УДК 008
Р. А. Литвак
доктор пед. наук, профессор, Челябинская государственная академия культуры и искусств
Е-mail: [email protected] Н. В. Дударева соискатель ученой степени канд. пед. наук, Челябинская государственная академия культурыi и искусств
Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Художественная культура имеет множество направлений: ее деление на массовую и элитарную, наличие в ней народного творчества, классического и современного искусства представляет широкие возможности для эстетического развития личности. Для ориентации молодежи в данных направлениях требуется педагогическое руководство. Проведен анализ подростковых субкультур и рассмотрены данные социологического опроса молодежи по восприятию ими различных форм художественной культуры.
Проанализирован педагогический потенциал народной художественной культуры, выделены особенности элитарной культуры, ее противоречивость и оригинальность, влияние на национальные и общечеловеческие ценности как средства развития личности. Но восприятие и понимание современного элитарного искусства для молодежи остается сложной проблемой.
Современная социокультурная ситуация характеризуется широким распространением среди подростков и молодежи массовой культуры, что является фактором, влияющим на формирование сферы духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей. Широкое распространение массовой культуры вызывает серьезную озабоченность и культурного, и педагогического сообщества, которые видят в ней угрозу снижения духовно-нравственного и художественно-эстетического уровня общества.
Участие молодежи в социально-художественном проектировании позволяет реализовать ее потребности в самостоятельной социально значимой деятельности, в общении, а также реализовать свои способности, проявить и осознать свою индивидуальность, сформировать художественную культуру как личностное качество.
Ключевые слова: художественная культура, народная культура, элитарная культура, социально-культурное пространство
Для цитирования: Литвак, Р. А. Проблемы формирования художественной культуры личности в современном социально-культурном пространстве / Р. А. Литвак, Н. В. Дударева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 139-144.
Формирование художественной культуры личности относится к числу непреходяще актуальных социально-культурных проблем, которые необходимо решать на новом этапе развития культуры и общества. Сегодня наиболее сложные аспекты развития личности связаны с отсутствием мировоззренческих основ, с разрушением механизма духовной преемственности поколений, снижением интереса к отечествен-
ным культурным традициям. В этих условиях значительно возрастает роль художественной культуры как сферы духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей, которые способствуют формированию мировоззрения подрастающего поколения на основе гуманизма и творческого опыта.
Современная художественная культура представляет сложное поликультурное про-
139
странство, в котором непросто ориентироваться молодежи, поэтому педагоги ставят задачи поиска наиболее эффективных путей вовлечения личности в мир художественной культуры и искусства.
По мнению Е. Ю. Ежовой, художественная культура нашего времени отличается синтезом художественного и нехудожественного, локального и универсального, инновационного и традиционного, классического и неклассического; для нее характерно появление новых синтетических видов искусства и жанров на фоне позитивной открытости к экспериментам и новаторству [4].
В этих условиях сохраняется необходимость освоения личностью художественных ценностей, заложенных в народной и элитарной художественной культуре. В концепции Федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 гг.) указывается, что формирование художественной культуры подрастающего поколения осуществляется в процессе освоения ценностей отечественной и зарубежной художественной культуры, лучших образцов народного творчества, классического и современного искусства [6].
Кратко рассмотрим некоторые педагогические аспекты этих и других типов художественной культуры.
Народная художественная культура (фольклор) создается анонимными творцами, включает мифы, сказания, легенды, песни, танцы, сказки, ремесла, поделки; связана с традициями местности, носит открытый демократический характер.
Прежде всего необходимо остановиться на таких направлениях народной художественной культуры, содержащей мощный педагогический потенциал, как ее образы, отражающие духовно-нравственные и художественно-эстетические ценности и традиции народа. Освоение народной культуры личностью начинается с детства в семье, продолжается на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных или специальных школах. Отмечаем высокое качество школьных программ по изобразительному искусству, в которые
включены блоки по изучению русского народного искусства. Данные программы обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, наглядными пособиями. Ограниченное количество учебных часов на этот предмет в школах не позволяет глубоко освоить материал. Также констатируем, что в общеобразовательных школах не изучается региональная художественная культура, в гуманитарных науках исследованы глубокие пласты региональных художественных культур, накоплен обширный художественный материал, но он мало осваивается учащимися. К сожалению, следует признать, что сегодня народная художественная культура может стать сферой интересов отдельных групп молодежи социума, специалистов и мастеров-профессионалов. Возрастает значение системы дополнительного образования детей и молодежи и всей системы куль-турно-досуговой деятельности, в которых созданы необходимые условия для освоения народной художественной культуры, наряду с которой такой же целостностью обладает и элитарная художественная культура, не теряющая своей актуальности во все времена.
Рассмотрим особенности элитарной художественной культуры. В художественном развитии подрастающего поколения она имеет большое значение, и освоение ее ценностей признается исследователями ведущим компонентом формирования художественной культуры подростков. Выдающиеся специалисты элитарной культуры творили на уровне эксперимента, искали новые выразительные языки для раскрытия тем своих произведений, осваивали технические новшества, новые материалы и технологии. В современной культуре к элитарной относят фильмы Ф. Феллини, А. Тарковского, книги Ф. Кафки, Г. Белля, картины П. Пикассо, музыку Ф. Дюваля, А. Шнитке. Иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Ф. Ф. Копполы и Б. Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и М. Шемякина). Элитарная культура - профессиональная, требующая специального усвоения норм, ценностей, правил, навыков, технологий, т. е. специального
140
обучения. Накопленный опыт (знания, навыки и приемы деятельности, смыслы, образы и пр.) фиксируется в текстах, воплощаемых в знаковых системах (языках, естественных и искусственных), передается преимущественно посредством целенаправленного обучения на базе специализированных институтов (учебных заведений, студий и др.). Элитарная художественная культура, как важнейший хранитель подлинных ценностей, находится в постоянном движении, в ней формируются новые художественные стили и направления.
Сегодня значительная часть элитарной культуры и искусства определяется эстетикой постмодернизма, для которого характерен отказ от классического наследия, а ее инновационные формы ориентированы на личное самовыражение художника, на необычность формы и содержания. Художники в своем творчестве не стремятся быть понятыми и ориентированы больше на оригинальность, необычность, стремясь разбудить в зрителях эмоции, чувства, иногда и вызвать эмоциональный шок. Поэтому многие исследователи видят в постмодернизме угрозу уничтожения подлинных ценностей культуры и отрицание важнейших функций искусства, таких как культурная преемственность эстетического опыта, катарсическое воздействие на личность, формирование личности в рамках национальных и общечеловеческих ценностей.
Другие ученые видят в постмодернизме начало нового этапа в развитии культуры и представляют его как поле экспериментов, творческих поисков, которые всегда были характерны для элитарного искусства. Художественные качества произведений постмодернизма проявляются, по мнению В. Набокова, В. Пелевина, В. Сорокина и др., в процессу-альности, парадоксальности, провокативно-сти. Все-таки нужно признать, что современное элитарное искусство в его инновационных формах чаще всего мало понятно неподготовленному зрителю, а иногда вызывает негативную оценку. Поэтому сегодня молодежь предпочитает массовую культуру, которая излагает содержание на доступном художественном
языке, ориентируясь на усредненное восприятие, стандартные вкусы и пассивно-созерцательные формы культурного потребления. Большое значение для отдельных групп имеет рок-культура, являющаяся, по мнению некоторых исследователей, видом молодежной массовой культуры.
Широкое распространение массовой культуры вызывает серьезную озабоченность и культурного, и педагогического сообщества, которые видят в ней угрозу снижения духовно-нравственного и художественно-эстетического уровня общества. Для массовой культуры характерен китч как художественный язык. По мнению А. Ф. Полякова, китч является способом адаптации высоких образцов культуры к условиям массового потребления: художественность приобретает специфический вид, для которой определяющими становятся однотипность эстетических установок, чрезмерность внешнего декора, заслоняющего содержательный аспект произведения. Положительным проявлением художественности в китче исследователь считает гармоничное мироощущение, красивость, спокойствие и миролюбие, поэтому китч достаточно эффективно удовлетворяет невзыскательные художественно-эстетические потребности многих людей [9]. Необходимо отметить позитивный потенциал массовой культуры, который проявляется в ее просветительских возможностях, в формировании гуманистических представлений в социуме, в обращении к общечеловеческим ценностям.
В современном социально-культурном пространстве функционирует большое количество подростково-молодежных субкультур, формирующихся чаще всего вокруг ярких сказочно-мифологических кинообразов. Такие субкультуры рассматриваются учеными как определенный этап в развитии личности, способствующий осмыслению художественных качеств окружающего мира, наполняющий новым содержанием понятия красоты, эстетического вкуса и идеала. Основной проблемой подростков и молодежи -приверженцев молодежно-подростковых культур является «застревание» художественного развития в рамках субкультуры. Р. А. Литвак отмечает позитивный потенциал молодежных субкультур
141
эстетической направленности как начальной ступени самостоятельного освоения художественной культуры. К сожалению, молодые люди в период взросления зачастую не переходят на более высокий уровень формирования данного вида культуры [8].
Важное направление формирования художественной культуры подростков и молодежи -освоение возможностей компьютерных программ в создании художественных образов. Сегодня в художественной культуре получили развитие компьютерная графика, живопись, художественная цифровая фотография, 3Б-моде-лирование и пр. Эти формы искусства вызывают особенно большой интерес среди подростков, но стоимость программного обеспечения не позволяет его применять в условиях общего и дополнительного образования.
Итак, мы рассмотрели педагогический потенциал народной художественной культуры, выделили особенности элитарной культуры, ее противоречивость и оригинальность, влияние на национальные и общечеловеческие ценности как средства развития личности. Но восприятие и понимание современного элитарного искусства для молодежи является весьма сложной проблемой. Исследование, проведенное нами в социально-культурных учреждениях г. Кемерово, подтвердило этот вывод. Так, из 285 респондентов в возрасте до 35 лет (большинство из которых имеет высшее гуманитарное образование) только 9 % являются постоянными посетителями выставок, картинных галерей, музеев изобразительного искусства; 36% не знакомы с инновационными формами элитарного искусства; 18 % понимают только классические формы искусства; остальные 5 % предпочитали не отвечать на заданные вопросы.
Для решения поставленной проблемы мы обратились к исследованиям особенностей социально-культурного пространства развития личности (В. М. Диановой и др.) [3].
Социально-культурное пространство развития личности представляет собой систему, связанную с влиянием воспитания, наследст-
венности, среды на развитие личности еще со времен античности. Концепции социальных факторов развития личности и общества рассматривались в трудах М. Вебера [2], Н. Б. Крыловой [5] и др. Исследователи указывали, что развитие общества обусловлено системой таких факторов, как способ жизнедеятельности, культура, традиции, взаимоотношения и др.
В педагогике выделяются социокультурные и природные (воспитание, окружающая среда, наследственность) факторы, в которых социокультурное пространство выступает посредником между воспитанием и социумом, а культура - результатом деятельности человека. В данном случае социокультурное пространство есть своеобразный концепт взаимодействия личности и среды и является ядром взаимодействия и фактором развития. Относительно нашей проблемы социальные факторы (среда, воспитание, взаимодействие личности с социокультурным пространством) имеют свой предмет влияния, т. е. художественную культуру во всем ее разнообразии, глобальная направленность которой - решение задач эстетического, интеллектуального, этического, нравственного и другого плана.
Соприкасаясь с художественной культурой или непосредственно участвуя в ее творении, личность формирует культурные отношения, устанавливает духовно-нравственные отношения с поколениями классиков художественной литературы, искусства, музыки, где личность духовно обогащается, раскрывает творческий потенциал как гражданин своей страны, как участник, творец развития общества, развития культуры.
Развивающаяся личность имеет дело с конкретными социально-педагогическими факторами, которые выполняют функции социализации, удовлетворения личностных и социальных потребностей, вводят ее в мир культуры, искусства, человеческих отношений, способствуя приобщению и включению в социально-культурные ценности.
Высокий уровень сформированности художественной культуры в социально-культурном пространстве позволяет создавать качественно новые продукты, принимать инноваци-вляет
142
онные решения, занимать социально значимую позицию в обществе.
Сформированная художественная культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, во взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Содержательная часть художественной культуры включает знания о природе, обществе, историческом прошлом, настоящем и будущем.
Следовательно, культура - это много-апектное явление, отражающее:
- процесс, в котором личность познает, творчески преобразует и совершенствует себя;
- особую линию поведения личности в процессе общения, направленную на ценностные ориентации.
Освоение художественной культуры личности требует духовно-нравственных усилий, чтобы соответствовать внутреннему состоянию, актуальным социальным ожиданиям. Это процесс, по убеждению В. И. Андреева, направлен на эффективность самопознания, самосовершенствования личности [1].
Таким образом, формирование художественной культуры подростков и молодежи является актуальной проблемой, связанной с особенностями современного этапа развития худо-
жественной культуры, для решения которой необходимо использовать современные педагогические подходы, среди которых наиболее педагогически целесообразным является деятельно-стный (А. Н. Леонтьев [7], С. Л. Рубинштейн [10] и др.). Этот подход используется для активизации самих подростков в освоении художественного наследия через вовлечение их в активную проектную художественную деятельность в различных образовательных, социально-культурных и социально-художественных проектах, которые становятся одной из приоритетных форм развития художественной культуры, способом решения формирования художественной культуры подростков. В педагогике проектирование представляет собой самостоятельный выбор личностью деятельности, больше всего соответствующей ее интересам и способностям. В таком случае подростки получают реальный шанс создания социально значимого художественного продукта. Участие молодежи в социально-художественном проектировании позволяет реализовать ее потребности в самостоятельной социально значимой деятельности, в общении, а также реализовать свои способности, проявить и осознать свою индивидуальность, сформировать художественную культуру как личностное качество.
1. Андреев, В. И. Конкурентология / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва: Прогресс, 1990.
3. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. -Санкт-Петербург: Петрополис, 1999. - 409 с.
4. Ежова, Е. Ю. Развитие художественной культуры личности: современные культурологические модели / Е. Ю. Ежова // Вопросы культурологии. - 2010. - № 1. - С. 58-63.
5. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - Москва: Гнозис, 2000. - 311 с.
6. Культура России (2012-2018 годы): федеральная целевая программа. - Режим доступа: http://www.fcpkultura.ru/.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва: Книга по требованию, 2011. - 130 с.
8. Литвак, Р. А. Формирование межкультурного общения молодежи в полиэтническом обществе / Р. А. Литвак // Формирование полиэтнической культуры: методология, теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Костанай, 2014.
9. Поляков, А. Ф. Китч как феномен художественной культуры: автореф. дис. ... д-ра культурологии / А. Ф. Поляков. - Улан-Удэ, 2012.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2000.
Получено 19.06.2014
143
R. Litvak
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected] N. Dudareva
competitor of a scientific degree Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Aits E-mail: [email protected]
FORMATION PROBLEMS ART CULTURE OF THE PERSONALITY IN MODERN WELFARE SPACE
Abstract. The art culture has a set of the directions: its division on mass and elite, existence in it of national creativity, the classical and modern art represents wide opportunities for esthetic development of the personality. Orientation of youth in this directions requires the pedagogical management. The analysis of teenage subcultures is carried out and data of sociological poll of youth on perception by them various forms of art culture are considered.
Pedagogical potential of national art culture is analysed, features of elite culture, its discrepancy and originality, influence on national and universal values as development tools of the personality are marked out. But the perception and understanding of modern elite art for youth remains a complex problem.
The modern sociocultural situation is characterized by a wide circulation among teenagers and youth of mass culture that is the factor influencing formation of the sphere of spiritual and moral, art and esthetic values. The wide circulation of mass culture causes serious concern of both cultural, and pedagogical community who see in it threat of decrease in spiritual and moral and art and esthetic level of society.
Participation of youth in social and art design allows to realize her needs for independent socially significant activity, for communication, and also to realize the abilities, to show and realize the identity, to create art culture as personal quality.
Keywords: art culture, national culture, elite culture, welfare space
For citing: Litvak, R. Formation problems art culture of the personality in modern welfare space / R. Litvak, N. Dudareva // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 139-144.
References
1. Andreev, V. I. Konkurentologiya [Konkurentologiya] / V. I. Andreev. - Kazan: Center of innovative technologies, 2004. - 468 p.
2. Veber, М. Izbrannye proizvedeniya [Chosen works] / М. Veber. - Moscow: Progress, 1990.
3. Dianova, V. М. Postmodernistskaya filosofiya iskusstva: istoki i sovremennost' [Post-modernist philosophy of art: sources and present] / V. М. Dianova. - Saint Petersburg: Petropolis, 1999. - 409 p.
4. Ezhova, Е. Yu. Development of art culture of the personality: modern culturological models / Е. Yu. Ezhova // Voprosy kul'turologii [Cultural science questions]. - 2010. - № 1. - P. 58-63.
5. Krylova, N. B. Kul'turologiya obrazovaniya [Education cultural science] / N. B. Krylova. - Moscow: Gnozis, 2000. - 311 p.
6. Kul'tura Rossii (2012-2018 gody): federal'naya tselevaya programma [Culture of Russia (2012-2018): federal target program]. - URL: http://www.fcpkultura.ru/.
7. Leontyev, А. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality] / А. N. Leontyev. -Moscow: Kniga po trebovaniyu, 2011. - 130 p.
8. Litvak, R. А. Formation of cross-cultural communication of youth in multiethnic society / R. А. Litvak // Formi-rovanie polietnicheskoy kul'tury: metodologiya, teoriya i praktika [Formation of multiethnic culture: methodology, theory and practice]. - Kostanay, 2014.
9. Polyakov, А. F. Kitch kak fenomen khudozhestvennoy kul'tury [Kitsch as phenomenon of art culture] / А. F. Polyakov. - Ulan-Ude, 2012.
10. Rubinshtein, S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of the general psychology] / S. L. Rubinshtein. -Saint Petersburg: Piter, 2000. Received 19.06.2014
144