УДК 37.373.21
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЕНКА
Баярмаа Г.
Монгольский государственный университет образования, Институт исследований
образования, Улаан-Баатор
METHOD OF OBSERVATION FOR THE DAILY ACTIVITY OF THE CHILD
Bayarmaa. G
Mongolian State University of Education, School of Education study, ^an^ater
Эпоха глобализации и научно-технического прогресса требует от каждого человека способности жить в открытой, конкурентной и информационной среде. Поэтому основным вопросам образования стран мира становится развитие творческих и ответственных граждан, имеющих знания, умения и навыки для участия в решении общих проблем человечества и способных учиться на протяжений всей жизни [1, 2]. Начиная с 2012 года, в Монголии реализуется реформа качества образования в общеобразовательных школах, и осуществляются учебные программы на национальном уровне в сфере дошкольного, начального, среднего образований, а с 2015-2016 учебного года началась реализация учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением A/301 Министерства образования, культуры и науки в 2015 году. В этой учебной программе отмечено, что воспитатель детских садов должен оценить прогресс и развитие детей младшего возраста методом наблюдения. В данной статье попытаемся сделать анализ данных, полученных в результате наблюдения за развитием детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, учебная программа, наблюдение, структурированное наблюдение
The era of globalization and technological progress requires each person's ability to live in an open, competitive and information environment. Therefore, basic education around the world is the development of creative and responsible citizens, who have the knowledge and skills to participate in solving the common problems of humanity and the ability to learn throughout life [1, 2]. Since 2012, Mongolia implemented the reform of the quality of education in secondary schools and training programs carried out at national level in the field of preschool, primary, secondary education. From 2015-2016 school year has begun implementation of the curriculum of pre-school education approved by Resolution A / 301 of the Ministry of Education, Culture and Science in 2015. In the training program it noted that the kindergarten teachers should assess the progress and development of young children by observing. In this article, we will try to analyze the data obtained as a result of monitoring the development of preschool children.
Key words: preschool education, core curriculum, observation, structured observation
Введение. У детей, воспитывающихся в детских садах, отсутствуют возможности участвовать в какой-либо деятельности выборочно, активно и продуктивно, а так же получить помощь и поддержку от воспитателей в целях удовлетворения собственных потребностей и развития способностей, так как в них существует однотипная деятельность, в центре которой стоит учитель. Это свидетельствует о том, что необходимо улучшать качество воспитательной работы и образовательной среды. Детский сад - это не только место подготовки детей в школу, но и место для развития каждого ребенка в атмосфере творческой деятельности и здоровой, безопасной среды.
В правовых документах правительства и Министерства политики дошкольного образования определены следующие задачи:
• разработать основные рамки обучения детей дошкольного возраста в соответствии с политикой развития каждого ребенка и тенденций стран мира, стремящихся к развитию и обучению с раннего детства, которые будут реализовываться непосредственно через учебные программы дошкольного образования [1, 3];
• дошкольное образование будет основой развития человека, фундаментальным этапом развития ребенка [2, с. 2];
• учебная программа, ее цель, содержание, методы, инструменты и оценки будут ориентированы на прогресс и развитие ребенка и должна быть открытой для всех [3, с.1].
В соответствии вышеуказанными концепциями была разработана учебная программа дошкольного образования, включающая в себе следующие компоненты: цель и задачи, методы, организация, среда обучения, оценки, осуществление учебной программы с участием родителей.
В данной учебной программе подчеркивалось, что «оценка будет осуществляться посредством наблюдения за повседневной деятельностью ребенка» и рекомендованы следующие методы оценки прогресса и развития ребенка:
1. Структурированное наблюдение с использованием карточки с вопросами, связанными с всесторонним развитием ребенка;
2. Свободное наблюдение, с целью документации развития ребенка, особенностей его характера и поведения;
3. Портфолио, где собраны детские произведения и другие материалы, свидетельствующие о прогрессе и развитии ребенка [4, с. 19]
Кроме этого в учебной программе указаны сроки структурированного наблюдения и рамки, формы карточек и методы оценки. Например, воспитатель должен провести структурированное наблюдение 2 раза в год, в начале учебного года - с сентября по ноябрь, в конце учебного года - с апреля по июнь [4, с. 72-77].
Мы провели исследование и анализ того, как и сколько раз воспитатель проводит наблюдение в течение года, как заполняет карточки наблюдения, как оценивает прогресс ребенка для того, чтобы определить направления поддержки и оказания помощи в работе воспитателя в детском саду.
Изученность вопроса. Наблюдение - это метод исследования, направленный на понимание объектов, процессов, поступков людей, событий с определенной целью путем активного, систематического, планомерного процесса. Преимуществом наблюдения является возможность наблюдать внешний вид обьекта, признаки, отношения и поведение. Наблюдение подразделяется по некоторым признакам: по форме организации, по степени включенности, по форме взаимоотношений наблюдателя с испытуемыми, по месту проведения наблюдения, по регулярности проведения и т.д. Здесь мы рассматриваем некоторые из них. Наблюдение можно провести как "наблюдение со стороны", так и как «участвующее наблюдение» [6]. Первое называется невключенным, а второе - включенным.
При невключенном наблюдении воспитатель находится как бы в стороне от наблюдаемых детей, не принимает участия в их деятельности. Характерным примером невключенного наблюдения могут служить наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей, за работой детей воспитателем, находясь на достаточном удалении от них, чтобы видеть весь ход процесса.
Термин «включенное» (участвующее) наблюдение впервые был предложен американским социологом Эдуардом Линдеманом в середине 20-х годов ХХ столетия. Американские социологи Морис и Шарлотта Шварц определяют включенное наблюдение как "процесс, в котором присутствие наблюдателя в социальной ситуации допускается в целях научного исследования. Наблюдатель находится лицом к лицу с наблюдаемыми и, действуя вместе с ними в реальной жизненной обстановке, собирает материал. Таким образом, наблюдатель является частью наблюдаемой ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию" [7, с. 210]. Некоторые ученые отмечают, что при включенном (участвующем) наблюдении исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми детьми и принимает участие в их деятельности [7].
В.А. Ядов по степени формализованности выделяет неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре [8]. Структурированное наблюдение дает возможность перевести поведение детей на цифровую систему. Исследователь путем кодирования записи наблюдения может перевести качественную информацию на цифровую, таким образом имеет возможность сказать сколько раз повторялось данное поведение ребенка [8, с. 56]. Другими словами это техника, используемая для наблюдения поведений, повторяющихся определенным числом в краткое время. Например, можно наблюдать во сколько раз ребенок мыл свои руки за определенное время. Для записи повтора поведения ребенка использует специально приготовленную карточку.
По регулярности наблюдение классифицируется на систематическое и случайное. Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени [9, с. 157]. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно
повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно: I) за определенной группой или ребенком в течение месяца, года; 2) за определенным процессом в разных группах; 3) за определенным процессом в определенной группе, например, изменением или развитием той иной способности и т. д.
Все это показывает, что наблюдение - планированный, систематический и комплексный процесс. Поэтому воспитатель должен овладеть методикой наблюдения, фиксировать наблюдаемые явления и сделать выводы, основываясь на данных.
Методология. В учебной программе дошкольного образования определены 7 компетенций, которыми должны владеть дети раннего возраста: движение и здоровье; социализация; речь; окружающая среда, взаимодействие с ней; математика; искусство и музыка [4, с. 19].
Мы наблюдали за движением и здоровьем детей с помощью структурированного наблюдения. В исследовании участвовали дети и воспитатели детских садов города Улан-Батора, находящихся в центре и на окраине города. Этим определяется ограниченность данного исследования. В этот раз мы не могли охватить все местные детские сады.
Исследование было организованно по следующим этапам:
1. Разработка методики исследования;
2. Наблюдение за поведением детей;
3. Анализ документов наблюдений воспитателей, организация интервью с воспитателями;
4. Обработка собранных данных.
В исследовании приняли участие 56 воспитателей (все женщины) детских садов, воспитывающие более 100 детей.
Стаж работы воспитателей, участвующих в исследовании: 10% составляют воспитатели, работающие 0-5 лет, 65% - со стажом 6-15 лет, а остальные были со стажом выше 15 лет.
Из 100 детей, которых мы наблюдали, 60% были детьми 5 лет, 30% - 4-летние дети, 10 % - 3-летние дети.
В исследовании мы использовали методику наблюдения, чтобы оценить прогресс и развитие детей, и сделали анализ заполненных карточек (см. таблицу 1). При структурированном наблюдении воспитатель должен заполнять данную карточку, сравнивая результаты наблюдения, сделанные осенью и весной, необходимо было сделать выводы о прогрессе и развитии детей.
Таблица 1
Карточка наблюдения по компетенции «Здоровье»_
1.3.21 Моют руки, когда становяться грязными и после туалета 1 2 3 4 5
1.3.22 Полоскают рот, горло самостоятельно [1 Р 3 4 Р
1.3.23 После туалета используют туалетную бумагу и гигиенические салфетки правильно 1 2 3 4 5
1.3.24 Одеваются соответственно среде, погоде и своей деятельности. (Например, игра на улице, физзарядка) 1 2 3 4 5
1.3.25 Знают о том, что при употреблении пищи надо хорошо жевать и ест спокойно. 1 2 3 4 5
1.3.26 Знают о том, что какая пища полезна и вредна для здоровья. (Например, молоко, молочные продукты, овощи, газированные напитки и т. д) 1 2 3 4 5
1.3.27 Знают запрещённые и опасные действия. (Например, быть вдали от горячих предметов и т.д) 1 2 3 4 5
1.3.28 Соблюдают правила безопасности в классе. (Например, правила при работе с ножницами и т. д) 1 2 3 4 5
Общая сумма 1Х-Х сар !У-У сар
Средняя выполняемость
Из таблицы видно, что ответ отмечается либо кругом, либо квадратом. Кругом обозначены интересы, мотивации и навыки в соответствии 1) "никогда не делает", 2) "делает очень мало", 3) "иногда делает", 4) "часто делает", 5) "всегда/постоянно делает".
Цифры, которые обазначены квадратом показывают качество выполнения действий и поведения ребенка 1) "не соответствует", 2) "редко соответствует", 3) "соответствует среднему уровню", 4) "часто соответствует", 5) "точно соответствует".
Воспитателю во время наблюдения необходимо заполнить данную карточку в начале и в конце учебного года, и определить уровень качественного (или наоборот) прогресса ребенка.
Результаты. Анализ заполненных карточек наблюдения воспитателями проводили в соответствии со следующими критериями:
• Регулярность наблюдения (во сколько раз воспитатель проводил наблюдение);
• Заполнение карточек наблюдения (правильно заполнил или нет, полностью заполнил или нет);
• Расчет общей суммы и средняя выполняемость (правильно вычислил сумму или нет, правильно вычислил выполняемость или нет);
• Выводы на основе расчета (на основе каких наблюдений определил прогресс ребенка и сделал выводы).
На основе анализа карточек, заполненных воспитателями мы обнаружили что, 20% воспитателей не успели сделать наблюдения 2 раза в учебном году. Результаты анализа были подтверждены во время интервью с воспитателями. Например, воспитатель с кодом 8 отметил, что «В одной группе много детей. Поэтому нам очень трудно это сделать. В среднем в одной группе приблизительно 50 детей, и тем более мы должны оценивать 7 компетенций, если наблюдение сделать 2 раза в
год, то получается, что мы должны отвечать на 700 вопросов. Каждая компетенция включает в себе 12-28 знаний, способностей и навыков. Поэтому для того, чтобы сделать наблюдение необходимо затратить много времени. А наша нагрузка очень велика, из-за этого я не успела сделать повторное наблюдение», а воспитатель с кодом 19 отметил: «Для того, чтобы качественно провести наблюдение, мы должны владеть методикой, а нас не подготовили, не научили этому методу как положено. Поэтому у меня были трудности, связанные с тем, как и когда провести наблюдение, когда и как записывать, как анализировать и т. д.»
Из анализа было видно то что, воспитатели заполняли карточки наблюдений по разному. Одни воспитатели заполняли результаты наблюдений в двух разных карточках, а другие - в одной. При заполнении в одной карточке двух наблюдений происходит путаница, поэтому возникают некоторые сомнения насчет результатов.
Большинство воспитателей заполняли карточки не полностью. И это связано не только с методикой проведения наблюдения, но с формой карточки, поэтому необходимо улучшить дизайн карточки наблюдений.
Данное исследование дало нам возможность не только сделать анализ работы воспитателей, но и улучшить часть «Оценки» учебной программы дошкольного образования.
Рисунок 1. Расчет прогресса
расчет сделал не правильно 19%
расчет сделал не полностью 30%
расчет не сделал 9%
Рис. 1 Расчет прогресса
Используя карточки наблюдения, воспитатель должен вычислить общую сумму и средний показатель выполняемости. Результаты данного анализа показаны в рисунке 1. При анализе карточек наблюдений мы сделали следуюшие выводы: не все воспитатели освоили или не знают как рассчитывать сумму и средний показатель выполняемости, поэтому необходимо учить этому методу основательно.
Из воспитателей, участвующих в данном исследовании 86% сравнивали результаты двух наблюдений, и из них только 18% сделали выводы и рекомендации к концу учебного года на основе результатов первого и второго наблюдений.
Мы также хотели выяснить зависимость стажа и способностей воспитателя в ходе проведения наблюдения, используя программу SPSS 20. Результат показал, что не существует зависимости. Из этого следует то, что надо учить воспитателей методу наблюдения не зависимо от опыта и стажа работы в детском саду.
Наблюдение дает возможность оценить прогресс ребенка и сравнивать со средним уровнем страны, а также выработать рекомендации родителям по развитию ребенка, и чему они должны уделять больше внимание.
Выводы. На основе сделанных нами исследований по теме «Учебная программа дошкольного образования: наблюдение за повседневной деятельностью ребенка» мы пришли к следующим выводам:
1. Необходимо научить воспитателей методам исследований, особенно наблюдения. Для этого надо изменить содержание учебных программ подготовки воспитателей и повышения профессиональных квалификаций;
2. Организовать исследование в национальном масштабе и для осуществления учебной программы дошкольного образования выявить проблемы, возникающиеся у воспитателей и оказать им своевременную поддержку;
3. Разработать методику или рекомендацию для воспитателей по оценке прогресса и развития детей.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Монголии №295. (2013). Национальная программа "Дети Монголии".
2. Постановление Парламента Монголии №12. (2015). "Политика правительства в области образования".
3. Приказ Министерства образования, культуры и науки №327 (2013). "Политика дошкольного образования".
4. Приказ Министерства образования, культуры и науки А/301. (2015). "Учебная программа дошкольного образования".
5. Бернард Х.Р. Методы исследования социальной антропологии. - Ньюбери парк, 1988. С. 152-160.
6. Мк Леод С.А. Метод наблюдения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.simplYPSYchologY.org/observation. html. (Дата обращения: 12.10.2015).
7. Голд Р. Роль наблюдений в социологии // Социология. 1958. - 36. - С. 217-213. [Gold R. L. Roles in Sociological Fieldwork // Social Forces. 1958. Vol. 36. P.217-223].
8. Хаммерсли M., Фаулкнер Д. и т.д. Методы исследований в образовании // Открытый университет. 2001.
9. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. - М.: Наука, 1990. - С. 150-189.
Bibliograficheskij spisok
1. Postanovlenie Pravitelstva Mongolii 295. (2013). Natsionalnaya programma "Deti Mongolii".
2. Postanovlenie Parlamenta Mongolii 12. (2015). "Politika pravitelstva v oblasti obrazovaniya".
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya, kultury i nauki 327 (2013)."Politika doshkolnogo obrazovaniya".
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya, kultury i nauki a/301.(2015). "Uchebnaya programma doshkolnogo obrazovaniya".
5. Bernard Kh.R. Metody issledovaniya sotsialnoj antropologii. - Nyuberi park, 1988. S. 152-160.
6. Mk leod S.A. Metod nablyudeniya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.simplypsychology.org/observation. html.(2015). (Data obrascheniya: 12.10.2015).
7. Gold R. Rol Nablyudenij v sotsiologii // Sotsiologiya. 36. 1958. S. 217-213. [Gold R. L. Roles in Sociological Fieldwork // Social Forces. 1958. Vol. 36. P.217-223].
8. Khammersli M., Faulkner D. I t.d. Metody issledovanij v obrazovanii // Otkrytyj universitet. 2001
9. Petrov E. P. Metod nablyudeniya v sotsiologicheskom issledovanii // Metody sbora informatsii v sotsiologicheskikh issledovaniyakh. Kn. 2.M.: Nauka, 1990. S. 150-189.
Баярмаа Гомбын - кандидат педагогических наук, Монгольский государственный университет образования, Институт исследований образования, Улан-Баатор, заведующая кафедрой педагогики и методологии, E-mail: [email protected] Bayarmaa Gombiin - Ph.D, Mongolian State University of Education, School of Education study, Ulan-Baator, head of department of educational study and methodology, E-mail: [email protected]
УДК 373.1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Атаманова Г.И.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
HOW TO TEACH THE OVERCOMING DIFFICULTIES AND TO TAKE INNOVATIVE
ACTIVITIES
Atamanova G. I.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье описываются трудности, которые возникают у учителя в условиях введения новых образовательных стандартов. Описаны некоторые пути преодоления их, то есть что он может сделать уже сегодня, чтобы не утонуть в череде очередных указаний администрации, чтобы начать что-то делать уже по-новому в рамках того же дефицита времени. Даны рекомендации по преодолению возникающих трудностей через приобщение к сети взаимодействующих образовательных организаций,