Т. Г. Иргашева, С. А. Белова. Система музейных средств и ее применение в ходе обучения составлению...
УДК 372.8
Т. Г. Иргашева, С. А. Белова
СИСТЕМА МУЗЕЙНЫХ СРЕДСТВ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЭКСКУРСИОННЫХ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-8-Х КЛАССОВ
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования поставлена задача - подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Для решения данной задачи предлагается применение системы музейных средств при обучении школьников составлению экскурсионных сообщений. Работа учащихся в период подготовки и проведения экскурсий активизирует учебный процесс, повышает качество обучения. Погружение современных школьников в определенную лингворегионоведческую музейную среду становится средством их духовно-нравственного воспитания, формирования и развития их языковой личности. Цель статьи - дать определение школьным музейным средствам обучения; на примере хакасской школы рассмотреть систему их применения в обучении учащихся 5-8-х классов составлению экскурсионных сообщений на уроках развития речи, во внеклассной работе и внеурочной деятельности, описать программу обучающего исследования школьниками экскурсионной речи.
Ключевые слова: артефакты, система музейных средств при обучении школьников, экскурсионное сообщение.
Происходящие сегодня исторические процессы невозможно понять и предвидеть их результаты без достойного научного понимания произошедших событий в прошлом. Хранилищем исторических материальных объектов, предметов культуры как свидетельств исторических процессов является музей.
Педагогическая цель работы музеев - формирование эмоционально личностного отношения школьника к ценностям культурного наследия, развитие эстетического идеала, креативного мышления. Все это тесно связано с задачами изучения русского языка, в результате чего ученик хакасской школы должен осознать связь языка и истории, культур русского и хакасского народов.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Практика подтверждает, что экскурсии играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют укреплению связи обучения с жизнью, связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в период подготовки и проведения экскурсий активизирует учебный процесс, повышает качество обучения, способствует формированию творческой личности [1].
Ученые отмечают, что погружение современных школьников в определенную лингворегионоведче-скую музейную среду становится средством их духовно-нравственного воспитания, формирования и развития их языковой личности. Так, этнокультурная направленность уроков русского языка изучалась Л. Н. Новиковой [2]; Н. Л. Мишатиной исследовано использование лингвокультуроведческого материала на уроках развития речи [3]; Л. А. Ходя -ковой определена роль искусствоведческого текста в развитии школьника [4]; Л. П. Сычугова в работе «Методика обучения речи в контексте искусства» описывает культуроведческий подход к формирова-
нию языковой, речевой, коммуникативной компетенции учащихся [5]. Что касается Республики Хакасия, то Т. А. Острикова ставит вопрос о специфике обучения русскому языку в средних школах этого региона и рассматривает развитие речи в жанрово-стилистическом аспекте [6], а Е. П. Кужаковой отмечена важность включения лингворегионоведче-ского материала в школьный курс развития речи учащихся Хакасии [7]. Таким образом, исследователями и учителями-практиками определена значимость музейных средств обучения в школьном курсе не только в качестве иллюстрации лингворегио-новедческого материала, но и как самостоятельного способа хранения информации о культуре народов России, фактов языковой и внеязыковой действительности, подлежащих сбору и интерпретации [8].
С нашей точки зрения, лишь комплексное применение названных выше педагогических средств и их элементов будет способствовать формированию и развитию коммуникативной культуры учащихся, а также решению задачи, поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования - подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Обучение учащихся составлению и воплощению в речи экскурсионных текстов - это один из эффективных путей совершенствования духовно-нравственной атмосферы современного российского общества. В ходе выполнения программы обучения школьников составлению экскурсионного текста и его реализации в речи нами были выделены следующие этапы работы:
1. Работа со словарной статьей.
2. Составление текста (описания, рассказа) по определенной модели (образцу).
3. Подготовка экскурсионного сообщения. Обучение сочетанию рассказа о музейных экспонатах с их показом.
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 9 (162)
4. Подготовка презентации текста экскурсионного сообщения, ее вербальных и невербальных составляющих.
5. Представление экскурсионного сообщения перед публикой.
6. Написание сочинения по впечатлениям от экскурсии (музейного экспоната) или собственного участия в экскурсии в качестве экскурсовода.
Современная методика преподавания русского языка ориентирована на его изучение не только в качестве средства общения, познания мира, но и средства приобщения школьников к национальной культуре. Создание «новой школы» требует реализации новых методических идей гуманитаризации образования. Профессор А. Д. Дейкина в своей работе следующим образом определила суть идеи «сопряжения языка и культуры»: «...через духовную культуру народа учащиеся начинают ощущать роль языка как носителя и хранителя духовной культуры народа» [9].
Рассмотрим подробнее материальные объекты и предметы духовной культуры, сохраняющиеся в музеях и применяемые в процессе обучения школьников средних классов созданию связных экскурсионных сообщений. Процесс обучения учеников 5-8-х классов созданию связных экскурсионных сообщений, с нашей точки зрения, следует начинать с обучения описанию как определенному способу выражения мысли в сочинении. По нашему мнению, эту работу следует начать во время уроков русского языка и продолжить в ходе внеурочной деятельности или на занятиях предметного кружка. При обучении школьников составлению экскурсионных сообщений необходимо в 5-м классе научить их порождению текста-описания музейного экспоната, народной игры. В 6-м классе - описанию школьного музея, народного праздника. Семиклассников необходимо научить описывать свое состояние после посещения музея, народного праздника. В 8-м классе, обучая школьников описанию памятников культуры, нужно обратить особое внимание на памятники, выражающие определенные региональные ценности, являющиеся титульными для той местности, где проживают учащиеся.
Отметим, что сами памятники культуры могут выступить в качестве наглядного средства обучения. В Республике Хакасия такими памятниками культуры являются многочисленные менгиры. Менгиры -это объекты в виде крупных камней. Указанную в словарной статье к данному слову модель связного текста о менгирах мы предложили ученикам использовать в качестве образца при составлении текста экскурсионного сообщения. В результате учеником 5-го класса Романом А. был создан связный текст экскурсионного сообщения: «Здравствуйте, уважаемые экскурсанты, меня зовут Роман. Сегодня
я подготовил для вас экскурсионное сообщение. Обратите, пожалуйста, внимание: на северо-восточной окраине села Бельтирское Аскизского района Республики Хакасия расположен курганный могильник. Посмотрите на каменную ограду кургана. Взгляд невольно останавливается на большом камне со сложной формой и полукруглой щелью в нижней части. Это менгир. Кого напоминает форма этого менгира? Камень напоминает фигуру чуть сгорбившегося медведя. Он называется «Аба Тас», что в переводе с хакасского языка означает «камень-медведь». Познакомимся ближе с менгиром «Аба Тас». Медведь у хакасов - это хранитель подземного мира, один из предков людей. Менгир вписан в окружающее пространство Сагайской степи, которая расположена на территории Аскизского района Республики Хакасия, и воплощает идею уходящего времени. По-особенному расположена щель в этом камне с востока на запад. По представлениям местных жителей, чтобы изменить судьбу, прекратить неурядицы и несчастья нужно трижды проползти под «брюхом» камня-медведя. Он вызывает у местных жителей мысли об изменчивости мира и событий в нем, настроение радости и счастья. Спасибо за внимание!»
Обучив школьников описанию, реализуя принципы преемственности и градуальности [10] в обучении, переходим к другим способам выражения мысли в сочинениях, сохранив предмет речи. В 5-м классе учим рассказывать о народной игре, в 6-м -повествовать и рассуждать о школьном музее, народном празднике, в 7-м - анализировать состояние после посещения музея, народного праздника, в 8-м - рассуждать об определенных региональных ценностях, опираясь на опыт описания памятников.
В разработанной нами программе обучения школьников составлению экскурсионных сообщений была поставлена задача эффективного применения средств обучения, имеющихся в основном и вспомогательном фондах школьного музея. Основной фонд школьного музея МБОУ «Лесоперевалочная СОШ № 1» Аскизского района Республики Хакасия представлен следующими экспозициями: «Экология жизни и души», «Археология», «Этнография», «Великой Победе посвящается...». Вспомогательный фонд составляют тексты экскурсий по окрестностям с. Бельтирское, собрание хакасских легенд и поверий, документы по истории села и школы [11, с. 37-39]. Материальные объекты и предметы духовной культуры, представленные в школьном музее, имеют статус артефактов, так как являются нравственной ценностью для жителей региона и необходимы для воспитания значимых качеств личности школьника. Под артефактами, вслед за Л. Н. Новиковой, мы понимаем «вербальные и невербальные феномены культуры, являющиеся общечеловечески-
Т. Г. Иргашева, С. А. Белова. Система музейных средств и ее применение в ходе обучения составлению.
ми и национальными ценностями, которые соотносятся с конкретной исторической эпохой или культурой в целом и могут использоваться на уроках русского языка как средства обучения с целью приобщения учащихся к культуре своего народа или к мировой культуре» [2]. В таком случае школьные музейные средства следует определить как систему ценностей национальной духовной культуры, воплощенную в материальных объектах и национально значимой деятельности, такой как обряды, праздники, традиционные игры, а также в деятельности учеников, реализованной в труде, игре, учении, общении, познании. Эта система используется в учебном процессе и сохраняется в школьном музее.
В разработанной нами программе средством формирования универсальных учебных действий служат музееведческие тексты и тексты экскурсий, вопросы и задания к ним, словари и справочники, словарь «Школьный музей», музейные экспонаты и фонды, мультимедийные презентации, используются проблемно-диалогическая технология и технология продуктивного чтения. Все виды универсальных учебных действий ученик формирует в сотрудничестве
с учителем, при непосредственном его контроле над речью, над умением аргументировать свою позицию, работать в группе при решении познавательных, регулятивных задач. Система обучения школьников созданию экскурсионных сообщений способствует формированию речевых умений, коммуникативных навыков обмена информацией, грамотности речи, простоты и ясности изложения мыслей, владению элементами невербального общения. Эта система вырабатывает перцептивные навыки взаимовосприятия и взаимопонимания сверстников, развивает навыки взаимодействия в новой группе сверстников (сотрудничество, содействие в процессе решения учебных задач, овладение навыком участия в дискуссиях, проявление инициативы в приглашении к учебному диалогу учащихся и учителя).
Таким образом, применение музейных средств в учебном процессе представляется достаточно перспективным и продуктивным приемом обучения, поскольку способствует формированию реги-оноведческой и лингвокультурной компетентности школьников, развивает творческие речевые умения и навыки учащихся средних классов.
Список литературы
1. Иващенко Г. А., Шкуратова А. П. Организация нетрадиционных форм проведения занятий в соответствии с индивидуальными особенностями студентов как способ повышения творческих способностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 14-16.
2. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 36 с.
3. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи // Русский язык в школе. 2005. № 4. С. 11-14.
4. Ходякова Л. А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: моногр. М., 2012. 292 с.
5. Сычугова Л. П. Методика обучения речи в контексте искусства: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Киров, 2012. 323 с.
6. Острикова Т. А. О специфике обучения русскому языку в средних школах Хакасии // Ежегодник ИСАТ ХГУ. 1999. Вып. III. С. 145-150.
7. Кужакова Е. П. Реалии русской и хакасской культуры на уроках русского языка // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы III Междунар. науч. конф. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Катанова. 2010. С. 229-234.
8. Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт: Сборник практических материалов для учителя. Абакан, 2006. С. 248.
9. Дейкина А. Д. Современные идеи воспитания личности средствами слова, истории, искусства в их совокупности. Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово - история - искусство: колл. моногр. М., Ярославль, 2013. С. 12-18.
10. Архипова Е. В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // Русская словесность. 2004. № 4. С. 3-9.
11. Музеи Аскизского района Хакасии: методические рекомендации по организации музейной и краеведческой работы в школе. Абакан, 2007. 144 с.
Иргашева Т. Г., доктор педагогических наук, доцент. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655000. E-mail: tamaraguliamovna@yandex.ru
Белова С. А., аспирант.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655000. E-mail: studenkova01@mail.ru
Материал поступил в редакцию 18.12.2015.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 9 (162)
T. G. Irgasheva, S. A. Belova
THE SYSTEM OF MUSEUM FUNDS AND ITS APPLICATION IN TRAINING STUDENTS OF THE 5-8 GRADES MAKING TOUR
MESSAGES
Federal state educational standard of basic General education task set the goal to prepare students for life in the information society. To solve this problem it is proposed to use Museum funds when teaching students to plan tour messages. The work of pupils in the period of preparation and carrying out of excursions activates learning process, improves the quality of education. The immersion of pupils in certain lingvistic regional studies museum environment becomes a means of their spiritual and moral education, formation and development of their linguistic identity. The article aims to give a definition of school-Museum learning tools; on the example of Khakas schools to consider their application in teaching students of grades 5-8 to plan tour messages on the lessons of language development, in-class and extracurricular activities, describe the program of teaching research of the tour speech by the students.
Key words: artifacts, the Museum system tools when teaching students, tour message.
References
1. Ivashchenko G. A., Shkuratova A. P. Organizatsiya netraditsionnykh form provedeniya zanyatiy v sootvetstvii s individual'nymi osobennostyami studentov kak sposob povysheniya tvorcheskikh sposobnostey [Organization of non-traditional forms of classes in accordance with the individual characteristics of students as a way to boost creativity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 14-16 (in Russian).
2. Novikova L. I. Kul'turovedcheskiy aspekt obucheniya russkomuyazyku v5-9 klassakh kaksredstvopostizheniya uchashchimisya natsional'noy kul'tury. avtoref. dis. doct. ped. nauk [Cultural aspect of teaching Russian language in grades 5-9 as a means of attainment of students of national culture. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Moscow, 2005. 36 p. (in Russian).
3. Mishatina N. L. Lingvokul'turologicheskiye zadachi na urokakh razvitiya rechi [Linguistic and cultural problems at the lessons of language development]. Russkiy yazyk v shkole - Russian Language at School, 2005, no. 4, pp.11-14 (in Russian).
4. Hodyakova L. A. Kul'turovedcheskiypodkhod vprepodavanii russkogo yazyka: monografiya [Cultural approach in teaching the Russian language. monograph]. Moscow, 2012. 292 p. (in Russian).
5. Sychugova L. P. Metodika obucheniya rechi v kontekste iskusstva: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb.zavedeniy [Methods of teaching speech in the context of art]. Kirov, 2012. 323 p. (in Russian).
6. Ostrikova T. A. O spetsifike obucheniya russkomu yazyku v srednikh shkolakh Hakasii [The specifics of Russian language teaching in the secondary schools of the Republic of Khakasia]. Ezhegodnik ISAT HGU, 1999, no. III, pp. 145-150 (in Russian).
7. Kuzhakova E. P. Realii russkoy i hakasskoy kul'tury na urokakh russkogo yazyka. Razvitiye yazykov i kul'tur korennykh narodov Sibiri v usloviyakh izmenyayushcheysya Rossii [The realities of Russian and Khakass culture on the lessons of the Russian language. The Development of languages and cultures of indigenous peoples of Siberia in a changing Russia]. Materialy 3-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Materials of 3rd International scientific conference]. 2010. Pp. 229-234. (in Russian).
8. Natsional'no-regional'nyy komponent i muzeynaya pedagogika v obrazovatel'nom protsesse: Askizskiy opyt. Sbornik prakticheskih materialov dlya uchitelya [National-regional component and Museum pedagogy in the educational process. Askizsky experience. Collection of practical materials for teachers]. Abakan, 2006. 248 p. (in Russian).
9. Deykina. A. D. Sovremennye idei vospitaniya lichnosti sredstvami slova, istorii, iskusstva v ikh sovokupnosti. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye uchashchikhsya pri obuchenii russkomu yazyku: slovo - istoriya - iskusstvo: kollektivnaya monografiya [Modern ideas of education of the individual by means of words, history, the arts in their entirety. Spiritually-moral education of students with learning Russian language. the word - history - art. collective monograph]. Moscow, Yaroslavl', 2013. Pp. 12-18 (in Russian).
10. Arkhipova E. V. Teoriya printsipov rechevogo razvitiya uchashchikhsya i obucheniye kul'ture rechi [Theory principles of speech development of students and the culture of speech]. Russkaya slovesnost'- Russian Literature, 2004, no. 4, pp. 3-9 (in Russian).
11. Muzei Askizskogo rayona Hakasii: Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii muzeynoy i kraevedcheskoy raboty v shkole [Museums of Askizskiy region of Khakassia. guidelines on the organization of the museum and local history work in school]. Abakan, 2007. 144 p. (in Russian).
Irgasheva T. G.
Khakass State University named after N. F. Katanov.
Ul. Lenina, 90, Abakan, Republic of Khakasia, Russia, 655000. E-mail: tamaraguliamovna@yandex.ru
Belova S. A.
Khakass State University named after N. F. Katanov.
Ul. Lenina, 90, Abakan, Republic of Khakasia, Russia, 655000. E-mail: studenkova01@mail.ru