ский учебный округ. Ч. 2. СПб., 1913. С. 14-17, 30-33.
19. Описание выставки в с. Промзино Ала-тырского уезда в 1898 г.: Журналы Алатырского уездного земского собрания сессии 1898 года с приложениями. Алатырь, 1899. С. 73-74.
20. Отчёт о действиях Тетюшской уездной земской управы... за время с 1 июля 1907 г. по 1 июля 1908 г. Казань, 1908. С. 208.
21. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 года // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2. Т. XXXIX. Отд. 1. 1864. От № 40457-41318. СПб.: Тип. II отд. собственной е.и.в. канцелярии, 1867. С. 1-14.
22. Постановления XXXIV очередного Ядринского уездного земского собрания. 23-26 сентября 1898 года. Козьмодемьянск, 1899. С. 63.
23. Постановления Цивильских уездных земских собраний за 1910 год. Козьмодемьянск, 1911. С. 561.
24. Свод сведений о поступлении и взимании казённых, земских и общественных окладных сборов за 1895-1899 гг. По отчётам податных инспекторов. Составлено Статистическим отделением Департамента окладных сборов МВД. СПб., 1902.
25. Свод сведений: 1. О земских доходах и расходах за 1899 г. 2. О земских капиталах, недоимках и долгах к 1 января 1901 г. 3. О личном составе земских управ на 1 июня 1902 г. Издание Хозяйственного департамента МВД. СПб., 1902.
26. Смыков Ю.И., Гончаренко Л.Н. Крестьянство и земство Казанской губернии в пореформенный период // Проблемы социально-экономического развития деревни Среднего Поволжья в период капитализма. Казань: АН СССР, Казанский филиал, 1987. С. 42-59.
27. Троицкий В.Н. Создание земских учреждений в Чувашских уездах Казанской и Симбирской губерний. Деп. № 9760 в ИНИОН РАН от 13.04.1982. Чебоксары, 1981. 30 с.
28. URL: [email protected].
ДИМИТРИЕВ Игорь Алексеевич - кандидат исторических наук, декан факультета управления и экономики. Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: caecus@ rambler.ru
DIMITRIEV, Igor Alekseevich - Candidate of Historical, Dean of the Faculty of Management and Economics. Cheboksary Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 021(09) (479.344)
ЗЕМСТВО И БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ЧУВАШСКИХ УЕЗДАХ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Е.К. Иванова
Рассмотрены вопросы участия земства в организации библиотек в чувашских уездах на основе обобщения архивных документов и опубликованных источников. Представлена информация о деятельности публичных (общественных) библиотек, народных библиотек-читален, библиотек при учебных заведениях, книжных складов, открытых при участии земства.
Ключевые слова: земство; библиотечное дело; публичные библиотеки; волостные образцовые библиотеки земства; библиотеки при учебных заведениях; земские библиотеки-читальни; книжные склады земства.
E.K. Ivanova. ZEMSTVO AND LIBRARY SCIENCE IN THE CHUVASH DISTRICTS AT THE END OF XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY
The questions of participation in the organization of the Zemstvo libraries in Chuvash counties based on the aggregation of archival documents and published sources. Provides information on the activities of the public (public) libraries, public libraries, reading rooms and libraries at schools, book stores, public participation in zemstvo.
Keywords: zemstvo; library; public libraries; municipality exemplary library; libraries at educational institutions; local library and reading room; book warehouses of the municipality.
Земство - органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний России по земской реформе 1864 г С 70-х гг. XIX в. земство вместе с передовой русской интеллигенцией начало разрабатывать вопросы школьного и особенно внешкольного образования. Термин «внешкольное образование» появился во второй половине XIX в. и получил распространение в России, когда в целях просвещения в ряде европейских стран стали создаваться народные библиотеки, народные дома, народные университеты, воскресные школы, рабочие клубы и другие культурно-просветительные учреждения для взрослых.
С 70-х гг. в стране быстро росло количество народных библиотек и читален, открываемых земскими и городскими органами самоуправления, представителями прогрессивной интеллигенции. В 1871 г. небольшой группой учителей и представителей разночинной интеллигенции в г. Чебоксары была основана публичная библиотека. Она размещалась на частной квартире и содержалась на пожертвования членов-учредителей и на средства, собираемые с читателей в виде ежемесячных взносов и небольшой входной платы. В первый год библиотекой пользовались 20 читателей, во второй - 35. С 1873 г. в библиотеку стали допускаться учащиеся [12]. В первый год на собранные деньги были выписаны 6 журналов, несколько десятков газет, куплены 80 книг. В 1872 г. библиотека имела уже 288 книг и журналов, через два года - 410 на сумму 700 руб.
В 1892 г. Чебоксарская публичная библиотека была переименована в общественную публичную библиотеку. С этого времени она стала получать небольшую субсидию от городской управы. Это позволило содержать постоянного платного библиотекаря. Число читателей росло медленно: к этому времени было всего 90 читателей на 3500 чел. взрослого населения г. Чебоксары [12].
Вслед за Чебоксарской публичной библиотекой стали открываться библиотеки и в других уездных городах. Так, в 1876 г. была открыта общественная библиотека в г. Мариинском Посаде. Доступ к ее фондам имели немногие из горожан: пользование книгами было платным. В 1904 г. в библиотеке насчитывалось всего 34 читательских формуляра, т.е. услугами библиотеки пользовались всего 0,7% горожан. Значительно большее количество читателей обслуживала читальня при городском обществе трезвости (в среднем 12-15 чел. в день) [2].
В 1883 г. была открыта общественная библиотека в г. Цивильске. В 1900 г. ее посетило 760 чел. Библиотека выписывала 4 ежегодных,
8 ежемесячных и 8 еженедельных журналов и газет [13, д. 1159, л. 155-156].
Рост числа образованной интеллигенции за счет учителей, медицинских и ветеринарных работников, землемеров, а также чиновников уездных учреждений оживил просветительную работу и в г. Ядрине. В ноябре 1888 г. группа частных инициаторов начала сбор добровольных пожертвований для учреждения публичной общественной библиотеки. К январю 1889 г. были собраны 440 руб. Городская Дума поддержала почин, выделив 300 руб. Специальная комиссия из городских гласных и интеллигенции подготовила устав библиотеки и правила пользования ее фондами. Публичная городская общественная библиотека открылась 1 января 1890 г. На ее содержание ежегодно поступало от уездной земской и городской управ по 100 руб. Определенная сумма (50-60 руб.) поступала от подписчиков, количество которых ежегодно увеличивалось: в 1899 г. их было 89 человек, а 1916 г. - 242. Росли книжные фонды: к 1915 г. в библиотеке насчитывалось 2450 книг при 1410 томов в 1895 г. [3].
Публичные библиотеки, основанные буржуазно-демократической интеллигенцией, городскими и земскими учреждениями, назывались общественными. Однако земства и городские думы не могли влиять на содержание их деятельности, так как общественные библиотеки находились под бдительным административно-полицейским надзором, их работа строго регламентировалась реакционными законами.
Если в 80-х гг. библиотеки открывались в России единицами или десятками, в 90-х - сразу стали открываться сотнями. Их целью было: предупреждение рецидивов безграмотности, распространение знаний в народе, обеспечение возможной близости и доступности книг населению. «Не только желательно, а и прямо необходимо... , чтобы в каждом глухом заброшенном углу население находило в книге ответы на свои запросы, ответы ясные, простые, приноровленные к пониманию крестьянина», - отмечалось в документах земств. «Дело сельских библиотек в России еще только начинается» [4, с. 6-9].
В конце XIX в. на территории нынешней Чувашии функционировали библиотеки трех типов: так называемые волостные образцовые библиотеки губернского земства, школьные библиотеки для внешкольного чтения и библиотеки-читальни.
Волостные образцовые библиотеки возникли в 1887 г., когда Казанское губернское земское собрание решило открыть 150 образцовых библиотек в каждой волости стоимостью 200
руб. каждая. Из-за невозможности произвести единовременно этот расход губернским собранием было предложено закончить организацию библиотек в течение 10-ти лет с ежегодным ассигнованием 3000 руб. Однако и это решение не было полностью осуществлено, так как ассигнования выделялись только в течение 3-х лет. Несмотря на это, указанное решение способствовало расширению, хотя и незначительному, библиотечной сети [8, д. 5, л. 16].
По отчетам, в каждой волости имелась волостная библиотека. Они были небольшими и, как правило, помещались в зданиях земских школ. Например, в волостных библиотеках Чебоксарского уезда имелось около 1800 книг. На каждую библиотеку приходилось в среднем по 150 книг. В Чебоксарском и Цивильском уездах имелись учительские библиотеки. В 1909 г. при земской управе Цивильского уезда для руководства деятельностью 12 волостных библиотек был создан отдел внешкольного образования [9, д. 901, л. 4].
Среди архивных документов содержатся лишь отрывочные сведения об образцовых волостных библиотеках в связи с характеристикой состояния пополнения их новыми книгами. Так, отчеты уездных управ, представленных Казанскому губернскому собранию в 1902 г., свидетельствуют, что эти библиотеки имеют «довольно ограниченное количество книг, не удовлетворяют потребностям населения в чтении», что «пользовались книгами из этих библиотек в отчетное время очень немногие», что все книги «пришли в крайнюю ветхость и потеряли свою ценность», что «большинство книг за ветхостью совсем не выдаются», поэтому «весьма желательно было бы изыскать средства для пополнения этих библиотек настолько, чтобы они могли стать «образцовыми» не на словах только, но и на самом деле». Данные о количестве библиотек еще более скудные. Например, в отчете Ядринского уезда отмечается лишь «факт непополнения 15 образцовых библиотек в течение нескольких лет». Что касается образцовых библиотек в Цивильском и Чебоксарском уездах, в отчетах отмечается, что «библиотеки волостные существуют и пополняются» [8, д. 5, л. 16-25].
Наряду с образцовыми волостными библиотеками наибольшее распространение получили библиотеки при учебных заведениях.
Библиотеки имелись при училищах Министерства народного просвещения, земских школах, школах духовного ведомства, школах грамоты, в организации и деятельности которых активное участие принимали представители передовой интеллигенции. Их основной
задачей было предоставление материала для внеклассного чтения учащимся, они не обслуживали взрослое население.
Особое место среди библиотек учебных заведений занимали библиотеки при училищах Министерства народного просвещения. В числе первых чувашских двухклассных училищ в Казанском округе в 1867 г. было открыто Бичу-ринское училище Чебоксарского уезда. В январе 1872 г. - Аликовское двухклассное училище Ядринского уезда. При каждом народном училище, исходя из наличия средств, находились: 1) учительская библиотека, состоящая из учебной литературы и книг, служащих для самообразования учителей; 2) ученическая библиотека, состоящая из учебников, книг для чтения и других учебных пособий соответственно для использования в классах и для чтения во внеурочное время; 3) склад учебников, учебных пособий и школьных принадлежностей, «заготовляемых училищем заблаговременно и предназначенных для безвозмездной раздачи бедным ученикам, частью для продажи более достаточным» [7, с. 100].
При устройстве библиотек и пополнении их фондов в первую очередь учитывались цели и назначение того или иного учебного заведения, а не интересы и запросы взрослых жителей населенного пункта, где библиотека находилась. Со временем под влиянием увеличения числа грамотных и роста интереса к книге отдельные библиотеки стали пополнять свои отделы книгами для обслуживания взрослых [8]. Казалось бы, общественный интерес, начавшееся пополнение библиотеки книгами для внеклассного чтения в интересах взрослых должны были сделать школьную библиотеку доступной для пользования населением. В действительности было совсем не так. Взрослое население искусственно ограждалось даже от полудетской библиотеки.
В течение целого ряда лет в Министерствах внутренних дел и народного просвещения ставился вопрос о порядке открытия публичных библиотек при начальных народных училищах, которые содержались на средства земства, о порядке надзора за библиотеками, о необходимости сделать соответствующие изменения в действующих правилах, но лишь к 1895 г. он был более или менее окончательно решен Указом правительственного сената от 5 октября. Возможности для расширения состава школьных библиотек и существенных изменений в порядке подбора книг появились только в 1901 г.
Следующим видом библиотек для внеклассного чтения, функционировавших на территории нынешней Чувашии в конце XIX - начале XX в., были библиотеки при церковно-приход-
ских училищах. Материальная база церковноприходских школ образовалась из разных источников. Самым крупным жертвователем являлось земство. Например, Цивильское уездное земство помогало им книгами и учебными пособиями, некоторым учителям выдавало по 3 руб. жалования на учебные месяцы [10].
Анализ архивных документов показывает, что по сравнению с земскими школами, при всех школах духовного ведомства (церковноприходские школы и школы грамоты) имелись школьные библиотеки, которые состояли из учебников и учебных пособий. Не хватало книг для внеклассного чтения, в том числе и на родном языке. Разница между библиотеками школ грамоты и библиотеками школ земства заключалась и в составе фонда. В библиотеках при церковно-приходских школах книги духовно-нравственного содержания составляли 45,8% всего фонда, в библиотеках школ грамоты -51,7%, в библиотеках при земских училищах -17,7%, в библиотеках двухклассных школ Министерства народного просвещения - 21,9%, отделы беллетристики соответственно - 15%, 11,8%, 36,1%, 5,3% (табл. 1) [1].
Таблица 1
Состав фондов библиотек при земских училищах к 1 января 1900 г. (на 100 названий; разделы даны
по документу) [15]
Цивиль-ский уезд Чебоксарский уезд Ядрин-ский уезд
Духовно-нравственных 18,7 21,8 19,2
Исторических 15,8 13,8 9,5
Научных 13,5 11,4 10,6
Сельскохозяйственных 6,8 14,2 4,9
Беллетристических 21,1 20,3 39,5
Сказочного содержания 4,6 5,1 4,9
Прочих 19,5 13,4 11,4
Третий тип библиотек, функционировавших для публичного пользования, - земские библиотеки-читальни. До середины 90-х гг. земские библиотеки-читальни, как в селениях, так и в городах, почти не существовали; внимание земств было направлено преимущественно на устройство школ, на развитие в народе грамотности. Первые опыты организации библиотек-читален были сделаны в 1892 г. Екатеринбургским земством, в 1886 г. - Глуховским земством, Орловским земством Вятской губернии. Симбирское уездное земство открыло несколько «летучих» библиотек в 1887 г.
[7]. Библиотеки-читальни представляли собой самостоятельные учреждения, находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел и открывавшиеся с разрешения епархиального начальства. Существенным отличием этих библиотек от школьных являлось то, что при этих библиотеках обычно имелись читальни, хотя часто по разным причинам они и отсутствовали. К ним же относились читальни при чайных, открытых Комитетом попечительства о народной трезвости, снабженные книгами, газетами, журналами без определенной системы. Постепенно накапливая фонд, по происшествии нескольких лет читальня начинала функционировать как библиотека.
Оживлению земской деятельности по внешкольному образованию способствовало обращение Санкт-Петербургского комитета грамотности при Императорском вольном экономическом обществе ко всем земским собраниям с проектом учреждения сети народных библиотек от 22 июля 1894 г. Комитет обратил внимание земских учреждений на необходимость устройства для сельского населения бесплатных библиотек-читален: «Для ближайших земских собраний, - говорилось в этом обращении, - устройство народных библиотек представляется таким же капитальным вопросом, каким для земских собраний 60-х годов было устройство народных училищ» [7].
Желая прийти на помощь земствам, Комитет предлагал от себя снабдить каждую, указанную земством народную библиотеку-читальню книгами на 250 руб. при условии, «если земство примет на себя или укажет местные источники для обеспечения библиотеки подходящим помещением и средствами для дальнейшего ее существования, необходимыми для содержания и ремонта помещения, для содержания заведующего библиотекой, а также на отопление, освещение и пополнение ее книгами» [1, с. 150].
Инициатива Комитета грамотности была широко поддержана его членами на местах. Так, в 1894-1895 гг. в уездах Казанской и Симбирской губерний были приняты конкретные меры по ее распространению. Началось преобразование библиотек уездных училищ в публичные, становилась сеть общедоступных, так называемых «народных» библиотек различных просветительных обществ и комитетов грамотности, земских учреждений. Ширилось движение за устройство воскресных школ и народных читален.
Уездные земства приступили к систематическому открытию различных библиотек, выделяли дополнительные средства для улуч-
шения обслуживания населения книгой. Так, в 1895 г. Ядринское уездное земство выделило для пополнения образцовых библиотек 300 руб., Чебоксарское уездное земство - 100 руб. По России уже к 1898 г. в 34 губерниях при участии земств содержались 3002 народные библиотеки-читальни. Кроме того, при земских школах имелись 2098 библиотек (12,8% всех школ). Таким образом, к этому времени земствами было организовано всего 5100 библиотек [7].
В конце XIX в. стараниями передовой прогрессивной интеллигенции в сельской местности начали создаваться бесплатные народные библиотеки, которые распространяли общую культуру и знания среди населения. В 1896 г. в с. Порецкое по инициативе преподавателей учительской семинарии, двух удельных управляющих, двух врачей, учительницы и трех сельских учителей была открыта Порецкая (сельская) бесплатная народная библиотека. На первоначальное обзаведение было собрано около 100 руб. по подписке, устроенной земским врачом Порецкого участка С.А. Преображенским. По ходатайству Преображенского церковноприходское попечительство ассигновало на открытие библиотеки 50 руб. безвозмездно и 50 руб. взаимообразно. Местной интеллигенцией был дан спектакль с концертным отделением, устроители которого собрали 173 руб. Общество крестьян стало выдавать библиотеке по 50 руб. в год [6].
Библиотека помещалась в большой, светлой комнате при волостном правлении; однако комната эта не всегда бывала свободной, так как в ней же заседал волостной суд. Вследствие этого библиотека производила только выдачу книг для чтения на дом. Библиотекой заведовал врач А.С. Преображенский; книги выдавал библиотекарь, врач семинарии Магницкий; ему помогали активисты из представителей интеллигенции. Вознаграждения библиотекарь не получал. Библиотека открывалась 2 раза в неделю: по четвергам с 3 до 5 часов и по воскресеньям в то же время. Ни платы, ни залога за чтение не брали. В 1901 г. в библиотеке книг разных названий было 967, в том числе: религиозно-нравственного содержания - 260 книг, по литературе - 379, по истории - 86, по естествоведению и медицине - 83 книги, по сельскому хозяйству - 99 и по географии - 60. Читателей в 1901 г. было 198 чел., из них взрослых - 74, до 15 лет - 72 чел. В селе действовало несколько школ: при семинарии - начальная образцовая школа, двухклассная - министерская, церковноприходская и земская женская школа. Ученики всех этих школ, особенно сельских,
посещали библиотеку, так как пожар в 1898 г. истребил школьные библиотеки [6].
Анализ архивных документов позволяет проследить три периода в деятельности земств Казанской губернии в области организации народных библиотек.
Первый период - время организации волостных библиотек (1887-1889) - ограничивается участием губернского земства в организации библиотек для взрослых.
Во второй период (1894-1897) видную роль в снабжении книжным имуществом предложенных земствами народных библиотек-читален играл Санкт-Петербургский комитет грамотности. На приобретение книг и содержание книжных складов стали выделять ассигнования и уездные земства.
Третий период характеризовался участием в организации и содержании библиотек-читален всех уездных земств. Анализ архивных документов свидетельствует о ежегодном увеличении средств для чувашских уездов Казанской губернии на приобретение книг внеклассного чтения (по ст. 6-й) и на заготовку книг для волостных и образцовых библиотек (по ст. 10-й).
Дело устройства библиотек-читален в Казанской губернии велось исключительно на средства и по инициативе уездных земств: в Ци-вильском уезде были 4 библиотеки-читальни, в Чебоксарском - 12, в Ядринском - 7 [14, д. 142, л. 72]. Губернское земство по решению земского собрания 1890 г. в организации библиотек-читален не принимало участия (табл. 2).
Отсутствие точных данных не позволяет дать более подробный анализ ассигновок на пополнение и образование школьных библиотек.
Изучая распределение библиотек-читален по уездам, можно отметить, что имеющаяся сеть не позволяла охватить ими все население. Обычно библиотеки устраивались попечителями в больших селах, причем не обязательно там, где существует наибольшая потребность в книге. Часто при открытии библиотеки-читальни комитеты исходили не из просветительных соображений, а исключительно с позиций выгоды: библиотеки устраивались там, где удачно функционировали чайные [9, д. 15, л. 144].
Наряду с открытием библиотек, одной из основных направлений деятельности земств по организации внешкольного образования в конце XIX в. было открытие книжных складов. Исследователь истории книжных складов при земских учреждениях П.Ф. Кудрявцев в 1899 г. отмечал, что лет 20 назад на библиотеку при народной школе смотрели, как на дело роскоши. Сотни тысяч детей начальных школ ежегодно выпускались грамотными, но вопрос о
том, что они будут читать после школы, интересовал только очень немногих. Потребность в чтении среди народа удовлетворялась тогда почти исключительно продавцами лубочных изделий [4].
Таблица 2
Данные о выделении уездными земствами средств на приобретение книг для волостных и образцовых библиотек в 1899-1903 гг. [10]
Усиленное внимание к этому вопросу со стороны земства способствовало необычно быстрому росту их количества начиная с 1891 г. При анализе количества функционировавших книжных складов наблюдается, что в 18961899 гг. их было открыто гораздо больше, чем в предыдущие 20 лет. Рост их числа характеризуется следующими данными: с 1872 г по 1890 г были открыты 9 складов, за 1891-1895 гг. - 52 склада, а в 1896-1899 гг. их было уже 100, т.е. число складов более чем удесятерилось [4; 5].
Значительный по тому времени вклад в просвещение чувашского народа внес замечательный педагог Василий Константинович Магницкий, уроженец Ядринского уезда, назначенный Казанским земством инспектором народных училищ. Он в течение 15 лет исполнял эту должность. Начиная с 1886 г. В.К. Магницкий устраивал склады книг для продажи их населению. Первые такие «магазины» им были созданы при Икковской, Акулевской, Кара-чевской, Кужмарской, Покровской чувашских земских школах. Ядринский книжный склад
Казанской губернии был одним из 7, открытых в 1891 г. в России [11]. Как свидетельствуют архивные документы, деятельность Ядринско-го склада по причине слишком малого оборота капитала не давала необходимого эффекта. Это было связано также с тем, что книга продавалась только при школах; значит, исключительно по каталогу литературы, рекомендованному Министерством народного просвещения. Незначительность средств, немногочисленный по количеству и качеству выбор книг и отсутствие заинтересованности в продаже книг были главной причиной слабой организации деятельности склада [11].
Продолжали открываться народные библиотеки-читальни. Так, 2 января 1902 г. была открыта Алатырская городская народная платная библиотека-читальня. Библиотека была организована по инициативе судебного следователя Толстоухова частью на средства частных лиц, собранные инициатором по подписным листам, а также на средства, выделенные местной думой (100 руб.), земским уездным собранием (100 руб.) и, наконец, на средства, собранные с любительских спектаклей, устроенных в г. Алатыре.
Библиотека помещалась в здании городской управы, занимала одну комнату, предназначенную для выдачи на дом за определенную плату книг, журналов и газет и для бесплатного чтения на месте. Подписчиками состояли жители г. Алатыря, чиновники, служащие и несколько человек из уезда; среди подписчиков и читателей крестьян совсем не было. Было всего 60 подписчиков, из них 7 учеников, которым выдано 100 книг, а остальным - 1080 книг. Постоянных читателей было 55 чел. (многие из них посещали библиотеку почти ежедневно), из них: 4 ученика, а остальные - студенты, горожане и чиновники г. Алатыря [15, д. 167, л. 1].
К концу 1902 г. в библиотеке имелось 1200 томов, распределенных на 11 отделов: 1-й отдел - богословие - 67 книг; 2-й - политика, социология, статистика - 19; 3-й - физиология, естественные науки и география - 18; 4-й
- педагогика, дидактика и методика - 16; 5-й
- философия, логика, психология - 20; 6-й -история - 52; 7-й - критика, словесные науки, биография, публицистика - 19; 8-й - врачебные науки - 23; 9-й - беллетристика - 595; 10-й
- детские книги - 35; 11-й - периодические издания - 482 книги [15, д. 167, л. 41].
По инициативе земского начальника 2-го участка Алатырского уезда 1 января 1902 г. в с. Кувакино на средства Кувакинской волости была открыта волостная народная бесплатная библиотека-читальня. Помещение для читаль-
Годы, Цивиль- Чебоксар- Ядрин-
статьи ским ским ским
уезд уезд уезд
1891-1893 770 280 -
1894-1897 1160 420 445
1899
По статье 6-й 240 - -
По статье 10-й - 100 145
1900
По статье 6-й 240 175 -
По статье 10-й - 100 145
1901
По статье 6-й 240 175 -
По статье 10-й - 185 145
1902
По статье 6-й 240 275 -
По статье 10-й - 90 245
1903
По статье 6-й 240 275 -
По статье 10-й - 280 75
За пять лет
По статье 6-й 1200 900 -
По статье 10-й - 755 755
102
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)
ни было выделено в здании волостного правления [6].
Итак, в конце XIX в. в земствах и общественных кругах наметилось течение, направленное на укрепление и планомерное развитие народных сельских библиотек. Однако в некоторых местах начатые в этом направлении работы были прекращены или прерваны в период 1905-1907 гг.
Обобщение архивных документов и опубликованных источников позволяет сделать вывод, что в исследуемый период внешкольное образование продолжало оставаться самой слабой стороной земской просветительной деятельности. Несмотря на некоторое его оживление, в этой области не было организовано более или менее планомерной деятельности, не были выработаны общие принципы его организации и, главное, не было самого необходимого - определенных средств для дальнейшего развития этой деятельности. Мероприятия по внешкольному образованию носили случайный характер и продолжали оставаться «пристегнутыми» к народной школе». По существу, вплоть до 1911 г. не делалось никаких попыток разработать какие-либо принципы, определяющие структуру, организационное построение и размещение библиотечной сети.
Таким образом, деятельность земств по развитию библиотечной сети в рассматриваемый период в целом носила случайный характер. Какой-либо системы планомерного распределения библиотек по селам и деревням не было. Не было согласованности между деятельностью земств и комитетов попечительства в этой области. Это вело к тому, что в одних селениях создавалось по две библиотеки, а в других населенных пунктах их не было вообще. Существенным недостатком многих библиотек-читален было то, что они часто открывались без отдельного работника. Какой-либо предварительной подготовки те, кто становился руководителем библиотек, не получали. Отсутствие такой подготовки ничем не восполнялось - ни земством, ни организацией местных съездов или совещаний руководителей библиотек, где они могли бы обменяться опытом, ни материалами печати, посвященными теории и практике работы небольших народных библиотек.
Вся деятельность библиотек: пополнение фонда, ведение отчетности, система выдачи, оформление - определялась главным образом личностью библиотекаря, степенью его талантливости и творческого отношения к делу. Поэтому часто вместе со сменой или уходом библиотекаря деятельность библиотеки, а числилась лишь на бумаге. Любительский харак-
тер всей постановки обслуживания населения книгой сказывался и в том, что труд библиотекаря в народной библиотеке денежно не оплачивался.
Оценивая значение земств в организации библиотек в конце XIX - начале XX в., следует подчеркнуть, что они внесли определенный вклад в развитие библиотечного дела в чувашских уездах, несмотря на то, что земские библиотеки были устроены в большинстве случаев крайне неважно: ютились в одной из классных комнат и состояли лишь из отдельного шкафа с книгами в количестве 100-300 названий. При ревизиях нередко оказывалось, что библиотеки как таковой и не было в наличии.
При оценке вклада земств в развитие библиотечного дела не следует останавливаться только перед цифровыми данными. Они сами по себе значат не так много. Надо видеть суть этого движения, а она определяется не столько числом открытых библиотек, сколько изменением отношения земств к этому вопросу.
Список литературы
1. Григорьев П.Г. Научно-исследовательская работа в Чувашии за 30 лет // Ученые записки / НИИ ЯЛИиЭ при Совете Чуваш. АССР. Вып. 5. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1957. С. 150.
2. Дмитриев С.К. Мариинский Посад: исторический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. 173 с.
3. Изоркин А.В. Ядрин: исторический очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. 191 с.
4. Кудрявцев П.Ф. Народные бесплатные библиотеки-читальни (земские, волостные и частных кружков) в селах и платные в городах в Симбирской губернии 1900-1901 годах. Симбирск: Губ. тип., 1904. 396 с.
5. Кудрявцев П.Ф. Об устройстве книжных складов при земских учреждениях вообще и в лечебных амбулаториях в частности. Пенза, 1899. 73 с.
6. Материалы по истории Чувашской АССР. Вып. II. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1956. 288 с.
7. Народное образование в Казанской губернии: Вып. I. Казань, 1905. 211 с.
8. НА (Нац. архив Респ. Татарстан). Ф. 160. Оп. 1.
9. НА (Нац. архив Респ. Татарстан). Ф. 271. Оп. 1.
10. Отчет о церковноприходских школах и школах грамоты Казанской епархии за 1887/1888 учебный год. Казань, 1888. 31 с.
11. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985. 303 с.
12. Республиканская библиотека им. М. Горького Чувашской АССР (1871-1971): путеводитель. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1971. 60 с.
13. ЦГА ЧР (Центр. Гос. архив Чувашской Республики). Ф. 76. Оп. 1.
14. ЦГА ЧР. Ф. 534. Оп. 1.
15. ЦГА ЧР. Ф. 779. Оп. 2.
ИВАНОВА Екатерина Константиновна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и развития образования. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
IVANOVA, Ekaterina Konstantinovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Pedagogy and Education Development. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 352
ПРОБЛЕМАТИКА ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ПРАВОГО КОНСЕРВАТИЗМА
Е.М. Михайлова
Рассматриваются взгляды идеологов правоконсервативного движения начала XX в. по вопросам земского самоуправления. Проблематика самоуправления анализируется в контексте региональной специфики правых партий Поволжья.
Ключевые слова: земство; земское самоуправление; правоконсервативные партии; самодержавие; бюрократия; единое государство; Поволжье.
E.M. Mikhailova. PROBLEMS OF TERRITORIAL SELF-OVERNMENT IN THE SOCIOPOLITICAL VIEWS RIGHT CONSERVATISM
The article discusses the views of right-wing conservative ideologues movement of the early XX century on territorial self-government. Problemati Single governments analyzed in the context of regional specificity of new right parties Volga.
Keywords: zemstvo; territorial self-government; Right-wing conservative parties; autocracy; bureaucracy; uniform state; Volga region.
В контексте функционирования земств и развития земского движения во второй половине XIX - начале XX вв. соответствующее место в общественно-политических воззрениях правого консерватизма занимали вопросы земского самоуправления.
Данная тематика поднималась еще в конце XIX в., когда правоконсервативное течение еще не имело организационного оформления. В 1899 г. один из будущих идеологов консерватизма С.Ф. Шарапов в своей статье «Самодержавие и самоуправление» предложил проект устройства «национального истинно-русского земского самодержавного строя» [6, с. 574] (Статья была переиздана в 1905 г., в 1907 г. вошла в книгу «Россия будущего»). В статье был поставлен важный дискуссионный вопрос: как рассматривать земство - как орган государства или представляющее «нечто, от государства отличное, свою собственную систему, с
государством не совпадающую, нечто живущее самостоятельной жизнью?» Проводилась идея о необходимости отделения полномочий и функций органов земского самоуправления и государственных органов, идея о том, что «всякое смещение функций самоуправления, дела земского, с делом Государевым... являет лишь лжесамоуправление» [9].
Автором отмечались некоторые недостатки в деятельности земств - «хищения, бесконтрольность» и т.п., которые, однако, как подчеркивалось им, не составляющие «какого-либо органически присущего самоуправлению недостатка». Основную причину подобного явления С.Ф. Шарапов видел в мелочном, формальном контроле со стороны государства «над каждым шагом земства и полнейшем к нему недоверии». Проявлявшиеся в функционировании земств недостатки С.Ф. Шарапов видел в «несовершенной» регламентации го-