УДК [351.858:379.8] - 027.21
А.Н.Николаева
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Социально-культурная модель представляет собой практическое и теоретическое руководство, при котором возможно обеспечение преемственности досугового, творческого, художественного, общекультурного и профессионального формирования личности, оптимально отвечающего современным социокультурным требованиям в развитии студенческой молодежи. Эффективность реализации такой модели во многом зависит от ценностей социокультурного пространства, практически освоенных технологий и методов, умений анализировать ситуации, организовывать межличностное взаимодействие, рефлексии процесса и результатов работы.
Ключевые слова: социально-культурная модель, студенческая молодежь, декоративно-прикладное тво-рчество, коммуникативная культура.
A.N.Nikolaeva SOCIAL AND CULTURAL MODEL OF THE LEISURE CULTURE'S FORMATION OF MODERN STUDENT'S YOUTH IN THE PROCESS OF APPLIED ARTS AND DECORATIVE CREATIVITY.
Social and cultural model represents the practical and theoretical manual for providing the continuity of leisure, creative, artistic, cultural and professional formation of the personality, best corresponds to the modern social and cultural requirements in the development of student's youth.
The effectiveness of such a model's realization depends on the values of social and cultural space, mastered technologies and methods, skills of analyzing the situation and organizing interpersonal interaction.
Keywords: social and cultural model, young students, applie arts and decorative сreativity, communicative culture
Проблема моделирования образовательно-воспитательного процесса является на сегодняшний день очень актуальной в педагогической и социально-культурной науке. Модель (лат. modulus - мера, образец) - это в широком смысле любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [4].
Социально-культурная модель, с точки зрения автора, это системная взаимосвязь нескольких компонентов: целевых, теоретико-концептуальных, организационно- деятельностных и диагностических, определяющих динамику процесса формирования досуговой культуры студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества.
Специфика разработанной социально-культурной модели заключается в отражении ею главных научных подходов в определении сущности развития студенческой молодежи в социуме и усвоения ими основных культурных императивов и социальных транзакций (базовых социально-культурных компонентов).
Разработанная модель опирается на следующие положения: 1. Актуализация проблемы социализации личности студенческой молодежи. 2. Возможность в решении проблем организации свободного времени студенческой молодежи. 3. Создание условий для раскрытия своих творческих потенций, творческого саморазвития.
Формирование досуговой культуры личности современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества подразумевает развитие ее следующих компонентов:
1. Коммуникативная культура. Коммуникативная культура включает понятие о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умения четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации. Доказано, что коммуникативная культура личности проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативная культура понимается как специфический человеческий способ поведения, обеспечивающий протекание процесса общения, взаимопонимания, взаимодействия между людьми определенной социальной группы.
В процессе декоративно-прикладного творчества важно формировать умение обмениваться мнениями, потребность в общении и обсуждении многих проблем, стремление развиваться и развивать мыш-ление, воображение через коммуникативные связи с окружающими.
2.Вторым направлением формирования досуговой культуры студенческой молодежи выступает в нашей модели развитие познавательно-деятельностного интереса.
В процессе познавательно-деятельностного интереса лежат потребности в познании. Эта потребность связана со стремлением к истине, пониманию, систематизации, анализу факторов и выявлению основных проблем и вопросов, связанных с декоративно-прикладным творчеством и реализацией себя личностью в этом виде. Данная задача решается в информационном обеспечении студенческой молодежи о декоративно-прикладном творчестве с привелечением материала искусства как наглядного пособия и иллюстрации.
3.Третьим актуализационным направлением формирования досуговой культуры в рамках модели явилась художественно-творческая деятельность.
Главной целью художественно-творческой деятельности в формировании досуговой культуры, на наш взгляд, должно быть «пробуждение» у студенческой молодежи неотчужденного и ответственного отношения ко
всему, что их окружает. Только такое отношение лежит в основе художественного развития личности, та как художественная деятельность должна быть направлена на формирование внутреннего мира молодых, их духовно-нравственного облика.
Художественно-творческая деятельность в декоративно-прикладном творчестве - это систематическое развитие эмоционально-образных чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Кроме этого, необходимо развитие творческой личности путем освоения разнообразных видов художественной деятельности, где искусство рассматривается как источник изучения духовного опыта предыдущих поколений, как средство самопознания, раскрытия и развития творческого потенциала студенческой молодежи.
Непосредственной целью художественно-творческой деятельности является: а) достижение оптимального развития художественно-творческих умений каждого участника; б) приобщение студенческой молодежи к национальному творческому достоянию республики Татарстан; в) художественно-творческое воспитание участников, так как познание в области национальной культуры и искусств своего народа являются первой и важной ступенью к развитию интереса к ценностям других народов, к овладению богатством мировой художественно-эстетической культуры.
4.Четвертым направлением формирования досуговой культуры студенческой молодежи в рамках разработанной модели является формирование креативной культуры личности.
Креативность (сreative) - в переводе с английского означает: творческий, созидательный, творческие созидательные способности, творческая созидательная сила. Как правило, в науке авторы (Дж. Гилфорд, Торренс, Д.Б. Богоявленская, И.Б. Левицкая, Е.Е. Туник, Е.Ф. Нечаева, Б.В. Пальчевский и др.) аргументируют структуру креативности и выделяют ее главные интеллектуальные характеристики: гибкость, беглость, точность, оригинальное мышление, дивергированное мышление, которое определяет развитые навыки планирования, прогнозирования, которые обеспечивают настойчивость в достижении цели; ярко выраженный интерес к проблеме, который развивает способность конструктивного овладениями понятиями, понимания сложных причинно-следственных связей и отношений.
Социальный компонент модели связан тем, что с одной стороны, происходит, усвоение индивидуального социального опыта молодежи путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей. Формирование досуговой культуры невозможно без приобретения навыков общения и взаимодействия в социуме, понимания социальных ценностей и потребности применить их на практике, усвоение опыта социального взаимодействия.
С другой стороны, формирование досуговой культуры происходит в процессе воспроизводства молодежью системы социальных связей за счет ее деятельности. В нашем исследовании такой деятельностью выступает декоративно-прикладное творчество, в процессе которого происходит включение молодежи в социальную среду.
На уровне сознания динамика формирования досуговой культуры молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества наблюдается в следующем: 1. Происходит качественное и количественное поступательное развитие художественных запросов личности. 2. Совершенствуется система ценностных ориентаций. З.Возрастает творческий потенциал молодежи. 4.Формируются и совершенствуются суждения о декоративно-прикладном искусстве и собственной досуговой деятельности.
На поведенческом уровне динамика формирования досуговой культуры в процессе декоративно-прикладного творчества наблюдается в следующих проявлениях: 1.Формируются досуговые стратегии, т.е. приоритетные предпочтения и вкусы молодых, которые влияют на формирование их социально-культурных потребностей. 2. Расширяется диапазон досуговых интересов при одновременной их избирательности и концентрации на одном виде деятельности - декоративно-прикладном творчестве. 3. Повышается общекультурный уровень юношей и девушек за счет расширения сферы общения с искусством и реализации активности. 4. Приобретаются и совершенствуются навыки продуктивной творческой деятельности. 5. Возрастает активность в общественно-полезной деятельности в вузе и личной жизни, в сокращении или ликвидации асоциального поведения, в повышении успеваемости.
На деятельностном уровне динамика формирования досуговой культуры в процессе декоративно-прикладного творчества наблюдается в следующих проявлениях: 1. Изучение теоретического материала: -изучение истории декоративно-прикладного творчества; - изучение объектов декоративно-приклад-ного творчества; - восприятие художественного образа. 2. Система творческих заданий: - обучение способам работы с художественным материалом; - обучение основам изобразительной грамоты; - обучение основам композиционной грамоты.
На социальном уровне динамика формирования досуговой культуры в процессе декоративно-при-кладного творчества наблюдается в следующих проявлениях: - наличие интереса к декоративно-приклад-ному творчеству: -способность к коммуникативному взаимодействию с другими людьми в процессе декоративно-прикладного творчества; - потребность в саморазвитии в процессе декоративно-при-кладного творчества; - стремление к эстетике в процессе занятия декоративно-прикладным творчеством.
Культурный компонент реализации модели, прежде всего, ориентирует систему формирования досуговой культуры на диалог с личностью молодого человека как творцом и субъектом, способным к культурному саморазвитию.
Культурный компонент модели реализует в первую очередь потребность личности студентов, связанную с созданием ценностей культуры, выраженных в декоративно-прикладном творчестве; Во-вторых, процесс
декоративно-прикладного творчества объединяет молодежь, которые усваивают богатство мировой и национальной культуры; В-третьих, развивается и стимулируется познавательная культура личности молодежи, образовательная, художественно-эстетическая, творческая и духовно-нрав-ственная культура; В-четвертых, формируется потребность личности в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении и самопознании, что является базовыми компонентами культуры личности.
Культурный компонент модели заключается в следующем: - формирование умений студенческой молодежи усваивать ценности культуры; - овладение навыками культурно-художественного строительства, проектирования и создания объектов в процессе декоративно-прикладного творчества; - удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей личности студенческой молодежи; - развитие гуманистической направленности личности молодежи; - умение усваивать общечеловеческие и национальные ценности декоративно-прикладного творчества.
В организационно-деятельностный блок модели входит культурно- образовательный комплекс «АРТ-парк». Необходимо конкретизировать, что мы подразумеваем под культурно-образовательным комплексом «АРТ-парк».
Актуальность «APT парка» понимается нами не только как вид деятельности, но и как форма саморазвития, самоопределения и самовыражения личности, с включением таких дидактических единиц, как «исходные принципы художественного конструирования», «единство формы и содержания», «закономерности и средства композиции», «средства достижения цели: симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм и т.д.».
«АРТ-парк» включает в себя социально-культурную работу по следующим направлениям: студия, клубная деятельность, любительская деятельность, экспедиции и праздники.
Итоговой работой «APT парка» является - коллективное художественное творчество - организация «ГОРОДА МАСТЕРОВ» - это творческие мастерские, организованные под открытым небом. Сюда съезжаются студенты со всех концов Татарстана, ставятся столы, разбиваются палатки, устраиваются смотры-конкурсы.
Педагогические задачи «Города мастеров» - вовлечение в массовые, групповые, индивидуальные формы социально-значимых видов деятельности.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ
формирования досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества
Миссия: формирование у студенческой молодежи социально-культурной активности посредством включения ее в декоративно-прикладное творчество через усвоение общечеловеческих и национальных ценностей.
ЦЕЛЕВОЙ блок
Цель: формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи.
Задачи: Включение личности студента в художественно-творческий процесс путем развития у него знаний, умений и навыков о декоративно-прикладном творчестве; формирование потребности студентов в творческом самовыражении и творческом саморазвитии через декоративно-прикладное творчество»; развитие навыков управления свободным временем путем организации собственной деятельности в соответствии с интересами личности студента; стимулирование студентов на создание ценностей культуры через удовлетворение духовных потребностей; формирование понимания значимости исторического культурного прошлого и современности, сопричастности к культуре и истории. _Ресурсы.- материальные, кадровые._ _
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК
Социальный компонент Культурный компонент
ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Коммуникативная Познавательно- Художественно- Креативная культура
культура деятельносгныи творческая
интерес деятельность
Студия Клубная Любительская Экспедиция Праздник
деятельность деятельность
Авторская программа
Направления
* Народная игрушка \
Вышивка \
Кружевоплетение
ГОРОД МАСТЕРОВ
Социально-культурная модель позволяет прогнозировать процесс формирования досуговой культуры студенческой молодежи, своевременной его коррекции и совершенствования путей ее реализации. Эффективность реализации такой модели во многом зависит от ценностей социокультурного пространства, практически освоенных технологий и методов, умений анализировать ситуации, организовывать межличностное взаимодействие, рефлексии процесса и результатов работы.
С таких позиций данная модель представляет собой практическое и теоретическое руководство, при котором возможно обеспечение преемственности досугового, творческого, художественного, общекультурного и профессионального формирования личности, оптимально отвечающего современным социокультурным требованиям в развитии студенческой молодежи.
Литература
1.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
2.Ведомская Я.В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф...канд.пед.наук / Ведомская Я.В. - Спб, 2006. - 24 с.
3.Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / Ильин В.С.-М.:Педагогика, 1984. - 144 с.
4.Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 176 с.
5.Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / Лисовский В.Т. // Социс. -1998. -№5. -с. 48-55
6.Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий / / Советская педагогика. - 1997. - №6. - с.26-31
7.Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник / В.М. Полонский - М.: Научная школа, 1995. - 234 с.
8.Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность / Терехов П.П. - Казань, 2002. - 144 с.
1. Borytko N.M. Prostranstvo vospitanija: obraz bytija / N.M. Borytko - Volgograd: Peremena, 2000. - 225 s.
2. Vedomskaja Ja.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti organizatorov turistskogo dosuga v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve vuza: avtoref.. .kand.ped.nauk / Vedomskaja Ja.V. - Spb, 2006. - 24 s.
3. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process) / Il'in V.S.-M.:Pedagogika, 1984. - 144 s.
4. Kodzhaspirova G.I., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar' / G.M. Kodzhaspirova, AJu. Kodzhaspirov - M.: Izd.centr «Akademija», 2003. - 176 s.
5. Lisovskij V.T. Dinamika social'nyh izmenenij (opyt sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij rossijskoj molodezhi) / Lisovskij V.T. // Socis. -1998. -№5. -s.48-55
6. Monahov V.M. Aksiomaticheskij podhod k proektirovaniju pedagogicheskih tehnologij // Sovetskaja pedagogika. - 1997. - №6. - s.26-31
7. Polonskij V.M. Nauchno-pedagogicheskaja informacija: slovar'-spravochnik / V.M. Polonskij - M.: Nauchnaja shkola, 1995. - 234 s.
8. Terehov P.P. Specialist sociokul'turnoj sfery: pedagogicheskaja kompetentnost' / Terehov P.P. - Kazan', 2002. - 144 s.