246
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА
В статье представлена авторская модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.
Ключевые слова: модель, духовно-нравственное поведение, подросток.
Анализ научной литературы, посвященной педагогическому моделированию, показал, что моделирование в педагогике рассматривается как важный метод познавательной, преобразовательной практики и как относительно самостоятельная технология научно-исследовательской и практической видов деятельности.
В разработанной нами модели структурированы следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный (рис. 1).
Рассмотрение проблемы формирования духовно-нравственного поведения подростков, а также потенциала самодеятельного хореографического коллектива в решении этой проблемы позволило нам разработать модель, на основе которой затем предполагалось осуществление педагогической деятельности.
Модель, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;
Прогнозируемым результатом структурно-функциональной модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической дея-
тельностью является создание условий в досуго-вой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.
Прежде всего, мы определили социальный заказ: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В целевой блок входят цель, задачи, определение сущности и специфики педагогической деятельности, организационно-педагогические условия ее осуществления.
Целью организации педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива являлось формирование духовно-нравственного поведения подростков.
В модели представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемой нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.
Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА
247
В модели представлена также специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.
Нами представлены также организационно-педагогические условия осуществления формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:
- социокультурное регулирование педагогического процесса;
- моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;
- методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуго-вых мероприятий, критериальный аппарат и т. д.;
- готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;
- распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих - прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);
- учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;
- использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.
Следующий блок - организационно-деятель-ностньш, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности.
К основным принципам, в соответствии с которыми строилась наша деятельность, относятся:
принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации.
Принципы единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий. Он предполагает использование разнообразных и в то же время дополняющих, усиливающих друг друга средств регуляции. Обеспечение единообразия регулирующих воздействий можно отнести к числу актуальных социальных проблем.
Принцип определенности заключается в том, что в системе регуляции необходимо соблюдать ясность, то есть знать, что надо делать и на что можно рассчитывать. Следуя принципу определенности регуляции, важно предвидеть возможные «сбои» в ее механизме, заблаговременно принимать профилактические меры.
Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жестким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта регуляции в желательном направлении.
Принцип косвенного воздействия требует, чтобы люди не ощущали себя объектами регуляции. Стоит появиться этому чувству, и задача регуляции осложняется в несколько раз. Регулятивное воздействие должно оказываться по возможности косвенно и восприниматься человеком как собственное побуждение.
Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам. Внешние регулятивные воздействия нередко, к сожалению, не только не способствуют тенденциям саморегуляции, но и разрушают ее механизм.
Принцип индивидуализации означает «настраивание» регулятивных воздействий на конкретного человека, учет его личностных особенностей, индивидуальной реакции на воздействия.
Кроме того, мы строили свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
Принцип активности, предполагающий использование активных деятельных форм, во время которых подростки занимаются хореографической деятельностью.
Принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка, которая, с одной стороны, выступает ведущим источником проблем и противоречий процесса становления личности, а с другой - обеспечивает психологическую целостность личности.
Социальный заказ общества: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
т
Цель: формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе _самодеятельной хореографической деятельности_
Задачи:
- расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения;
- организовать целенаправленную деятельность подростков в рамках хореографического творчества, направленную на формирование высших нравственных ценностей;
- вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля;
- сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе;
- развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию;
- создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией._._
Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка - прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.
Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения._
Организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности:
- социокультурное регулирование педагогического процесса;
- моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков:
- методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат (критерии, показатели, уровни) и т. д.;
- готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;
- распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности);
- учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;
- использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.__
Принципы: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, индивидуализации, активности,
эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, распределенности, неразрывного единства,
системности, коллективизма.
Социально-педагогические функции: образовательная, воспитательная , культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная о
дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориенгационная, коммуникативная, социально- ■а 1
адаптационная к а
Содержание: педагогическая программа: «Жить в танце» а ы £ В
Типы деятельности: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. 5 О а в о )э п
Виды педагогической деятельности
информационно-познавательная культурно-просветительская коммуникативная художественно-творческая а н £
Методы: Формы: Средства: а с
упражнения; музыкально- - художественно-продуктивном деятельности: индивид, и труп. - наглядные, г> н
танцевальные игры; танцевальные занятия искусством (репетиции), концертные выступления, - технические, а г
элементы и композиции; метод спектакли и т. д.; - искусство и творчество, ас £ о
игровой импровизации (искусство - художественно-образоват. работа: беседы, рассказы, информация - литература,
актера); инсценировки; объяснение; об искусстве; дид. игры; посещение концертов; прослушивание, - художественная к
рассказ; показ; беседы; анализ; обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об самодеятельность,
просмотр видеофильмов; знакомство с искусстве, встречи с деятелями искусства; - средства массовой ин-
произведениями искусства; обсуждение; творческие задания и др. - художественной критики продуктов авторского и исполнит, творчества любителей искусства; беседы и др. формации и др.
Критерии: когнитивный, Показатели: наличие знаний о нормах и правилах поведения, понимание необходимости определенных правил общения между Уровни сформированное™ духовно- я ■о 5 ц
мотивационный, людьми в обществе; наличие внутренней мотивации и потребностей нравственного поведения _ Л
поведенческий соблюдать поведенческие нормы, соблюдение правил поведения в подростков: низкии, среднии, а 5 * £
обществе, применение их в собственных поступках и действиях в высокии Я Р
различных ситуациях ш т
1 а:
Резу
Результат: повышение уровня сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков льт. блок
Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе самодеятельной хореографической деятельности
250
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на основе выявления типологической специфики эмоциональных реакций подростков.
Принцип деятельностного опосредования педагогического воздействия на эмоциональную сферу подростка - участника коллектива хореографии.
Принцип распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива.
Принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного хореографического коллектива.
Принцип системности предполагает организацию педагогического процесса как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий.
Принцип коллективизма, предполагающий согласование интересов каждого участника хореографического коллектива с общими целями и задачами. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений и контактов, духу соревнования, взаимопомощи, свойственным жизни и деятельности в коллективе, ускоряется процесс всестороннего развития личности каждого подростка.
Нами были выделены следующие основные функции хореографической деятельности: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям продиктовано основным назначением «досуговых» занятий - дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем.
В модели представлено содержание, реализуемое в педагогической программе «Жить в танце», направленной на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности.
Решение поставленных в исследовании задач потребовало поиска средств, методов и форм, позволяющих сформировать у подростков духовно-нравственное поведение.
В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности. Мы воспользовались предложенной Т. И. Баклановой классификацией:
- формы художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;
- формы художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация об искусстве; дидактические игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; прослушивание, обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;
- формы художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) - публика»; «участник (коллектив) - эксперты (специалисты в области искусства, профессиональные критики) [1].
Среди типов хореографической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В неразрывной связи с типами хореографической деятельности находятся виды, среди которых основными являются: информационно-познавательная, культурно-просветительская, коммуникативная, художественно-творческая.
Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации. Данный вид хореографической деятельности может в себя включать и образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности.
Культурно-просветительная деятельность преследует цель информирования участников хореографического коллектива, расширения их кругозора, социальных связей, в соответствии с требованиями времени.
Коммуникативная деятельность - включает в себя связи и взаимодействия между участниками хореографического коллектива, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей, а также развитие коммуникативных способностей.
Художественно-творческая деятельность призвана воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности подростка. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность,
Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА
251
активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. [2].
Но наряду с общими чертами как особый вид художественно-творческая деятельность имеет и свою специфику:
- возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;
- использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
- конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.
Среди методов обучения нами были выделены: упражнения; музыкально-танцевальные игры; танцевальные элементы и композиции; метод игровой импровизации (искусство актера); инсценировки; объяснение; рассказ; показ; беседы; анализ; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания.
Средства формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности: наглядные, технические, искусство и творчество, литература, художественная самодеятельность, средства массовой информации и др.
Критериальный блок включал критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков.
Нами определены следующие критерии сформированности духовно-нравственного поведения подростков, каждому из которых соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости духовно-нравственного поведения:
- когнитивный - наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе;
- мотивационный - отражает понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, характеризует положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности;
- поведенческий - предполагает соблюдение правил поведения в обществе, связанных с этикетными нормами, применение их в собственных поступках и действиях, соблюдение в различных ситуациях (в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т. д.).
Кроме того, мы определили три уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний, низкий.
Результатом является повышение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет целенаправленно регулировать педагогическую работу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.
Литература
1. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие. М., 1992.
2. Витебский Л. Я. Уроки клубного мастерства: Методическое пособие для руководителей и организаторов любительского движения. М., 1988.
* * *
MODEL OF TEENAGERS SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR FORMATION IN THE COURSE OF CHOREOGRAPHIC ACTIVITY
Yu. Yu. Usachev, Ye. I. Grigoryeva
In article the author's model of formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of choreographic activity lessons is presented. In the developed model blocks are structured: target, organizational and activY, criteria and productive. The essence of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager, understood as direct or indirect control of process of interaction of the personality with the society caused by system of moral qualities, having ideological justification in a context of an inner world, and allowing the personality to self-actualize in society by means of coordination of personal and public interests, orientations to installations and society requirements is presented. To the basic principles according to which activity was based, are carried: principles of uniformity, definiteness, moderation, indirect influence, self-control and in-dividualization. The model allows to organize effectively the pedagogical work which result there will be the spiritual and moral behaviour of teenagers allowing the personality successfully to adapt in society, to coordinate own interests with the public.
Key words: model, spiritual and moral behaviour, teenager.