Научная статья на тему 'Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности'

Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1763
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-0КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Ю. Б.

Формирование эстетической культуры подростков на сегодняшний день является одним острых вопросов в современном педагогическом процессе. О формировании эстетической культуры современных подростков в условиях социокультурной образовательной среды в процессе досуговой деятельности идет речь в данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural conditions of the formation of aesthetic culture of teenagers in the process of socio-cultural activities

Formation of aesthetic culture of teenagers today is a sensitive issue in modern pedagogical process. On the formation of estetichneskoy culture of teenagers in the socio-cultural educational environment in recreational activities referred to in this article.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности»

УДК 374.7

Ю.Б.Владимирова

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование эстетической культуры подростков на сегодняшний день является одним острых вопросов в современном педагогическом процессе. О формировании эстетической культуры современных подростков в условиях социокультурной образовательной среды в процессе досуговой деятельности идет речь в данной статье.

Ключевые слова: подростки, социально-культурная среда, социально-Окультурные условия, культура, эстетическая культура.

Vladimirova Julia B. Social and cultural conditions of the formation of aesthetic culture of teenagers in the process of socio-cultural activities

Formation of aesthetic culture of teenagers today is a sensitive issue in modern pedagogical process. On the formation of estetichneskoy culture of teenagers in the socio-cultural educational environment in recreational activities referred to in this article.

Keywords: adolescente, socio-cultural environment, social Okulturnye conditions, culture, aesthetic culture.

Эстетическая культура - это полиинтегральное свойство личности, базирующееся на закономерностях и свойствах мирочувствования и мировосприятия по законам красоты и гармонии, определяющее основную направленность личности, связанную с пониманием прекрасного и умением воплощать его в деятельности. Однако, главной тенденций в формировании эстетической культуры личности можно считать направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития.

Нет ответа на главный вопрос - каким образом сформированные эстетические потребности сформируются в эстетическую деятельность, без обеспечения серьезной педагогической мотивации с учетом требований к формированию новой личности - высоконравственной, культурной, тонко мыслящей, позитивно настроенной, понимающей специфику межкультурных и межнациональных отношений в аспекте организации основных направлений культурно-досуговой деятельности, представляющей все это в логической взаимосвязи.

Вопросами формирования эстетической культуры личности занимались Н.Б.Крылова, Л.П. Печко, Г.А.Петрова, РА.Тельчарова, АА.Мелик-Пашаев, Т.В.Шуртакова и др. Проблемы эстетического восприятия явились результатом исследований Ю.Б.Борева, Н.В.Берхина, О.В.Дивненко, Ш.М.Германа, В.К.Скатерщикова, Ю.А.Лукина, М.С.Кагана и др. Вопросами эстетического воспитания занимались А.И. Буров, П.П.Блонский, А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Б.Г.Лихачев, В.Ф.Мартынов, К.В.Кулаев, Ю.Я. Егоров, ВА. Сухомлинский, Т.И.Костина, Л.И.Новожилова, Н.Л.Лейзеров, И.Ф.Харламов, С.Т.Шацкий и др. Все они отмечали, что формирование эстетической культуры личности есть необходимая и самая главная потребность личности в прекрасном, в формировании эмоций и чувств, базирующихся на эстетических переживаниях.

Основной целью формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности является приобретение системных общехудожественных и теоретико-эстетических знаний, связанных с формированием ценностного отношения к жизнедеятельности, приобретение опыта художественно-творческой деятельности в предметно-пространственной среде в том числе. Это связано, в первую очередь с развитием эстетического интереса, потребностей, вкуса через увлеченность подростками различными видами творчества на базе развития творческих способностей в различных видах и формах эстетической деятельности. В условиях предметно-пространственной среды ставилась задача развития художественно-образного мышления в разных формах общения с другими видами искусства, где главным направлением формирования эстетической культуры подростков является инициация способности и стремления к познанию и постоянному развитию.

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности позволил сделать следующие выводы:

1. В данном исследовании под эстетической культурой подростков понимается интегральное качество личности, обеспечивающее направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей, связанных с усвоением навыков анализа эстетических и художественных явлений и определяющихся чувственно-эмоциональным и рационально-интеллектуальным отношением личности к действительности и искусству.

Главной тенденций в формировании эстетической культуры личности можно считать

направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития. Важной особенностью формирования эстетической культуры подростков является развитие идейно-эстетических взглядов, которые основываются на мировоззрении личности. В этой связи нужно отметить, что эстетическое воспитание включает в себя не только развитые эстетические чувства, но и развитые взгляды, интеллект. Основной направляющей доминантой является ценностно-ориентированная способность подростков с помощью чувственности постигать целостный образ действительность в ее целом, в ее гармонии и порядке.

2. Основными компонентами эстетической культуры личности подростков являются:

1. Сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности.

2. Система эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

3. Адекватная ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей.

4. Наличие творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

5. Чувственно-эмоциональное, рационально-интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству.

6. Направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей.

3.Специфика формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности состоит в следующем:

- Расширение познавательной сферы подростков, связанное с изучением истории мировой художественной культуры.

-Вовлечение в творческую деятельность (различные формы творческой деятельности (музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и

др.).

- Реализация национально-регионального компонента - изучение национальных традиций, культуры, обычаев своего народа;

- Мотивация подростков к коллективному творчеству и творческому самовыражению и т.д (участие в праздниках, конкурсах, фестивалях, викторинах, концертах и т.д.)

- Развитие когнитивной сферы подростков (совместное написание докладов, подготовка мероприятий, участие в познавательной деятельности);

- Формирование чувственной и эмоциональной сферы подростков путем включения в их культурно-досуговое пространство (посещение театров, музеев, выставок, концертов, лекториев).

- Формирование пространственно-образного и предметно-пространственного мышления, направленного на восприятия чувства прекрасного, красоты в общении, культуры этикета, дизайна, моды, культуры поведения.

4. Анализируя социально-культурные факторы, влияющие на формирование эстетической культуры подростков, мы пришли к выводу, что на ее формирование влияет много факторов, в том числе и социокультурные - кризис культуры, глобализация общества, проблема информационного общества, развитие массовой культуры - процессы стандартизации, унификации, массификации и т.д., ближайшее окружение, семья, школа, социальная среда, досуговые и общественные учреждения.

5. Формирование эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности - это целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свои индивидуальный потенциал в условиях культурно-досуговой деятельности и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания, способности к творческой деятельности по законам красоты.

4.В своей работе, определяя сущность предметно-пространственной среды, мы опираемся на определение, предложенное в диссертационном исследовании Г.А.Мустафиной [6]: Под предметно-пространственной средой в нашем исследовании понимается совокупность вещественных, атрибутивных, пространственных, знаковых элементов среды, являющиеся носителями культурных ценностей: духовно-эстетических и материально-эстетических; находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях между собой, членами и непосредственно включенных в контекст эстетического развития ребенка.

5.На наш взгляд, предметно-пространственная среда предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических произведений. Предметно-пространственная среда с этих позиций может рассматриваться как пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

6.Формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды должно содержать следующие направления:

- приложение творческих усилий подростков к украшению предметно-пространственной среды: изготовление собственными руками декоративных элементов предметно-эстетической среды и произведений художественно-оформительского искусства, внесение в окружающую обстановку предметов новизны и творческого исполнения;

- участие подростков в облагораживании домашнего быта и школьного интерьера: создание уюта и эстетической обстановки, перестановка мебели, выбор цвета стен и предметов домашнего обихода и декоративных элементов школьной среды;

- умение подростков поддерживать регулярный уход и порядок в домашней и школьной среде: участвовать в уборке помещений, содержать окружающие предметы и предметы личного обихода в должной чистоте и порядке, соблюдение гигиены тела и одежды;

- подросток должен испытывать удовлетворение результатом выполненной работой по эстетическому оформлению и художественному украшению помещений школы и своего дома;

- подросток должен иметь желание повышать эстетическую обстановку домашней обстановки и школьной среды и стремление развивать эстетическую воспитанность совершенствовать эстетические знания, укреплять эстетические умения и навыки.

7.Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности состоит в следующем:

- включение подростка в социокультурный опыт, развитие его ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности;

- формирование эстетическо-мотивационной сферы личности подростка, его потребности в эстетическом отношении к действительности, в активной жизненной позиции, основанной на идеале прекрасного;

- эстетическая предметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющее важную воспитательную роль в социальных процессах труда, учебы, быта и отдыха;

- формирование потребности воспринимать эстетические ценности, создавая их в окружающей среде, развивая способность видеть красоту форм, линий, цветовых композиций в предметном окружении;

- формирование творческих способностей познавать способы эстетического образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуника-тивные потребности в свободном выборе;

- когда происходит воздействие на духовный и эстетический мир воспитанников, и предметно-пространственная среда выступает средством формирования у подростков взглядов, убеждений и хороших привычек.

8. Анализ социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности позволил выделить нам следующие условия:

1.Применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов.

2.Вовлечение подростков в различные эстетические виды и формы общения, формирования эстетики общения и поведения.

3.Вовлечение их в различные виды творчества - театральное, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, дизайна и т.д.

4.Реализация эстетической направленности национальной праздничной культуры общества, вовлечение в которую формирует эстетические потребности подростков.

5.Развитие потребности личности подростков в самореализации.

6.Реализация педагогического потенциала культурно-образовательной среды в условиях интеграции деятельности культурно-досуговых учреждений, школы и семьи.

7. Педагогическое управление социально-культурной деятельностью, обеспечение системности и комплексности педагогических воздействий на подростков и тесной связи эстетического воспитания с жизнью.

Формирование эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности направлено и на развитие художественной культуры, связанной с формированием художественно-творческих способностей. Оно осуществляется через художественно-образную деятельность в педагогически регулируемых совокупных действиях, направленных на актуализацию предметно-творческих, интеллектуальных, художественно-образных и игровых социально-культурных форм работы с подростками.

Основными целями формирования эстетической культуры являются реализация предметно-пространственной и личностно-ориентированной формы, в которых приоритет отдается личностно-эстетическому воспитанию, осуществляемому в соответствии с эстетическими нормами и ценностями эстетико-художественной общественной реальности.

Литература

1.Барабанова И.И. Разработка системы эстетического воспитания казанской педагогической школой во второй половине 20 века: автореф...канд.пед.наук / Барабанова И.И. - Казань, 2007. - 24 с.

2.Герандоков, М.Х Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность / М.Х. Герандоков / / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. -2007. - N4. - С. 27-30

3.Грицай Л.А Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях: диссертация ... кандидата педагогических наук / Грицай Л.А. - Рязань, 2008. - 180 с.

4.Зайнуллина Ф.К.Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества: автореф...канд.пед.наук / Зайнуллина Ф.К. - Казань, 2008. -23 с.

5.Замураева М.А Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников: автореф...канд.пед.наук / Замураева М.А. - Нижний Новогород, 2006. -18

б.Мустафина Г.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами предметно-пространственной среды: автореф....канд.пед.наук / Мустафина Г.А. - Казань, 2001. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.