УДК 362.7/.8(517.3)
Балтуева Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутского национального исследовательского технического университета
ЮНОЕ МАТЕРИНСТВО В МОНГОЛИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Baltueva Svetlana Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Irkutsk National Research Technical University
THE YOUNG MOTHERHOOD IN MONGOLIA: SOCIAL ASPECTS
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы подростковой беременности в Монголии. Одной из причин данного явления является низкий уровень информированности подростков о средствах контрацепции. Изучена деятельность по поддержке несовершеннолетних матерей в центре «Гунж», который занимается просветительской работой, социальной поддержкой юных мам. Приведены результаты опроса несовершеннолетних матерей города Улан-Батора, клиенток центра «Гунж». По результатам данного опроса предложены рекомендации для школ, родителей, учреждений социального обслуживания.
Ключевые слова:
подростковая беременность, недостаточная информированность подростков о средствах контрацепции, негосударственный центр социальной помощи «Гунж», деятельность по оказанию социальной, психологической помощи несовершеннолетним матерям, Улан-Батор.
Summary:
The article reviews the problems of teenage pregnancy in Mongolia, the prerequisite of which is a low level of teenagers' awareness about options of contraception. The author studies how the underage mothers are supported by the "Gunzh" centre, which is engaged in educational work and social support of young mothers. The results of the survey of underage mothers in Ulan-Bator city as clients of "Gunzh" centre are described. Based on the survey results the paper provides guidelines for schools, parents, social service agencies.
Keywords:
teenage pregnancy, insufficient awareness of teenagers about options of contraception, non-governmental centre of social assistance "Gunzh", social and psychological assistance to underage mothers, Ulan-Bator.
В современных условиях общественно-политического и экономического положения в Монголии необходимо привлечь внимание социума к развитию тенденций социального неблагополучия в подростковой среде, к риску потери нравственного, физического и духовного здоровья нации. Подростковая беременность в последние годы является серьезным поводом для тревоги, что отражается в статьях научных изданий и СМИ. Чаще всего по отношению к подростковой беременности используют такую характеристику: «дети, имеющие детей». На сегодняшний день, несмотря на то что ученые из различных областей исследуют феномен подростковой беременности, вопрос о предупреждении, а также о сопровождении подростковых беременностей все равно остается открытым [1, с. 20]. Можно утверждать, что данная ситуация в Монголии характеризуется низким уровнем информированности подростков о планировании семьи, сексуальности, болезнях, передаваемых половым путем, способах эффективной комплексной контрацепции, безопасного секса и т. д. [2, с. 127].
Современные подростки предпочитают получать информацию о взаимоотношении полов, средствах контрацепции из СМИ (интернет, специальная литература), от друзей и сверстников. Вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола, интимные проблемы они также стараются обсуждать не со своими родителями, близкими родственниками, а с друзьями. Родители в свою очередь считают, что нет необходимости в сексуальном просвещении подростков, ведь они «еще маленькие», поэтому с каждым годом растет количество «маленьких мам» и также увеличивается количество абортов и заболеваний, вызванных инфекциями, передающимися половым путем (ИППП). Ряд авторов считает, что сексуальное просвещение поможет избежать проблем, связанных с подростковой сексуальностью [3].
Для того чтобы попытаться понять и изучить проблемы несовершеннолетнего материнства в Монголии, было проведено исследование, целью которого стал анализ социальных, психологических и материальных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние мамы. Исследование проводилось в негосударственном центре социальной помощи «Гунж», расположенном в городе Улан-Баторе, основной целью своей деятельности этот центр видит поддержку данной группы. Означенное исследование было организовано кафедрой социологии и социальной ра-
боты Иркутского национального исследовательского технического университета, принимали участие в его проведении студентки данной кафедры, теперь уже выпускницы, специалисты социальной работы Баярсайхан Баярмаа и Ганбат Золжаргал.
Упомянутый центр кроме оказания социальной помощи несовершеннолетним мамам проводит обучение, направленное на улучшение социальных знаний и умений родивших в подростковом возрасте девушек. Они раз в две недели посещают обучающие курсы и присутствуют на встречах групп поддержки. Здесь с ними проводятся занятия по следующим направлениям:
1. «Репродуктивное здоровье», на лекциях рассказывают о половой жизни человека, структуре и функциях его репродуктивного органа, оплодотворении и беременности, аборте и его последствиях, планировании семьи, средствах предохранения, инфекциях, передаваемых половым путем, опасности ВИЧ/СПИД, применении мужских и женских средств контрацепции и др.
2. На занятиях «Права женщин» говорят о гендере, взаимных обязанностях и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, правах женщин и матерей, в том числе и подросткового возраста, половом и репродуктивном праве и здоровье, недопустимости насилия по отношению к девочкам и женщинам, а также о семейном праве, проблемах семейного насилия, сексуальном насилии и домогательствах, преступности продажи человека и др.
3. Занятия «Жизненные практики» развивают у молодых мам уверенность в себе, в своих силах, здесь изучаются возможности самовыражения, развития своего потенциала, ведется поиск методов и путей достижения целей, совершенствуются коммуникативные умения. Проводится обучение по уходу за младенцем, предоставляются знания о правильном воспитании ребенка, прививаются навыки умелого воспитания ребенка, учат личной гигиене, культуре организации быта и многим другим необходимым социальным навыкам и умениям.
4. «Право» - это занятия по развитию правовой компетентности, позволяющие клиенткам центра улучшить знания о законах страны, в том числе о социальном законодательстве, социальном обслуживании, особенностях социального страхования, законе об актах гражданского состояния, наследственном праве и т. д.
5. В центре «Гунж» проводятся занятия, направленные на профориентационные услуги. Клиентки в структурном подразделении «Футур» бесплатно обучаются какой-либо профессии, с тем чтобы в дальнейшем найти работу. Осуществляется обучение таким профессиям, как специалист в сфере компьютерных технологий, помощник воспитателя, секретарь-референт, парикмахер, повар, пекарь, продавец-кассир, кладовщик, косметолог, официант, бармен, бухгалтер, портной, работник в сфере войлочного, декоративного ремесла [4, с. 54].
Чтобы рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние матери -клиентки центра «Гунж», был проведен анкетный опрос. В исследовании приняли участие 94 молодые мамы в возрасте 15-18 лет. Из них 65 % составляют матери в возрасте до 18 лет. В ре-спондентский массив были также включены матери в возрасте 19 лет, но родившие до 18 лет.
Как показывает анализ уровня образования несовершеннолетних матерей, 62 % опрошенных - это девушки с неполным средним образованием, что свидетельствует о недостатках образовательной системы в стране, право молодых женщин на получение образования ограничено.
Опросник содержал вопрос о том, учатся ли молодые мамы после родов, на что большая часть, или 68 %, ответили отрицательно, указав в качестве причин, во-первых, беременность и роды - 52 %, во-вторых, замужество - 4,9 %, в-третьих, финансовые трудности - 25,6 % и другие объективные причины. Хотя можно говорить о том, что молодые мамы в основном сидят дома, воспитывая ребенка, в ходе интервью с ними было выяснено, что они очень хотели бы получить образование и попытаться изменить свою жизнь. Респондентки, указавшие на финансовые проблемы, зависят материально от своих родителей.
Как показало исследование, 2,1 % молодых матерей, рожавших в подростковом возрасте, ответили, что хорошо знали о средствах контрацепции. А 61,7 % опрошенных признались, что ничего не знали об этом, что свидетельствует о слабой информированности молодежи по вопросу существующих способов предохранения. Поэтому необходимо обратить особое внимание на консультативную работу с несовершеннолетними по вопросам о репродуктивном здоровье, методах безопасного секса.
На вопрос о контрацепции 24 % молодых матерей ответили, что у них отсутствуют источники информации об этом, а 16 % опрошенных вообще не думают об этом. Это говорит о необходимости предоставления информации несовершеннолетним о репродуктивном здоровье, средствах контрацепции. Только 17 % опрошенных ответили, что сейчас пользуются надежными защитными средствами, такими как внутриматочная спираль, противозачаточные таблетки. А 29,8 % опрошенных ответили, что пользуются не гарантирующими безопасность методами предохранения.
На вопрос об инфекциях, передаваемых половым путем, 44 % респонденток ответили, что не знают о них, и 33,3 % отметили, что знают немного. В ходе исследования было также выявлено, что 4,5 % опрошенных получили такую инфекцию от своего мужа, сожителя.
Более половины опрошенных, или 57,4 %, получают информацию о репродуктивном здоровье из средств массовой информации. Отсюда можно сделать заключение о том, что при хорошо организованном обучении и пропаганде с помощью СМИ молодежи может быть предоставлена качественная информация, вследствие чего подростки будут более защищены от рисков. 20,1 % подростков получают информацию о репродуктивном здоровье от семейного врача, 8,3 % рассказывают члены семьи. А школа, которая обязана давать ученикам достаточную и необходимую информацию о репродуктивном здоровье, безответственно относится к данному вопросу; всего 7,4 % опрошенных отметили, что какую-то информацию они получили в школе. Вероятно, это одна из предпосылок появления юных мам.
На вопрос о надеждах на будущее были получены такие результаты: 39 % опрошенных ответили, что хотят получить образование, квалификацию, 61 % желают найти работу и иметь доходы. Это говорит о том, что очень важными вопросами для молодых матерей являются работа и достаток. Для увеличения возможностей исполнения этих надежд нужно сделать доступной образовательную систему, чтобы она имела гуманный, демократический характер, отвечала требованиям прав человека. Общество в большинстве случаев с неодобрением относится к несовершеннолетним матерям, но, несмотря на это, у молодых мам есть большое стремление к учебе, получению образования и ответственное отношение к своим детям.
75,3 % опрошенных несовершеннолетних матерей не имеют знаний о репродуктивном здоровье, что становится причиной ранней беременности и ранних родов. Ранние роды ограничивают права этих подростков на обучение, получение профессии и социальное развитие, приводят к негативным последствиям. К забеременевшим в школьном возрасте девочкам-подросткам предвзято и с осуждением относятся учителя и школьники, и такое отношение влияет на их уход из школы.
На основе изученных обстоятельств проблем несовершеннолетнего материнства в Монголии были предложены рекомендации для семей, образовательных учреждений, а также государственных и негосударственных организаций и учреждений социального обслуживания.
Рекомендации для родителей: недостаточность знаний у матерей подросткового возраста о репродуктивном здоровье является одной из основных причин ранней беременности девочек-подростков. В связи с этим родителям нужно быть открытыми для общения на эту тему и больше говорить с детьми, обсуждать их проблемы. Подростки - несовершеннолетние мамы в большинстве случаев винят себя за произошедшее, за раннюю беременность и роды, находятся в постоянном стрессе, и это иногда может привести к драматическим событиям. Необходимо создавать атмосферу родительского участия и поддержки дочери, всемерно помогать ей в воспитании ребенка.
Рекомендации для школ, образовательных учреждений, а также педагогов, психологов и воспитателей: нужно организовывать такое обучение, которое соответствовало бы особенностям психологии и мышления подростков, с интересным, соответствующим содержанием и формой предмета по репродуктивному здоровью. Необходимо, чтобы этот предмет преподавал специально подготовленный учитель в понятной и доступной форме. Следует также проводить родительское обучение с предоставлением наиболее полной информации об особенностях развития подростков, их физиологических и психологических особенностях.
Рекомендации для учреждений социального обслуживания:
1. Необходимы более качественные услуги по охране здоровья населения страны, основанные на изучении потребностей целевой группы, то есть несовершеннолетних матерей.
2. Требуется продуманная и взвешенная деятельность по предоставлению качественной информации, направленной на профилактику нежелательной беременности у юных девушек.
3. Следует проводить мероприятия, направленные на профилактику нежелательной ранней беременности у подростков, осуществлять деятельность по оказанию реабилитационных услуг совместно с государственными и негосударственными социальными учреждениями организациями.
Таким образом, можем заключить, что целенаправленная и хорошо продуманная социальная работа с несовершеннолетними матерями и профилактическая работа с подростками помогут решить многие социальные проблемы данной группы населения Монголии.
Ссылки:
1. Ундарьяа Т. 9свер насны эхчYYД ба тэдний жирэмслэлт. Улан-Батор, 2011. 253 с.
2. Чанарын судалгааны тайлан «ХYYXэд терYYЛсэн есвер насны охид». Центр «^нж». Улан-Батор, 2012.
3. Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Подростковая беременность и юное материнство. Причины, проблемы и пути решения // Современная зарубежная психология / гл. ред. Т.В. Ермолова. М., 2013. № 1. С. 88-99.
4. Там же. С. 54.
References:
1. Undaryaa, T 2011, Qsver nasny ehchYYd ba tedny zhiremslelt, Ulaanbaatar, 253 p.
2. Chanaryn sudalgaany Taylan "HYYhed terYYlsen esver HACH ohid". Center "GYnzh" 2012 Ulaanbaatar.
3. Krysko, AA & Lantsburg, ME 2013, 'Teenage pregnancy and young motherhood. Causes, problems and solutions', Modern foreign psychology, Moscow, no. 1, p. 88-99.
4. Krysko, aA & Lantsburg, ME 2013, 'Teenage pregnancy and young motherhood. Causes, problems and solutions', Modern foreign psychology, Moscow, no. 1, p. 54.