Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности'

Формирование экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2088
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОН / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

Введение. Современная ситуация не только в России, но и во всем мире требует повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения. В этой связи в последнее время возрастает внимание к теоретическим и эмпирическим проблемам экологического воспитания. Противоречие между потребностью общества в личности с высокоразвитым уровнем сформированности экологических чувств и отношений и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса эстетического воспитания детей культурно-досуговой деятельности определило проблему настоящего исследования: выявление оптимальных педагогических и социокультурных условий, способствующих экологонаправленному воспитанию детей посредством культурно-досуговой деятельности. Новизна исследования обуславливается необходимостью комплексного подхода в области экологического воспитания подрастающего поколения, а также комплексного взаимодействия всех социальных институтов. Цель : выявить педагогические и социокультурные направления деятельности культурно-досуговых учреждений, оптимизирующие воспитательный процесс и направленные на формирование экологического сознания подрастающего поколения. Материалы и методы. В процессе работы использовались методы: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по исследуемой проблеме; методы анкетирования, изучения педагогического опыта, наблюдение, анализ деятельности детей, беседа; педагогический эксперимент, проективные методики, статистические методы обработки данных, а также опытно-экспериментальная работа, проходящая в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты исследования, обсуждения. В системе педагогического процесса экологическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест, так как представляет собой ту область аксиологии, которая действует на детей разносторонне, развивает интеллектуально и формирует значимые духовно-нравственные качества личности, а также общекультурное развитие личности. Существует необходимость планомерной и поступательной работы в данном направлении. Заключение. Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования экологической культуры личности и приобщению к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of adolescents’ environmental culture by means of social and cultural activities

Introduction. The current situation not only in Russia, but throughout the world requires an increase in the level of environmental culture of the younger generation. In this regard, attention to theoretical and empirical problems of environmental education has recently increased. The contradiction between the need of society in a personality with a highly developed level of formation of environmental feelings and attitudes, and insufficient theoretical and practical development of the question of aesthetic education of children in cultural and recreational activities, determined the problem of this study: identification of optimal pedagogical and socio-cultural conditions that contribute to environmental education of children through cultural and recreational activities. The novelty of the study is due to the need for an integrated approach in the field of environmental education of the younger generation, as well as the complex interaction of all social institutions. Purpose : to identify pedagogical and socio-cultural activities of cultural and recreational facilities, optimizing the educational process and aimed at the formation of the environmental consciousness of the younger generation. Materials and methods. In the process of work the following methods were used: analysis of psychological and pedagogical, methodical and special literature on the problem under study; methods of questionnaire, study of pedagogical experience, observation, analysis of children's activities, conversation; pedagogical experiment, projective techniques, statistical methods of data processing, as well as experimental work, which takes place in three stages: ascertaining, forming, control. Results, discussion. In the system of pedagogical process, environmental education of the younger generation occupies one of the leading places, as it represents the area of axiology, which affects children in different ways: it develops intellectually and forms significant spiritual and moral qualities of the individual, as well as General cultural development of the individual. There is a need for systematic and progressive work in this direction. Conclusion. Social and cultural activities make it possible in a free and relaxed manner to create conditions for the development of a harmonious personality, the formation of an individual’s invironmental culture and the introduction to cultural heritage, as well as transform social experience, creative activity, emotional and value relationships into a developed personality.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности»

УДК 37.017.7 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-63-68

Формирование экологической культуры подростков

средствами социально-культурной деятельности Н. В. Молчанова

Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград

Введение. Современная ситуация не только в России, но и во всем мире требует повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения. В этой связи в последнее время возрастает внимание к теоретическим и эмпирическим проблемам экологического воспитания. Противоречие между потребностью общества в личности с высокоразвитым уровнем сформированности экологических чувств и отношений и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса эстетического воспитания детей культурно-досуговой деятельности определило проблему настоящего исследования: выявление оптимальных педагогических и социокультурных условий, способствующих экологонаправленному воспитанию детей посредством культурно-досуговой деятельности. Новизна исследования обуславливается необходимостью комплексного подхода в области экологического воспитания подрастающего поколения, а также комплексного взаимодействия всех социальных институтов. Цель: выявить педагогические и социокультурные направления деятельности культурно-досуговых учреждений, оптимизирующие воспитательный процесс и направленные на формирование экологического сознания подрастающего поколения. Материалы и методы. В процессе работы использовались методы: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по исследуемой проблеме; методы анкетирования, изучения педагогического опыта, наблюдение, анализ деятельности детей, беседа; педагогический эксперимент, проективные методики, статистические методы обработки данных, а также опытно-экспериментальная работа, проходящая в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты исследования, обсуждения. В системе педагогического процесса экологическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест, так как представляет собой ту область аксиологии, которая действует на детей разносторонне, развивает интеллектуально и формирует значимые духовно-нравственные качества личности, а также общекультурное развитие личности. Существует необходимость планомерной и поступательной работы в данном направлении. Заключение. Социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования экологической культуры личности и приобщению к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность.

Ключевые слова: экологическое воспитание, культура личности, социально-культурная деятельность, культурно-досуговые учреждения, регион, использование ресурсов, подростки.

Formation of adolescents' environmental culture

by means of social and cultural activities

N. V. Molchanova

Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd

Introduction. The current situation not only in Russia, but throughout the world requires an increase in the level of environmental culture of the younger generation. In this regard, attention to theoretical and empirical problems of environmental education has recently increased. The contradiction between the need of society in a personality with a highly developed level of formation of environmental feelings and attitudes, and insufficient theoretical and practical development of the question of aesthetic education of children in cultural and recreational activities, determined the problem of this study: identification of optimal pedagogical and socio-cultural conditions that contribute to environmental education of children through cultural and recreational activities. The novelty of the study is due to the need for an integrated approach in the field of environmental education of the younger generation, as well as the complex interaction of all social institutions. Purpose: to identify pedagogical and socio-cultural activities of cultural and recreational facilities, optimizing the educational process and aimed at the formation of the environmental consciousness of the younger generation. Materials and methods. In the process of work the following methods were used: analysis of psychological and pedagogical, methodical and special literature on the problem under study; methods of questionnaire, study of pedagogical experience, observation, analysis of children's activities, conversation; pedagogical experiment, projec-tive techniques, statistical methods of data processing, as well as experimental work, which takes place in three stages: ascertaining, forming, control. Results, discussion. In the system of pedagogical process, environmental education of the younger generation occupies one of the leading places, as it represents the area of axiology, which affects children in different ways: it develops intellectually and forms significant spiritual and moral qualities of the individual, as well as General cultural development of the individual. There is a need for systematic and progressive work in this direction. Conclusion. Social and cultural activities make it possible in a free and relaxed manner to create conditions for the development of a harmonious personality, the formation of an individual's invironmental culture and the introduction to cultural heritage, as well as transform social experience, creative activity, emotional and value relationships into a developed personality.

Keywords: environmental education, culture of personality, social and cultural activities, cultural and recreational facilities, the region, the use of resources, adolescents.

© Молчанова Н. В., 2018

Культурно-досуговая деятельность учреждений культуры Волгоградской области в 2017 году была направлена на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных потребностей населения в сфере культуры и досуга, на реализацию приоритетных направлений государственной культурной политики, а также на объективную оценку материально-технического состояния учреждений культуры, выявление и поддержку молодых талантов, сохранение и развитие традиционной народной культуры. Данные задачи специалисты клубных учреждений решают посредством проведения культурно-массовых (куль-турно-досуговых, информационно-просветительских) разноформартных мероприятий. Помимо перечисленных направлений, особую значимость приобрели мероприятия, направленные на формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Планирование тематической работы данного направления учреждениями культуры Волгоградской области осуществляется в соответствие с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2015 г. № 1493), государственной программой Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области на 2017-2020 годы», и на основе комплексных планов работ учреждений культуры, подведомственных администрациям муниципальных образований.

Экологонаправленное воспитание в КДУ строится на принципах открытости, системности и комплексного подхода. Подростки и молодежь

являются приоритетной целевой аудиторией в системе экологического воспитания.

В работе по экологическому воспитанию населения учреждения культуры клубного типа активно сотрудничают с местными органами власти, экологическими организациями, образовательными учреждениями, общественными организациям. Благодаря такому сотрудничеству стало возможным проведение трудовых десантов и акций «Наш край» и «Дом - планета Земля» (Камышинский, Ленинский, Руднянский, Октябрьский, Фроловский районы).

В этой связи была проведена исследовательская работа по выявлению уровня сформированности экологической культуры подростков. Для проведения исследовательской работы были отобраны 60 учащихся 7-8-х классов (14-15 лет) среднеоб-разовательных школ Фроловского и Суровикин-ского районов Волгоградской области.

Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный [3].

Цель исследования: показать возможности использования социально-культурной деятельности в образовательной организации среднего образования как средства экологического воспитания подростков.

Констатирующий этап исследования заключался в выявлении сформированности экологической культуры, представлений и отношений у подростков. В процессе данного этапа были сформулированы основные критерии и показатели, которые позволяют выявить уровень сфор-мированности экологических отношений и представлений.

Таблица 1

Уровень сформированности экологических отношений и представлений / The level of formation of ecological relations and ideas

№ п/п Критерии / Criteria Показатели / Indicators

низкий уровень / low level средний уровень / average level высокий уровень / high level

1 Экологические знания о единстве природы Знания о живой природе Знания о живой и неживой природе Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе

2 Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром Соблюдение правил поведения в природе Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам Знание причин загрязнения окружающей среды

3 Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды Внесение своего посильного вклада в охрану природы Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т. д. Забота о представителях животного и растительного мира

нуждаются в совершенствовании экологической культуры.

С целью решения сложившейся ситуации, была разработана планово-систематическая работа по экологическому воспитанию средствами социально-культурной деятельности эколого-охраняющей направленности.

Формирующий этап экспериментального исследования предполагает проведение социально-культурной работы экологической направленности, а именно: проведение лекций, встреч, конкурсов, конференций; организация турист-ско-экскурсионной деятельности; поисковая работа, а также решение следующих задач:

- формирование экологосохраняющего отношения детей к окружающему миру;

- отбор содержания культурно-досуговых мероприятий, направленных на формирование эколого-направленных чувств и представлений детей;

- использование разнообразных культурно -досуговых мероприятий с детьми, обеспечивающих активное взаимодействие всех участников педагогического процесса;

В рамках формирующего этапа с учащимися был разработан тематический календарь мероприятий (табл. 2) и проведены следующие формы работы.

Таблица 2

Тематический календарь мероприятий / Thematic calendar of events

1. Сроки проведения / 1. Dates 2. Тематика культурно-досуговой деятельности / 2. Themes of cultural and leisure activities 3. Формы работы / 3. Forms of work

Сентябрь «Дары осени» Поисковая работа

Октябрь «Охрана природы - охрана здоровья» Лекторий

Ноябрь «Покрова» Театрализованное представление

Декабрь «Зимний сад» Организация туристско-экскурсионной деятельности

Январь «Диалоги о родной природе» Городской смотр-конкурс детского и юношеского творчества

Февраль «Пою тебе, земля моя!» Районный фестиваль-конкурс художественного творчества

Март «Встреча весны» «Весенняя сказка» Театрализованное представление

Апрель «Уголок Родины» Районный краеведческий конкурс

Май «День рождения Земли» Вечер встречи, конференция

Июнь «Раздолье» Фестиваль русской и казачьей культуры

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования в контрольной группе, которые отражают процентное соотношение детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности экологических чувств, представлений и отношений у детей, представлены на рисунке 1.

■ Высокий уровень □ Средний уровень

□ Низкий уровень

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа / Fig. 1. Results of the ascertaining stage

Анализ результатов исследования. Опираясь на разработанные критерии, можно сделать следующий вывод: на констатирующем этапе учащихся можно разделить на три группы: с низким, средним и высоким уровнем проявления экологической культуры. В результате 70 % учащихся подростков контрольной группы

На контрольном этапе исследовательской работы изучалась эффективность предложенной работы по формированию экологического воспитания в процессе социально-культурной дея-

Полученные результаты в контрольной группе свидетельствуют о том, что социально-культурная деятельность экологической направленности является мощным инструментом в процессе формирования экологической культуры, дает возможность наглядного восприятия великого наследия нашей природы, чувства сопричастности к историческому прошлому, а также ответственности за будущее нашей земли.

Посещение природно-исторически значимых мест обуславливает сопричастность человека к отечеству, его духовному и природному богатству прошлого и будущего. Непосредственно такие поездки и мероприятия содействуют формированию чувства гордости и патриотизма, любви к родной природе у подрастающего поколения. Очевидно, что экологическое воспитание невозможно без познания экологических проблем в современном мире. Только анализируя исторические ошибки, осознавая будущие перспективы развития, четко понимая задачи, стоящие перед современным обществом, мы можем строить свое будущее.

Основной целью представленных мероприятий культурно-досуговой деятельности являлось грамотное использование свободного времени с целью развития экологических чувств и отношений. Реализация календаря культурно-досуго-вых мероприятий проходила с сентября по июнь. Была предпринята попытка отразить все виды культурно-досуговой деятельности, тематика которых тщательно подбиралась в соответствии с временем года, интересами и возрастом детей.

Заключение

Изучение состояния экологического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий между:

- традиционным содержанием экологического образования и его несоответствием потребностям населения в связи с обострением экологической ситуации в стране;

- целями, формами и средствами деятельности учреждения и необходимостью разработки технологий экологического воспитания, соответствующих современным требованиям;

- необходимостью внедрения новых социокультурных и педагогических технологий, стимулирующих процесс экологического воспитания, и пассивным уровнем их разработки и внедрения в воспитательный процесс.

Указанные противоречия подчеркивают не только актуальность экологического воспитания школьников в системе, но и глубинную сложность проблемы современности, каковой в условиях экологического кризиса является проблема поиска новых подходов в образовании.

Предложенная плановая система работы по экологическому воспитанию детей посредством культурно-досуговой деятельности позволяет существенно повысить уровень сформиро-ванности экологических чувств и отношений у детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-культурная деятельность позволяет прививать бережное отношение к экологии через познание истории, традиций, слияние с природой и так далее. Данная деятельность изначально должна содействовать формированию: трепетного и осторожного отношения к родной природе; сопричастности к историческому и культурному наследию; приобщения к историко-исследова-тельской и поисковой деятельности; освоению и передаче исторической памяти нашего народа; развитию духовно-нравственных, моральных и культурных свойств личности; социальной обобщенности и гражданственности.

Важнейшим условием экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта,

тельности.

□ Высокий уровень □ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рис. 2. Результаты формирующего этапа / Fig. 2. Results of the formative stage

средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии [5].

Работа данной направленности призвана объединить не только КДУ, учреждения дополнительного образования, учебные заведения, но и обратить внимание государства на существую-

Литература

щую в нашем обществе проблему экологического воспитания детей. Деятельность всех общественных институтов необходимо консолидировать, и тогда четко выстроенная система политики государства в области экологического воспитания будет наиболее эффективна.

1. Киселева Н. Ю. Инновационная образовательная технология, основанная на проведении массовых орнитологических акций: научно-методические основы, важнейшие результаты и перспективы развития // Вестник Минского университета. 2016. № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnaya-obrazovatelnayatekhnologiya-osnov/ (дата обращения: 15.10.2017).

2. Кротова Е. А.. Матвеева А. В. Формирование экологической компетентности обучающихся средствами исследовательской проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.scienceeducation.ru/123-19531

3. Кудашкина О. С. Культурно-досуговая деятельность как средство эстетического воспитания детей // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 356-361. URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/440/article-440-2008.pdf

4. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 67-69. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (дата обращения: 26.04.2018).

5. Некипелова О. А., Киселева Н. Ю. Научно-методические основы организации исследовательской деятельности экологической направленности // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2016»: труды научного конгресса: в 3 т. Т. 2 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 225-228. URL: http://www.nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2016.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

6. Просекина А. А. Школьный экологический лагерь как эффективный метод экологического воспитания и развития научно-исследовательского интереса у школьников. URL: http://goxi. ru/literatura/shkolnyj-ekologicheskij-lager-kak-effektivnyj-metodekologicheskogo-vospitaniya-i-razvitiya-nauchno-issledovatelskogo-interesa-u-shkolnikov/ (дата обращения: 04.11.2017).

7. Ратиев Д. Ю., Ильина Е. К., Ратиев Ю. Д. Экологическое воспитание: грани и возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 556-560. URL: http://e-koncept.ru/2016/86122.htm

8. Чижакова Г. И., И. В. Дуда формирование ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе // Вестник КГПУ, 2017 № 3 (41). С. 6-16. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/ 2017/10/25/f32f6f13af9173a21bc97c4722b9f170/nauchnyij -zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2017--3-41 .pdf#2

9. Sergej-Augustin Erdelja. Prilozi daljnjem razvoju. Sustava socijalne skrbi - iskustva iz prakse. Centar za socijalnu skrb Krapina, Hrvatska. Jetopis socijalnog rada. Vol. 18 No. 1 Svibanj 2014. Str. 153-166. URL: https://razvoj.gov.hr/UserDocsImages/ O%20ministarstvu/Regionalni%.pdf

10. Yoaguin Maio "Libro blanco: Titulo de grado en turismo". Universidad de Girona, agencia Nacional de Evaluacion de la calidad y Acreditacion, Madrid. 2016. 258 p. URL: http://www.aneca.es/

References

1. Kiseleva N. Yu. Innovatsionnaya obrazovatel'naya tekhnologiya, osnovannaya na provedenii massovykh ornitologicheskikh aktsii: nauchno-metodicheskie osnovy, vazhneishie rezul'taty i perspektivy razvitiya [Innovative educational technology based on mass ornithological actions: scientific and methodological bases, key results and development prospects]. Vestnik Minskogo universi-teta = Bulletin of Minsk University, 2016, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnaya-obrazovatelnayatekhnologiya-osnov/ (accessed 15.10.2017). (In Russ.).

2. Krotova E. A., Matveeva A. V. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti obuchayushchikhsya sredstvami issledovatel'skoi proektnoi deyatel'nosti [Formation of ecological competence of students by means of research project activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2015, no. 3. Available at: http://www.scienceeducation.ru/123-19531 (In Russ.).

3. Kudashkina O. S. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya detei [Cultural and recreational activities as a means of aesthetic education of children]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. = Business. Education. Right, 2017, no. 4 (41), pp. 356-361. Available at: http://vestnik.volbi. ru/upload/numbers/440/article-440-2008.pdf (In Russ.).

4. Misyakova L. V. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nika [Enviromental education of preschool children]. Innovatsionnye peda-gogicheskie tekhnologii: materialy IIIMezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2015 g.). = Innovative educational technologies: materials of the III International scientific conf. (Kazan, October, 2015)]. Kazan: Buk, 2015, pp. 67-69. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (accessed 26.04.2018). (In Russ.).

5. Nekipelova O. A., Kiseleva N. Yu. Nauchno-metodicheskie osnovy organizatsii issledovatel'skoi deyatel'nosti ekologicheskoi napravlennosti [Scientific and methodical bases of the organization of environmental research activities]. 18-i Mezhdunarodnyi

nauchno-promyshlennyiforum «Velikie reki'2016»: trudy nauchnogo kongressa v 3 tomakh= 18th International scientific and industrial forum «Great rivers '2016: proceedings of the scientific congress in 3 vol.]. Vol. 2, N. Novgorod State Un-ty of Arch. and Civ. Engin., resp. editor A. A. Lapshin, N. Novgorod: NNGASU, 2016, p. 225-228. Available at: http://www.nngasu.ru/ word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2016.pdf (accessed 28.10.2017). (In Russ.).

6. Prosekina A. A. Shkol'nyi ekologicheskii lager' kak effektivnyi metod ekologicheskogo vospitaniya i razvitiya nauchno-issledovatel'skogo interesa u shkol'nikov [School ecological camp as an effective method of environmental education and development of research interest among schoolchildren]. Available at: http://goxi.ru/literatura/shkolnyj-ekologicheskij-lager-kak-effektivnyj-metodekologicheskogo-vospitaniya-i-razvitiya-nauchno-issledovatelskogo-interesa-u-shkolnikov/ (accessed 04.11.2017). (In Russ.).

7. Ratief D. Yu., Ilyina E. K., Retief Yu. D. Ekologicheskoe vospitanie: grani i vozmozhnosti [Environmental education: facets and opportunities]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» = Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2016, vol. 11, pp. 556-560. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86122.htm (In Russ.).

8. Chizhakova G. I., Duda V. I. Formirovanie tsennostnykh orientatsii obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sovremennoi shkole [Formation of value orientations of students with disabilities in modern school]. Vestnik KGPU = Herald of KSPU, 2017, no. 3 (41), pp. 6-16. Available at: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/10/25/ f32f6f13af9173a21 bc97c4722b9f170/nauchnyij -zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2017--3-41 .pdf#2 (In Russ.).

9. Sergej-Augustin Erdelja. Prilozi daljnjem razvoju. Sustava socijalne skrbi - iskustva iz prakse. Centar za socijalnu skrb Krapina, Hrvatska. Jetopis socijalnog rada, vol. 18, no. 1, Svibanj 2014, pp. 153-166. Available at: https://razvoj.gov.hr/UserDocsImages/ O%20ministarstvu/Regionalni%.pdf

10. Yoaguin Maio "Libro blanco: Titulo de grado en turismo". Universidad de Girona, agencia Nacional de Evaluation de la calidad y Acreditacion, Madrid, 2016, 258 p. Available at: http://www.aneca.es/

Статья поступила в редакцию 22.07.2018 г.; принята к публикации 1.09.2018 г.

Submitted22.07.2018; revised 1.09.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation for an article :

Молчанова Н. В. Формирование экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 63-68. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-63-68

Molchanova N. V. Formation of adolescents' environmental culture by means of social and cultural activities. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 63-68. DOI: 10.30914/2072-67832018-12-4-63-68 (In Russ.).

Об авторе

About the author

Молчанова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, ОИСГО: 0000-0002-1794-9621,

natmol. v@mail. гы

Natal'ya V. Molchanova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, ORCID: 0000-0002-1794-9621,

natmol.v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.