УДК 374.1
ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
© Геннадий Владимирович Монохин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru
В статье рассматривается потенциал самодеятельного хореографического коллектива в воспитании эмоциональной культуры подростков. Представлены сущность и специфика воспитания эмоциональной культуры подростков, теоретическая модель и результаты апробирования педагогической программы «Позитив» по воспитанию эмоциональной культуры подростков.
Ключевые слова: эмоциональная культура; хореография; самодеятельность.
В современном мире с его комплексными структурами и вызовами, социальное и эмоциональное воспитание приобретает огромное значение как для устойчивого развития общества, так и для индивидуального развития отдельного человека.
Ситуации сегодняшней социальной нестабильности, порождающие глубокие кризисные изменения в жизни людей, предъявляют повышенные требования к их эмоциональной сфере по отношению как к внешним воздействиям, так и к внутренним противоречиям.
Все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом.
Особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями, которое лежит в основе воспитания эмоциональной культуры личности. Эмоциональная культура включает систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватность эмоционального реагирования человека.
Особенно остро указанная проблема проявляется применительно к подростковому возрасту, поскольку именно в этом возрасте закладываются базовые культурно-идентификационные свойства личности.
Наряду с различными социальными институтами и областями духовно-практической деятельности существенную роль в воспитании эмоциональной культуры подростка играет сфера досуга, которая обладает объективными возможностями индивидуализации и социально-культурной интеграции личности. Это обусловлено тем, что досуг дает возможность развивающейся личности осваивать широкий спектр социальных ролей, предоставляет пространство для самореализации, выступает как сфера поиска и обретения личностной идентичности через групповую идентичность.
Сказанное в полной мере относится к самодеятельным хореографическим коллективам, которые за последние годы приобрели большую популярность. Занятия по практическому освоению хореографии развивают нравственные и эстетические качества личности, повышают уровень ее культурной компетенции, формируют эмоциональную культуру подростка.
Целью нашего исследования являлось изучение потенциала самодеятельных хореографических коллективов в воспитании эмоциональной культуры подростков.
Источники развития личности всегда интересовали исследователей самых разных областей. Подросток или ребенок, - прежде всего, существо эмоциональное, поэтому его эмоциональное благополучие или неблагополучие не может быть неинтересным фактом по отношению к личности будущего взрослого.
Люди, достигшие вершин самореализации, - это люди, имеющие высокую эмоциональную культуру, а основная трудность
всякого значимого целедостижения заключается в неумении управлять эмоциональной стороной сознания. Чем значимее цель, которую ставит перед собой человек, тем большую роль и значение имеет эмоциональная культура.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
Простым перечислением невозможно исчерпать все разнообразие взглядов исследователей на проблему эмоций, этим занимались П К. Анохин, Ф.В. Бассин, Л И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.С. Ней-марк, П.В. Симонов, Г. А. Фортунатов, Г.Х. Шингаров и др.
В культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой.
Ключевой смысл понятия «эмоциональная культура» закреплен, в первую очередь, в слове «культура». Именно понятием «культура» определяются рамки эмоциональной реальности, обозначаются качество и форма эмоциональной жизни человека, являющиеся предметом нашего рассмотрения. Понятие же «эмоции» служит отражением содержания данного вида культуры, конкретизирует состав изучаемого сегмента культурной действительности.
Одним из первых исследователей понятие эмоциональная культура ввел П.М. Якобсон [1], отмечая, что культура чувств и эмоций проявляется не только в эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, развитой способности понимать и ценить чувства других людей, умение делить свои переживания с близкими, развитой способностью к сопереживанию с миром героев произведений литературы и искусства, но и в способ-
ности переживать эффект катарсиса, высшее эстетическое наслаждение; культивировать высшие эстетические эмоции на основе восприятия мира искусства; испытывать творческое озарение.
Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием следующих компонентов: социокультурного, поведенческого, мотивационного, этико-нравственного, которые находят выражение в следующем: опоре на собственные нравственные принципы при выборе эмоций; соответствии эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе; соответствии эмоционального реагирования возрастным особенностям; адекватности эмоциональной реакции социокультурным нормам; осознанности эмоционального реагирования.
Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Под «эмоциональной грамотностью» при этом понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью - осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.
Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэ-ловей и Джон Мейер в 1990 г.
Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности.
Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта:
— способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;
— сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности, и влияющие
на успешность его приспособления к среде, или способы ее творческого изменения;
— способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;
— совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.
Воспитание эмоциональной культуры подростков рассматривается как динамический процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных средств может быть предложена эмоциональная рефлексия как педагогическое средство.
Эмоциональная рефлексия понимается как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации.
Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие у человека чувства ответственности за свои переживания перед собой, а следовательно, и перед людьми.
На основе культурных образцов, прежде всего, через процесс социализации, определяется не только характер предпочитаемых эмоций, которые считаются «хорошими» или «плохими» в соответствии с социальными нормами, но и степень и форма их выражения, а также характеристики ситуаций, которые могут эти эмоции вызвать. Негативные эмоции при этом представлены более дифференцированно, поскольку «именно негативные изменения более чреваты последствиями для жизни, здоровья и социального статуса людей» [2].
Развитие чувственно-эмоционального в человеке возможно с помощью различных средств, но самое сильное из них - искусство, ибо оно всегда затрагивает сферу чувств -область эстетических эмоций.
По мнению А.Н. Малюкова, эстетическое переживание возникает как результат сопереживания чувствам другого человека, отображенных в искусстве (литература, живопись, музыка, театр и др. [3].
В формировании эстетической, художественной и эмоциональной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, т. е. мир волшебного искусства.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руко-водителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной
деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.
Социальное назначение и функции клубных любительских объединений всесторонне рассматривались в отечественной клубовед-ческой литературе Г.П. Блиновой, Д.М. Генкиным, Э.И. Петровой, В.Е. Триодиным и др. Значительное внимание самодеятельному творчеству и жизни творческого коллектива было уделено в работах А.В. Сасыхова и Ю.А. Стрельцова [4].
На основе анализа вышеизложенного нами определена сущность воспитания эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс вовлечения подростка в мир красоты движения, в котором организованно, постепенно и непрерывно осуществляется обогащение эмоциональ-
ного опыта, развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность испытывать творческое озарение, а также - приобщение к некоему личностному идеалу.
Специфика воспитания эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива заключается в уникальности педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем вовлечения в художественно-исполнительскую деятельность, выбранную добровольно с учетом потребностей личности.
Педагогическая деятельность по воспитанию эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива должна строиться с учетом организационно-педагогических условий [4]: будут учитываться возрастные и личностные особенности подростков: мотивационная
сфера личности современного подростка, особенности уровня притязаний, деятельности и т. д.; осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в туристическую деятельность; осуществление педагогической деятельности будет происходить в гуманистической атмосфере педагогического общения и творчества; наряду с познавательным компонентом существенную роль в педагогическом процессе будет играть эмоциональный компонент, оказывающий мотивирующее влияние на удовлетворение потребностей и на формирование устойчивых познавательных интересов подростков-студентов; педагогический процесс будет обеспечен методически, в частности, педагогической программой по воспитанию эмоциональной культуры подростков; будут подготовлены субъекты педагогического процесса к деятельности по воспитанию эмоциональной культуры подростков; будет осуществлено эмоционально-ценностное стимулирование с опорой на мотиваци-онно-потребностную сферу личности участников хореографического коллектива.
Экспериментально апробировались организационно-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива (г. Воронеж).
В констатирующем эксперименте приняли участие 100 человек - подростки в возрасте 12-15 лет.
Прежде всего, мы разработали анкету, направленную на изучение уровня сформи-рованности эмоциональной культуры подростков, а затем провели анкетирование. Было выделено три уровня сформированности эмоциональной культуры. Респонденты распределились следующим образом: подростков, имеющих низкий уровень эмоциональной культуры, оказалось 25 %, респонденты со средним уровнем эмоциональной культуры составили 75 %, респондентов, имеющих высокий уровень эмоциональной культуры, не оказалось (0 %).
Полученные данные обнаружили тревожную тенденцию: у большинства подростков констатирован недостаточный уровень сформированности эмоциональной культуры.
Безусловно, подростковый возраст имеет свои особенности: происходят изменения в эмоциональной сфере, заметны противоречивые, часто меняющиеся оттенки настроения. Подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним, сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Настроение часто меняется без причины или по незначительному поводу.
С целью определения эмоционального состояния подростков мы также воспользовались «Методикой исследования эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеевой. По результатам методики нами был сделан качественный анализ основных параметров эмоционального состояния подростков. Данные эмоциональные состояния характеризуются большим диапазоном изменения состояний от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. Большинство подростков имеют повышенную и высокую степени тревожности, у них наблюдается скрытая и явная агрессивность, уровень сформированности эмоциональной культуры недостаточен.
Очевидно, что необходим поиск средств для повышения уровня сформированности эмоциональной культуры подростков.
Формирующий эксперимент заключался в реализации потенциала хореографического коллектива в воспитании эмоциональной культуры подростков на основе разработанной нами педагогической модели.
В формирующем эксперименте принимали участие 36 подростков, с которыми проводилась целенаправленная педагогическая работа, а другая группа подростков являлась контрольной группой (целенаправленная педагогическая работа с ними не проводилась). В экспериментальной работе также принимали участие 2 педагога-организа-тора.
Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Позитив» по воспитанию эмоциональной культуры подростков в условиях деятельности самодеятельного хореографического коллектива. Данная программа сориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической и эмоциональной культуры.
Цели и задачи обучения: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства -от историко-бытового до современного танца, от пляски до балетного спектакля; воспитание единого комплекса физических и духовных качеств - гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство; умение осознавать проблемную ситуацию и принимать решения по ее оптимизации, формировать представления о том, какое эмоциональное состояние
80 70 60 50 40 30 20 10 0
до обучения после обучения
Рис. 1. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности эмоциональной культуры
является наиболее адекватным сложившейся ситуации. Программа реализовывалась в течение 1,5 лет.
После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение эмоциональной культуры подростков с целью оценки результативности разработанной педагогической программы «Позитив».
В исследовании нами использовалась та же анкета, которая применялась на констатирующем этапе эксперимента для изучения эмоциональной культуры подростков. В соответствии с количеством набранных баллов испытуемые условно были распределены на группы.
На рис. 1 наглядно видно, что после проведения педагогической работы по авторской программе у большинства участников эксперимента повысился уровень эмоциональной культуры.
Проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы можем сделать вывод, что проведение педагогической работы с подростками по разработанной нами программе способствовало повышению уровня сформированно-сти эмоциональной культуры подростков.
Отсюда следует, что применение разработанной нами программы «Позитив» целесообразно, что подтверждает возможности реализации потенциала самодеятельных хореографических коллективов и правильность выдвинутой нами гипотезы.
1.
2.
3.
Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. (Развитие нравственных оценок у школьников). Психология чувств. М., 1961. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2006. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999.
4. Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А. Клубный самодеятельный коллектив - школа воспитания творческого развития трудящихся. Улан-Удэ, 1969.
Поступила в редакцию 14.08.2010 г.
UDC 374.1
EDUCATION OF EMOTIONAL CULTURE IN CONDITIONS OF AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE Gennadiy Vladimirovich Monokhin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru
In clause potential of amateur choreographic collective in education of emotional culture of the teenagers is considered. Essence and specificity of education of emotional culture of the teenagers, theoretical model and results of introduction of the pedagogical program “Positive” on education of emotional culture of the teenagers are submitted.
Key words: emotional culture; choreography; amateur art.