Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами деятельности региональных культурно-досуговых учреждений'

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами деятельности региональных культурно-досуговых учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1577
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОН / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PERSONAL CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / CULTURAL AND RECREATIONAL INSTITUTIONS / REGION / USE OF RESOURCES / TEENAGERS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Н В

Введение. В статье рассмотрены педагогические и социокультурные направления деятельности культурно-досуговых учреждений, оптимизирующие воспитательный процесс и направленную на формирование духовно-нравственного сознания современного подрастающего поколения. Материалы и методы. В работе использованы материалы Научно-методического центра Волгоградской области. Анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта социально-культурной и педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания. Результаты. На основе результатов исследования выявлено, что в комплексе духовно-нравственного воспитания необходимо использовать инструментарий социально-культурной деятельности. Обсуждение. Разнообразные по форме мероприятия прошли в каждом учреждении культуры Волгоградской области. Наиболее крупным из них стал Фестиваль казачьей песни «Славьтесь, славьтесь, казаки!». В фестивале приняли участие ансамбли и хоры народной песни, фольклорные ансамбли, ансамбли казачьей песни, отдельные исполнители, оркестры и ансамбли народных инструментов, хореографические коллективы, ансамбли песни и танца из 13 муниципальных образований Волгоградской области. Заключение. Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования духовно-нравственной культуры личности и приобщения к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL CULTURAL INSTITUTIONS IN SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION

Introduction. The article deals with pedagogical and socio-cultural activities of cultural and leisure institutions, which optimize the educational process and are aimed at developing spiritual and moral consciousness among the coming generation nowadays. Materials and methods. The research is based on results of work of the scientific and methodological center of the Volgograd region. Foreign and domestic scientists’ scientific and works and the experience of socio-cultural and educational activities in the field of spiritual and moral education are analyzed and generalized in the paper. Results. It is revealed that it is necessary to use the tools of social and cultural activities in the complex of spiritual and moral education. Discussion. Many events in various forms have been held in every cultural institution in Volgograd region. The largest of them was the Cossack song Festival “Glory, glory, Cossacks!”. The participants of the festival included many folk song ensembles and choirs, Cossack song ensembles, individual performers, orchestras and folk instrument ensembles, dance troupes, coming from the thirteen municipal entities of the Volgograd region. Conclusion. Sociocultural activity provides an opportunity to create conditions in a free and casual way for harmonious development of a child’s personality. The mentioned activities provide instruments for developing an individual’s spiritual and moral culture and help him/her become familiar with the cultural heritage. Generally speaking, any sociocultural activity transforms a person’s social experience, his/her creative activity and his/her emotional and value-based relationships into the developed personality.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами деятельности региональных культурно-досуговых учреждений»

DOI: 10.25588ZCSPU.2018.02.12

УДК 374:371.011 ББК 77-5:74.200.51

т ±

Н.В. Молчанова

ORCID № 0000-0002-1794-9621, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, Российская Федерация. Е-тай\ natmol.v@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены педагогические и социокультурные направления деятельности культурно-досуговых учреждений, оптимизирующие воспитательный процесс и направленную на формирование духовно-нравственного сознания современного подрастающего поколения.

Материалы и методы. В работе использованы материалы Научно-методического центра Волгоградской области. Анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта социально-культурной и педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.

Ре.зультаты. На основе результатов исследования выявлено, что в комплексе духовно-нравственного воспитания необходимо использовать инструментарий социально-культурной деятельности.

Обсуждение. Разнообразные по форме мероприятия прошли в каждом учреждении культуры Волгоградской области. Наиболее крупным из них стал Фестиваль казачьей песни «Славьтесь, славьтесь, казаки!». В фестивале приняли участие ансамбли и хоры народной песни, фольклорные ансамбли, ансамбли казачьей песни, отдельные исполнители, оркестры и ансамбли народных инструментов, хореографические коллективы, ансамбли песни и танца из 13 муниципальных образований Волгоградской области.

Заключение. Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования духовно-нравственной культуры личности и приобщения к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культура личности, социально-культурная деятельность, культурно-досуговые учреждения, регион, использование ресурсов, подростки, молодежь.

Основные положения:

• рассмотрены направления деятельности региональных учреждений культуры в области духовно-нравственного воспитания;

• определена специфика многонациональности Волгоградской области и проблемы в формировании духовно-нравственной культуры личности подрастающего поколения;

• разработаны рекомендации в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе деятельности региональных учреждений культуры.

1. Введение (Introduction)

Воспитание - слово русское - высокое, благородное, чистое слово. Оно аккумулирует в себе многое из того, что входит в сферу духовного [1, с. 42].

Ценностный мотив познавательной деятельности формируется в процессе ее осуществления. Являясь практически действенным, он создает направленность интересов и обеспечивает становление потребности в образовании на протяжении всей жизни [2, с. 167].

Духовно-нравственное воспитание в культурно-досуговых учреждениях сегодня выступает приоритетной задачей на государственном уровне. Педагогическая и социокультурная работа в регионах должна строиться на принципах открытости, системности и комплексного подхода.

Подростки и молодёжь в возрасте до 24 лет являются приоритетной целевой аудиторией в системе духовно-нравственного воспитания. Не только духовная, но и социальная потребность этого возраста направлена на то, чтобы выработать ценностную ориентацию [3, с. 13].

В статье описаны важнейшие составляющие системы духовно-нравственного воспитания, одним из направлений кото-ройявляетсямассоваяработа,приводяща-яся по основным направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, культурно-патриотическое.

Для наиболее продуктивного процесса духовно-нравственного воспитания необходимо привитие молодому поколению чувства гордости на примерах отечественных героев истории и современности [4, с. 180].

Социально-культурная и познавательная деятельность является тем эффективным инструментом в преодолении этой проблемы, поскольку позволяет познать культуру, традиции и обычаи своего народа, а также происходит приобщение к мировому историко-культурному наследию [5, с. 119].

Духовная жизнь страны, региона, города, любой среды обитания человека

предопределяется широкой совокупностью объективных и субъективных факторов - от развитости инфраструктуры социально-культурной сферы и уровня гражданских свобод до степени активности общественных объединений, культурных движений или религиозных конфессий [6, с. 38].

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ [1; 3; 4; 7-10], авторы рассматривают проблемы духовно-нравственного воспитания в современных социально-экономических и социально-культурных условиях. Также учеными рассматриваются: современные методы духовно-нравственного воспитания [2; 11; 12] и воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы [5; 13-15].

Анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных [6; 1620] и отечественных ученых [2; 4; 5; 7-12; 15], признанных научным сообществом, и опыта социально-культурной и педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.

3. Результаты (Results)

В условиях многонациональности Волгоградской области духовно-нравственное воспитание подростков и молодёжи остаётся одной из важнейших задач социально-культурной сферы. Несмотря на огромное количество тематических мероприятий, проводимых ежегодно для данной целевой аудитории, некоторые из них не отвечают досуговым ожиданиями молодого поколения.

Сегодня явно возникла необходимость формирования новой идеологической системы, разработки политики в области духовно-нравственного воспитания на государственном уровне. Для ее осуществления необходимо консолидировать стремления и усилия всех социальных институтов [7, с. 9].

В рамках духовно-нравственного воспитания в 2017 году на территории региона было проведено 13 989 ед. тематических мероприятий, участниками которых стали 1 140 233 жителя Волгоградской области.

го са I-

о

ч ф

^

о

I X

ф ф

^ Я

2 Р

¡5"

о

о.? 5о

X

а.

п £

с *

О -О О I со .о

J

: О

Ф О X

X ф _

¡а Ф

Б ^

m s ГО I-

а

¿5

X щ

ш ф О Н X к

>у ф

DD I

В рамках подготовки к юбилейной дате, 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, учреждениями культуры были проведены районные тематические мероприятия, в т.ч.: конкурс видеороликов «Мой Сталинград», в данном конкурсе принимались работы в трех номинациях «Сталинград - Волгоград. Живая память», «Мои земляки - герои Сталинградской битвы», «Чернышковский район в годы войны». Районный конкурс электронных презентаций «Галерея знаменитых женщин», посвящённый выдающимся русским женщинам. Среди героинь презентаций были знаменитая фроловчанка, учёный-микробиолог и эпидемиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева, сельская учительница Потапова Валентина Георгиевна, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, основательница Спасо-Бородинского монастыря Маргарита Тучкова, основательница Марфо-Мариинской обители княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Участниками конкурса стали представители молодёжи 9 сельских поселений Фроловского района; районный турнир знатоков «Мой адрес - Россия». Знатоки состязались в знании официальных государственных и признанных народным голосованием символов Российской Федерации. В учреждениях культуры Волгоградской области действуют поисковые отряды, которые ежегодно находят останки погибших героев.

В рамках ярмарки мастеров декоративно-прикладного искусства «Слобода мастеровая, песенная», прошёл III областной фестиваль-конкурс русской песни «Голос моей России». В фестивале приняли участие творческие коллективы из 17 районов и городских округов нашей области. 6 районов представили работы мастеров декоративно-прикладного творчества: куклы, глиняная и керамическая посуда, магниты, амулеты и обереги, изделия из лозы, статуэтки, подвески, картины, украшения, фигурные пряники и домашние сыры.

Праздничные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня государственного российского флага, занимают

одну из ключевых позиций в духовно-нравственном воспитании населения, особенно детей, подростков и молодёжи. Наиболее крупными из них стали: праздничный концерт в форме творческого конкурса «Минута славы» по номинациям вокал, театральные и хореографические постановки, монологи; акция торжественного вручения паспортов «Я - гражданин России»; районные акции: организация фотозон «Я - патриот России», тематические выставки, раздача ленточек с триколором и флагов, тематических буклетов, флешмоб «Мы разные, но мы вместе под флагом России!; велопробег «Российский триколор» и фотокросс «Мы разные, но мы вместе!»; конкурс детского рисунка «Флаг моей страны»; краеведческие уроки «История государственных символов».

День народного единства является одним из самых молодых, но масштабных праздников. Его отмечают люди разных национальностей в каждом муниципальном образовании Волгоградской области. Этой дате посвящают концертные программы, конкурсы и фестивали, например: фестиваль национальных культур «В дружбе народов - единство России!».

4. Обсуждение (Discussion)

Сегодня система воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России [8, с. 30].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [9, с. 65]. Духовность человека связали с его творческими способностями и показали, что ход духовной эволюции определяется динамикой и уровнем

духовно-интеллектуального потенциала культуры, который суммирует в себе творческую деятельность исторических личностей [10, с. 45].

В условиях многонациональное™ Волгоградской области духовно-нравственное воспитание подростков и молодёжи остаётся одной из важнейших задач социально-культурной сферы. К сожалению, несмотря на огромное количество тематических мероприятий, проводимых ежегодно для данной целевой аудитории, некоторые из них не отвечают досуго-вым ожиданиями молодого поколения.

5. Заключение (Conclusion)

Современная Россия переживает глубокий духовно-нравственный кризис, который обострился еще в конце прошлого века [11, с. 21]. Общество захлестнула волна проблем, вызванная размыванием ценностных ориентиров, способных сплотить граждан страны [12, с. 62]. В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами [13, с. 111].

Для повышения посещаемости и вовлечения подростков и молодёжи в активную деятельность по подготовке мероприятий специалистам культурно-досуговой деятельности необходимо:

• принимать участие в формировании муниципального задания;

• развивать фандрайзинговую систему учреждения культуры [14, с. 126];

• вести целевые мониторинги изменения потребностей, трансформации подростковых и молодёжных субкультур, как на федеральном, так и на муниципальном уровнях [15, с. 47];

• обмениваться опытом работы с учреждениями культуры Волгоградской области и других регионов Российской Федерации;

• максимально использовать современные информационные технологии;

• варьировать тематику мероприятий с учётом предпочтений, вкусов и стремлений молодого поколения, оставаясь при этом культурной доминантой [16, с. 356].

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность КДУ военно-исторической направленности позволяет прививать патриотические чувства через познание народной культуры, традиций, слияние с природой и т.д. Данная деятельность изначально должна содействовать формированию:

сопричастности к историческому и культурному наследию;

2) приобщения к историко-исследовательской и поисковой деятельности;

3) освоения и передачи исторической памяти нашего народа;

4) развития духовно-нравственных, моральных и культурных свойств личности [17, с. 154];

5) социальной обобщенности и гражданственности.

Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формировать духовно-нравственную культуру личности и приобщение к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

Библиографический список

1. Александрова, В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] / В.Г. Александрова // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42-47.

2. Чиганова, Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа [Текст] / Е.А. Чиганова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2015. - №1 (31). - С. 166-172.

3. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11-18.

4. Иванченко, Г.В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции [Текст] / Г.В. Иванченко, М.Ю. Казарян, Н.В. Кошелева. - М.: Смысл, 2012. - 192 с.

го са I-

о

ч ф

о

1 X

ф ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 3 о ¥

£ ®

2

ф S - .о

го X ? 1

^ а.

ф ^

M Plis

о -Û о I

са _о ф ^

о

X

X ф _

Е° ф h ^

£

: О

О m s ГО I-

¿5

х с; со ф о I-х к ф

5. Розина, О.Б. История науки и нравственном воспитании [Текст] / О.Б. Розина / / Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. Ч. 10. - Тамбов: Юком, 2012. - С. 118-120.

6. Paulo Carvalho «Turismo e desenvolvimento estudos de caso no centro de Portugal». TOMAS; de-partamentode Geogrofia eCEGOT. Facultad de letras. Universidad de Coimbra, Portugal, 2014. 106 p.

7. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8-14.

8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 2016. - 30 с. (Стандарты третьего поколения).

9. Куприянова, Н.С. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся [Текст] / Н.С. Куприянова, Т.А. Мылыгина // Репутациология. - 2015. - № 1-2 (35-36). - С. 64-66.

10. Холманская, Л.И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л.И. Хол-манская, А.С. Холманский // Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45-47.

11. Лисица, В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. -С. 20-22.

12. Логинова, Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н.В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60-63.

13. Шик, К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь [Текст] / К.И. Шик // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. -С. 110-112.

14. Didascalou E. et al. «Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market», Tourismos-2015, Volume 4, ne. 126 p.

15. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.

16. Rodriguez J.M. (2015) Analisis de la competividad de Espania como destino turistico. Madrid, ACCI. (In Spanish).

17. Erdelja S.A. (2014) Prilozi daljnjem razvoju. Sustava socijalne skrbi — iskustva iz prakse. Jetopis socijalnog rada. 18 (1), 153-166. (In Croatian).

18. Barros J.C.A (2014) Projecзгo do Quotidiano no Turismo e no Lazer. Lisboa, Instituto Superior da CiKncias Sociais e PolHticas. (In Portuguese).

19. Maio Y. (2014) Libro blanco: Titulo de grado en turismo. Madrid, Universidad de Girona, agenda Nacional de Evaluation de la calidady Acreditacion. (In Spanish).

20. Violante M.Q. (2013) Turismo y ocio en las soiedades: dinamismo, desarollo turistico y riesgos. Ediciones Academicas. (In Spanish).

N.V. Molchanova

ORCID No. 0000-0002-1794-9621, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Social and Cultural Activities, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russia. E-mail: natmol.v@mail.ru

THE ROLE OF REGIONAL CULTURAL INSTITUTIONS IN SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION

> о

го Abstract

Introduction. The article deals with pedagogical and socio-cultural activities of cultural and leisure ^ institutions, which optimize the educational process and are aimed at developing spiritual and moral ^ consciousness among the coming generation nowadays.

Materials and methods. The research is based on results of work of the scientific and methodological center of the Volgograd region. Foreign and domestic scientists' scientific and works and the experience of socio-cultural and educational activities in the field of spiritual and moral education are analyzed and generalized in the paper.

Results. It is revealed that it is necessary to use the tools of social and cultural activities in the complex of spiritual and moral education.

Discussion. Many events in various forms have been held in every cultural institution in Volgograd region. The largest of them was the Cossack song Festival "Glory, glory, Cossacks!". The participants of the festival included many folk song ensembles and choirs, Cossack song ensembles, individual performers, orchestras and folk instrument ensembles, dance troupes, coming from the thirteen municipal entities of the Volgograd region.

Conclusion. Sociocultural activity provides an opportunity to create conditions in a free and casual way for harmonious development of a child's personality. The mentioned activities provide instruments for developing an individual's spiritual and moral culture and help him/her become familiar with the cultural heritage. Generally speaking, any sociocultural activity transforms a person's social experience, his/her creative activity and his/her emotional and value-based relationships into the developed personality.

Keywords: spiritual and moral education, personal culture, social and cultural activity, cultural and recreational institutions, region, use of resources, teenagers, youth.

Highlights:

• The paper presents and describes the regional cultural institutions' field of concern in the area of spiritual and moral education;

• The paper reveals the specific character of the multi-ethnic culture of the Volgograd region and o the problems of developing spiritual and moral culture among the coming generation; 2

• The authors provide recommendations for young people's spiritual and moral education c generation based on the activities of regional cultural institutions.

References g

1. Aleksandrova V.G. (2008) Vozrozhdenie dukhovnykh traditsiy gumannoy pedagogiki [The renaissance of moral traditions of humane pedagogics] Pedagogika. 6, 42-47. (In Russian).

2. Chiganova E.A. (2015) Tsennostny motiv poznavatel'noy deyatel'nosti lichnosti kak predmet teoreticheskogo analiza [Value-based motive of a person's cognitive activity as a subject of theoretical analysis] Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1 (31), 166-172. (In Russian).

3. Yanushkyavichene O. (2011) Bazovye osnovaniya lichnosti cheloveka - factor dukhovno-nravstven-nogo vospitaniya [Primary fundamentals of a personality as a factor of a person's spiritual and moral upbringing] Vospitatel'naya rabota v shkole. 2, 11-18. (In Russian).

4. Ivanchenko G.V. (2012) Tvorchestvo, professionalism, dukhovnost' [Creativity, professional qualities, spirituality] Moscow, Smysl. (In Russian).

5. Rozina O.B. (2012) Istoriya nauki o nravstvennom vospitanii [The story of the study on moral upbringing] Obtschestvo, sovremennaya nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy. 10, 118-120. (In Russian).

6. Carvalho P. (2014) Turismo e desenvolvimiento estudos de caso no centro de Portugal. Universidad de Coim-bra. (In Spanish).

7. Gubanova E.V. (2011) Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie lichnosti grazhdanina Rossii [Russian citizen's moral and spiritual upbringing] Vospitanie shkol'nikov. 5, 8-14. (In Russian).

8. Danilyuk A.Ya. (2016) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti gra-zhdanina Rossii [Theory of Russian citizen's moral and spiritual upbringing] Moscow, Prosvetschenie. (In Russian).

9. Kupriyanova N.S. (2015) Innovatsionny podkhod k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu uchatschikhsya [Innovative approach to students' moral and spiritual upbringing] Reputatsiologiya. 1-2 (35-36), 64-66. (In Russian).

10. Kholmanskaya L.I. (2010) Dukhovnost' kak tvorcheskiy potentsial cheloveka [A person's spirituality as his/her creative potential] Nachal'naya shkola: plyus, do iposle. 12, 45-47. (In Russian).

11. Lisitsa V.A. (2011) Razvitie dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti cherez priobtschenie k narodnoy kMl'ture [Developing a person's moral and spiritual qualities through participating in folklife culture] Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. 11, 20-22. (In Russian).

о

О) с 'ra

с ^

n

o E

T3 с го

"го

3

с

о

(Л С

и

и

ч-*

о

"го с о 'га £ ч— О Ф О

12. Loginova N.V. (2011) Realizatsiya programmy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya kak osnova formirovaniya kul'tury i tsennostnykh orientatsiy shkol'nikov [Implementing the program of moral and spiritual upbringing as the basis for developing students' cultural and moral system] Profil'naya shkola. 5, 60-63. (In Russian).

13. Shik K.I. (2012) Sutschnost' patrioticheskogo vospitaniya uchatscheysya molodjozhi i nekotorye sposoby ego realizatsii v respublike Belarus' [The essence of bringing up patriots and the ways of its implementation in Belorussia] Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. 110-112. (In Russian).

14. Didascalou E. et al. (2015) Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market. Tourismos. 4, 126.

15. Yakunina I.V. (2011) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie podrastayutschego pokoleniya [Moral and spiritual upbringing of the coming generation] Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. 1, 19-21. (In Russian).

16. Rodriguez J.M. (2015) Analisis de la competividad de Espania como destino turistico. Madrid, ACCI. (In Spanish).

17. Erdelja S.A. (2014) Prilozi daljnjem razvoju. Sustava socijalne skrbi - iskustva iz prakse. Jetopis socijalnog rada. 18 (1), 153-166. (In Croatian).

18. Barros J.C.A (2014) Projec3ro do Quotidiano no Turismo e no Lazer. Lisboa, Instituto Superior da CiKncias Sociais e PolHticas. (In Portuguese).

19. Maio Y. (2014) Libro blanco: Titulo de grado en turismo. Madrid, Universidad de Girona, agencia Nacional de Evaluacion de la calidad y Acreditacion. (In Spanish).

20. Violante M.Q. (2013) Turismo y ocio en las soiedades: dinamismo, desarollo turistico y riesgos. Ediciones Academicas. (In Spanish).

3

0

1

(0 X

s

Ss.

s

zr m

ro

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

H ra o ro ъи

0

1

«

ro

cr %

S Ф I

Ш

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.13

УДК 378.937 ББК 74.480.26

Е.Ю. Немудрая1, Н.С. Касаткина2, М.В. Циулина3, Н.С. Шкитина4

1 ORCID № 0000-0002-1497-3503, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: nemudrayaeu@scpu.ru

1 2 ORCID № 0000-0003-4619-0463, доцент, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-тай: kasatkinans@cspu.ru

3 ORCID № 0000-0003-0427-8432, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-тай: ciulinamv@cspu.ru

4 ORCID № 0000-0003-4778-5717, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-тай: shkitinans@scpu.ru

МОДИФИКАЦИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Аннотация

Введение. В статье анализируется возможность использования фонда оценочных средств межсетевого педагогического университета (МСПУ) как инструмента независимой оценки ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.