Научная статья на тему 'Проблемы готовности детей к обучению в школах Монголии в условиях перехода на 12-летнее образование'

Проблемы готовности детей к обучению в школах Монголии в условиях перехода на 12-летнее образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛИИ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ. / READINESS FOR LEARNING AT SCHOOL / PRIMARY EDUCATION IN MONGOLIA / CRITERIA OF READINESS FOR LEARNING.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бариушанов Номин

В данной статье рассматриваются основные критерия готовности детей к обучению в школе, автором анализируется уровень готовности к школьному обучению учащихся младшей школы Монголии при переходе к 12-летному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of children's readiness for school, in the transition to 12-year school education in Mongolia

This article discusses the basic criteria of children's readiness for school. The author also analyzes the level of readiness for school of younger pupils of elementary school in Mongolia during the transition to 12-year education.

Текст научной работы на тему «Проблемы готовности детей к обучению в школах Монголии в условиях перехода на 12-летнее образование»

1УДК 373.31 ББК 74.484.4

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛАХ МОНГОЛИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Бариушанов Номин

В данной статье рассматриваются основные критерия готовности детей к обучению в школе, автором анализируется уровень готовности к школьному обучению учащихся младшей школы Монголии при переходе к 12-летному образованию.

Ключевые слова: готовность к обучению в школе, начальное образование Монголии, критерии готовности к обучению.

PROBLEMS OF CHILDREN'S READINESS FOR SCHOOL,

IN THE TRANSITION TO 12-YEAR SCHOOL EDUCATION IN MONGOLIA

Bariushanov Nomin

This article discusses the basic criteria of children's readiness for school. The author also analyzes the level of readiness for school of younger pupils of elementary school in Mongolia during the transition to 12-year education.

Keywords: readiness for learning at school, primary education in Mongolia, criteria of readiness for learning.

В связи с переходом школьной системы образования Монголии на 12-летнее обучение особую актуальность приобретает вопрос о готовности детей старшего дошкольного возраста к вступлению и обучению в школах. Дошкольное образование закладывает основы интеллектуального, нравственного и физического развития детей. Но мы можем констатировать тот факт, что у половины дошкольников Монголии стартовые возможности серьезно ограничены в связи с тем, что число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составляет 53% от общего количества детей данного возраста [1].

Проблема готовности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики, физиологии, которыми были выделены следующие критерии готовности к школьному образованию:

• интерес и желание учиться, развитие познавательной мотивации и мотивов;

• умение решать задачу, поставленную взрослым, выполнять несложные задания по образцу и доводить начатое дело до конца, усидчивость;

• владение общими представлениями об окружающей природе, некоторыми предметно-специфическими знаниями и навыками (представлениями о числе и счетными операциями в пределах 10, навыкам звукового анализа слова, простейшими графическими навыками и т. п.), элементарными навыками учебной работы и т. д.

При этом нет единой концепции о готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Имеет место значительное расхождение позиции авторов в оценке значимости тех или иных феноменов в качестве показателей готовности к школьному обучению, определении возрастных границ проявления готовности. Нет достаточно ясного ограничения проявлений готовности к школе от феноменов близкой, но иной проблематики (трудности в обучении, влияние школьного обуче-

ния на здоровье учащихся, индивидуальные варианты развития и др.).

В психологии изучением проблемы готовности детей к школе занимались Л. С. Выготский, Л. И. Божович (1998), Д. Б. Эльконин (1981, 1989), Н. Г. Салмина (1988), Е. Е. Кравцова (1991), Н. В. Нижегородцева, В. Д. Щадрико-ва (1999, 2001) и др. В своих работах авторы считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели [2].

Несмотря на различия подходов к данной проблеме, авторы признают тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, когда учащиеся обладают необходимыми и достаточными для начального этапа

обучения качествами, которые развиваются затем в учебном процессе.

Переход на 12-летнее обучение, с одной стороны, позволяет решать проблему охвата детей с дошкольным и начальным образованием за счет увеличения срока обучения в начальной школе, с другой стороны, возникает сложность готовности детей к обучению в начальной школе. В настоящее время происходит обновление учебной программы младших школ Монголии. В мастер-плане по развитию образования на 2006-2015 гг. в Монголии отмечается, что при переходе к 11- и 12-летному образованию важно разработать и утвердить содержание, методы и мониторинг по готовности детей к обучению, разработать и реализовать программу для уменьшения разницы в знаниях детей [3].

Таблица 1

Критерии оценивания учащихся начальных классов (1-111 класс)*

Имя обучаемого:

Класс:

Семестр:

Общие умения Способности на родном языке Арифметические умения

- Уверенность в себе; - умение внимательно слушать; - работать по указанию взрослых; - контролировать свои действия в процессе выполнения задания; - работать самостоятельно и в команде; - участие в общественной работе; - открытие и развитие личных способностей; - наличие интереса и мотивация к учебной деятельности Чтение: - умение правильно читать; - понимание прочитываемого; - умение быстро читать; - умение читать для других; - читать, делая отметки для себя. Грамматика: - правильно писать; - быстро писать; - перефразировать. Речь: - правильно и четко воспрозвести прочитанное; - изложить своими словами; - выбор слов, изложение содержания - Импровизация; - сравнение; - умение решать проблему; - способность к арифметическим действиям; - способность к использованию различных инструментов; - способность к распознанию математических формул

Способность к познанию окружающей среды Способность в социальной среде Эстетические способности

- Умение спрашивать о причинах природных явлений; - чуткость восприятия к окружающей среде; - умение экспериментировать; - объяснить причину и результат явления; - умение использовать оборудование; - участие в процессе озеленения окружающей среды - Приветливость, уважение к другим; - понимание и отзывчивость; - трудолюбие; - умение работать в команде; - следить за своим здоровьем; - выполнение правил; - стремление к развитию и изменению; - адаптация - Понимание и выражение своих чувств; - креативность; - умение правильно и бережно использовать оборудование

Примечание: Учителя могут расширить список способностей учащихся. Они должны отметить уровень готовности учащихся следующими отметками: хорошо - Х, удовлетворительно - Д, улучшение - У, требует внимания - Т.

* На основании приказа № А/309 2013 г. Министерства образования Монголии.

В документах Министерства образования и науки Монголии выделены критерии готовности к обучению младших школьников (табл. 1).

Это направление поиска для определения готовности детей к обучению в начальных классах является целенаправленным и подтверждает актуальность данной проблемы.

В русле этих поисков мы произвели анализ уровня готовности учащихся к обучению в 1-3-м классах. В нашей работе были выделены 3 группы. Первая группа определяет наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы и в процессе обучения в школе. Вторая группа выявляет уровень общего развития психических процессов учащихся. Третья направлена на выявление социальной готовности учащихся (табл. 2).

Результат опросника показывает, что большинство учащихся (53%) первого класса имеют неустойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, которое характерно для этого возраста. Как правило, произвольное внимание более развито у детей 3-го класса (52%), умеющих достаточно удержать внимание на объекте.

Как у первоклассников, так и у третьеклассников выражено стремление получить признание в классе, отметку учителя, признание друзей (39%), что указывает на особенности возраста учащихся. Почти на одном уровне с предыдущим параметром отмечается количество учащихся с высокой учебной мотивацией (мотивация к познанию) - 34%.

Учитывая, что только 31% учащихся умеет выделить основную мысль и авторскую позицию рассказа, можно сказать, что уровень развития смыслового восприятия младших школьников недостаточен.

Если почти больше половины младших школьников умеет выделить причину, зная следствие (54%), то 25% учащихся путают причину.

Дети, имеющие высокую способность и творческий подход к выполнению учебного задания, составляют 44% учащихся. Число учащихся, умеющих самостоятельно выполнять учебное задание, составляет 31%. При этом у них неустойчивый познавательный интерес.

73% учащихся умеют свободно общаться со сверстниками, учителями и активны в общении.

Умение подчиняться правилам и требованиям учителя и взрослого является совершенно необходимым условием готовности к обучению в школе, так как при обучении в школе ребенку нужно четко выполнять определенные правила поведения и самостоятельно организовать свою деятельность.

Также учителя считают, что большинство учащихся начальных классов (53%) умеют управлять своим поведением и обладают такими качествами, как послушание и прилежность. У 9% учащихся недостаточный уровень сформированности послушания и прилежности. Высокий показатель сформированности послушания и прилежности монгольских детей весьма объясним особенностью культуры монгольского народа, для которого уважение к старшим является одним из лучших качеств человека.

В результате ранжирования было выявлено, что учебные программы обучения детей младших классов и недостаточное методическое оснащение комплектами УМК являются главным фактором возникновения трудностей в обучении детей младшей школы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сборник статистических данных в области образования [Текст]. - Улан-Батор: Министерство образования, культуры и науки, 2012.- С. 15-16.

2. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Пе-

Таблица 2

Готовность младших школьников к обучению в школе

Образовательная готовность Психологическая готовность Социальная готовность

Чтение Письмо Счет Речь Произвольное внимание Учебная мотивация Смысловое восприятие Логическое мышление Активность в обучении Коммуникативность Сформированность исполнительности и прилежания

дагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1991. С. 383-389.

3. Мастер-план для развития образования Монголии в 2006-2015 гг. [Текст]. - Улан-Батор, 2006.

REFERENCES

1. Sbornik statisticheskikh dannykh v oblasti obrazovaniya (Collection of statistic data in the field of education). Ulan Bator: Minister-stvo obrazovaniya, kultury i nauki, 2012, pp. 15-16.

2. Vygotskiy L. S. Problema obucheniya i umst-vennoe razvitie v shkolnom vozraste. Peda-gogicheskaya psikhologiya (Problem of education and mental development at school age. Pedagogical psychology). Moscow, 1991, pp. 383-389.

3. Master-plan dlya razvitiya obrazovaniya Mon-golii v 2006-2015 gg. (Master plan for development of education in Mongolia in 2006-2015). Ulan Bator, 2006.

Бариушанов Номин, аспирантка кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Bariushanov Nomin, Post-Graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.