ВЕСТНИКс
sетштшта оциологии
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.579
Социология образования:
многосменное школьное обучение в Улан-Баторе
Ссылка для цитирования: Оролмаа М.., Тэгшээ Б.., Дашзэвэг М. Социология образования: многосменное школьное обучение в Улан-Баторе // Вестник Института социологии. 2019. № 29. C. 107-124. DOI: http://dx.doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.579 For citas: Orolmaa M., Taegshaee B., Dashzaewaeg M. Sociology of education: multi-shift schooling in Ulaanbaatar. Vestnik Instituta Sotziologii. 2019. No 29. P. 107-124. DOI: http://dx.doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.579
Мунхбат Оролмаа
Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия
Бурэнжаргал Тэгшээ
Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия
Мунхтур Дашзэвэг
Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия
ВЕСТНИК®»'!
ттитцта оциологии
108
Социология образования: многосменное школьное обучение в Улан-Баторе
Аннотация. В статье проанализировано многосменное школьное обучение и его влияние на качество образования в городе Улан-Батор, Монголия. Показаны особенности, преимущества и недостатки многосменного школьного обучения, успеваемость учащихся в средней школе, удовлетворённость родителей и учеников качеством, доступностью образования, а также изучены мнения о многосменном школьном обучении. С распадом социалистической системы и переходом к рыночным отношениям многочисленные миграционные потоки из провинции в столицу привели к механическому приросту численности населения, в результате чего государственная политика по всеобщему вовлечению в школы всех детей шестилетнего возраста, а также процесс перехода от десятилетней системы обучения к новой двенадцатилетней столкнулись с возросшей нагрузкой, школы стали испытывать недостаток средств, дефицит учителей и учебного оборудования. В поисках решений этих проблем некоторые школы увеличили число учащихся в одном классе до 45 и более, а другие ввели третью смену обучения, ставшую обычной практикой для многих средних школ в Улан-Баторе. В рамках исследовательского проекта 2016 г. кафедра социологии и социальной работы Монгольского Государственного университета провела научно-исследовательскую работу по изучению многосменной системы школьного обучения, применив различные методы исследования (опрос, интервьюрирование, наблюдение и контент-анализ). В рамках исследования «Многосменность в средних школах в Улан-Баторе и качество образования», проведённого в 2016-17 гг., были использованы научные подходы структурного функционализма, феноменологии и теории обмена для анализа качественных и количественных данных. Многосменная система школьного обучения, особенно трёхсменная, создаёт большие проблемы. По данным нашего исследования, все основные заинтересованные стороны (учителя, родители и ученики) видят в ней негативное влияние на качество образования и ограничение возможностей учеников поступить в лучшие высшие учебные заведения, учащиеся школ с трёхсменной системой (по сравнению с двухсменной) получают на 20% меньше учебных часов. Трёхсменное обучение введено преимущественно в школах, которые посещают дети из уязвимых социальных групп. Такая практика создаёт социальную дискриминацию и нарушает права детей на равное и качественное образование. 17,9% респондентов, принявших участие в нашем исследовании, имеют доход менее 185 000 тугриков в месяц (равно 80 долларам США), а 5,4% не имеют никаких доходов. Трёхсменная
^ система школьного обучения отрицательно влияет на здоровье и безопасность школьной
среды, увеличивая рост заболеваемости среди детей и число прогулов.
<4
^ Ключевые слова: многосменное школьное обучение, качество образования, учащиеся, средняя школа, трёхсменное обучение
<4 01
По данным Национального комитета статистики Монголии 2016 г., более 1,4 млн чел., т. е. 44% от общей численности населения страны, живут в столице Улан-Батор1. Параллельно с ростом городского населения растут социально-экономические проблемы: бедность, безработица, загрязнение окружающей среды и т. д. Одной из острых социальных проблем является нехватка помещений для учащихся средних школ в Улан-Баторе.
Согласно статистическим данным, в 2017-18 уч. г., 6154 учащихся в 154 группах средних школ учатся в третью смену, что на 18 групп больше, чем в предыдущем году2. В государственной политике в сфере образования Монголии предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов в общеобразовательных школах к 2024 г. Организация образовательного процесса в одну смену позволит существенно повысить качество школьного обучения.
Традиционно в Монголии существуют многосменная и двухсменная системы обучения в средних школах. В социалистический период многосменное школьное обучение помогло Монголии охватить до 97% детей школьного возраста начальным и средним образованием. Основной целью многосменного обучения является увеличение школьных мест без нагрузки на бюджет страны, что позволяет использовать образовательные здания и приспособления для большего числа учеников. При двухсменной школьной системе первая группа учеников, как правило, посещает школу с раннего утра до середины дня, а вторая - с середины до конца дня. Каждая группа использует одни и те же здания, лабораторное оборудование и другие объекты. Эти две группы обучают разные преподаватели. В это же время в нескольких школах впервые была введена третья смена обучения как «вечерняя школа» или «школа рабочей молодёжи» для взрослых, не имеющих сертификата о среднем образовании.
После распада социалистической системы, миграция из провинции в Улан-Батор привела к приросту численности населения в городе. Государственная политика по всеобщему вовлечению в школы всех 6-леток и процесс перехода от 10-летней системы обучения к новой, 12-летней также увеличивают нагрузку на школьное образование: школы испытывают недостаток средств, учителей и оборудования. В поисках решения проблемы некоторые школы увеличили число учащихся в классе до 45 и более, а другие ввели третью смену обучения. В результате трёхсменная система стала обычной практикой для многих средних школ в столице.
На международном уровне вышеназванные формы не новы и были введены во многих развивающихся странах для повышения Ц доступа к школьному образованию. С одной стороны, многосменность
увеличивает доступность образования на начальной стадии ликвидации неграмности, но, с другой стороны, качество образования проигрывает.
.О
СЛ тН
О
(N
i О & т—I
J ^ 1 Национальный комитет статистики Монголии. URL: http://www.nso.mn [Дата по-
^ CM сещения: 15.05.2019].
Jjj 2 Министерство образования, науки и культуры. URL:http: //www.mecss.gov.mn/ [Дата
™ ^ посещения: 15.05.2019].
Исследователи из разных стран рассматривают качество и доступность образования как взаимосвязанные факторы. Качественное образование - один из немногих факторов, рост которого ведёт к повышению его доступности [Константиновский и др. 2006], что важно для социально уязвимых групп.
По мнению некоторых авторов, многосменное обучение - наилучшая практика в решении проблем образования в развивающихся странах. Она широко применяется как в бедных, так и в более благополучных странах, когда спрос на школьные места обгоняет имеющиеся мощности. Увеличение контингента учащихся при сдерживании затрат и поддержании качества преподавания - преобладающая практика образовательных процессов во всём мире [Bray 1989]. Двухсменная система дала доступ к образованию огромному количеству граждан из разных социальных групп и слоёв. Опыт показывает, что Монголия смогла победить неграмотность в сравнительно короткий период. Высокий уровень грамотности стал решающей мерой для повышения человеческого капитала нации. Исследования социальных стратификаций показывают, что грамотные люди могут в дальнейшем обучаться недорого; они, как правило, имеют более высокий социально-экономический статус и широко пользуются возможностями здравоохранения и рынка занятости [Гомбо, Мунхбат 2003].
Вместе с тем некоторые учёные выражают глубокую озабоченность в связи с многосменной системой обучения. Они считают её временной мерой для увеличения числа учащихся и повышения уровня грамотности беднейших слоёв общества, но её применение на постоянной основе может привести к ухудшению качества образования и даже «толкнуть» детей на улицу. Поскольку эта система обучения в основном предназначена для бедных семей, она несомненно приводит к социальной дискриминации. Обучение в две или три смены не позволяет качественно реализовать государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности и дополнительного образования.
По мнению Тоби Линден, «... такие школы дают худшее образование... В школы с двумя сменами обучения поступают преимущественно дети из бедных семей и, как следствие, такие школы рассматриваются как низшие; . их считают временной мерой, когда финансовые ресурсы правительства или родителей ограничены. Однако то, что начинается как временное, может стать постоянным» [Linden 2001]. ^ Другой проблемой многосменного обучения можно считать сокра-
q щение бюджета на образование. Политики и правительственные чинов-|| ники в развивающихся странах рассматривают многосменную систему
¡I сГ как метод эффективного использования людских и финансовых ресурсов, oj 11 оправдывающих расходы, тем самым сокращают уровень занятости в сек-^ § торе образования.
^ Многосменная система школьного обучения представляет собой
^ ^ спорный и проблемный вопрос. Эта система устраняет некоторые про-У 0| блемы, но создаёт другие. Монголия как страна, реализующая многосмен-QQ 2 ную систему школьного обучения, может внести большой вклад в изуче-
ние этой проблемы, если будет проводить научные исследования в данной области. Результаты исследований станут полезны для развития национальной стратегии в сфере образования (решения вопроса доступа к образованию, охвата школьным образованием детей отдалённых районов). Качество образования и сложные проблемы в этом секторе изучались, но до сих пор не были проведены независимые исследования многосменного обучения. Для устранения этого пробела кафедра социологии и социальной работы Монгольского Государственного университета провела научно-исследовательскую работу по изучению данной проблемы.
Методология исследования
Для анализа качественных и количественных данных исследования «Многосменность в средних школах в Улан-Баторе и качество образования», проведённого в 2016-17 гг., были использованы научные подходы структурного функционализма, феноменологии и теории обмена. Специфика темы исследования позволила применить различные методы (опрос, интервьюрирование, наблюдение и контент-анализ). В частности, нами были предприняты следующие предварительные шаги: 1) обзор литературы и вторичный анализ данных. Проанализировано несколько программных документов, таких как «Государственная политика в сфере образования», «Мастер-план на 2006-15 гг. Министерства образования, культуры и науки», Национальная программа «Образование», План действий правительства по отношению к образованию и Стратегия по борьбе с коррупцией в сфере образования (проект); 2) полуструктурированные интервью с экспертами, фокус-группы. В рамках этих методов были проведены 10 фокус-групп среди учителей школы и 10 экспертных интервью; 3) структурированный опрос учащихся и их родителей. Отбор респондентов произведён с помощью случайной многоступенчатой выборки.
Выборка состояла из двух групп. Первая - взрослые (родители, имеющие детей школьного возраста). Возраст родителей до 35 лет составлял 44,8%, 36-45 лет - 41,7%, выше 46 лет -13,2%. N=980 чел. Вторая группа - ученики целевых школ от 1-го по 11-й классы. Среди них учащиеся 1-5 классов составляли 37,9%, 6-8-го классов - 27,1% и 9-11-го классов - 35,0%. N=966 учеников.
Для выбора целевых школ мы использовали кластерную двух-
^ ступенчатую выборку: на первом этапе выбирались районы (хороны);
гН 1
на втором - школы в этих хоронах1.
|| Гч1 При отборе районов использовались критерии: 1) наиболее привле-
¡1 сГ кательные для мигрантов из сельской местности и 2) типы жилья. В соот-
11 ветствии с этим мы выбрали районы Улан-Батора: Сонгино-Хайрхан,
^ § Сухэ-Батор и Баянзурх. Большая часть населения этих трёх районов
^ живёт в юртах. Проживающие в квартирах представлены из районов
^ Хан-Уул и Чингэлтэй.
С ГЧ|
Ш 01 -
1 Хорон (монг. хороо) — самая малая административная единица Улан-Батора.
Школы выбирались в зависимости от количества смен обучения -трёх- и двухсменные (две и три школы соответственно).
История и нынешнее положение школьного обучения
Традиционно односменная система школьного обучения в Монголии не практиковалась. Только с появлением частных школ после 1990-х гг. этот вид обучения был введён в систему монгольского образования.
Двухсменная система школьного обучения была и остаётся главной организационной формой в начальных и средних школах Монголии. В этом исследовании мы сосредоточились на двух основных вопросах -многосменная система обучения и качество образования.
Под «многосменной системой школьного обучения» мы понимаем процесс организации занятий «конец-начало», т. е. одна группа учеников заканчивает свои уроки и освобождает помещения, а следующая группа начинает. Это и есть двухсменная форма школьного обучения. В некоторых случаях смены «накладываются» друг на друга: две (или более) группы учащихся в одно и то же время собираются в одном помещении. Такое положение дел мы называем трёхсменной системой. Каждая группа использует одни и те же здания, лабораторное оборудование и другие объекты.
До 1990-х гг. двухсменная система школьного образования была не единственной формой обучения в начальных и средних школах Монголии. Ученики старших классов (8, 9 и 10-й) занимались с 8.00 до 13.00, или в утренней смене, а младшие классы (с первого до 7-го) учились с 13.30 до 18.00. В некоторых школах были различные сочетания форм утренних или дневных смен. Начальное образование являлось обязательным и продолжалось четыре года. Школы начального, неполного и полного среднего уровней, как правило, не существовали по отдельности. Только 79 школ в Монголии предлагали начальное образование (в основном в отдалённых провинциальных районах), а также 232 восьмилетних школы - начальное и неполное среднее образование, которое являлось заключительным этапом обязательного школьного образования и продолжалось четыре года (в возрасте 12-16 лет). Выпускники-восьмиклассники имели право поступить в профессионально-технические училища. Можно было оставаться в школе ещё на О два года и получить полное среднее образование (17-18 лет). Классы
ll ^ полного среднего (не обязательного) образования подразделялись на Г
О общие и профессиональные/технические. По результатам академической
So Т—I
— успеваемости и вступительных экзаменов выпускники старших классов g q средней школы имели возможность поступить в университеты и институты, а также в профессионально-технические учебные заведения (ПТУ) ^ Гч1 или на работу. Существовал ряд ПТУ для выпусников неполной и полной
Ш OI средней школы, предоставлявших программы среднего профессиональ-СО Z
сл
ного образования для подготовки квалифицированных рабочих и техников. В этот период развития Монголии охват школьным образованием как в начальных, так и средних школах был очень высок (более 90%).
С 1990-х гг. охват школьным образованием упал из-за экономического кризиса в Монголии, и это продолжалось до 2000 г. В это время, в основном в провинции, из-за уменьшения числа учащихся школы стали работать в одну смену. Но в городах, особенно в столице Улан-Баторе, ситуация была совершенно иной. Миграция из провинции в столицу и, как результат, естественный, механический прирост городского населения привели к тому, что школы были перегружены. Чтобы справиться с этой проблемой, многие школы, в основном в отдалённых хоронах Улан-Батора, начали практиковать трёхсменную форму школьного обучения.
По данным Департамента образования Улан-Батора, в настоящее время в столице 30 средних школ имеют трёхсменную систему школьного обучения1. Параллельно с этим процессом заинтересованные стороны (учёные, учителя и родители) начали дискуссии о многосменной системе обучения, её влиянии на качество образования и его доступность.
По мнению Марка Брея [Bray 1989], многосменное школьное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К позитивным автор относит:
• увеличение числа школьных мест, что расширяет доступ к образованию и помогает правительству в достижении целей социальной справедливости;
• решение проблемы недостатка учителей, позволяющее властям более эффективно использовать ограниченные человеческие ресурсы;
• возможность повысить доходы учителей, а также снизить политическую напряжённость, которая возникает от низких базовых окладов;
• возможность снизить расходы бедных семей на оплату обучения детей. Многосменная система позволяет детям работать в течение нескольких часов в день. Так они помогают своим семьям заработать деньги и в то же время могут учиться;
• наличие вечерних смен позволяет учиться детям, которые должны работать в течение дня;
• возможность снизить переполненность классов, уменьшить ^ давление на спортивные сооружения, библиотеку, школьную столовую.
Негативными факторами Марк Брэй считает следующие:
Ц ^ • сокращение школьных часов, особенно в трёхсменной системе,
что идёт в ущерб качеству образования, потере времени на работу в классе \ I
се и внеклассную деятельность;
S jO • усталость учителей, работающих в две смены, что также сни-
5 ^ жает качество преподавания;
и ™ --—
Jjj Сборник статистических данных образования. Департамент образования
г.Улаанбаатара URL: http://www.edub.edu.mn [Дата посещения: 15.05.2019].
• порождение социальных проблем, возникающих из-за того, что дети проводят в школе короткое время, а потом бесцельно и неконтролируемо бродят по улицам.
На примере Монголии можно сделать вывод, что многосменная система школьного обучения имеет ряд достижений, хотя общественное мнение и заинтересованные стороны (учителя, родители, эксперты по образованию, учёные и исследователи) критикуют её, особенно трёхсменную, за отрицательное влияние на качество образования, снижение удовлетворённости учащихся и родителей.
Рассмотрим понятие «качество образования». Как правило, оно характеризуется следующими факторами:
• дети здоровы, хорошо накормлены и готовы активно учиться, процесс обучения поддерживается со стороны их семей и общин;
• здоровая и безопасная школьная среда, благоприятные условия обучения, защищённость и внимание к гендерным аспектам;
• адекватный контент учебных программ и материалов для приобретения базовых навыков (обучение грамоте, счёту и навыкам жизни), необходимых знаний в таких областях, как пол, здоровье, питание, профилактика ВИЧ/СПИДа;
• методы обучения, ориентированные на ребёнка; умелое управление поведением детей, воспитание у них уважения к товарищам с целью облегчения процесса обучения и сокращения неравенства;
• полученные знания соответствуют национальным интересам и направлены на воспитание патриотизма и позитивное участие в жизни общества.
Таким образом, образование предстаёт как сложная система, включающая политический, культурный и экономический контексты, являющиеся в то же время взаимозависимыми и взаимовлияющими.
В соответствии с целями нашего исследования мы ограничили определение «качество образования» пределами возможности школьных ресурсов и преподавательского состава. В нашем понимании «качество образования» означает здоровые, безопасные и защищённые условия обучения и его обеспечение адекватными ресурсами и средствами.
^ Mногосменная система школьного обучения
гн и её проблемы
о
Ч! ^ тз
|о В рамках нашего исследования мы провели как качественный,
|| 5 так и количественный анализ, опросив учителей, родителей и учени-
. ^-О \ I
— ков, сосредоточив внимание на многосменной системе обучения, осо-
^ 0 бенно трёхсменной.
| I— Исследования показывают, что учителя и родители дают ей про-
Н ру]4 тивоположные оценки. По мнению учителей, третья смена оказывает
Ш 01 негативное влияние на результаты образования, она небезопасна и плохо
В® - сказывается на окружающей среде внутри школы.
СЛ тН
О
11 ™
И
|S о
i? r-i
Родители также признают, что трёхсменный режим обучения негативно влияет на качество образования: 56% родителей винят в недостатке знаний своих детей сниженное количество учебных часов и внеклассных занятий. Среди основных причин они называют отсутствие классных кабинетов, нехватку учителей и переполненность классов. По их мнению, двухсменная система не имеет таких сильных негативных влияний на качество образования.
В соответствии с международным опытом не существует прямой связи между двухсменной системой обучения и качеством образования. Как было отмечено в публикации Всемирного банка: «Не существует значительно убедительных доказательств недостатков познавательных достижений при двухсменном школьном обучении. Имеющиеся данные не показывают значительного когнитивного отставания учащихся, которые занимаются в две смены. Недавнее исследование вечерних смен средней школы в Бразилии подтвердило этот факт [Secondary Education ... 2000].
Трёхсменная система школьного обучения, согласно нашим исследованиям, негативно сказывается на успеваемости учащихся по нескольким причинам.
Во-первых, мало времени отводится на дополнительные занятия. Более половины учеников, посещающих школу в третью смену, говорят, что они не могут принимать участия во внеклассных и дополнительных занятиях. Согласно фокус-группам и контент-анализу, в трёхсменной системе учащиеся получают на 20% меньше дополнительных занятий, чем в школах с двухсменным обучением.
В отдалённом районе Улан-Батора люди живут в основном в традиционных жилищах, где выполнение домашнего задания затруднено нехваткой учебного пространства. Кроме того, из-за домашнего насилия со стороны пьяных родителей дети не имеют возможности учиться у себя дома [Secondary Education . 2000].
Следовательно, если ученики не могут иметь дополнительные учебные часы в школах, их успеваемость сильно страдает. Этим не удовлетворены и родители.
Подтверждается и вывод о том, что число учащихся в одном классе влияет на общее количество часов внеклассного обучения. Как видно из таблицы 1, по мере увеличения числа учеников в одном классе, процент проведения внеклассных занятий падает.
Таблица 1
Число учащихся и учебные часы, %
Number of pupils and class periods, %
Число учащихся Менее 1 часа в неделю Менее 2-3 часов в неделю Менее 4-5 часов в неделю Не занимаются таким видом деятельности Другое
До 25 учеников 20,0 25,7 20,0 31,4 2,9
От 26-до 35 учеников 8,7 28,2 22,1 35,4 5,6
От 36 до 45 23,8 23,1 11,5 30,8 10,8
46 и больше 0,0 75,4 0,0 24,6 0,0
Результаты фокус-групп среди учителей подтверждают, что трёхсменная система обучения создаёт следующие проблемы:
• невозможность индивидуальных занятий;
• недостаточное количество классных кабинетов для консультаций и занятий;
• высокая нагрузка на учителей, не позволяющая давать ученикам материал больше учебной программы;
• недостаток времени и финансовых ресурсов для повышения квалификации учителей.
Во-вторых, трёхсменная система школьного обучения отрицательно влияет на здоровье школьной среды. Согласно интервью и фокус-группам, для уборки в классе и кондиционирования воздуха просто нет времени, что повышает уязвимость детей перед различными заболеваниями.
Данные из Китая, Гвинеи, Индии и Мексики показывают, что здоровая окружающая среда школьных помещений способствует сокращению прогулов и повышает внимательность, а детская заболеваемость является основной причиной пропуска занятий [Carrón, Chau 1996]. Результаты наших исследований также подтверждают этот вывод.
В-третьих, трёхсменная система школьного обучения становится причиной насилия в отношении детей на улицах. Уроки заканчиваются, когда на улице уже темно. В юрточном районе освещение улиц слабое, нет удобного транспорта, детям приходится идти домой пешком, из-за чего они становятся лёгкими жертвами мелких преступлений и насилий. Однако, к сожалению, точных данных по этому вопросу нет, т. к. подчас дети и их родители не заявляют о преступлении в полицию. Из-за страха подвергнуться нападению или насилию на улицах дети отказываются ходить в школу, что значительно повышает уровень школьной непосещаемости.
И, в-четвёртых, трёхсменная система ограничивает социальную активность детей. Традиционно школы в Монголии играют важную роль в детской социализации и их культурном, эстетическом развитии. Трёхсменный режим обучения не даёт возможности проводить в школах различные культурные мероприятия. В 1995-2000 гг. общественные заведения для детских мероприятий были закрыты и переданы другим ^ бизнес-организациям. Например, банк взял здание детской библиотеки, фондовая биржа разместилась в детском кинотеатре. Кроме того, многие ¡i г\1 детские площадки были разрушены и превращены в гаражи или отданы |i строительным организациям. В настоящее время осталось очень мало
Jo г-\ мест для внешкольной активности детей. Такая ситуация вынуждает § многих подростков бесцельно бродить по улицам, подтверждая вывод, S ^О Что в Улан-Баторе нет благоприятной среды для детей. Новые развлека-¡ тельные центры платные, дорогостоящие для подростков, поэтому боль-
ГМ
шинство детей не могут пользоваться их услугами.
Многосменное школьное обучение и качество образования: заинтересованные стороны
В основном школу для своих детей выбирают родители; 60% из них ответили, что стараются найти её вблизи дома; 20% сделали выбор в соответствии с рекомендациями друзей и родственников. Только 14% родителей ориентируются на показатели вступительных экзаменов в вузы или национального единого теста (см. рис. 1).
СЛ тН
О
11 ™
И
|£ О
i? r-i
Стараются найти её вблизи дома
Сделали выбор в соответствии с рекомендациями друзей
Повлияло решение наших родителей и родственников
Повлияли советы экспертов по I 1,4 образованию 0,8
Репутация школы повлияла на меня
55
10,7 8,9
0,8
13
8,9
Нет денег для частной школы
Там нет шансов сдать экзамены успешно и поступить в университет
Дриугие
■ Учашиеся ■ Родители
Рис. 1 Причины выбора той или иной школы родителями и детьми
Diagram 1. Reasons for the choice of the school by parents and children
По мнению трети учащихся (35,4%), они выбрали свою школу потому, что она рядом с домом, и 30,2% - по решению родителей.
Несмотря на то, что 69,6% учащихся намерены поступить в университет или колледж после окончания средней школы, только пятая часть из них (13,1%) и 14% родителей при выборе школы принимали во внимание результативность обучения в ней для вступительных экзаменов в высшие учебные заведения (см. рис. 2).
6
СЛ тН
О
11 ™
И
|S о
i? r-i
Будуработать 1
Пойду служить в армии 5
Поступлю в профессиональный колледж 8
Буду учиться в вузе 70
Рис. 2. Планы учащихся после школы Diagram 2. Plans of pupils after school
Для такого результата есть несколько причин. Во-первых, по закону ученики должны ходить в школы в соответствии с адресом проживания. Во-вторых, родители не могут позволить себе отправить своих детей в частные или государственные школы с платным обучением по причине низких доходов в семье. Большинство респондентов в нашем опросе оказалось из группы с низким уровнем дохода: 62,2% из них имеют доход до 300 000 тугриков в месяц, что соответствует $220, а 17,9% и того ниже ($80). В-третьих, если дети учатся в удалённых от дома школах, необходимо ежедневно отводить и забирать их, но родители не имеют на это времени, т. к. оба работают.
Отметим, что «очень удовлетворены» успеваемостью своих детей в школе 15,1% респондентов и 57% «удовлетворены». В то же время 27,9% родителей «удовлетворены мало» или «не удовлетворены». Их не устраивает количество учащихся в одном классе (35%), смена школьного обучения (31%), среда и условия обучения (29%), качество дополнительных занятий (25%).
Несмотря на то, что число учащихся в начальной и средней школах значительно увеличилось за последние годы, строительство новых школ часто не успевает соответствовать этому росту. Поэтому приходится увеличивать количество учащихся в классе и нагрузку на одного учителя. В 1995 г. ЮНИСЕФ провёл исследование в 14 наименее развитых странах, установив, что размеры класса колебались от менее чем 30 учащихся в сельских и городских районах Бутана, Мадагаскара и Мальдив до 73 - в сельских районах Непала и 118 - в Экваториальной Гвинее [Postlewaithe 1998].
Исследование показало, что наполняемость классов непосредственно связана с успеваемостью учащихся, т. к. многие школы ещё не вступили в личностно-ориентированную практику, которая является краеугольным камнем учебной программы среднего образования, выдви-
нутой Министерством образования Монголии. Большинство учителей работают традиционным способом: «монолог учителя - пассивный приём учащихся». Это отрицательно влияет на развитие критического мышления и творческих способностей детей.
Несмотря на то, что 72,1% родителей были удовлетворены школьной успеваемостью своих детей, почти каждый второй родитель (48%) готов поменять школу, если будут лучшие варианты. Среди положительных ответов (51,3%) более 75% составляют родители, чьи дети посещают школы юрточного района. Родители готовые поменять школу и объясняют это тем, что в квартирных районах школы дают более качественное обучение, чем расположенные в традиционных юрточных районах.
В ходе количественного исследования мы попросили родителей попредметно оценить качество образования в школе, где учатся их дети (см. таблицу 2).
Таблица 2
Оценка родителями основных учебных дисциплин, %
Assessment of the main education disciplines by parents, %o
Название дисциплины Очень хорошо Хорошо Средне Плохо Очень плохо
Математика 20,9 50,1 18,5 10,0 0,5
Естественные науки 9,3 56,3 30,5 3,5 0,4
Иностранный язык 13,4 38,8 37,8 7,9 2,1
Информатика 11,6 35,2 38,5 8,6 6,2
Социальные науки 10,3 42,5 43,4 3,2 0,6
Технические знания 9,6 38,9 43,5 7,5 0,5
Только один из пяти родителей оценивает качество образования как «плохо» или «очень плохо». Например, положительная оценка родителей, чьи дети учатся в 1-5-м классах, достигает почти 70%. Этот показатель уменьшается в 9-11 классах до 56%. Следовательно, родители становятся всё более критичны к успеваемости своих детей и не доверяют их оценкам. К сожалению, практика завышения баллов становится распространённым явлением в школах. Не удивительно недоумение родителей, когда их дети получают низкие оценки на вступительных экзаменах в вузы.
Далее мы попросили родителей оценить школьную среду по ^ нескольким параметрам: 1 - внешняя среда; 2 - учебное оборудование; ^ 3 - социально-психологическая среда; 4 - комфортность кабинетов; 4 -Гч1 другое (см. рис. 3). || о* Родители положительно оценили комфортность классов
«Л («отлично» - 46% и «хорошо» - 10.9), но негативно отнеслись к нагрузке
^ | и количеству учеников в классе («очень плохо» - 7.7%, «плохо» - 13.8). 5 £ Большая часть показателей - средние, и это даёт основание полагать, что ^ ^ многим родителям хотелось бы иметь более комфортную среду обучения
■ I
ГМ
для своих детей.
СЛ тН
О
11 ™
И
|S о
i? r-i
Школьная среда
Учебноеоборудование
Социально-психологическая среда школы
Комфортность классов
Нагрузка и количество учеников в классе
Другие
■ Отлично ■ Хорошо ■ Средне ■ Плохо ■ Очень плохо
Рис. 3. Оценка школьной среды Diagram 3. Assessment of the school environment
Родители оценили уровень развития критического мышления у детей, их умение работать в команде и наличие у них навыков социализации. Оценки показали, что школа развивает навыки критического мышления очень хорошо (14,6%), хорошо (42,4%), средне (7,8%), плохо (7,8%) и очень плохо (1,5%); навыки самостоятельной и командной работы - хорошо (44,8%), средне (33,6%) и очень хорошо (14,6%); чувство ответственности - очень хорошо (12,2%), хорошо (41,5), средне (35,8%), плохо (9,4%) и очень плохо (1,0%). По оценкам респондентов можно сделать вывод, что навыки критического мышления, самостоятельной и командной работы, отвенности, наиболее востребованные на мировом рынке труда, довольно успешно даются в школах Улан-Батора.
Родители в целом оценивают знания детей и качество работы учителей позитивно: более 67% дают им оценку «хорошо» и 20% -«средне». В последние годы растут тренинги среди школьных учителей. Это создаёт возможности для повышения их квалификации, что положительно влияет на оценку труда учителей.
Заключение
Многосменная система школьного обучения, особенно двухсменная, даёт некоторые преимущества и доступ к образованию большей части населения в определённый социально-экономический период развития страны.
Как показывает монгольский опыт, двухсменная система школьного обучения помогла стране двигаться в направлении всеобщего охвата детей школьного возраста начальным и средним образованием. После распада социалистической системы Монголия попала в очень сложный переходный период, который серьёзно ударил по сектору образования. Многие учителя решили отказаться от своих рабочих мест из-за отсутствия доходов и ушли в другие сферы деятельности. С распадом местных кооперативов родители снова занялись скотоводством, а их дети должны были помогать пасти скот. К концу 1990-х гг. ситуация в образовательной системе страны начала улучшаться. Двухсменная система школьного образования смогла справиться со своими проблемами за очень короткое время. Согласно статистическим данным 2015 г., в 756 начальных и средних школах учились 510 200 учащихся. Показатель охвата детей в возрасте 8-15 лет составлял 98%. В средних школах работали около 28 490 высокообразованных преподавателей, более 9088 (31,9%) из них - в начальных классах, а 19 402 (68,1%) - в средних и старших классах.
Тем не менее двухсменная система школьного обучения имеет некоторые серьёзные недостатки, отрицательно влияющие на качество образования и успеваемость учащихся. По сравнению с односменной системой обучения, двухсменной системе не хватает возможности внеклассного дополнительного обучения, в том числе нет времени для социальной и культурной деятельности учеников.
Практика трёхсменной системы обучения - шаг назад для монгольской системы образования. Она создаёт много проблем. По данным нашего исследования, все основные заинтересованные стороны (учителя, родители и ученики) считают, что она негативно влияет на качество образования и ограничивает возможности учеников поступить в лучшие высшие учебные заведения. Согласно результатам нашего исследования, учащиеся школ с трёхсменной системой получают на 20% меньше учебных часов, чем в школах с двумя сменами.
Трёхсменная система школьного обучения в основном поддерживается в школах, которые посещают дети из уязвимых социальных групп. 17,9% респондентов, принявших участие в нашем исследовании, имеют доход менее 185 000 тугриков в месяц, что равно 80 долларам США, а 5,4% не имеют никаких доходов.
Исследование показывает, что из-за трёхсменной системы обучения и переполненности классов категорически ограничивается возможность проведения внеклассных мероприятий и сокращаются консультации. О Трёхсменная система школьного обучения отрицательно вли-
¡1 ^ яет на здоровую среду школы, увеличивая рост заболеваемости среди
г Г4
|§. О детей, в результате чего растёт число прогулов. Такое состояние значительно снижает успеваемость учащихся.
^ ^ В связи с поздним временем окончания занятий при трёхсменной
| I— системе обучения учащиеся из отдалённых районов Улан-Батора стано-
Н рур вятся жертвами уличного насилия и мелких преступлений. Ученики не
Ш 01 хотят ходить в школу из-за страха, и это снижает посещаемость занятий. ВО 2
сл
СЛ
Трёхсменная система обучения и отсутствие внеклассной учебной деятельности, нездоровая среда школы и страх, насилие на улицах значительно снижают успеваемость учащихся.
В связи с ограниченностью финансирования, инвестиций и недостаточностью пространства невозможно решить проблему расширения школ.
Чтобы справиться с увеличением спроса на начальное и среднее образование и дать равное, высококвалифицированное, конкурентоспособное образование всем детям, Монголия должна разработать долгосрочную образовательную стратегию.
На основании результатов исследований мы разработали следующие рекомендации:
- Сократить миграцию за счёт уменьшения разницы в качестве образования в городских и провинциальных районах. В последние годы правительство пытается добиться этого путём улучшения местного потенциала и качества школ, а также предоставляет дополнительные финансовые выгоды для учителей в провинциальных районах: более высокую зарплату, регулярный бонус, равный двухмесячной зарплате каждые 5 лет, банковский кредит на жильё. В дополнение к этому местные органы власти могут предоставить и другие преимущества. Благодаря такой политике страна могла бы преодолеть нехватку преподавателей в провинциальных школах.
- Ежегодно повышать общие расходы на образование.
- Развивать профессионально-техническое образование для уменьшения нагрузки на старшие классы средней школы. Необходимо строить новые здания школ, чтобы обеспечить среднее профессиональное образование с большой мощностью.
- Для привлечения молодёжи в ПТУ крайне важно использовать финансовые рычаги. По данным 2017 г., студенты получают ежемесячную стипендию в 70 000 тугриков, и по плану Минитерства образования к 2019 г. она будет увеличена до 100 000.
- Рассчитывать число студентов ПТУ в зависимости от потребности рынка труда: сегодня он нуждается в 70% квалифицированных рабочих или выпускников ПТУ и в 30% выпускников вузов. По данным нашего исследования, в настоящее время 70% старшеклассников хотят поступить в университеты, что противоречит потребностям рынка труда.
- Необходимо систематически проводить профориентацию молодёжи и студентов, рассказывая о прямой корреляции между полученной
^ профессией и наличием рабочих мест.
|| ^ - Необходимо уменьшить соотношение учителя/ученики (число
|| О учащихся в классе и учебная нагрузка учителя), но увеличить количе-
ство учебных часов и внеклассного обучения.
5 О - Нужно поддержать частные школы для уменьшения нагрузки
на государственные начальные и средние учебные заведения, а для снижения платы за обучение необходимо частично покрыть расходы за счёт государственного и муниципального бюджетов.
Библиографический список
Гомбо С., Мунхбат О. 2003. О социальной структуре Монгольского обшества // Социологические исследования. № 6. С. 129-130.
Константиновский Д. Л. 2006. Доступность качественного общего образования в России: возможности, ограничения // Вопросы образования. № 2. С. 186-202.
Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. 2006. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос. 208 с.
Bray M.1989. Multi-shift schooling: Design and Operation for cost effectiveness. Hong-Kong: University of Hong-Kong. First edition. 120 p.
Carron G., Chau T. N. 1996. The quality of primary schools in different contexts. Paris: UNESCO. 306 p.
Linden T. 2001. Double-shift secondary schools: Possibilities and Issues. Washington: Washington DC: The World Bank. 24 p.
Secondary Education in Brazil: Time to Move Forward. 2000. Washington D.C.: World Bank and Inter-American Development Bank. 110 p.
Postlewaithe N. 1998. The conditions of primary schools in least-developed countries // International Review of Education. № 44 (4). Р. 289-317.
DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.579
Sociology of Education: Multi-Shift Schooling in Ulaanbaatar
Munkhbat Orolmaa
Mongolian State University, Ulaanbaatar city, Mongolia. E-mail:[email protected]
Bouraenjargaal Taegshaee
Mongolian State University, Ulaanbaatar city, Mongolia E-mail:tburenjargal@gmaiLcom
Moonkhtoor Dashzaewaeg
Mongolian State University, Ulaanbaatar city, Mongolia. E-mail:[email protected]
For citas: Orolmaa M., Taegshaee B., Dashzaewaeg M. Sociology of education: multi-shift schooling in Ulaanbaatar. Vestnik Instituta Sotziologii. 2019. No 29. P. 107-124. DOI: http://dx.doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.579
^ Abstract. This article analyzes multi-shift schooling and its effect on the quality of education in the city of Ulaanbaatar
O in Mongolia. Highlighted are the features, advantages and shortcomings of multi-shift schooling, achievements
C^ of middle-school pupils, satisfaction of parents and pupils with the quality and accessibility of education. Also
|| ^^ evaluated are opinions on multi-shift schooling. After the downfall of socialism and a transition towards a free
ii" _I
market, multiple migratory flows from provinces to the country's capital city have led to a specific increase of the population, and as a result of government policy to admit all 6-year old children into schools, as well as an increased ^SC ^ strain on account of transitioning from a 10-year education system to a new 12-year one, schools have encountered
5 .O a lack of funds, as well as a shortage of teachers and equipment. In an attempt to solve these issues, some schools
have increased the amount of pupils attending one class to 45 or more, while also instituting a third shift, which has ^ f\| become common practice among many of Ulaanbaatar's middle-schools. Within the framework of a 2016 research
Ш Ol
project, the Mongolian State University's department of sociology and social work has conducted research and
gfl ^ evaluated the multi-shift schooling system, while utilizing various research methods (survey, interview, observation,
content analysis). Under the guise of a study called "Multiple shifts in Ulaanbaatar's secondary schools and the quality of education", conducted in 2016-2017, scientific approaches were used such as structural functionalism, phenomenology and exchange theory in order to analyze qualitative and quantitative data. A multi-shift schooling system, especially one with three shifts, creates some serious problems. Based on our research, the main parties concerned (teachers, parents and pupils) for the most part see it as detrimental to the quality of education, and as a liability when it comes to pupils' opportunity to enroll into the highest tier universities, given that those who go to schools working three shifts receive 20% less learning hours compared to schools working two shifts. Three shifts were introduced mainly in schools attended by children from vulnerable social groups. Such a practice creates social discrimination and violates children's rights to an equal and quality education. 17.9% of respondents who took part in our study receive an income of less than 185,000 tugriks a month (which is less than 80 USD), while 5.4% have no income at all. A three shift system of schooling has a negative effect on health and safety in the school environment, with an increase in the disease rate among children and the number of absences. Keywords: multi-shift schooling, education quality, pupils, secondary school, three shift education
References
Gombo S., Moonkhbaat O. On Social Structure of the Mongolian Society. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Science. 2003; 6:129—130 (in Russ.).
Konstantinovsky D. L. Availability of the general education quality in Russia: opportunities, restrictions. Voprosy Obrazovaniya = Issues of Education. 2006; 2:186—202 (in Russ.).
Konstantinovsky D. L., Vakhshtain V. S., Kurakin D. Y., Roshchina Y. M. Availability of the general education quality in Russia: opportunities, restrictions. Moscow: Logos, 2006. 208 p. (in Russ.).
Bray M. Multi-shift schooling: Design and Operation for cost effectiveness. Hong-Kong: University of Hong-Kong, 1989. 120 p.
Bray M. Double-shift schooling: Design and Operation for cost effectiveness. Hong-Kong: University of Hong-Kong, 2008. 122 p.
Carron G., Chau T.N. The quality of primary schools in different contexts. Paris: UNESCO publ., 1996. 306 p.
Linden T. Double-shift secondary schools: Possibilities and Issues. Washington (Washington DC): The World Bank publ., 2001. 24 p.
Secondary Education in Brazil: Time to Move Forward. Washington D.C.: World Bank and Inter-American Development Bank publ., 2000. 110 p.
Postlewaithe N. The conditions of primary schools in least-developed countries. International Review of Education. 1998; 44 (4): 289-317.
СЛ