УДК 37
Багирова Евгения Васильевна
преподаватель. Алтайская государственная академия культуры и искусств [email protected]
Социально-педагогическая
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Evgeniya V. Bagirova
lecturer. Altai State Academy of Culture and Arts [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL MODEL OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART IN CULTURAL AND RECREATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью социализации подростков через различные социальные институты. Одним из них являются культурно-досуговые учреждения. Для того, чтобы построить педагогический процесс в культурно-досуговых учреждениях, направленный на социализацию подрастающего поколения, следовательно, цель статьи -спроектировать социально-педагогическую модель социализации подростков средствами хореографического творчества. Ведущим методом исследования стали педагогическое проектирование и сравнительный анализ. Результатом работы стал переход на более высокий уровень социализации подростков на основе квалимитри-ческой оценки уровня сформированности компонентов социализации. Материалы статьи могут быть полезны для руководителей хореографических коллективов, педагогов, балетмейстеров, работающих с детьми и молодежью, а также для студентов, обучающихся на творческих специальностях в вузах и ссузах.
Ключевые слова: педагогический процесс, моделирование в педагогике, подростки, культурно-досуговые учреждения, хореографическое творчество.
Annotation. The relevance of the research problem is due to the need of socialization of adolescents through various social institutions. One of them is the cultural and recreational facilities. The paper aims to design a socio-pedagogical model of socialization of teenagers by means of choreographic creativity to build the pedagogical process in cultural institutions, aiming at socialization of the younger generation. The leading methods of research are instructional design and comparative analysis. The result is a transition to a higher level of socialization of adolescents on the basis of gualimetric assessment of the level of formation of components of socialization. The article can be useful for the heads of the dance teams, teachers, choreographers, working with children and young people, as well as for students studying on the creative specialties in universities and colleges.
Keywords: pedagogical process, modeling in pedagogy, adolescents, cultural and recreational facilities, choreographic works.
Моделирование представляет собой один из методов научного исследования, которое широко применяется в педагогике.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2].
В предложенной нами социально-педагогической модели утверждается приоритет развития индивидуальности над обучением. Эффективность образования оценивается не количеством и качеством усвоенного материала, а рассматривается в связи с происходящими в подростках изменениями, которые описываются такими понятиями, как идентич-
ность, «Я-Концепция», автономия. При этом компетенции воспринимаются не только как цель обучения, но и как средство развития и творческой реализации подростков. В процессе занятий организуется «свободное воспитание», партнерский стиль взаимоотношений, создаются условия, в которых подросток имеет возможность понять и проявить себя, определиться в своих интересах и научиться согласовывать их с интересами окружающих людей, стать самостоятельным в жизни [8, с. 42].
Занятия хореографией ориентируют на вариативность и индивидуальность образовательных траекторий. Особое значение придаётся моменту самоопределения и сопутствующему опыту переживаний: от первичной осведомлённости до формирования своей точки зрения, от прояснения природы вещей до определения субъективно значимых ценностей, от непосредственного
84
эмоционального отклика до созидания смысла собственных действий. Так, в процессе творческой деятельности познание преобразуется в самопознание, постепенно вынашиваются иоформляются устремления самих участников коллектива.
Представим разработанную нами социальнопедагогическую модель, выделив в ней целевой блок, организационно-содержательный блок,
оценочно-результативный блок (рис.1).
Цель: Социализация подростков средствами хореографического творчества Задачи:
- формирование потребностей в культурном досуге;
- формирование компетентностей, отвечающих требованиям и тенденциям современного социокультурного контекста;
- развитие подростка как индивидуальности, поддержка в самоидентификации и построении собственного «Я», культивирование чувства внутренней свободы, способности раскрыть свое призвание и реализоваться в жизни.
Педагогический процесс в хореографическом коллективе Принципы:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- гуманизма;
- целостности педагогического процесса;
- демократизации воспитательной среды;
- ценностно-смыслового равенства педагога и подростка;
- коллективности;
- креативности.
Методы:
- обучения;
- воспитания;
- социально-психологические.
Функции:
- социализация;
- инкультурация;
- самореализация;
- информационно-просветительная;
- рекреационная;
- развивающая.
Средства:
Социально-культурная программа социализации подростков средствами хореографического творчества и технология ее реализации.
Формы:
Коллективные, групповые, индивидуальные.
Технологии:
- культуротворческие (учебно-творческая и концертноисполнительская деятельность);
- информационно-просветительские (лекции-концерты, беседы).
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК
Критерии социализации подростков средствами хореографического творче-
ства: Компоненты: Уровни:
- когнитивный; - оптимальный;
- мотивационный; - допустимый;
- коммуникативный; - критический;
- эмоциональный; - креативный. - недопустимый.
Результат:
Переход на более высокий уровень социализации подростков на основе
реализации социально-культурной программы и квалиметрической оценки
уровня сформированное™ компонентов социализации.
> О CO j
, |о ;
> СО I ; I- m I
; 2 го j
: 3 Ь : : 0) ® :
> у Z : • s • 5 .р. О • rtf ш [
Ё о о
о 2 в- о
'11 п
iooo
Л Ч m щ
с £ Q. т ’ Го о. о Q. S О х о ^ со со
й 9 I h
. г: ю : У со I © и! О. О : cl с[ з о а>
: С CL » О
С О
го % s S
: ^ s I
[ ГО 5 I > х з- 1 1 го
I ± ГО : J3 S ■» X С I- х со 0 S ’ с; 3; со о го о . о.
' Е з
, го
о о О. S
gg
■= к s s
g г
О п X S
Т х
II
>s о
m ё
О о С с; о с;
>* о
>g
о' го О CL
s-ё
о g-
CL С С >S
>s о 11 II
■1 i
.. л го с;
• о го
О S 0 ZT
3" о о о
go;
2 §•
1
11 S.S
^ ^ O CL
X H-
Ю О
0 о
Q. CL
Ь ч:
£ I
Si ■
X L Cl! ^ 0 s CO
2 £- Й E
Orth СО ГО ГТ • I- CL ©
£ о g
g § s
о
*|e
i § ®
® m i
1st
i, о: о
^ x 0 О § CL
ш CL x o-^o
>, S ■-
>5 =
о i
s § g
|i |
f 0 J 3 ю о С о 2 >0(6 ^ о о
: ГО I го
ьг со E 2 О. 0
cl s о Ш ГО g
I- ® о 2 0® g о S
Joe
О го го
0 0 Ol
1 s 8 | 8 g-о 0 S
2 3- 2
mop ° i- о
m c ro
о ° го S S ?
=r о ro
О 0 0 CL T Cl X CL о
VO X К ^00 ¥ С ч
5,® 2
0 О >, s 0 х
f IS § g g
X S'
К S „
S X X CQ 0 cT O О = X p О rr Л
51 1 §
»°!l
ills
f P !
J3 s X I
Ц p _ ro > 9- ro 5 * Z и о ■ ro « J fflio |
J 3 x ro ro . О
5 О 2 a
s >, о o
1^0 0
о г -- ? 1 3-о о х 2 s 5 2 к го 9- >7 я Э н о 2
0 ® 5 о
1 5. го Я GQ х1 го ?
Рисунок 1 - Социально-педагогическая модель социализации подростков средствами хореографического творчества
85
Для построения социально-педагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества объектом воздействия являются подростки, занимающиеся в хореографическом коллективе. Субъектом педагогического воздействия является руководитель хореографического коллектива.
Целевой блок. Целью социально-педагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества является социальное воспитание подростков. Под социальным воспитанием понимаем создание условий и стимулирования развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание создаёт возможности для овладения человеком необходимыми сточки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями).
Переходя к реализации модели, выделим несколько задач, решение которых обеспечило достижение поставленной цели:
1. Формирование потребностей в культурном досуге.
2. Формирование компетентностей, отвечающих требованиям и тенденциям современного социокультурного контекста.
3. Развитие подростка как индивидуальности, поддержка всамоидентификации и построении собственного «Я», культивирование чувства внутренней свободы, способности раскрыть своё призвание иреализоваться в жизни.
Организационно-содержательный блок. Учебнотворческий процесс хореографического коллектива состоит из синтеза искусств. Систематические уроки хореографии разделяются на классический танец, народный танец, эстрадный танец, современный танец. Общая физическая подготовка проходит на уроках ритмики, акробатики. Уроки актёрского мастерства способствуют образному восприятию, помогают прочувствовать, пережить, переосмыслить эмоциональное ипси-хологическое состояние артиста.
Для успешной реализации поставленных задач социально-педагогической модели выделили основные положения, которыми следует руководствоваться при организации деятельности:
1. Принцип природосообразности. Принцип, согласно которому педагог всвоей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития подростка, учитывая половозрастные и физиологические особенности. Происходит опора на положительное в подростке, на сильные стороны его личности, развивая инициативу и самостоятельность [3, с. 121].
2. Принцип культуросообразности. Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который
передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры. Учёт в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда, как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта [3, с.124].
3. Принцип гуманизма полагает признание ценности подростка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровье, создание условий для развития подростка, его творческий потенциал, склонности, способность оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его вобщество с полноценной реализацией в этом обществе [3, с.126-130].
4. Принцип целостности педагогического процесса. Целостность - важнейшее качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие, систематичность и непрерывность этого процесса [6, с.129].
5. Принцип демократизации воспитательной среды. Предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества участника коллектива и руководителя. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих вструктуру системы педагогического руководства, самоуправления, соуправления и саморегуляции, воспитание участников коллектива в духе свободы, личного достоинства, не ущемляя ни права участника коллектива, ни руководителя [3, с. 131].
6. Принцип ценностно-смыслового равенства педагога и подростка. Объединение одной целью, идеей совместно с общим делом. Принцип ценностного отношения заключается в признании человека наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность (как физического, так и морального) ипринятие человека как данности. Он включает в себя ориентацию на интерпретирование любого поведенческого акта, предмета или явления как способа выражения нравственного отношения к человеку. Педагогическая интерпретация происходящего помогает подростку видеть картину ценностных отношений [6, с. 135].
7. Принцип коллективности. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины XIX в. Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия сокружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, само-
86
реализации и самоутверждения, авцелом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе [6, с. 139].
8. Принцип креативности. Креативность (от лат. Creation - созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. В педагогической науке понятие «принцип креативности» определяется как принцип, реализация которого предполагает создание условий для творческого развития, как учащихся, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
На основе приведенных выше принципов выделим методы, используемые в социальнопедагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и подростка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации [3, с. 148].
Методы социально-педагогической модели:
1. Методы обучения (словесные, наглядные, практические).
2. Методы воспитания (методы формирования сознания - рассказ, беседа; методы организации деятельности - практические занятия, упражнения).
3. Социально-психологические методы (методы диагностики, профилактики, консультирования, коррекции)
Для выполнения своей профессиональной деятельности руководителю коллектива, педагогу следует овладеть методами, которые, как показано выше, состоят из отдельных приёмов. Наиболее широко используется такой приём, как убеждение. Особенность использования этого метода в том, что зачастую у воспитанников в коллективе уровень сформированное™ общепринятых норм и правил поведения в обществе низкий, или же эти понятия искажены.
Опираясь на научные идеи М.А. Ариарского, АЛ. Гройсмана, В.И. Десятова, Р.А. Литвак, АЛ. Мудрика, АЛ. Фомина и других, нами в социально-педагогическую модель были включены следующие функции педагогического процесса в самодеятельном хореографическом коллективе: социализация, инкультурация, самореализация; информационно-просветительная, рекреационная, развивающая.
Функция социализации осуществляется в процессе взаимодействия подростков с многообразными и многочисленными факторами, группами, условиями, с помощью различных механизмов. Направляемое взаимодействие с ними приводит к успешной социализации подростков в обществе [6]. Взаимодействуя с участниками хореографического коллектива, подростки приобрета-
ют навыки общения, чувство коллективизма, осваивают разнообразные социальные роли.
Функция инкультурации предполагает вовлечение подростков в мир культуры, в культуроохранительную, созидающую, творческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационых процессов, духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности [5, с. 58]. Исполняя шедевры мировой хореографии, продукты танцевального фольклора стран мира, подростки в полной мере обогащают свой культурный потенциал, тем самым повышая свой когнитивный уровень.
Немаловажную роль в социально-педагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества играет функция самореализации. Досуговая деятельность является хорошей платформой реализации личностного потенциала подростков. Отличная от других видов деятельности своим добровольным выбором, досуговая деятельность помогает подростку проявить свои скрытые возможности, показать себя с другой стороны.
По утверждению МЛ. Ариарского, досуг позволяет развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества [1]. Хореографическое творчество имеет возможность дать подросткам реализовать свои скрытые резервы как на сцене, в классе, так и в жизни.
Информационно-просветительная функция дает возможность подросткам обогатить свои знания. Занятия хореографическим творчеством способствуют расширению кругозора подростков, знакомству с лучшими образцами культуры и искусства, всесторонне развивают личность подростков.
Рекреационная функция признана восстановить затраченные силы и энергию подростков, эмоционально разгрузить, снять напряжение, которое накопилось за день. В основе этой функции лежит правильно подобранные музыкальный материал для упражнений, расслабляющие упражнения и задания, работа над образами в хореографическом произведении.
Развивающая функция объединяет в себе все д руги е функции, так как каждая из функций н а п равл ена на развитие личности подростков. Поэтому развивающее начало воплощено в каждой функции [7, с. 96].
Для реализации поставленной цели в социальнопедагогической модели использованы следующие средства: социально-культурная программа социализации подростков средствами хореографического творчества и технология ее реализации.
При организации педагогического процесса в самодеятельном хореографическом коллективе использовались следующие формы и технологии работы. Используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы. Такие формы работы для подростков способствуют полной раскрепощённости каждого.
87
Кроме того, индивидуальные занятия положительно влияют на психологическое и эмоциональное развитие, устраняя тем самым скрытые недостатки подростков. Технологии: культуротворческие (учебно-творческая и концертноисполнительская деятельность); информационно-просветительские (лекции-концерты, беседы)
Для эффективного построения деятельности в коллективе, используя социально-педагогическую модель социализации подростков средствами хореографического творчества, необходимо отметить внешние и внутренние социальнокультурные условия.
К внешним социально-куль^рным условиям относятся: культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие учебно-творческий процесс в самодеятельном творческом коллективе; материальнотехническая база, необходимая для осуществления учебно-творческого процесса; высококвалифицированные кадры, осуществляющие организованную социально-куль^рную деятельность самодеятельного хореографического коллектива.
К внутренним социально-культурным условиям относятся: самодеятельный хореографический коллектив и его руководитель как совокупный социальный субъект педагогического учебнотворческого процесса; комплексный процесс, направленный на социализацию подростков средствами хореографического творчества и реализация социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества в условиях культурнодосугового учреждения; удовлетворение потребностей личности подростка в творческой самореализации; учет возрастных особенностей и уровня индивидуального развития подростков; организация систематической концертной и конкурсной деятельности самодеятельного хореографического коллектива.
Оценочно-результативный блок. Этот блок определил результативность функционирования предлагаемой социально-педагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества, связанной с разработкой соответствующих критериев и показателей уровней социализации
Критериями и показателями эффективности социально-педагогической модели послужили сле-
Литература:
1. Ариарский МЛ. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. 792 с.
2. Богатырев AM. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность. Издательский дом «Образование и наука». URL: http:// www. rusnauka. com/ SND/ Pedagogica/2_bogatyrev %20a.i..doc.htm.
3. Галагузова МЛ. Социальная педагогика : курс лекций. М. : Владос, 1999. 356 с.
дующие компоненты, результаты которых были выявлены во время входной диагностики и контрольной диагностики:
- когнитивный - знания о мире и социокультурной деятельности человека;
- мотивационный - потребность в познании и преобразовании социума;
- коммуникативный - социальные нормы и правила общения;
- эмоциональный - эмоциональные реакции, позитивное мироощущение;
- креативный - творческая созидательная деятельность.
По каждому компоненту выделены уровни сформированное™ (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый).
Результатом предложенной социально-педагогической модели стал переход на более высокий уровень социализации подростков на основе квалиметрической оценки уровня сформированное™ компонентов социализации.
Проведя эксперимент по апробации предложенной социально-педагогической модели социализации подростков средствами хореографического творчества на базе культурно-досугового учреждения (2011-2015гг.), можно констатировать, что построенная социально-педагогическая модель, внедрение в творческий процесс содержания деятельности, методов работы позволяют сформировать личность, успешно адаптированную в социально-культурное сообщество. Хореографическое творчество создаёт благоприятные условия и возможности для формирования и овладения подростком необходимыми социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знания, убеждения, умения, нормы, образцы поведения иотношений).
Предлагаемая нами социально-педагогическая модель социализации подростков средствами хореографического творчества может стать в дальнейшем методическим материалом для руководителей хореографических коллективов, педагогов, балетмейстеров, работающих с детьми и молодежью, а также для студентов, обучающихся на творческих специальностях в вузах и ссузах.
Literature:
1. Ariarskii M.A. Socio-cultural activity as a subject of scientific reflection. SPb., 2008. 792 p.
2. Bogatyrev A.I. Theoretical bases of pedagogical modeling (nature and efficiency). «Education and science» Publishing house. URL: http:// www. Rusnauka. com/ SND/ Pedagogica/ 2_bogatyrev% 20a.i.. doc.htm.
3. Galaguzova M.A. Social pedagogy : a course of lectures. M. : Vlados, 1999. 356 p.
88
4. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике. // Вестник ШГПИ. 2013. № 3 (19). URL: http:// shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf.
5. Десятое В.И. Связь с общественностью в управлении социокультурными проектами в контексте антропологического подхода. Барнаул : Изд-во АптГАКИ, 2006. 266 с.
6. Мудрик АД. Социальная педагогика. М. : Академия, 2000. 369 с.
7. Первушина ОД. Социально-культурная деятельность (теоретические основы) : учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 «Социальнокультурная деятельность». Барнаул : Изд-во АГИИК, 2002. 96с.
8. Шувалов АД. В поиске симфонии или три модели системы образования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1 (22) январь-март. С. 42-49.
4. Delimova Yu.O. Modeling in pedagogy // Bulletin of ShSPI. 2013. № 3 (19). URL: http:// shgpi.edu.ru/ files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7. pdf.
5. Desyatov V.I. Public relations in the management of socio-cultural projects in the context of the anthropological approach. Barnaul : ASACA Press,
2006. 266 p.
6. Mudrik A.V. Social pedagogy. M. : Academy, 2000. 369 p.
7. Pervushina O. V. Socio-cultural activity (theoretical foundations) : a manual for students of full-time and correspondence departments, specialty 053100 «Social-cultural activity». Barnaul : ASIAC Press, 2002. 96 p.
8. Shuvalov V.A. In search of the Symphony, or three models of the education system // Journal of practical psychology of education. 2010. № 1 (22) January-March. P. 42-49.
89