9. Superacskiyj, M. Kak otkrihvatj i ustraivatj narodnihe biblioteki i chitaljni. - M., 1899.
10. Voskresenskiyj, A.G. Pisjmo S.I. Gulyaevu, Permj noyabrya 1852 g. // GAAK. F. 163. D. 245. Ll. 18-22 ob.
11. Saprihkin, D.L. Obrazovateljnihyj potencial Rossiyjskoyj imperii. - M., 2009.
12. Tithenko, M.N. Obthedostupnihe publichnihe biblioteki v sisteme mestnogo samoupravleniya: istoricheskiyj opiht i perspektivih: praktich. posob. - SPb., 2006.
13. Trudih pervogo vserossiyjskogo sjhezda po bibliotechnomu delu, sostoyavshegosya v Sankt-Peterburge s 1 po 7 iyunya 1911 g.: v 2 ch. -SPb., 1912.
14. Pervihyj vserossiyjskiyj sjhezd po bibliotechnomu delu (S.-Peterburg, 17 iyunya 1911 g.): [rezolyucii]. - [B. m. i.] : [B. i.], [B. g. i.].
Статья поступила в редакцию 18.07.14
УДК 37
Bagirova Ye. К PARTICULAR FEATURES IN SOCIALIZATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY.
The article presents an analysis of a "process of socialization" in relation to adolescence. In the paper features of socialization of teenagers by means of choreography as an extracurricular activity are discribed.
Key words: socialization, particular features of socialization of teenagers, leisure activities, choreographic creativity.
Е.В. Багирова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье представлен анализ «процесса социализации» применительно к подростковому возрасту. Рассматриваются особенности социализации подростков средствами хореографического творчества в условиях досу-говой деятельности.
Ключевые слова: социализация, особенности социализации подростков, досуговая деятельность, хореографическое творчество.
В историческом прошлом танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах всех народов мира, отражая основные стороны человеческого бытия. В школьные годы закладываются основы мировоззрения, становления идейной личности, способной ради общего блага пожертвовать своими эгоистическими интересами. Хореографический коллектив в свою очередь должен создать такую атмосферу, при которой эти качества личности развивались бы гармонично. Увлекаясь развитием чисто танцевально-технических навыков исполнения, что само по себе не плохо, есть возможность развивать и внутренний мир подростка, что неминуемо сказывается и на исполнительской культуре. Создавая содержательный репертуар, ставим подростков под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, воспитывая в них различные моральные качества, подводим их к пониманию нравственных мотивов поведения. Воспитывая детскую аудиторию через образы хореографии, раскрывая в них эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному, низменному, комическому, трагическому в различных их проявлениях, учим любить и ненавидеть, страдать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродства. Таким образом, подростки проходят школу духовного танцевального воспитания.
Заложенные в корне хореографического творчества социально-культурные ориентации позволяют решать такие значимые проблемы в развитии личности подростка, как здоровье, гармонизация личности, развитие интеллекта, нравственные убеждения. Хореографическое творчество предоставляет возможность лучше понять себя, что немаловажно в процессе формирования личности. Воспитание подростков хореографическими средствами помогает всестороннему развитию личности, учит его находить в творчестве эстетическое и духовное наслаждение. Поэтому работа в данном направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.
Хореографическое творчество коллективное, способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости. В педагогической практике воспитывающие резервы хореографического творчества используют для развития идейно-политического, трудового, нравственного сознания человека, его эстетического и физического развития.
Занимаясь в хореографическом коллективе, подросток имеет возможность научиться не только танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать
в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть постоянно совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества. Учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.
Как показывает статистика, в последнее время всё больше детей имеют слабое здоровье. Причин этому объяснению много. К ним относиться экология, окружающая среда, наследственность и другие. Занятия хореографическим творчеством способствует физическому развитию детей. Различные прыжки, вращения, растяжки, движения заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка всего тела, равновесия, дыхания, улучшается подвижность, осанка, координация, исправляются и другие многие природные недостатки. Танец учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Для того чтобы процесс овладения хореографическим творчеством был плодотворным, следует в ходе деятельности отметить особенности применения на занятиях хореографии методологических принципов обучения и воспитания в сочетании с творческим потенциалом участников коллектива: принцип сочетания традиций и новаторства; индивидуализации и личностного подхода к обучению; наглядности и образности в обучении; принцип системности в обучении [1].
Принцип сочетания традиций и новаторства. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, особое внимание в обучении хореографией уделяется созданию и заботливому сохранению традиций, сохранению преемственности в обучении. Во время занятий происходит знакомство с мировыми шедеврами хореографического творчества, приобщаясь к истории различных видов искусств разных времен и народов. Перенимая от них лучшее для своего творчества.
Принцип индивидуализации и личностного подхода. Внедрение личностного подхода в деятельность хореографического коллектива позволяет повысить воспитательно-педагогический потенциал в обучении, гуманизирует весь процесс творчества, способствуя моральной удовлетворённости результатами обучения. Индивидуальность, как личность, формируется в условиях социализации в коллективе, с учётом физиологических параметров подросткового возраста.
Принцип наглядности и образности в обучении. Необходимость данного принципа обосновывается диалектикой перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. Современные технические средства обучения
дают богатый выбор средств для формирования чувственных образов. Это телевидение, аудио- и видеотехника, которые активно используются в процессе обучения. Наглядность также связана с конкретным показом упражнений их характеристикой и словесным пояснением. Воспитанники коллектива должны увидеть, как правильно исполнить то, или иное па, так или иначе использовать дыхание во время выступления.
Принцип системности обучения. Данный принцип связан с объёмным системным представлением художественно-творческой деятельности. Системность заключается в сочетании изучения знаний и последовательного овладения вокальными и хореографическими навыками умениями в определенном логическом порядке: от простого к сложному, от проучивания отдельных движений к исполнению концертного номера.
Овладение тем или иным навыком танцевания, грациозностью движений носит художественно-творческий характер. Занимаясь в коллективе, воспитанники не просто выучивают определённое количество движений и танцев, но и на каждом занятии познают своеобразный выразительный язык хореографического творчества, где тесно переплетаются музыка, пластика, образ, душа человека. Работая над хореографическими образами, участники коллектива находят наиболее красивые и выразительные движения и позы.
Одна из задач, стоящих перед педагогом хореографического коллектива, - научить видеть, чувствовать, понимать прекрасное в художественном произведении. Когда воспитанник начинает танцевать, а не механически повторять выученные текст и движения, номер становится «тропой», в область его ценностей, желаний, невыраженных чувств, тропой к творческому потенциалу [2]. Осознавая хореографическое произведение через образ, исполняя свободно и осознанно, каждый участник делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в хореографическом номере сопровождающийся яркими переживаниями особенно существенен в переломные моменты развития характера подростка, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям [3].
Нельзя не сказать о роли педагога в хореографическом коллективе. В данном случае он является неким «агентом социализации» - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Именно педагог участвует в социализации личности участников своего коллектива. Выяснив навыки и способности каждого воспитанника, изучив его окружение, он создаёт условия для развития подростка. Главным в этом становятся взаимопонимание с подростком, только тогда педагог сможет направить его на путь самообразования, вовлечь в творчество. В то же время, одним из сложных моментов в процессе занятия подростков хореографическим творчеством является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллек-
Библиографический список
тиве эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощённости, свободы и осознанности, творческой дисциплины. Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать подростку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед педагогом неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении.
Следовательно, большое значение имеет также подготовка квалифицированных педагогов по хореографии, от того насколько педагог подготовлен в этих вопросах будет зависеть успех коллектива и его воспитанников. Вся работа с подростками строиться на интересе, увлеченности и творчестве.
Одним из важнейших принципов художественно-педагогического процесса, значительно повышающим его эффективность, в хореографическом коллективе является проявление инициативы участников. Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания упражнения на уроках хореографии, учитывающие пол и возраст, способствуют развитию творческих начал подростка, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития подростка, наполняют ощущением раскрепощённости и уверенности в собственных силах. В процессе занятий деятельность каждого участника становится творчеством созидания своего «Я». Подросток создает свое видение мира, материализует свое образное художественное мышление. Происходит целостное видение образов, такой процесс искренен и является жизненно важным процессом для подростка. Сам творческий акт участия в нем - фактор огромного социального значения.
Таким образом, анализируя широкий спектр литературы и фактологического материала, можно с уверенностью констатировать, что хореографическое творчество является одним из средств социализации подростков, так как имеет большие возможности для развития, формирования, становления личности. У подростков развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, появляется представление о базовых ценностных ориентациях, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми. У большинства подростков, занимающихся хореографическим творчеством, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения подростка, осмысляется им самим как гармоничное сочетание личных и общественных интересов, а также пропадает ощущение творческого дискомфорта. Весь творческий процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия развивают чувство ответственности перед другими участниками, обществом, умение считаться с их интересами. Организовывают внутренний распорядок подростка. Участие в концертной и конкурсной деятельности коллектива формирует у подростков здоровый дух соперничества, уважение друг к другу, любовь к своему делу, значимость каждого для коллектива и общества. Систематическая учебно-воспитательная работа в коллективе оказывает на подростка положительное воздействие для дальнейшего развития и успешного существования личности в обществе.
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. - Л.; М., 1963.
2. Захаров, РВ. Сочинение танца. - М., 1983.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для студентов вузов. - М., 2002. Bibliography
1. Vaganova, A.Ya. Osnovih klassicheskogo tanca. - L.; M., 1963.
2. Zakharov, R.V. Sochinenie tanca. - M., 1983.
3. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj: ucheb. posob. dlya studentov vuzov. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 14.06.14
УДК 53(091)
Novichikhina T.I. SCIENTIFIC AND INFORMATIONAL FIELD OF THE MIDDLE AGES. The article traces the source, accumulation, storage and methods of transmitting of scientific information in the middle ages. The conditions affecting the rate of the development of science and the flows of scientific information are considered. The relationship between economic and cultural development, their influence on the rate of scientific research is emphasized. The role of science in the Arab East in the development of experimental science is demonstrated. The special focus is done on the importance of the establishment of universities, their importance for the development of European science. The importance of the work of conspicuous disciples of medieval science is emphasized.
Key words: science, information, middle ages.