Научная статья на тему 'Школа как механизм формирования нравственной личности (на примере школьного образования в Японии)'

Школа как механизм формирования нравственной личности (на примере школьного образования в Японии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / MORAL UPBRINGING / MORAL DEVELOPMENT / PUBLIC MORALS / SELF-EDUCATION / COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазевская Анна Евгеньевна

Статья посвящена анализу особенностей школьного образования в Японии. Предметом исследования является процесс формирования нравственных качеств личности в японской школе. Нравственное воспитание и самовоспитание в рамках становления человека как личности являются непрерывными в течение всей жизни японцев. Как было выявлено, каждая образовательная программа, вне зависимости от направления обучения и возрастной категории учащихся, содержит аспект «нравственное воспитание». Сам предмет «Нравственное воспитание» преподается на протяжении всего обучения и не только в рамках отдельной дисциплины, но и в ходе всего учебного процесса в среднеобразовательной школе. Программа данного предмета представляет собой методический комплекс с целями, задачами и средствами для каждой из возрастных категорий учащихся школы и включает различные тематические блоки в зависимости от года обучения учащегося. Содержание дисциплины может варьироваться в зависимости от профиля и направления школы. Высокая наполняемость классов используется как организационное средство, позволяющее сплотить учащихся и укрепить в них чувство коллективизма. Процесс нравственного воспитания ребенка предполагает участие не только школы, но и родителей. Воспитательная работа в японской школе строится через взаимодействие с семьей, местной общественностью и другими школами. В учебном процессе предусматривается посещение экскурсий, музеев, поездки по стране, что позволяет ученикам учиться применять на практике те нравственные принципы, которые они усвоили на уроках. Нравственный образец учителя (Сэнсэя) является важным средством в процессе нравственного воспитания. Задача средней общеобразовательной школы состоит в обеспечении учащихся всеми условиями для усвоения нормативных моделей поведения, мышления и успешного становления в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазевская Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL AS A MECHANISM FOR MORAL UPBRINGING OF THE INDIVIDUAL (based on school education in Japan)

The article is devoted to the analysis of peculiarities of school education in Japan. The subject of the research is the process of formation of moral values in Japan schools’ students. Moral upbringing and self-education in the process of formation of an individual is continuous during the whole life of Japanese. As it has been revealed, each educational program, irrespective of the direction of education and age category of pupils, contains the aspect of moral upbringing. The subject «Moral Upbringing» itself is taught during the course of education not only in the framework of a certain subject, but also of the educational process in the comprehensive secondary school. The program of this subject is a methodological complex with its goals, tasks and means of implementation for each age category of pupils and includes different thematic blocks depending on the year of education. The content of the discipline can vary subject to the educational profile and school directions. A great amount of pupils in classes is used as an organizational tool allowing to unite pupils and strengthen the feeling of collectivism. The process of moral upbringing of a child involves not only school, but also their parents. Educational work in the Japanese school is based on the interaction between families, local people and other schools. The educational process presupposes making tours through the country, visiting museums, that allows pupils to learn to apply the studied moral principles in practice. The moral example of a teacher (Sensei) is very important means in the process of moral upbringing. The task of a comprehensive secondary school is to provide the pupils with all necessary conditions to learn the normative models of behaviour, thought and successful rise in the society.

Текст научной работы на тему «Школа как механизм формирования нравственной личности (на примере школьного образования в Японии)»

УДК 37.034(520)

ББК Ч420.051 +Ч404(5Япо) ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.02

Мазевская Анна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра западноевропейских языков и культур, Институт переводоведения и многоязычия, Пятигорский государственный университет; 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т Калинина, д. 9; e-mail: arazduev@bk.ru

ШКОЛА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственное воспитание; нравственное развитие; нравственность; самовоспитание личности; общеобразовательные учебные заведения; школьники.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу особенностей школьного образования в Японии. Предметом исследования является процесс формирования нравственных качеств личности в японской школе. Нравственное воспитание и самовоспитание в рамках становления человека как личности являются непрерывными в течение всей жизни японцев. Как было выявлено, каждая образовательная программа, вне зависимости от направления обучения и возрастной категории учащихся, содержит аспект «нравственное воспитание». Сам предмет «Нравственное воспитание» преподается на протяжении всего обучения и не только в рамках отдельной дисциплины, но и в ходе всего учебного процесса в среднеобразовательной школе. Программа данного предмета представляет собой методический комплекс с целями, задачами и средствами для каждой из возрастных категорий учащихся школы и включает различные тематические блоки в зависимости от года обучения учащегося. Содержание дисциплины может варьироваться в зависимости от профиля и направления школы. Высокая наполняемость классов используется как организационное средство, позволяющее сплотить учащихся и укрепить в них чувство коллективизма. Процесс нравственного воспитания ребенка предполагает участие не только школы, но и родителей. Воспитательная работа в японской школе строится через взаимодействие с семьей, местной общественностью и другими школами. В учебном процессе предусматривается посещение экскурсий, музеев, поездки по стране, что позволяет ученикам учиться применять на практике те нравственные принципы, которые они усвоили на уроках. Нравственный образец учителя (Сэнсэя) является важным средством в процессе нравственного воспитания. Задача средней общеобразовательной школы состоит в обеспечении учащихся всеми условиями для усвоения нормативных моделей поведения, мышления и успешного становления в обществе.

Mazevskaya Anna Evgenyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Western European Languages and Cultures, Institute of Translation Studies and Multilingualism, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk Russia.

SCHOOL AS A MECHANISM FOR MORAL UPBRINGING OF THE INDIVIDUAL (BASED ON SCHOOL EDUCATION IN JAPAN)

KEY WORDS: moral upbringing; moral development; public morals; self-education; comprehensive secondary school; pupil.

ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of peculiarities of school education in Japan. The subject of the research is the process of formation of moral values in Japan schools' students. Moral upbringing and self-education in the process of formation of an individual is continuous during the whole life of Japanese. As it has been revealed, each educational program, irrespective of the direction of education and age category of pupils, contains the aspect of moral upbringing. The subject «Moral Upbringing» itself is taught during the course of education not only in the framework of a certain subject, but also of the educational process in the comprehensive secondary school. The program of this subject is a methodological complex with its goals, tasks and means of implementation for each age category of pupils and includes different thematic blocks depending on the year of education. The content of the discipline can vary subject to the educational profile and school directions. A great amount of pupils in classes is used as an organizational tool allowing to unite pupils and strengthen the feeling of collectivism. The process of moral upbringing of a child involves not only school, but also their parents. Educational work in the Japanese school is based on the interaction between families, local people and other schools. The educational process presupposes making tours through the country, visiting museums, that allows pupils to learn to apply the studied moral principles in practice. The moral example of a teacher (Sensei) is very important means in the process of moral upbringing. The task of a comprehensive secondary school is to provide the pupils with all necessary conditions to learn the normative models of behaviour, thought and successful rise in the society.

Будьте для себя спасительным островом, не ищите убежища в других.

Сутра о паринирване

'пония - это страна, которую назы- стью полноценной жизни японца. Согласно

.вают «обучающимся обществом», информации Министерства образования,

образование понимается как необходимость культуры, спорта, науки и технологий,

и потребность, оно является составной ча- японцы имеют право поступать в учебные

Яп

в

© Мазевская А. Е., 2017

заведения в течение всей жизни, действует система дополнительного «пожизненного» образования. Обучающие программы и познавательные передачи транслируются по телевидению, особенную популярность имеют открытые лекции, проводимые на базе государственных университетов и колледжей Японии. Каждая образовательная программа независимо от направления обучения и возрастной категории учащихся содержит аспект «нравственное воспитание». Предмет «Нравственное воспитание» преподается на протяжении всего учебного процесса и не только в рамках отдельной дисциплины, но и в ходе всего учебного процесса в среднеобразовательной школе.

Программа предмета «Нравственное воспитание» представляет собой методический комплекс с целями, задачами и средствами для каждой из возрастных категорий учащихся школы. Она включает следующие тематические блоки согласно году обучения учащегося:

- для 1-2 классов - «Обучение основным правилам поведения»;

- для 3-4 классов - «Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни»;

- для 5-6 классов - «Как быть полезным обществу»;

- для обязательной средней школы I ступени - «Об осознании необходимости вести достойную жизнь» [ср. 3; 10; 6; 13].

Нравственное воспитание, самовоспитание, а также процесс становления человека как личности являются непрерывными в течение всей жизни японцев.

Предметом исследования является процесс формирования нравственных качеств личности в японской школе.

В Японии понятие «учитель» является ключевым словом в духовной культуре, а профессия учителя - самая уважаемая. В общеобразовательной средней школе ученик, обращаясь к учителю, употребляет вежливое обращение «Сэнсэй». Слово «Сэнсэй» - это официальное обращение не только к учителю, но и к начальнику, к врачу, к значимому по статусу лицу или к старшему по возрасту человеку. В переводе с японского языка на русский, «Сэнсэй» обозначает «ранее родившийся, старший», что указывает на мудрость, приобретенную за прожитые годы.

К профессии учителя предъявляется ряд требований, одно из которых - это постоянное самосовершенствование как в профессиональном, так и в моральном плане. Как гласит древняя китайская пословица, «если же не сможешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей». Несмотря на

то что существует обязательная система повышения квалификации для учителей, особенно ценится, когда учитель по собственному желанию постоянно повышает свою педагогическую культуру, в какой бы форме это ни происходило [8, с. 131].

В общеобразовательной школе воспитательная работа, в целом, строится через взаимодействие с родителями, с обществом и другими школами [см. 11; 12; 1; 7 и др.]. В Японии при помощи совета общественности или совета содействия семье и школе по месту жительства параллельно создаются организации содействия нравственному воспитанию. В условиях совместной воспитательно-нравственной работы проводятся общие мероприятия, где участниками являются дети и их родители [см. также: 14; 15; 2]. Подобного рода уроки позволяют ученикам видеть образец нравственного поведения на примере взрослых. Результатом подобных встреч является то, что ученики школ принимают активное участие в различных общественных мероприятиях и городских праздниках, связанных с традициями и историей префектуры их города.

Поскольку в государственной образовательной программе Японии система нравственного воспитания занимает лидирующее положение, на протяжении многих десятилетий накапливается педагогический опыт и издается большое количество педагогической литературы по этой теме. В общеобразовательных учреждениях имеются учебники и учебные пособия, методические разработки по предмету «Нравственное воспитание». На сегодняшний день большой популярностью пользуется журнал «Дотоку кеику» («Нравственное образование»), который издается Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. Данный журнал выходит ежемесячно и адресован учителям японских школ.

В учебно-воспитательном процессе японской школы поддержание дисциплины в классе и порядка среди учащихся остается немаловажным фактором. Условия для создания эффективной среды обучения связаны с нравственным поведением учеников. Однако необходимо подчеркнуть, что ведущую роль в этом вопросе играет установление четких стандартов образования и критериев успеваемости в Японии.

Продвижение учащихся по образовательной лестнице должно быть обусловлено соответствием этим критериям успеваемости. В японской школе не приветствуется метод отбора лучших учеников по тому или иному параметру, особенно в начальной и средней школе I ступени. В классах нет отстающих по успеваемости учеников и явно

выраженных лидеров в группе. Учитель не ориентируется на лучших учеников, а обеспечивает достаточный уровень образования каждого исходя из нормативов, рассчитанных на среднего ученика по стандартам Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. В японской школе приветствуется коллективистский метод нравственного воспитания: нет противопоставления личности и коллектива, личность не рассматривается ценной сама по себе. Японский школьник - это личность, воспитываемая как член группы, строящий свои отношения с коллективом как часть и целое, он осознает себя частью класса, учится жить в согласии и гармонии с другими учащимися и учителями: «Именно поэтому в воспитательной работе в школах Японии большое значение придается сплочению учащихся, организации их взаимопомощи и формированию чувства гордости за свой класс, школу и префектуру. Приветствуется не конкурентная борьба внутри коллектива, а борьба за свой коллектив» [8, с. 133].

В Японии профессия учителя занимает высокое общественное положение, потому что он не просто носитель знаний, а образец высокой морали.

В начальной школе есть учебный предмет, который называется «Жизненный опыт» - на таких уроках ученики знакомятся с расписанием работы общественного транспорта в городе, графиком работы магазинов, учатся совершать покупки и ориентироваться в городе. Цель такого урока -научить жить человека так, чтобы не нарушать общественный порядок и не доставлять неудобства другим людям.

Необходимо подчеркнуть, что на уроках иностранного языка при изучении тематического блока «Знакомство / Приветствие» учащиеся получают устное задание:

- обратиться к иностранцу на иностранном языке;

- представиться на иностранном языке;

- попросить разрешения вместе сфотографироваться;

- поблагодарить и попрощаться.

На школьном уроке «Моральное воспитание» ученики усваивают навыки жизни в коллективе среди своих сверстников:

- рассматриваются моральные и нравственные вопросы;

- обсуждаются темы поведения и дисциплины на уроках;

- решаются проблемы взаимопомощи.

Результатом этого урока служит анализ

своего поведения и отношения собственного «Я» к окружающему коллективу, формирование серьезного отношения к школьной жизни. Японские школьники обогащают

свои знания не только теоретически, но и практически, например, участвуют в ознакомительных экскурсиях или поездках в своем городе, посещают префектуру своего города. В старших классах ученики могут поехать в отдаленные уголки Японии, т. е. по мере взросления учащиеся школы продвигаются от своего города проживания к дальним районам страны. Результатом таких поездок является благополучное выполнение контрольного задания по истории Японии.

Как было сказано выше, в японской школе не придается большое значение способностям ученика, следовательно, учитель исходит из того, что успеха может добиться каждый человек, который приложит к этому усилия и этого захочет. В соответствии с буддийской традицией в школе распространена методика обучения «Гамбаттэ ку-дасай» («Трудись! Обязательно старайся!»), согласно которой успеха может добиться каждый. Родители с детства ободряют ребенка, ставя перед ним задачу приложить максимальные усилия для реализации задуманного. Задачей школы является создание благоприятной среды для учеников на пути нравственного и морального развития личности.

Школьная атмосфера в Японии оказывает важное влияние на формирование морального облика ученика. Только через воспитание формируется личность школьника. Мнение учеников-одноклассников выступает мощным средством воздействия на школьника как на личность. Коллектив предъявляет требования к каждому члену общества, что ярко выражается в представлениях о достоинствах и недостатках ученика.

Следующим важным фактором на уроках в японской школе служит отсутствие состязательности между учащимися, успеваемость и успех класса оцениваются в целом. Неуспеваемость по предметам одного из учеников класса рассматривается как неудача всего класса. Во избежание конфликтной ситуации или раскола в классе учеников не делят на сильных и слабых по успеваемости.

Еще одним важным фактором в воспитании учеников является то, что государство в Японии участвует в разработке федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Государство и школа взаимосвязаны, норма и стандарты учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образовательной системы Японии контролируются правительством. Тщательная и жесткая проверка школьной системы объясняется общественной значимостью образования. Высокое качество знаний является результатом кон-

троля образования на общенациональном уровне во всех регионах Японии: «Контроль над реализацией нормативных документов осуществляется на правительственном, муниципальном и общественном уровнях, а непосредственный контроль над качеством обучения возлагается на институт школьных инспекторов министерства просвещения и префектур. Полная зависимость школы от государства обусловлена ролью школы, выполняющей социальный заказ» [8, с. 136].

В японской системе образования школьников строго прописаны цели, задачи и средства нравственного и морального воспитания. Программа для общеобразовательной школы включает в себя аспект воспитания с учетом каждой возрастной группы учащихся среднеобразовательной школы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Процесс нравственного воспитания ребенка предполагает участие не только школы, но и родителей. Школа контролирует поведение ребенка не только на уроках и во время внеклассных мероприятий, но и дома.

2. Воспитательная работа в японской школе строится через взаимодействие с семьей, местной общественностью и другими школами. Поэтому при активной деятельности опекунов и местных жителей создаются советы содействия нравственному воспитанию. Благодаря совместным мероприятиям дети получают практические уроки нравственного поведения на примере взрослых.

3. Предмет «Нравственное воспитание» преподается в японских школах в течение всего периода обязательного образования. Содержание дисциплины может варьироваться в зависимости от профиля и направления школы.

4. Задача средней общеобразовательной школы состоит в обеспечении учащихся всеми условиями для усвоения нормативных моделей поведения, мышления и успешного становления в обществе.

5. Программа учебного процесса в японской школе предусматривает обязательное включение в систему образования учебного предмета с элементами нравственного воспитания. Высокая наполняемость классов используется как организационное средство, позволяющее сплотить учащихся и укрепить в них чувство коллективизма.

6. В учебном процессе предусматриваются посещение экскурсий, музеев, поездки по стране, что позволяет ученикам учиться применять на практике нравственные принципы, которые усвоены на уроках. Нравственный образец учителя является важнейшим средством в процессе нравственного воспитания.

7. Нравственное воспитание в японской школе ставит своей целью помочь детям самостоятельно понять и усвоить те нравственные ценности, которые необходимы для достойной жизни в обществе. Учителя несут ответственность за моральный облик своих воспитанников, так как воспитание является основным делом школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3. - С. 33-36.

2. Белопашенцева С. А., Дунаева О. Н. Социально значимая культурно-преобразовательная деятельность как условие формирования духовно-нравственных основ личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 2. - С. 57-60.

3. Борисова И. П., Алексеева С. Д. Новые подходы в организации процесса по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в свете требований ФГОС: проект социально-экономического партнерства «Духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 1. - С. 48-57.

4. Боярчук Ю. В. Успехи народного образования в Японии // Вестник Российского гуманитарного фонда. - 1996. - № 1. - С. 163-167.

5. Древнекитайская философия : Собр. текстов в двух т. - М. : Мысль, 1972. - 386 с.

6. Исраелян Н. К. Духовно-нравственное воспитание: компетентностный аспект // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 3. - С. 44-53.

7. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 5. - С. 13-18.

8. Кочкина А. Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на примере Японии) : дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2005. - 178 с.

9. Мазевская А. Е. Процесс формирования нравственных качеств личности в Японии : монография. - Saarbrücken, Germany : LAP Lambert, 2016. - 123 с.

10. Миленко Н. Г. Роль предмета естественного цикла в формировании мировоззрения и духовно-нравственного развития школьника // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 4. - С. 31-35.

11. Митюшина В. В., Лущай О. И. Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в условиях современного мира // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 25-28.

12. Митюшина В. В., Лущай О. И. Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе / / Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 2. - С. 8-11.

13- Попугаев В. И. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 2. - С. 50-53.

14. Татаринова В. С. Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе единых концептуальных подходов // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - № 3. - С. 11-15.

15. Трофимова Е. Д. Роль музыки в формировании нравственных представлений младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 5. - С. 6-10.

REFERENCES

1. Akutina S. P., Nikolina V. V. Vzaimodeystvie pedagogov i roditeley v protsesse vospitaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostey starsheklassnikov // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2011. -№ 3. - S. 33-36.

2. Belopashentseva S. A., Dunaeva O. N. Sotsial'no znachimaya kul'turno-preobrazovatel'naya deyatel'nost' kak uslovie formirovaniya dukhovno-nravstvennykh osnov lichnosti / / Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2015. - № 2. - S. 57-60.

3. Borisova I. P., Alekseeva S. D. Novye podkhody v organizatsii protsessa po dukhovno-nravstvennomu razvitiyu i grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu obuchayushchikhsya v svete trebovaniy FGOS: proekt sotsial'no-ekonomicheskogo partnerstva «Dukhovno-nravstvennoe zdorov'e podrastayushchego pokoleniya» // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2016. - № 1. - S. 48-57.

4. Boyarchuk Yu. V. Uspekhi narodnogo obrazovaniya v Yaponii // Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo fonda. - 1996. - № 1. - S. 163-167.

5. Drevnekitayskaya filosofiya : Sobr. tekstov v dvukh t. - M. : Mysl', 1972. - 386 s.

6. Israelyan N. K. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: kompetentnostnyy aspekt // Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2015. - № 3. - S. 44-53.

7. Klepikov V. N. Integratsiya obrazovaniya v kontekste dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'ni-kov // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2013. - № 5. - S. 13-18.

8. Kochkina A. E. Formirovanie nravstvennykh kachestv lichnosti v traditsionnoy sisteme vospitaniya (na primere Yaponii) : dis. ... kand. ped. nauk. - Karachaevsk, 2005. - 178 s.

9. Mazevskaya A. E. Protsess formirovaniya nravstvennykh kachestv lichnosti v Yaponii : monografiya. -Saarbrücken, Germany : LAP Lambert, 2016. - 123 s.

10. Milenko N. G. Rol' predmeta estestvennogo tsikla v formirovanii mirovozzreniya i dukhovno-nravstvennogo razvitiya shkol'nika / / Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2015. - № 4. - S. 31-35.

11. Mityushina V. V., Lushchay O. I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak osnova sotsializatsii lichnosti v usloviyakh sovremennogo mira // Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2014. - № 6. - S. 25-28.

12. Mityushina V. V., Lushchay O. I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya kak osnova sotsi-alizatsii v sovremennom obshchestve // Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2015. - № 2. - S. 8-11.

13. Popugaev V. I. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie obuchayushchikhsya // Eksperiment i in-novatsii v shkole. - 2015. - № 2. - S. 50-53.

14. Tatarinova V. S. Organizatsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta na os-nove edinykh kontseptual'nykh podkhodov // Eksperiment i innovatsii v shkole. - 2016. - № 3. - S. 11-15.

15. Trofimova E. D. Rol' muzyki v formirovanii nravstvennykh predstavleniy mladshikh shkol'nikov / / Muni-tsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2016. - № 5. - S. 6-10.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.