В перспективе следует ожидать увеличения удельного веса сайтов учреждений культуры всех уровней, виртуальных творческих мастерских и культурных интернет-программ в Рунете, способных образовать глобальный социально-культурный портал.
Теоретики социальных коммуникаций считают передовые технологии ведущим фактором модификации форм и содержания культурного творчества социума [8, с. 24]. Открывающиеся возможности расширяют перспективы самовыражения личнос-
Библиографический список
ти, позволяя приобщиться к культуре широким слоям общества. Перспективность поливариантных технологий применительно к задачам креативного творчества особенно актуальна для молодежи, переживающей ценностный кризис социальной адаптации. Для нее новый «мир без границ» позволяет сделать культурное многообразие понятным и привлекательным и благодаря этому раскрыться перед окружающим с помощью адекватных технологий [8, с. 375].
1. Маршалл, М. Международные модели и тенденции финансирования культуры // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
2. Хайнце, Т. Повышение квалификации работников культурных учреждений // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
3. Теппер, С. Творческие активы и изменяющаяся экономика // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004.
- № 5.
4. Медынский, Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. - Пг., 1915.
5. Кольбер, Ф. Маркетинг в искусстве // Государственная служба за рубежом. Управление культурой: реф. бюл. - М., 2004. - № 5.
6. Соловьев, А.В. Развитие новых культурных форм в условиях перехода к информационному обществу // Обсерватория культуры. -2009. - №2.
7. Ариарский, М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГУКИ. - 2013. - № 2.
8. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - СПб., 2009.
9. Соловьев, А.В. Коммуникативная культура информационного общества // Вестник МГУКИ. - 2009. - №2.
10. Кэмерон, Д. Глобализация, культура и общество / Д. Кэмерон, Дж.Г. Штейн // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
11. Успек, Э.Р Виртуальное пространство для реальной социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 6.
12. КГАУ «Краевой дворец молодежи» (г. Барнаул, Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://www.altaikdm.ru/
13. МБУК «Дворец культуры г. Барнаула» (Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://www.dk-barnaul.ru/
14. Дворец культуры и спорта «Сибэнергомаш» (г. Барнаул, Алтайский край) [Э/р]. - Р/д: http://xn—80abgcgqnugmuh4hwc.xn—p1 ai/
15. Хайнце, Т. Перспективы новой культурной политики // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. - М., 2004. - № 5.
16. Малопесчанский СДК (с. Малопесчанка Мариинского района Кемеровской области) / создатель Владислав Кропотов, учащийся 8 класса МОУ «Малопесчанская СОШ» 2010 г. [Э/р]. - Р/д: http://www.mpsdk.narod.ru/
17. Лучшее культурно-досуговое учреждение Российской Федерации: положение о смотре-конкурсе // Дом культуры. - 2013. - № 4.
Bibliography
1. Marshall, M. Mezhdunarodnihe modeli i tendencii finansirovaniya kuljturih // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. -M., 2004. - № 5.
2. Khayjnce, T. Povihshenie kvalifikacii rabotnikov kuljturnihkh uchrezhdeniyj // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj.
- M., 2004. - № 5.
3. Tepper, S. Tvorcheskie aktivih i izmenyayuthayasya ehkonomika // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. -M., 2004. - № 5.
4. Medihnskiyj, E.N. Metodih vneshkoljnoyj prosvetiteljnoyj rabotih. - Pg., 1915.
5. Koljber, F. Marketing v iskusstve // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj: ref. byul. - M., 2004. - № 5.
6. Solovjev, A.V. Razvitie novihkh kuljturnihkh form v usloviyakh perekhoda k informacionnomu obthestvu // Observatoriya kuljturih. - 2009. -№2.
7. Ariarskiyj, M.A. Teoriya socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti otvechaet na vihzovih vremeni // Vestnik SPbGUKI. - 2013. - № 2.
8. Tuljchinskiyj, G.L. Menedzhment v sfere kuljturih / G.L. Tuljchinskiyj, E.L. Shekova. - SPb., 2009.
9. Solovjev, A.V. Kommunikativnaya kuljtura informacionnogo obthestva // Vestnik MGUKI. - 2009. - №2.
10. Kehmeron, D. Globalizaciya, kuljtura i obthestvo / D. Kehmeron, Dzh.G. Shteyjn // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. - M., 2004. - № 5.
11. Uspek, Eh.R. Virtualjnoe prostranstvo dlya realjnoyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6.
12. KGAU «Kraevoyj dvorec molodezhi» (g. Barnaul, Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://www.altaikdm.ru/
13. MBUK «Dvorec kuljturih g. Barnaula» (Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://www.dk-barnaul.ru/
14. Dvorec kuljturih i sporta «Sibehnergomash» (g. Barnaul, Altayjskiyj krayj) [Eh/r]. - R/d: http://xn—80abgcgqnugmuh4hwc.xn—p1 ai/
15. Khayjnce, T. Perspektivih novoyj kuljturnoyj politiki // Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kuljturoyj. - M., 2004. - № 5.
16. Malopeschanskiyj SDK (s. Malopeschanka Mariinskogo rayjona Kemerovskoyj oblasti) / sozdatelj Vladislav Kropotov, uchathiyjsya 8 klassa MOU «Malopeschanskaya SOSh» 2010 g. [Eh/r]. - R/d: http://www.mpsdk.narod.ru/
17. Luchshee kuljturno-dosugovoe uchrezhdenie Rossiyjskoyj Federacii: polozhenie o smotre-konkurse // Dom kuljturih. - 2013. - № 4.
Статья поступила в редакцию 27.04.14
УДК 02: 35
Fomina A.A. THE FORMATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF LIBRARY SCIENCE. The secularization of public life in the 18th century contributed to the formation of secular libraries. They were created under the guidance of state and public figures. In the 19th century the education of the peasantry led to the quantitative growth of public libraries. The cooperation of local governments and community organizations contributed to a design of a library network.
Key words: public library, cooperation of local authorities and cultural and educational institutions, library network.
А.А. Фомина, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Секуляризация общественной жизни в 18 века способствовала формированию светских библиотек. Они создавались под руководством государственных и общественных деятелей страны. В 19 веке просвещение кре-
стьянства привело к количественному росту общедоступных библиотек. Сотрудничество органов местного самоуправления и общественных организаций способствовало проектированию библиотечной сети.
Ключевые слова: государственные библиотеки, сотрудничество органов местного самоуправления и культурно-просветительных организаций, библиотечная сеть.
Секуляризация общественной жизни в XVIII в. потребовала новой концепции государственного строительства в области культуры и просвещения. Масштаб необходимых изменений обусловило не только культивирование на российской почве новых субъектов, но и необходимость возведения инфраструктуры в соответствии с новым курсом западноевропейской приверженности во внешней политике правительства. Казалось, что для светских нововведений использование прежних ресурсов уже не представлялось возможным. Тем не менее, сторонники петровских реформ намеривались использовать материальные и организационные возможности церкви для вовлечения «в участие в делах государства» [1, с. 22-23]. В частности, Ф.С. Салтыков предложил «разместить в монастырях и содержать на монастырские средства» губернские библиотеки, обязав собирать «старинные письма и грамоты, рукописные и печатные, старые и новые книги». В предложениях Ф. С. Салтыков особого внимания заслуживает «государственный характер, предусматривающий привлечение губернаторов к его практическому осуществлению» [1].
Объективным препятствием в реализации регионального размаха светских проектов была неграмотность населения и отсутствие светской литературы. Даже первоначальный фонд библиотеки нового образца - Библиотеки Академии наук был частью российской контрибуции, полученной от побежденных европейских стран. Из-за нехватки издательских мощностей и обученного персонала типографов и граверов Россия попыталась разместить заказы на научную и учебную литературу в Голландии, но не найдя отклика, была вынуждена импортировать кадры специалистов для возводимых отечественных типографий.
На фоне активной капитализации издательского рынка библиотечное дело практически весь XVIII в. оставалось государственной монополией, не смотря на ряд интересных инициатив Ф.С. Салтыкова, А.А. Курбатова, В.В. Киприянова. Можно лишь предположить частичную реализацию их предложений на периферии империи в организации государственной научно-технической библиотеки Колывано-Воскресенских заводов (1764 г.), публичных библиотек в Туле (1778 г.), Иркутске (1782 г.) [2; 3]. Известно, что сибирским библиотекам была знакома самая передовая технология обслуживания кольцевая почта, заочный абонемент, позже - бесплатное обслуживание распространилось не только на горожан, но и жителей провинции. Особенно впечатляюще достижения провинции воспринимаются на фоне неудачного обращения русской аристократии (1766 г.) к Екатерине II с проектом коллегиально управляемой национальной библиотеки. Как убедительно доказал А.Н. Ванеев, он был воспринят посягательством на абсолютизм власти. Спустя почти три десятка лет императорский указ 1795 г. обнародовал «экономически обоснованное» учреждение Императорской библиотеки на основе национализированного варшавского книжного собрания братьев Залузских. Ее возглавил А.С. Строганов, один из авторов исторического проекта, однако в импортированном фонде практически не было русскоязычных изданий, а контрибуция не имела ничего общего с коллегиальным учреждением библиотеки.
Оценивая ничтожное количество светских библиотек XVIII в., преимущественное внимание к ним в столицах империи, а также контрибуцию, заменившую комплектование, нельзя упускать из виду, что страна наращивала опыт светской культурной политики. Не смотря на широкое распространение в течение 600 лет клерикальных коллекций, их существование не предусматривало общественного доступа к документам. Лишь в 1830 г. создание губернских и уездных публичных библиотек было признано необходимым для развития «промышленности, особенно земледельческой» [1, с. 77]. Инициатива Н.С. Мордвинова, главы первой общественной организации страны - Императорского Вольного Экономического общества (ИВЭО), нашла поддержку в министерстве внутренних дел, наметившего «открытие во всех губернских городах 52 публичных библиотеки» [4, с. 81]. Но в преддверии реформ вновь созданные библиотеки были закрыты «впредь до особого распоряжения». Исследователи считают закрытие библиотек следствием борьбы с антиправи-
тельственными настроениями, возникшими вследствие революционных событий в Европе 1848-1849 гг. Просветительство под руководством Н.С. Мордвинова, единственного члена Государственной комиссии, проголосовавшего против казни декабристов, воспринималось правительством не менее революционной акцией. Политическая благонадежность стала важным критерием участия в просветительской деятельности на долгие годы. Сомнения в таком качестве у «лиц, уполномоченных на управление» библиотеками, как «и вообще всех служащих», хотя и не влекли более ее закрытия, но законодательно требовали от «начальствующих лиц, коим предоставлена власть <...>, устранять этих лиц из библиотек и кабинетов» [5, с. 79].
С конца 40-х гг. новую просветительскую программу Общества возглавил комитет грамотности, поскольку «распространение знаний сельскохозяйственных и улучшенных приемов сельского хозяйства немыслимо в стране неграмотной и невежественной». ИВЭО смогло добиться официального разрешения на его создание только в 1861 г. по примеру москвичей, учредивших «комитет для всенародного распространения грамотности на религиозно (христиански)-нравственном основании» 8 декабря 1845 г. [6]. Оба Комитета, содействуя начальному народному образованию, стремились «к распространению грамотности и полезных знаний преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости», не всегда достигая должного взаимопонимания [7, с. 19]. Московский комитет отстаивал необходимость составления народных книг, в которых бы «проводились мысли о пользе образования и грамотности вообще, а среди крестьянок в особенности, о народных сельских библиотеках, о способах обучения грамоте и пр.». Петербуржцы, напротив, не признавали «надобности в особой беллетристике для народа» и главную задачу видели в удешевлении изданий лучших авторов. Распространение книг комитеты сопровождали бесплатной рассылкой, устройством книжных складов, читален, народных библиотек, организацией училищ и «грамотных изб» для обучения крестьянок.
Не смотря на неодобрение многих начинаний со стороны правящих кругов и частое закрытие библиотек и книжных складов, в целом деятельность комитетов получила широкий общественный резонанс, поскольку не замыкалась в пределах какой-либо одной губернии и распространялась «на пространстве всей империи». Следуя их примеру, аналогичные просветительские цели ставил не один десяток общественных организаций.
Внимание к инфраструктуре образования нашло отражение в первых официальных документах, регламентирующих порядок открытия библиотек. С принятием в 1864 г. 175 статьи в уставе о цензуре и печати разрешалось частным лицам, акционерным компаниям или товариществам «заводить книжные магазины, лавки и кабинеты для чтения <...> тем же порядком, который определен для открытия типографий, литографий и тому подобных заведений» [5, с. 79]. С 1890 г. требовалось «представить проект устава или правил и указать, где именно будет находиться читальня, на какие средства она учреждается и чем обеспечивается ее дальнейшее существование» [8]. Помогая разобраться с учредительными документами, петербургский комитет издал брошюру с образцами текстов прошения на открытие народной библиотеки-читальни [9].
Комплексный характер легитимного управления деятельностью библиотек и издательств был вызван локализованностью российских издательств и книготорговых фирм в пределах столиц и некоторых крупных городов империи. Распространение книгопродавческих библиотек отчасти компенсировало отсутствие логистических коммуникаций, но именно потому, что «любая книга, поименованная в каталоге», могла быть продана, их существования не отличалось стабильностью. На доминирование книготорговой сущности указывало и равноправие в репертуаре, разрешавшее книжным магазинам, лавкам и кабинетам для чтения «держать у себя и продавать или давать в чтение все незапрещённые издания, <...> кои не значатся в общем каталоге запрещённых книг» [5, с. 79].
Распространение общественного доступа к информации, в том числе бесплатно, дифференцировало отношение властей к библиотекам и книжной торговле. С 1884 г. министр внутренних дел имел право «указывать местным начальствам те произведения печати, которые не должны быть допускаемы к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. Перечень рекомендуемых книг составляло министерство народного просвещения. На контролирующие полномочия государства указывает законодательство, закреплявшее изменения, происходившие в библиотечном строительстве, но не планировавшее их. Так, например, до принятия Временных правил о книжной торговле (1865 г.), не смотря на уклонение властных органов от упорядочения процедуры открытия библиотек, к губернаторам продолжали поступать прошения частных лиц.
Просвещая в вопросах о тонкостях оформления юридического разрешения на открытие библиотеки, один из основателей Пермской публичной библиотеки, священник А.Г. Воскресенский охотно делился информацией с заинтересованным корреспондентом в 1852 г.: «На Ваши вопросы о формальностях, какие тут нужны, имею честь объяснить <...>. подана была начальникам губернии программа всех затей<...>. На ней губернатор тотчас написал «принято», и тем было кончено. Если дело вести законным порядком, могут встретиться затруднения. Мы довольно долго [искали] в законах: у кого нужно просить дозволения и ничего не нашли» [10, л. 18].
Устав о цензуре и печати зафиксировал права местного начальства, как это и предлагали Ф.С. Салтыков и Н.С. Мордвинов и сложившаяся практика деятельности комитетов грамотности. Согласно «Правилам» 1890 г. допускалось распространение народных (бесплатных) библиотек «в городах, посадах и селениях», а также платных библиотек и читален, обслуживающих ту же аудиторию «лиц низших сословий и <...> воспитанников средних и низших учебных заведений» [8, с. 8]. Круг наделенных полномочиями открытия библиотек постепенно расширялся, включая городские общественные управления, земские и сословные учреждения, частные общества, товарищества и лица, исключая земские управы [12]. Между тем, массовое распространение библиотек на региональном уровне было не возможно без финансовой поддержки земств, ее не хватало общественным организациям, обладавшим опытом культурного строительства.
По статистике, органы местного самоуправления содействовали открытию тысяч народных библиотек, читален и воскрес-
Библиографический список
ных школ, подготовив условия для паритетного сотрудничества земств и столичных общественных организаций в 90-е гг. в со-финансировании народных библиотек, предопределив проекты библиотечной сети [4, с. 77]. Одновременно разрабатываемые сети библиотек и школ ориентировались на локализованность, не случайно рекомендации Всероссийского съезда по библиотечному делу и Общеземского съезда по народному образованию (1911 г.), общественных форумов просветителей, земских деятелей и библиотечной общественности отличает принципиальная приверженность к децентрализованному развитию в российском масштабе [11, с. 56-57].
Вместе с тем, библиотечную теорию отличала ориентация на вертикальные связи с учреждениями различных территориальных уровней при соответствующей дифференциации фондов. Предполагалось, что сеть образуют: 1) центральная библиотека в уездном городе для «удовлетворения, повышенных запросов населения»; 2) районные библиотеки в наиболее крупных пунктах уезда; 3) сельские библиотеки; 4) передвижные библиотеки [4; 12]. Заведования библиотечным делом возлагалось на библиотечные комиссии при губернских, уездных земских и городских управах. Координация их деятельности находилась в ведении периодически созываемых общероссийских, губернских, уездных съездов по библиотечному делу. Таким образом, выстраивался системный подход в управлении работой региональных библиотечных сетей, способный компенсировать недостатки земского строительства [12].
Материалы Всероссийского съезда по библиотечному делу позволяют отметить курс на сотрудничество библиотек, созданных общественными организациями и благотворительными обществами [13; 14]. Это косвенно подтверждает заинтересованность культурно-просветительных обществ работой съезда. Делегаты обществ по численности уступали только группе академических и государственных библиотек, значительно превосходя представительство общественных и публичных, народных библиотек-читален, земских публичных и частных библиотек.
Проведение съезда впервые объединило библиотечную общественность. Его решения явились альтернативой недостающего государственного внимания и впервые обозначили демократический принцип в установлении правовых условий взаимодействия субъектов библиотечного пространства, способного превратить библиотеки аналогично школам «в центры жизни местного общества по всей территории Империи» [11].
1. Ванеев, А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI - начало XX в.). - М., 2003.
2. Тульская областная универсальная научная библиотека [Э/р]. - Р/д: http://tula71 .ru/razvl/catalog/show.php?r=3&c=29&z=222
3. Кличка, Франц Николаевич [Э/р]. - Р/д: http://irkipedia.ru/content/klichka_franc_nikolaevich
4. Матвеев, М.Ю. Общественные библиотеки России и их читатель: вторая половина XIX - начало XX в.: дис. канд. пед. наук. -СПб., 1998 [Э/р]: - Р/д: http://diss.rsl.ru/diss/03/0103/030103036.pdf
5. Временные правила о цензуре и печати (6 апреля 1865 г.) // Свод законов российской империи издание: в 16 т. - Т. 14. - Ст. 177. -С. 79.
6. Комитеты грамотности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikisource.org/wiki
7. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики Т. I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. Е.П. Тонконогой. - СПб., 2000. - Кн. 1. История развития образования взрослых в России.
8. Правила о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними [Э/р]. - Р/д: http://www.turgenev.ru/baza/exp01/stend3/part1/ pravila.html
9. Суперацский, М. Как открывать и устраивать народные библиотеки и читальни. - М., 1899.
10. Воскресенский, А.Г. Письмо С.И. Гуляеву, Пермь ноября 1852 г. // ГААК. Ф. 163. Д. 245. Лл. 18-22 об.
11. Сапрыкин, Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. - М., 2009.
12. Тищенко, М.Н. Общедоступные публичные библиотеки в системе местного самоуправления: исторический опыт и перспективы: прак-тич. пособ. - СПб., 2006.
13. Труды первого всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в Санкт-Петербурге с 1 по 7 июня 1911 г.: в 2 ч. - СПб., 1912.
14. Первый всероссийский съезд по библиотечному делу (С.-Петербург, 17 июня 1911 г.): [резолюции]. - [Б. м. и.] : [Б. и.], [Б. г. и.].
Bibliography
1. Vaneev, A.N. Razvitie bibliotekovedcheskoyj mihsli v Rossii (XI - nachalo XX v.). - M., 2003.
2. Tuljskaya oblastnaya universaljnaya nauchnaya biblioteka [Eh/r]. - R/d: http://tula71.ru/razvl/catalog/show.php?r=3&c=29&z=222
3. Klichka, Franc Nikolaevich [Eh/r]. - R/d: http://irkipedia.ru/content/klichka_franc_nikolaevich
4. Matveev, M.Yu. Obthestvennihe biblioteki Rossii i ikh chitatelj: vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.: dis. kand. ped. nauk. - SPb., 1998 [Eh/r]: - R/d: http://diss.rsl.ru/diss/03/0103/030103036.pdf
5. Vremennihe pravila o cenzure i pechati (6 aprelya 1865 g.) // Svod zakonov rossiyjskoyj imperii izdanie: v 16 t. - T. 14. - St. 177. - S. 79.
6. Komitetih gramotnosti // Ehnciklopedicheskiyj slovarj Brokgauza i Efrona [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikisource.org/wiki
7. Obrazovanie vzroslihkh na rubezhe vekov: voprosih metodologii, teorii i praktiki T. I. Socialjno-ehkonomicheskie i pravovihe predposihlki razvitiya obrazovaniya vzroslihkh / pod red. E.P. Tonkonogoyj. - SPb., 2000. - Kn. 1. Istoriya razvitiya obrazovaniya vzroslihkh v Rossii.
8. Pravila o besplatnihkh narodnihkh chitaljnyakh i o poryadke nadzora za nimi [Eh/r]. - R/d: http://www.turgenev.ru/baza/exp01/stend3/part1/ pravila.html
9. Superacskiyj, M. Kak otkrihvatj i ustraivatj narodnihe biblioteki i chitaljni. - M., 1899.
10. Voskresenskiyj, A.G. Pisjmo S.I. Gulyaevu, Permj noyabrya 1852 g. // GAAK. F. 163. D. 245. Ll. 18-22 ob.
11. Saprihkin, D.L. Obrazovateljnihyj potencial Rossiyjskoyj imperii. - M., 2009.
12. Tithenko, M.N. Obthedostupnihe publichnihe biblioteki v sisteme mestnogo samoupravleniya: istoricheskiyj opiht i perspektivih: praktich. posob. - SPb., 2006.
13. Trudih pervogo vserossiyjskogo sjhezda po bibliotechnomu delu, sostoyavshegosya v Sankt-Peterburge s 1 po 7 iyunya 1911 g.: v 2 ch. -SPb., 1912.
14. Pervihyj vserossiyjskiyj sjhezd po bibliotechnomu delu (S.-Peterburg, 17 iyunya 1911 g.): [rezolyucii]. - [B. m. i.] : [B. i.], [B. g. i.].
Статья поступила в редакцию 18.07.14
УДК 37
Bagirova Ye. К PARTICULAR FEATURES IN SOCIALIZATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CHOREOGRAPHY.
The article presents an analysis of a "process of socialization" in relation to adolescence. In the paper features of socialization of teenagers by means of choreography as an extracurricular activity are discribed.
Key words: socialization, particular features of socialization of teenagers, leisure activities, choreographic creativity.
Е.В. Багирова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье представлен анализ «процесса социализации» применительно к подростковому возрасту. Рассматриваются особенности социализации подростков средствами хореографического творчества в условиях досу-говой деятельности.
Ключевые слова: социализация, особенности социализации подростков, досуговая деятельность, хореографическое творчество.
В историческом прошлом танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах всех народов мира, отражая основные стороны человеческого бытия. В школьные годы закладываются основы мировоззрения, становления идейной личности, способной ради общего блага пожертвовать своими эгоистическими интересами. Хореографический коллектив в свою очередь должен создать такую атмосферу, при которой эти качества личности развивались бы гармонично. Увлекаясь развитием чисто танцевально-технических навыков исполнения, что само по себе не плохо, есть возможность развивать и внутренний мир подростка, что неминуемо сказывается и на исполнительской культуре. Создавая содержательный репертуар, ставим подростков под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, воспитывая в них различные моральные качества, подводим их к пониманию нравственных мотивов поведения. Воспитывая детскую аудиторию через образы хореографии, раскрывая в них эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному, низменному, комическому, трагическому в различных их проявлениях, учим любить и ненавидеть, страдать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродства. Таким образом, подростки проходят школу духовного танцевального воспитания.
Заложенные в корне хореографического творчества социально-культурные ориентации позволяют решать такие значимые проблемы в развитии личности подростка, как здоровье, гармонизация личности, развитие интеллекта, нравственные убеждения. Хореографическое творчество предоставляет возможность лучше понять себя, что немаловажно в процессе формирования личности. Воспитание подростков хореографическими средствами помогает всестороннему развитию личности, учит его находить в творчестве эстетическое и духовное наслаждение. Поэтому работа в данном направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.
Хореографическое творчество коллективное, способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости. В педагогической практике воспитывающие резервы хореографического творчества используют для развития идейно-политического, трудового, нравственного сознания человека, его эстетического и физического развития.
Занимаясь в хореографическом коллективе, подросток имеет возможность научиться не только танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать
в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть постоянно совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества. Учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.
Как показывает статистика, в последнее время всё больше детей имеют слабое здоровье. Причин этому объяснению много. К ним относиться экология, окружающая среда, наследственность и другие. Занятия хореографическим творчеством способствует физическому развитию детей. Различные прыжки, вращения, растяжки, движения заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка всего тела, равновесия, дыхания, улучшается подвижность, осанка, координация, исправляются и другие многие природные недостатки. Танец учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Для того чтобы процесс овладения хореографическим творчеством был плодотворным, следует в ходе деятельности отметить особенности применения на занятиях хореографии методологических принципов обучения и воспитания в сочетании с творческим потенциалом участников коллектива: принцип сочетания традиций и новаторства; индивидуализации и личностного подхода к обучению; наглядности и образности в обучении; принцип системности в обучении [1].
Принцип сочетания традиций и новаторства. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, особое внимание в обучении хореографией уделяется созданию и заботливому сохранению традиций, сохранению преемственности в обучении. Во время занятий происходит знакомство с мировыми шедеврами хореографического творчества, приобщаясь к истории различных видов искусств разных времен и народов. Перенимая от них лучшее для своего творчества.
Принцип индивидуализации и личностного подхода. Внедрение личностного подхода в деятельность хореографического коллектива позволяет повысить воспитательно-педагогический потенциал в обучении, гуманизирует весь процесс творчества, способствуя моральной удовлетворённости результатами обучения. Индивидуальность, как личность, формируется в условиях социализации в коллективе, с учётом физиологических параметров подросткового возраста.
Принцип наглядности и образности в обучении. Необходимость данного принципа обосновывается диалектикой перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. Современные технические средства обучения