголы считают детей даром небес, родители относятся к своим детям с большим уважением и считают, что образование должно быть бережным. Дети воспитываются на почитании взрослых, обращаются к родителям только на "Вы", неукоснительно из поколения в поколе-
ние соблюдая обычаи общества.
В целом, на основе анализа исследований необходимо отметить, что образование всегда имело огромное значение для монголов, в современных монгольских семьях является приоритетным обеспечение детям качественного образования, начиная уже с дошкольного возраста.
В системе дошкольного образования Монголии функционирует 854 государственных и 504 частных детских сада. Минимальное количество детей в группе составляет 29 человек, максимальное количество в группах государственных детских садов может достигать до 55-60 детей.
По закону образование в детских садах предоставляется детям с двух до шести лет на основе принципа традиционного монгольского воспитания, когда через конкретную деятельность дети овладевают знаниями и формируют характер [11]. У монголов достижение цели воспитания осуществлялось, во-первых, благодаря раннему приобщению детей к традиционным видам производственной деятельности, практические знания и умения отличались высоким профессионализмом [9].
Наиболее острой проблемой в дошкольном образовании Монголии, как и в России, является нехватка мест в государственных детских садах. Выделяется еще одна проблема, связанная с тем, что один из монгольских законов запрещает обучение детей в садиках иностранно-
266
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Будаева Татьяна Чагдуровна, Намсараев Сергей Дашинимаевич ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
му языку. Он гласит, что все дошкольные учреждения должны вести занятия исключительно на монгольском, и это при том, что у монголов способность к языкам - на генетическом уровне. Несмотря на это, в Улан-Баторе насчитывается немало детских дошкольных заведений, в которых преподают русский, английский и другие языки. Родители, как правило, отдают детей в частные сады с целью обучения иностранным языкам и многие из них считают, что этот пункт закона стал противоречить интересам родителей.
Сегодня законодательная и исполнительная власти Монголии прилагают максимум усилий по решению проблем нехватки мест в детских садах. Так, с 1 января 2016 года вступил в силу закон по введению услуг няни, который сбалансирует потребность в дошкольном образовании и, как ожидается, создаст 15-30 тысяч рабочих мест. Согласно закону, 36 300 тугриков на питание и 70 500 для переменных затрат будет потрачено на одного ребенка в месяц. В общей сложности 10,8 млрд тугриков были вложены в бюджет 2016 года. Кроме того, частные садики стали настоящим спасением, которым государство выделяет на их частичное содержание, что повлекло за собой рост числа частных садов.
На заседании комитета Великого Государственного Хурала (ВГХ) по социальной политике, образованию, культуре и науке 6 июня 2017 года Депутат ВГХ Д.Сарангэрэл, возглавляющая рабочую группу, выступила с докладом и сообщила, что в стране 306 890 детей дошкольного возраста, но только 240 342 ребенка получают дошкольное образование в детских садах. Она отметила, что для решения данной проблемы необходимо построить 315 детских садов (в 2015 году было построено 47 детских садов на 5 820 детей дошкольного возраста).
Есть инициативы местного уровня, как, например, в префектуре Баянзурх г. Улан-Батор администрации детских садов ввели новый "опыт", который заключался в лотерее по счастливым номерам. Правда, новый опыт не прижился, поскольку вызвал только негативный отклик со стороны общественности.
Интересным решением проблемы в регионах Монголии является создание юрточных детских садов, когда скотоводы сами, а не по распоряжению вышестоящих органов, решили этот вопрос, самостоятельно организовав как минимум по два таких садика в каждом суме (районе) (Монголия административно делится на аймаки (области) и сумы (районы), всего в Монголии 315 сумов - ред.). Позже министерство образования Монголии взяло на себя расходы по зарплате учителей (они такие же, как в городах), а также оплачивает юрты и детское питание. Родители помогают дровами и покупают школьно-письменные принадлежности, кроме того, они берут на себя и иногда возникающие дополнительные расходы. Собственно за содержание ребенка в саду родители не платят. Такой юрточный детский сад в регионе Чулуут (сум (район) Эрдэне, аймак (область) Тев) успешно функционирует более десяти лет. В него ходят восемнадцать детей в возрасте от двух до семи лет. Все они находятся в одной юрте, но для занятий детей разбивают на группы по возрасту. Вообще же садик занимает две юрты: в одной - кухня и «дом» для воспитательницы (главной учительницы) и ее помощницы, в другой - дети.
Воспитание в юрточных садиках представлено классической цивилизацией кочевого образа жизни, он не только помогает современным семьям скотоводов, но и способствует сохранению национального достоинства и культуры Монголии. Детей в саду учат читать, считать, у них есть музыкальные занятия и физкультура.
Особое внимание в детских садах Монголии уделяется физическому состоянию ребенка. Так, в апреле 2017 года нам удалось наблюдать выступление дошколят на заключительном этапе соревнований по художественной гимнастике. Поражает масштаб организации со-
ревнований, которые проводятся с 1970 года уже в 47 раз по программе Главы администрации г. Улан-Батор. Огромный зал дворца спорта «Буянт Ухаа» ежегодно становится ареной удивительно красивых выступлений дошколят, где своё мастерство и таланты демонстрировали 690 детей из 23 детсадов 9 дистриктов столицы (всего приняло участие 2790 детей из 93 детских садов 9 дистриктов столицы). Столичный комитет по физкультуре и спорту каждые 2 года разрабатывает новые обязательные программы занятий детей детских садов, проводит среди воспитателей и методистов детских садов учебу и работу по повышению умений и навыков методики преподавания. По традиции за лучшие выступления дошколята были награждены кубками, медалями, грамотами и ценными подарками.
Обучение в монгольских школах в свете реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится (с 2008 года) в течение 12 лет при полном образовании, основное образование составляет 9 лет (9 классов). Начальная школа в Монголии является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В первом классе начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку, квадрат, треугольник, но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном и устном виде (похвала "хорошо", "отлично", "молодец" и т.д.). Со второго года дети получают оценки кредитной системы (если 90% -100% - А, 80%-89%- В, 70%-79% - С, 60%- 69%- D, 0%-59%- F). В народной монгольской педагогике все задачи, связанные с формированием личности, решаются на основе активного участия воспитуемого в трудовой жизни, что вполне согласуется с основными принципами традиционной народной системы воспитания.
Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе Монголии «Об образовании» 1991 года, где указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности» [5]. В соответствии с данным законом широкими полномочиями наделены местные органы самоуправления, в компетенцию которых входит создание и прекращение деятельности образовательных и культурно-просветительных учреждений, определение приоритетных направлений развития образования в своем регионе, выбор формы образования и обновление его содержания с учетом региональных особенностей, привлечение инвестиций, в том числе, иностранных.
Также право учреждения учебных заведений предоставлено общественным организациям, частным лицам, иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования: частные школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, учебные заведения, совместными учредителями которых являются монгольские и зарубежные организации.
Частные школы Монголии в основном созданы в столице Монголии, где по статистическим данным 2016 года 100 из 750 школ являются частными. Они решают проблему с нехваткой мест в средних школах, поскольку для бюджета постройка новых школ является достаточно затратной статьей. В 2015 году по госзаказу по стране были сданы в эксплуатацию всего 14 средних школ на 5 690 детей и 13 начальных школ на 2 460 детей.
Многие родители платят приличные деньги, чтобы их дети посещали эти школы, даже если правительство предлагает качественное и бесплатное образование в государственных школах. Плата за обучение в частных школах варьируется от 1,5 до 50 млн. тугриков (это примерно от 58 тыс. до 2 млн. рублей). Хотя эти материалы не являются официальными, ранжирование школ г. Улан-Батор является весьма востребованным для родителей, которые хотят выбрать лучшую школу для
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
267
Budaeva Tatiana Tchagdurovna, Namsaraev Sergey Dashinimaevich pedagogical
ON THE PECULIARITIES OF THE PRESCHOOL AND GENERAL ... sciences
своего ребенка - частную или государственную. Так в 2016 году по данным новостного сайта News.mn [13] составлен рейтинг школ на основе среднего балла выпускников (в том числе и тех, кто не сдавал ОВЭ - общие вступительные экзамены), по которому в Топ 10 школ вошли:
№ Школа Схоимость обучения Среднийоалл
(MNT) выпускников
1 Mongolian-Turkish School 7 000,000 243.8S
2 Russia-Mongolian School No.3 4 000.000 22439
3 Go ethe-Institute ; 500.000 192-89
4 Олонлог 4 500,000 192.45
5 Радуга 2 350,000 188.7
6 Школа №.93 0 181.66
1 Школа №. 1 0 165.2
S Шинэ Монгол 4200,000 14935
9 Hobby School 9 000,000 141.75
10 Школа Ж11 139.84
В данном рейтинге первую пятерку представляют частные учреждения, две из которых строят процесс обучения на русском языке. Число родителей, желающих отдать своих детей в школу Монголии с обучением на русском языке, пока сохраняется в достаточном количестве. По статистическим данным, около 6 000 учащихся в Монголии получают образование на русском языке. В настоящее время в Монголии имеется примерно 16 школ, использующих российские образовательные программы и с обучением на русском языке, из них в Улан-Баторе 9 школ разных форм собственности [10]. Больше половины учителей в таких школах - российские граждане, причем нередко это приезжающие на заработки педагоги из соседних с Монголией российских областей [10]. Однако этого явно недостаточно.
В ст. 46.1. 2. Закона об образовании Монголии указано, что «Родители / попечители / имеют право вносить предложения и пожелания в отношении деятельности школы и учителя» [4]. Кроме того, в статье 9.2. Закона о начальном и среднем образовании Монголии закреплено понятие «независимой оценки качества образования», а в статье 19.7. прописано, что при школе могут функционировать ученические и родительские организации.
В связи с тем, что в России наработан большой опыт участия общественности наряду с государством в оценке качества образования для более объективного анализа учебного процесса, многие монгольские школы взаимодействуют с российскими. Так, Комплексная школа Эрдмийн Ундраа в г. Улан-Батор (более 4000 учащихся), более 15 лет имеет тесные связи с Цагатуйской школой Бурятии, являющейся стажировочной площадкой по внедрению государственно-общественного управления образованием (ГОУ). В данной школе на основе российского опыта ГОУ оценка качества образования также проводится с участием родителей. По итогам мониторинга родителям предоставляется открытый публичный отчёт, в котором отмечается проблематика и пути повышения качества обучения. В комплексной школ на основе локальных актов по ГОУ Цагатуйской школы создана нормативная база ГОУ, в том числе, внутреннее Положение о распределении родителями стимулирующего фонда для поощрения учителей, по которому лучшие учителя, проявившие себя на уровне дистрикта, столицы и Монголии в целом, получают надбавку к зарплате в размере 15-100%. Если учащиеся конкретного учителя проявили себя, то учитель получает премиальные в размере 10-80 %. В данной школе также проведена работа по расширению полномочий общественных управляющих в управлении школой, повысилась их компетентность.
В Совместной Монголо-Российской школе также практикуется проведение ряда мероприятий по привлечению родителей к оценке качества образования. В целях повышения ответственности родителей за академическую успеваемость детей школа заключает договоры с родителями о взаимных обязательствах и ответственности, в школе проводятся открытые педагогические консультации для родителей, где учителя представляют «Калейдоскоп уроков», внедряется механизм независи-268
мой оценки качества образования в виде автоматического тестирования на основе программы «INDIGO», что позволяет расширить информационную среду школы с участием общественных управляющих, элементами которой стали электронный журнал, электронный дневник, сайт школы, на котором размещена вся информация о деятельности школы, в том числе, публичный отчет школы. В данном случае в рамках независимой системы оценки знаний учащихся родители начинают выступать в роли общественного эксперта деятельности школы. По результатам социологических опросов в течение последних 10 лет свыше 90% родителей удовлетворены качеством обучения в школе и неуклонно растет число родителей, желающих обучать детей в совместной Монголо-Российской школе, при поступлении в первый класс в конкурсе участвует свыше 600 детей. Это является признанием потребителями качества образовательных услуг российского образования, которое дает школа своим воспитанникам.
Таким образом, в системе дошкольного и общего образования Монголии устойчиво сохраняются национально-культурные стереотипы общения, порой уходя корнями в глубочайшую древность [2. C.13]. Они являются общепринятой социальной нормой, с помощью которой общество объединяет людей; унифицирует их образ жизни [3]. В настоящее время в новых социально-экономических условиях в Монголии начинается процесс вхождения в мировое образовательное пространство на демократических началах, которое требует радикального обновления нормативно-правовой базы, структуры, содержания образования и педагогического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баттогтох Д., Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуу-лэх овоос (Народные педагогические традиции). -1991.
- 96 х.
2. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура. Советская энциклопедия, 1978. - № 5.- С 13.
3. Балдаев Р.Л. Народное образование в Монгольской Народной Республике. - М.: Наука, 1971;
4. Боловсролтой холбогдох тогтоол, тушаал, ду-рэм, журмын эмхтгэл. III (Сборник правил, приказов и-постановлений об образовании, Вып. III). -Улаанбаатар: Гэгээрлийн яам, 1997. 232 х.
5. Боловсролын тухай Монгол Улсын хууль (Закон об образовании Монголии). Улаанбаатар, 1995. - 185 х.
6. Галактионова Н.А. Этнопедагогика: учебное пособие. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. - 144 с.
7. Гаадамба Ш, Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиол (Монгольский народный фольклор). // Улан-Батор, 1998.
8. Дашням Л. Монголчуудын хун бутээдэг ухаан. (Наука о воспитании и развитии человека в Монголии).
- Уланбатор, 2000. - 150 х.
9. Долгорсурен Б. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка: Автореферат. канд. психол. наук. - Москва, 2004.-20с.
10. Чулуунбат Д. Традиционное семейное воспитание детей в Монголии // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 151-153.
11. Цэвээн Ц. Боловсрол- УБ,1990.- №2.- Ху.108
12. Эрдэнэ-Очир Г. Ардын сурган хумуужуулэх зуй. (Народная педагогика). - Уланбатор: Гэгээрлийн яам, 1998. - 148 х.
13. http://asiarussia.ru/news/11686/
Статья поступила в редакцию 07.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)