Научная статья на тему 'Особенности земского самоуправления на территории Чувашии'

Особенности земского самоуправления на территории Чувашии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШИЯ / CHUVASHIA / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SIMBIRSK PROVINCE / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / KAZAN PROVINCE / ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА / TERRITORIAL REFORM / ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT / ЗЕМСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЗЕМСКИЕ РАСХОДЫ / TERRITORIAL INTELLECTUALS / TERRITORIAL EXPENSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Димитриев Игорь Алексеевич

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с организацией и функционированием земского самоуправления в «чувашских» уездах Казанской и Симбирской губерний в период с 1890 по 1914 гг. Отражены вопросы социального состава земского самоуправления, охарактеризованы основные группы земской интеллигенции; проанализированы проблемы изменения размеров и структурных составляющих земских бюджетов, развития медицины, участия земств в обеспечении нужд народного образования и введении всеобщего начального обучения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT IN THE TERRITORY OF CHUVASHIA

The complex of the questions connected with the organization and functioning of a territorial selfgovernment in the «Chuvash» districts of the Kazan and Simbirsk provinces during the period from 1890 to 1914 is considered. Questions of social composition of a territorial self-government are reflected, the main groups of the territorial intellectuals are characterized; problems of change of the sizes and structural components of territorial budgets, developments of medicine, participation of zemstvoes in ensuring needs of national education and introduction of general elementary education, etc. are analysed.

Текст научной работы на тему «Особенности земского самоуправления на территории Чувашии»

90

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

ных отношений Чувашии и Среднего Поволжья в Х1Х-ХХ вв. Чебоксары, 1996.

17. Хайкина Н.Л. Организация земских учреждений в Самарской губернии. Сер. исторических наук. № 2. 1959; Клейн Н.Я. Земско-ли-беральное движение в Самарской губернии в 60-80-е гг. XIX в. // История СССР. 1970. № 6; Будак И.Г. Буржуазные реформы - 70-х гг. в Бес-

сарабии. Кишинев, 1961; Стефанова И.И. О социальном составе Вятского земства в 18671891 гг. // Ученые записки Кировского пединститута. Вып. 21. Киров, 1971; Дружинин Н.П. Земская и городская реформы в Ярославской губернии // Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974.

18. ЦГА ЧР.

ДЕМИДОВА Ида Ивановна - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой отечественной истории им. А.В. Арсентьевой. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

DEMIDOVA, Ida Ivanovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian History named after A.V Arsentieva. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 352

ОСОБЕННОСТИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ

И.А. Димитриев

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с организацией и функционированием земского самоуправления в «чувашских» уездах Казанской и Симбирской губерний в период с 1890 по 1914 гг. Отражены вопросы социального состава земского самоуправления, охарактеризованы основные группы земской интеллигенции; проанализированы проблемы изменения размеров и структурных составляющих земских бюджетов, развития медицины, участия земств в обеспечении нужд народного образования и введении всеобщего начального обучения и т.д.

Ключевые слова: Чувашия; Симбирская губерния; Казанская губерния; земская реформа; земское самоуправление; земская интеллигенция; земские расходы.

I.A. Dimitriev. FEATURES OF TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT IN THE TERRITORY OF CHUVASHIA

The complex of the questions connected with the organization and functioning of a territorial self-government in the «Chuvash» districts of the Kazan and Simbirsk provinces during the period from 1890 to 1914 is considered. Questions of social composition of a territorial self-government are reflected, the main groups of the territorial intellectuals are characterized; problems of change of the sizes and structural components of territorial budgets, developments of medicine, participation of zemstvoes in ensuring needs of national education and introduction of general elementary education, etc. are analysed.

Keywords: Chuvashia; Simbirsk province; Kazan province; territorial reform; territorial self-government; territorial intellectuals; territorial expenses.

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» [21]. Это событие знаменовало собой возникновение в России территориального самоуправления - впервые в её тысячелетней истории жители уездов и губерний европейской части страны получили возможность самостоятельно организовывать решение вопросов местной жизни, в первую очередь, вопросов социального развития. Имевшиеся к тому времени прецеденты формирования местной власти силами местного же населения, начиная

от губной реформы Ивана Грозного до дворянского и городского самоуправления екатерининской эпохи, были по сути либо попытками передать на места выполнение государственных функций, либо чисто феодальными по духу и содержанию опытами создания сословного самоуправления [14]. Только земская реформа 1864 г., важный эпизод буржуазных преобразований пореформенной России, предусматривала формирование подлинных органов местного самоуправления, являвшихся таковыми и по кругу решаемых задач, и по способу

формирования, и по экономическим основам своей деятельности.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., 150-летие которого отмечается в 2014 г., первоначально было распространено на 34 губернии преимущественно европейской части России. В число первых «земских» губерний входили и губернии Поволжья - Казанская и Симбирская, на части территории которых впоследствии возникла чувашская автономия и Чувашская Республика. Таким образом, территория компактного проживания чувашского народа с самого начала внедрения земских учреждений оказалась охвачена действием этого нового института.

По сложившейся в историографии истории Чувашии традиции, под «территорией Чувашии» применительно к периоду второй половины XIX - начала XX вв. мы понимаем территорию восьми уездов: Чебоксарского, Цивильского, Ядринского, Козьмодемьянско-го, Тетюшского Казанской губернии и Алатыр-ского, Буинского и Курмышского Симбирской губернии. Земское самоуправление действовало в этих уездах более полувека - с 1864 по 1918 г., и за это время земством был накоплен определённый опыт работы в достаточно специфических условиях Чувашии.

Россия XIX в. была унитарным монархическим государством, разделенным на уезды, губернии и области, относительно равноценные по количеству жителей, безо всякого учёта их национальной принадлежности. Разумеется, законодателем не предусматривалось никаких особенностей при реализации Положения на национальных территориях, для всех «земских» уездов и губерний устанавливались единые условия формирования и функционирования органов самоуправления. Говорить об особенностях земского самоуправления на той или иной территории, в том числе и в Чувашии, можно только с точки зрения особенностей реализации норм Положения 1864 г. и сменившего его Положения 1890 г. в конкретно-исторических условиях пореформенной России. Регионы, охваченные земской реформой, серьёзно отличались друг от друга по географическим условиям, демографической картине, социальной структуре населения, уровню и характеру экономического развития и т.д. - всё это в конечном итоге создаёт реальные предпосылки для выделения особенностей реализации единого для огромной страны закона в разных её регионах.

Общение опыта более чем полувековой деятельности земств на территории Чувашии позволяет выделить ряд присущих ей особенностей. В первую очередь, это малочислен-

ность «цензового элемента» в части уездов и вытекающая из этого малочисленность земских собраний, наличие на территории Чувашии феномена «крестьянских земств», крайне сложные социально-экономические условия, с которыми пришлось столкнуться земским деятелям, и связанное с этим особенно высокое значение результатов земской деятельности.

Первая особенность заключается в малочисленности «цензового элемента», то есть лиц, которые обладали необходимым земельным или имущественным цензом для избрания по курии землевладельцев и городской курии (от первого и второго избирательных собраний по Положению 1890 г.). Данная особенность была присуща «чувашским» уездам Казанской губернии - Чебоксарскому, Цивильскому и особенно Ядринскому и Козьмодемьянскому, и являлась следствием слабого развития помещичьего землевладения в этих уездах. До крестьянской реформы большая часть населения этих уездов относилась к категории государственных крестьян, количество помещичьих имений здесь исчислялось единицами и имело тенденцию к дальнейшему сокращению. Например, по данным департамента окладных сборов министерства внутренних дел, в 1895 г. в Чебоксарском уезде имелось всего 24 дворянских землевладения, общая площадь которых в 27 раз уступала площади крестьянских общинных земель. Самым слаборазвитым по площади было помещичье землевладение в Ядринском уезде: в том же 1895 г. здесь насчитывалось всего 10 помещиков, которые владели в совокупности только 1,2 тыс. десятин земли, что было в 190 раз меньше площади земель крестьянских общин [24]. К 1912 г. количество дворянских землевладений здесь сократилось до восьми [24]. Ясно, что при действии цензовых норм, установленных Положением 1890 г. для Ядринского уезда в размере 200 десятин, у местного дворянства возникали серьёзные проблемы при заполнении отводимых им мест гласных, поскольку в среднем на одно дворянское землевладение здесь приходилось всего 120 десятин земли. Неудивительно, что в названных уездах выборы по курии землевладельцев, а затем по первому избирательному собранию часто проводились с трудом или вообще оказывались сорванными. Например, в 1898 г. при выборах гласных на очередное трёхлетие в Чебоксарском уезде имелось всего 9 цензовых избирателей-землевладельцев и 8 цензовых избирателей-владельцев городской недвижимости и капиталов, из коих на выборы явились 4 и 2 человека соответственно [25]. В то же время, в уездах Симбирской губернии - Ала-тырском, Курмышском, Буинском - количество

92

вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

цензового элемента было более существенным. В том же 1895 г. в Алатырском уезде было 119 помещиков, владевших примерно четвертью всех пахотных угодий уезда, в Курмышском -185, в Буинском - 48 дворян-землевладельцев. Чуть отклоняясь в сторону, можно отметить, что это изобилие цензовых избирателей было кажущимся из-за очень высокого абсентеизма избирателей. По словам председателя Алатырской земской управы, зафиксированным в журнале Алатырского земского собрания за 1903 г., «как по 1-му, так и по 2-му избирательному собраниям выборов гласных можно было почти всегда не проводить» - гласными обычно становились все избиратели, прибывшие на выборы [11].

Следствием первой выделенной нами особенности земств территории Чувашии в известной степени являлась вторая, а именно - малочисленность земских собраний. Это в целом справедливо и по отношению к расписанию количества гласных по Положению 1864 г., и в особенности по Положению 1890 г., поскольку по новому Положению в большинстве уездов количество гласных сокращалось. Скажем, наиболее многочисленное на территории Чувашии Алатырское земство после введения в действие Положения 1890 г. сократило штатную численность с 44 до 23 гласных, то есть почти в два раза. Самые немногочисленные земства территории Чувашии - Ядринское, Козьмодемьянское, Чебоксарское, Цивиль-ское - имели до «контрреформы» всего по 12, а после - по 15 гласных [16]. Это было едва ли не минимальное значение для всей земской России.

Подобная особенность была обусловлена, естественно, именно малочисленностью цензовых избирателей. В представления авторов земской реформы о местном самоуправлении не входила идея пропорциональности представительства курий, и именно цензовые избиратели, особенно относящиеся к первой курии, по небезосновательному замыслу законодателя должны были составить основу земских деятелей. В условиях крайней малочисленности этой категории избирателей, во избежание излишней демократизации состава земских собраний, законодатель вынужден был уменьшать и представительство первой курии, и численность земских гласных вообще.

Из первых двух особенностей земства на территории Чувашии, выделенных выше, вытекает третья особенность, которая заключается в наличии здесь так называемых «крестьянских» земств. «Крестьянскими» назывались земства, которые существовали в уездах со слабо развитым поместным или вообще част-

ным землевладением и большая часть гласных в которых избирались сельскими обществами (до 1890 г.) или волостными крестьянскими сходами (после 1890 г.). Большая часть «крестьянских» земств располагалась на севере Европейской части России, в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях, где низкая плотность населения сочеталась с традиционной слабостью поместного землевладения, однако встречались такие земства и в других регионах, в частности, на территории Чувашии. Яркими примерами могут служить земства Ядринского, Козьмодемьянского, Чебоксарского, Цивильского уездов Казанской губернии. Наиболее выраженный «крестьянский» характер имели Ядринское и Козьмодемьян-ское уездные земские собрания: до «контрреформы» крестьяне избирали здесь 1/2 гласных, после - 4/5 общего состава земского собрания, при том, что вторая курия была вообще упразднена. В Чебоксарском и Цивильском уездах и до, и после «контрреформы» крестьяне избирали половину гласных (второй курии или второму избирательному собранию здесь отводилась пятая часть мест в земском собрании, поэтому землевладельцы оказывались в меньшинстве) [17]. Любопытно отметить, что «контрреформа» способствовала усилению «крестьянского» характера этих земств не только путём увеличения количества избираемых этим сословием гласных, но и воздействуя на состав избираемых: если по Положению 1864 г. от сельских обществ в земство могли проходить и часто проходили не только крестьяне, но и священнослужители, представители интеллигенции и прочие нецензовые элементы, то по Положению 1890 г. от волостных сходов можно было избирать только крестьян. В отличие от часто не являвшихся на выборы цензовых избирателей, крестьяне были многочисленны и система избрания крестьянских гласных была такова, что всякий раз гарантировала заполнение отводимой квоты, вследствие чего на рубеже Х1Х-ХХ вв. действительное численное преобладание крестьян в названных уездных земствах было даже больше, чем это закладывалось законом.

Крестьянство, хотя и имело подавляющую численность, но не было ни в достаточной степени образованным, ни политически консолидированным сословием, и поэтому «крестьянский» характер земств ещё не означал реального первенства крестьян в них. Как правило, руководителями таких земств являлись немногочисленные дворяне, избиравшиеся из трёхлетия в трёхлетие и на протяжении многих лет занимавшие должность председателя земской

управы (по закону председателем мог быть только представитель цензового элемента). Ярким примером является Козьмодемьянское земство, управу которого с 1892 по 1913 гг. занимали местные помещики отец и сын В.И. и В.В. Образцовы. Когда в 1907 г. В.В. Образцов решил удалиться от земских дел, «некоторые гласные от крестьян частно просили его взять обратно свой отказ и вновь баллотироваться на указанную должность» [10]. В то же время, крестьяне очень часто и порой очень подолгу занимали исполнительные должности членов земских управ - эта служба была престижной и достаточно доходной, принося до 1000 руб. жалования в год. Это подтверждается несколькими выдающимися примерами: отставной фельдфебель из крестьян И.Я. Николаев пробыл членом Алатырской уездной земской управы 18 лет (1892-1910) [11], крестьянин В.Е. Боцманов беспрерывно состоял в должности члена Цивильской земской управы на протяжении 24 лет (1886-1910) [23], крестьянин И.Т. Лещёв состоял членом земской управы Буинского уезда 33 года (1877-1910), 22 года из которых был «заступающим место (заместителем) председателя» и заведовал земской кассой [13]. По словам Б.Б. Веселовского, «земство являлось центром общественной жизни в провинции - центром, стоя у которого можно было иметь вес в местной жизни и занять более или менее влиятельное положение» [2] - вышеприведённые примеры подтверждают это высказывание.

Крестьянский социальный состав не мог иметь радикальных последствий для земской деятельности также и по той причине, что предмет этой деятельности жёстко детерминировался Положением, а объём - имевшимися в распоряжении земства доходами, главную статью которых составлял окладной поземельный сбор. Размер и собираемость этого сбора зависели как от количества имевшихся в уезде земельных и лесных угодий, так и от урожая конкретного года, поскольку основными плательщиками были крестьянские общества. Большая часть уездов территории Чувашии находилась в зоне рискованного земледелия, техника ведения сельского хозяйства была рутинной и неурожаи случались едва ли не каждый третий год. Следующая особенность земств Чувашского края - их относительная бедность.

Ко времени проведения «земской контрреформы» 1890 г. наибольший бюджет имело Козьмодемьянское земство (118,4 тыс. руб.), на доходах которого сказывались выплаты за казённые леса, занимавшие большие территории, на втором месте шло Чебоксарское (89,0

тыс. руб.), на третьем - Буинское (83,6 тыс. руб.), самым маленьким бюджетом располагало Ядринское земство (59,4 тыс. руб.) [25]. К 1913 г. бюджеты кратно возросли, самым «богатым» оказалось Чебоксарское земство (453,9 тыс. руб., половину из которых составляли государственные дотации на введение всеобщего начального образования), на втором месте -Козьмодемьянское (350,0 тыс. руб.), на третьем

- Тетюшское (303,3 тыс. руб.) и на последнем

- Курмышское земство (164,9 тыс. руб.) [9]. Казалось бы, налицо немалый рост - для наиболее успешного в финансовом плане Чебоксарского земства (в 5,1 раза). Однако, принимая во внимание, что в среднем по России за тот же период земские бюджеты выросли в 5,6 раза, становится понятно, что большая часть земств Чувашского края на рубеже XIX-XX вв. в финансовом плане стагнировала [15].

Итак, уездные земства территории Чувашии выделялись рядом особенностей, среди которых - малочисленность цензовых избирателей и самих земских собраний и ограниченность имевшихся в распоряжении земства финансовых средств. Безусловно, данные особенности были негативными и неизбежно должны были сказаться на результативности земской работы. Наличие этих весомых факторов придаёт особое значение последней выделенной нами особенности земского самоуправления на территории Чувашии, а именно - тому влиянию, которое оказало земство на развитие нашего региона. Чувашия второй половины XIX в. - это глухая провинция, «медвежий угол» в центре России, жители которого погрязли в невежестве, нищете и болезнях. Деятельность земства положила начало организации здесь социальной инфраструктуры, и в этом качестве её значение поистине трудно переоценить.

До создания земских учреждений в каждом уезде территории Чувашии было по одной уездной больнице с одним казённым уездным лекарем, в обязанностях которого врачебная деятельность по отношению к местному населению стояла далеко не на первом месте. В первую очередь уездные лекари должны были пользовать расквартированные и проходящие воинские команды, арестантов, осматривать рекрутов, участвовать в полицейских расследованиях, и только как дополнение ко всему этому - лечить местных обывателей. К 1913 г. усилиями земств, для которых попечение о «народном здравии» стояло на первом месте по объёму расходов бюджета, во всех уездах была создана система медицинских участков, в каждом уезде Чувашского края было от четырёх до семи больниц, укомплектованных врачами,

94

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

оборудованием и медикаментами, не считая фельдшерских пунктов, количество которых в отдельных уездах (Алатырском и Курмыш-ском) доходило до девяти. Именно земство положило начало эпидемиологической службе, борьбе с социальными болезнями в среде чувашского крестьянства, в первую очередь -с трахомой. «Нравственный долг Тетюшского земства прийти на помощь полуслепому чу-вашину!» - восклицал в 1908 г. земский врач А.А. Буйновский [14]. На рубеже XIX-XX вв. в практику входит создание временных глазных амбулаторий, действовавших в течение сезона для обслуживания именно трахоматозных больных. Такие амбулатории работали в 1899 и 1902 гг. в Буинском, в 1906, 1907/08, 1908/09 и 1911 гг. в Тетюшском, в 1901 г в Чебоксарском уезде, причём все они имели межуездный характер [12]. Конечно, одним земствам было не под силу победить эту социальную болезнь, которой, судя по сплошным обследованиям отдельных селений Цивильского уезда в 1898 г., страдало до половины всех чувашских крестьян [22]. Однако именно земские врачи впервые осознали эту проблему и начали самоотверженную борьбу с ней.

На втором месте по объёму земских расходов стояло народное просвещение. В отличие от сферы здравоохранения, в области народного образования земству не приходилось начинать работу с нуля, поскольку некоторое количество министерских, церковно-приходских, братских школ в Чувашии уже существовало. Земство выступило здесь в качестве новой инициативной силы, и выступило очень энергично. К уже имевшимся школам прибавилась новая категория - земские школы, количество которых к началу XX в. во всех уездах исчислялось десятками. Мощный импульс развитию школьной сети придало принятие в 1908 г. закона о введении всеобщего начального обучения. Согласно этому закону, роль основного действующего лица в деле обеспечения полного охвата населения начальным образованием отводилось именно земствам, которые должны были составить и представить в министерство народного просвещения подробные организационные и финансовые планы введения всеобщего обучения и, в случае их утверждения, получали серьёзные целевые государственные субсидии. До начала Первой мировой войны к программе введения всеобщего начального обучения успели присоединиться шесть из восьми земств территории Чувашии: Ядринское, Козьмодемьян-ское, Чебоксарское, Цивильское, Тетюшское и Буинское. В результате последние предво-

енные годы стали временем бурного развития народного образования: за период с 1904 по 1911 гг. количество земских школ в Козьмо-демьянском и Чебоксарском уездах возросло почти вдвое (с 51 до 94 и с 34 до 51 школы соответственно), из остальных земств наиболее существенный прирост наблюдался в Ядрин-ском, Тетюшском и Цивильском уездах [18]. Начавшаяся мировая война и связанные с нею людские и экономические потери, возросшая политическая нестабильность подкосили всю земскую работу и, в частности, встали на пути реализации программы всеобщего начального обучения.

Земство стало также зачинателем агрономической помощи крестьянам Чувашского края. Содействие экономическому благосостоянию населения, которое и так входило в круг обязанностей земства территории Чувашии, но привлекло его внимание только в начале XX в. Это была общеземская тенденция - доля расходов на агрономию в земских бюджетах к 1900 г. в среднем составляла 2,6 % [15]. Повышение интереса земства к агрономической помощи было связано, с одной стороны, с ограниченностью земских средств и нераз-решённостью других вопросов, а с другой -с началом столыпинской аграрной реформы. Как и в области развития начального народного образования, наибольшие успехи в деле агрономической помощи были сделаны на рубеже 1900-1910-х гг. В это время во всех уездах территории Чувашии, кроме Ядринского, создаётся участковая агрономия: уезды делятся на участки, в каждом из которых работало по одному агроному и несколько «сельскохозяйственных старост», иногда дополнявшихся особым садоводом. Наибольшее количество участков - пять - было создано в Буинском уезде, агрономический персонал которого состоял из 10 чел. [13]. В остальных уездах было от двух до четырёх участков и от 3 до 10 специалистов по рациональному ведению сельского хозяйства. Участковые агрономы составляли агрономические описания уездов, разрабатывали организационные планы хуторских участков, создавали показательные хозяйства, раздавали улучшенные семена, открывали станции для проката и демонстрации улучшенных орудий труда, организовывали зерноочистительные обозы, проводили публичные чтения. Довольно распространённым мероприятием в практике земского содействия экономическому благосостоянию были сельскохозяйственные выставки, которые начали проводиться уже со второй половины 1890-х гг. Чаще других такие выставки проводились

в Алатырском, Буинском и Тетюшском уездах, экспонатами служили в основном усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, которые демонстрировались в работе, и породистый скот [19]. Разумеется, три-четыре агронома на уезд не могли сами по себе переломить устоявшейся у чувашского крестьянства рутинной агрокультуры, однако это был первый случай относительно систематического внедрения достижений агрономической науки на территории Чувашии.

В данном кратком очерке невозможно охарактеризовать все направления земской деятельности: организацию продовольственной помощи во время голода, обязательное и добровольное страхование от пожара, земскую ветеринарию, земскую почту и т.д. Но даже краткий обзор самых основных сфер земской деятельности - здравоохранения, народного образования и экономической помощи населению - показывает, что полвека земской деятельности не прошли впустую. Отмечая 150-летие земства, мы также отмечаем полуто-равековой юбилей начала формирования системы медицинской помощи жителям Чувашии, сети сельских школ, юбилей появления в Чувашии научной агрономии. Выдающаяся значимость этих достижений, полученных на основе реализации местной инициативы и за счёт местных средств, и составляет, на наш взгляд, главную особенность земского самоуправления на территории Чувашии.

Список литературы

1. Алексеев Г.А. Здравоохранение в Чувашии в XIX - нач. XX в.: учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1993.

2. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. Т. 4. СПб., 1911. С. 179-180.

3. Гаврилова Л.М. Земская интеллигенция Чувашии во второй половине XIX - начале XX в. (врачи, ветеринары, агрономы) // Вопросы истории Чувашии XIX - нач. XX вв. Чебоксары: НИИ ЯЛИиЭ при СМ ЧАССР, 1988. С. 21-48.

4. Герасимова Н.В. Организация земств на территории Чувашии // История Чувашии и чувашского народа: сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ, 2001. С. 74-93.

5. Гончаренко Л.Н. Органы земского и городского «самоуправления» в системе местной администрации в национальных районах Среднего Поволжья в пореформенный период. Деп. в ИНИОН РАН № 15681 от 15.02.1984. Чебоксары, 1983. 40 с.

6. Демидова И.И. О деятельности земств по улучшению агрокультуры чувашского крестьянства в период капитализма // Из истории аграр-

ных отношений Чувашии и Среднего Поволжья в XIX-XX вв. Чебоксары: Чувашский ГИГН, 1996. С. 29-37.

7. Димитриев И.А. «Крестьянские» земства Казанской губернии на рубеже XIX-XX вв. // Эволюция аграрных отношений в России (к 150-летию отмены крепостного права): материалы Все-рос. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ, 2011.

8. Димитриев И.А. Земское самоуправление на территории Чувашии в 1890-1914 гг. (на материалах уездных земств). Чебоксары: Новое время, 2007.

9. Доходы и расходы земств 40 губерний по сметам на 1913 год. Разработано в статистическом отделении Департамента окладных сборов. Пг., 1915. С. 200-205, 326-331.

10. Журналы 43-го очередного Козьмодемь-янского уездного земского собрания...1907 года. Козьмодемьянск, 1908. С. 276.

11. Журналы Алатырского уездного земского собрания сессии 1903 года с приложениями. Алатырь, 1904.

12. Журналы Буинского уездного земского собрания 1904 года. Симбирск, 1905. С. 209; Отчёт о действиях Тетюшской уездной земской управы. за время с 1 июля 1907 г. по 1 июля 1908 г. Казань, 1908. С. 364-389; То же за время с 1 июля 1910 г. по 1 июля 1911 г. Казань, 1911. С. 165-186; ГИА ЧР, ф. 15, оп. 1, д. 1386, л. 154.

13. Журналы и доклады Буинской уездной земской управы очередной и чрезвычайных сессий 12 февраля и 12 ноября 1910 г. с приложениями. Симбирск, 1911.

14. История земского самоуправления. Т. 1. М., 2005. С. 24.

15. Караваев В.Ф. Земские сметы и раскладки (Исторический очерк развития земских бюджетов) // Юбилейный земский сборник. СПб., 1914. С. 170.

16. Мыш М.И. Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. Изд. 2-е, доп. СПб., 1896. С. 151, 154.

17. Мыш М.И. Положение о земских учреждениях со всеми относящимися к нему узаконениями. Официальный текст, дополненный и разъяснённый всеми последующими правительственными постановлениями, циркулярами г. министра внутренних дел и решениями правительствующего сената. СПб., 1875. С. 138-139, 144-145.

18. Обзор деятельности земств по народному образованию, медицинской части, ветеринарной части и содействию экономическому благосостоянию населения. СПб., 1904. С. 36, 43; Однодневная перепись начальных школ. Вып. VI. Казан-

96

Вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

ский учебный округ. Ч. 2. СПб., 1913. С. 14-17, 30-33.

19. Описание выставки в с. Промзино Ала-тырского уезда в 1898 г.: Журналы Алатырского уездного земского собрания сессии 1898 года с приложениями. Алатырь, 1899. С. 73-74.

20. Отчёт о действиях Тетюшской уездной земской управы... за время с 1 июля 1907 г. по 1 июля 1908 г. Казань, 1908. С. 208.

21. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 года // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2. Т. XXXIX. Отд. 1. 1864. От № 40457-41318. СПб.: Тип. II отд. собственной е.и.в. канцелярии, 1867. С. 1-14.

22. Постановления XXXIV очередного Ядринского уездного земского собрания. 23-26 сентября 1898 года. Козьмодемьянск, 1899. С. 63.

23. Постановления Цивильских уездных земских собраний за 1910 год. Козьмодемьянск, 1911. С. 561.

24. Свод сведений о поступлении и взимании казённых, земских и общественных окладных сборов за 1895-1899 гг. По отчётам податных инспекторов. Составлено Статистическим отделением Департамента окладных сборов МВД. СПб., 1902.

25. Свод сведений: 1. О земских доходах и расходах за 1899 г. 2. О земских капиталах, недоимках и долгах к 1 января 1901 г. 3. О личном составе земских управ на 1 июня 1902 г. Издание Хозяйственного департамента МВД. СПб., 1902.

26. Смыков Ю.И., Гончаренко Л.Н. Крестьянство и земство Казанской губернии в пореформенный период // Проблемы социально-экономического развития деревни Среднего Поволжья в период капитализма. Казань: АН СССР, Казанский филиал, 1987. С. 42-59.

27. Троицкий В.Н. Создание земских учреждений в Чувашских уездах Казанской и Симбирской губерний. Деп. № 9760 в ИНИОН РАН от 13.04.1982. Чебоксары, 1981. 30 с.

28. URL: [email protected].

ДИМИТРИЕВ Игорь Алексеевич - кандидат исторических наук, декан факультета управления и экономики. Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: caecus@ rambler.ru

DIMITRIEV, Igor Alekseevich - Candidate of Historical, Dean of the Faculty of Management and Economics. Cheboksary Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 021(09) (479.344)

ЗЕМСТВО И БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ЧУВАШСКИХ УЕЗДАХ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Е.К. Иванова

Рассмотрены вопросы участия земства в организации библиотек в чувашских уездах на основе обобщения архивных документов и опубликованных источников. Представлена информация о деятельности публичных (общественных) библиотек, народных библиотек-читален, библиотек при учебных заведениях, книжных складов, открытых при участии земства.

Ключевые слова: земство; библиотечное дело; публичные библиотеки; волостные образцовые библиотеки земства; библиотеки при учебных заведениях; земские библиотеки-читальни; книжные склады земства.

E.K. Ivanova. ZEMSTVO AND LIBRARY SCIENCE IN THE CHUVASH DISTRICTS AT THE END OF XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

The questions of participation in the organization of the Zemstvo libraries in Chuvash counties based on the aggregation of archival documents and published sources. Provides information on the activities of the public (public) libraries, public libraries, reading rooms and libraries at schools, book stores, public participation in zemstvo.

Keywords: zemstvo; library; public libraries; municipality exemplary library; libraries at educational institutions; local library and reading room; book warehouses of the municipality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.