2. Postanovlenie Parlamenta Mongolii 12. (2015). "Politika pravitelstva v oblasti obrazovaniya".
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya, kultury i nauki 327 (2013)."Politika doshkolnogo obrazovaniya".
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya, kultury i nauki a/301.(2015). "Uchebnaya programma doshkolnogo obrazovaniya".
5. Bernard Kh.R. Metody issledovaniya sotsialnoj antropologii. - Nyuberi park, 1988. S. 152-160.
6. Mk leod S.A. Metod nablyudeniya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.simplypsychology.org/observation. html.(2015). (Data obrascheniya: 12.10.2015).
7. Gold R. Rol Nablyudenij v sotsiologii // Sotsiologiya. 36. 1958. S. 217-213. [Gold R. L. Roles in Sociological Fieldwork // Social Forces. 1958. Vol. 36. P.217-223].
8. Khammersli M., Faulkner D. I t.d. Metody issledovanij v obrazovanii // Otkrytyj universitet. 2001
9. Petrov E. P. Metod nablyudeniya v sotsiologicheskom issledovanii // Metody sbora informatsii v sotsiologicheskikh issledovaniyakh. Kn. 2.M.: Nauka, 1990. S. 150-189.
Баярмаа Гомбын - кандидат педагогических наук, Монгольский государственный университет образования, Институт исследований образования, Улан-Баатор, заведующая кафедрой педагогики и методологии, E-mail: [email protected] Bayarmaa Gombiin - Ph.D, Mongolian State University of Education, School of Education study, Ulan-Baator, head of department of educational study and methodology, E-mail: [email protected]
УДК 373.1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Атаманова Г.И.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
HOW TO TEACH THE OVERCOMING DIFFICULTIES AND TO TAKE INNOVATIVE
ACTIVITIES
Atamanova G. I.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье описываются трудности, которые возникают у учителя в условиях введения новых образовательных стандартов. Описаны некоторые пути преодоления их, то есть что он может сделать уже сегодня, чтобы не утонуть в череде очередных указаний администрации, чтобы начать что-то делать уже по-новому в рамках того же дефицита времени. Даны рекомендации по преодолению возникающих трудностей через приобщение к сети взаимодействующих образовательных организаций,
педагогов, детей, их родителей для распространения идей и лучшего опыта просвещения и образования.
Ключевые слова: учитель, трудности, барьеры, инновационная деятельность, сетевое партнерство, экологическое образование, устойчивое, развитие.
The article describes the difficulties that arise for teachers in terms of introduction of new educational standards. Some ways of overcoming are described them that is what he can do today in order not to drown in the sequence of next instructions of the administration to begin to do something in a different way under the same time pressure. The recommendations for overcoming of arising difficulties are given through the introduction to interactive network of educational institutions, teachers, children and their parents for the dissemination of ideas and best practices of teaching and education.
Key words: teacher, difficulties, barriers, innovation activity, network partnership, environmental education, sustainable, development.
Все знают знаменитую фразу Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Эту фразу можно отнести к сегодняшним проблемам по введению инновационной деятельности в школе. Понятно, что Архимед не хотел сдвигать Землю, он только утверждал, что теоретически можно развивать любое усилие, что нужно и можно менять все, даже мышление, мировоззрение.
Справедливо высказывание Альберта Эйнштейна «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Возникает вопрос: «Где та точка опоры, которая позволит сдвинуть инертность мышления в школе? Где та точка опоры, которая позволит развивать интерес школьников к деланию, к творчеству, к деятельности? Где та точка опоры, которая позволит переосмыслить и изменить мышление? Возникают и другие вопросы, если начинаешь что-то делать иначе.
В настоящее время происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а, следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которая не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы [3].
Учитель, чаще всего не вникает в происходящие в образовании изменения. Для него остаются невыясненными вопросы: что такое инновации, новшества, новации, какими были и стали и т.д. У него на это нет времени из-за шквала административных указаний, поэтому он просто исполняет то, что от него требует администрация, применяя свой опыт, который как у Пушкина «... сын ошибок трудных и гений парадоксов друг». В этих условиях учитель пытается сделать инновации или новшества, или эксперимент, учителю по большому счету без разницы что делать, главное сделать то, что требуется. Отсюда и трудности, которые возникают у учителя с введением нового. А новое - это Федеральные государственные образовательные стандарты, которые меняют цели и критерии эффективности. Значит нужно разработать новую программу, которая должна отвечать новым требованиям и
должна быть направлена не на знания, умения, навыки, как обычно, а на развитие личности, гражданина России. Новое - это новые предметы, которых раньше не было, например, предмет «Проектная деятельность». Новое - это деятельностный подход и т.д. Этот перечень можно продолжить, так как есть еще и региональные нововведения. Но, как говорится в математике: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Как не переставляй старое содержание, как не меняй местами старые методы, все равно инноваций не получится. А учителю не дали время для адаптации, не показали эти изменения на практических примерах, на курсах повышения квалификации или на постоянно действующих семинарах, а только требуют от учителя повышенное количество открытых уроков для демонстрации введения изменений, происходящих в образовании.
Когда администрация вводит новые требования по-новому, в том числе проведение открытых уроков, а учителю некогда вникать в это новое из-за загруженности, неумения работать с компьютером, из-за незнания и т.д., то в коллективе возникают стрессовые ситуации, которые пагубно влияют на здоровье всех участников таких нововведений. Загруженность возникает из-за низкой зарплаты, а чтобы что-то заработать, нужно взять больше часов. В школе стала крылатой фраза Д. Медведева: «хотите больше денег, идите в бизнес». Однако одними словами проблемы не решить, со временем они нарастают как снежный ком.
Это могут быть проблемы разного характера: от проблем школьников, связанных с правонарушениями или плохой успеваемостью - до проблем разного характера у самого учителя, в том числе и со здоровьем. В Республике Тыва были случаи смерти учителей после проведения открытых уроков.
Все эти проблемы как внутришкольные, так и личностного характера можно разделить на две группы. К первой группе относятся те трудности, которые связаны с опытом работы учителя: у них многих есть не только опыт, исчисляемый годами, но и опыт, связанный с участием в конкурсах, методикой проведения открытых уроков и т.д. У них возникает вопрос: «Зачем что-то менять?».
Ко второй группе относятся те трудности, которые испытывают учителя, у которых нет опыта ни по годам, ни по методике проведения уроков и мероприятий. То, что они делают, для них это уже ново. И у них тот же вопрос: «Зачем что-то менять?».
Как же преодолеть эти трудности учителю при введении инноваций и при этом не только приобрести определенный опыт, которым можно потом делиться, но и сохранить свое здоровье и здоровье обучающихся?
Справедливо отметила на одном из семинаров Е.Н. Дзятковская, что ключевую роль в решении таких вопросов играет образование. Образование -элемент целостной социальной системы. Оно выполняет функцию ее социально-генетического механизма - непрерывной передачи последующим поколениям накопленной человечеством культуры посредством социализации и индивидуализации обучающихся. Поэтому любое перспективное планирование развития образования должно сопровождаться сверкой его стратегический линий с пульсом общественного развития [1].
Основанием новой стратегии отечественного образования становятся стремительные изменения среды жизни современного молодого человека. Растет динамичность экономической жизни общества, быстро меняется рынок труда; появляются все новые профессии; лавинообразно растет количество информации, стремительно происходит ее обновление. Изменяются ритмы жизни, образ мышления. Все чаще учащиеся сталкиваются с проблемами, когда они не могут сориентироваться в разных областях социальной жизни, теряются в потоках информации [4].
Согласно ФГОС С(П)О, у выпускников школ должно быть сформировано экологическое мышление, навыки здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим [5].
В качестве ключевых задач экологического образования, конструируемого на деятельностной основе, сегодня рассматриваются следующие: научить детей самостоятельно добывать необходимую для жизни информацию, адекватно воспринимать ее и эффективно использовать; мыслить самостоятельно; сотрудничать в решении экологических проблем местного уровня; осуществлять учебно-проектную и общественную экологически ориентированную деятельность [4].
В ближайшее время предстоит серьезная методологическая, дидактическая и методическая работа. Она должна быть направлена на технологическое обеспечение системности, систематичности и систематизированности экологического образования на всех уровнях школьного образования на основе тех стратегических линий, которые составили основу государственной политики в области экологического развития России [1].
Образование для устойчивого развития, как инновационного процесса, - это своего рода сильнейших удар по «педагогическому консерватизму», инерции образовательного процесса, ориентированного на модель неустойчивого развития. «Устойчивый» инновационно-образовательный процесс вполне естественно вызывает мощное сопротивление педагогической общественности. Этот процесс затрагивает не отдельную школу или вуз, либо какой-то регион, например, - это всемирное движение к новому качеству образования всего человечества, без которого его выживание просто не состоится. Будущее общество, которое иногда именуют «обществом образования» будет одновременно «обществом образования для устойчивого развития» [6].
Идеи устойчивого развития имеют междисциплинарный, естественно-научно-гуманитарный характер. Они предусматривают рассмотрение любой деятельности человека во взаимосвязи трех ее сторон: экономической, социальной и экологической, однако традиционно они всегда изучались и рассматривались раздельно. Необходима ориентация образования на понимание обучающимися взаимосвязанности проблем глобального характера и вытекающих из этого обязанностей [2].
Где это общество образования для устойчивого развития? Что может сделать учитель уже сегодня, чтобы не утонуть в череде очередных указаний администрации, чтобы начать что-то делать уже по-новому в рамках того же дефицита времени? Что делать учителю в новых условиях? С чего начать? Где та точка опоры, которая даст возможность произойти изменениям? Ответ на все эти вопросы можно получить, если присоединиться к образовательно-просветительскому пилотному проекту «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность», который направлен на реализацию образования для устойчивого развития и соответствует рекомендациям ЮНЕСКО по созданию сети ассоциированных образовательных организаций в рамках программы УНИТВИН / ЮНЕСКО.
Цель пилотного проекта - организация сети взаимодействующих образовательных организаций, педагогов, детей, их родителей для распространения идей и лучшего опыта просвещения и образования в интересах:
- сохранения природного и культурного наследия России;
- формирования культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни населения;
- формирования экологически сообразного здорового образа жизни;
- развития межкультурных коммуникаций и содействия укреплению мира;
- трудовой и профессиональной ориентации молодежи к включению в «зеленую» экономику страны.
Что это значит для воспитателя, родителя, учителя, администратора и др. участников учебно-воспитательного процесса гражданина России?
Это значит для каждого, кто присоединится к этому пилотному проекту это:
— каждый участник межрегионального сетевого партнерства получит то, что он хочет и в таком количестве, в котором хочет. Сетевым партнерством предусмотрены различные формы и варианты участия для любого желающего, от ребенка дошкольного возраста до ученого, от детского сада до университета, а главное каждый получит подтверждающие документы участия, что сложно получить в образовательном учреждении и очень требуется для аттестации;
— каждый участник получит ту информацию, какую он хочет, так как программой УНИТВИН / ЮНЕСКО предусмотрены постоянно действующие вебинары, на которых даются пояснения инновациям, дается анонс предстоящим мероприятиям, событиям, конкурсам, разъясняются трудно понимаемые определения и т.д. Все это очень помогает каждому участнику сетевого партнерства делать свое дело по-новому. Остается сделать два действия - взять этот материал и применить в своей практике;
— Каждый участник получит квалифицированную помощь тогда, когда у него есть в этом потребность [7].
Таким образом, обобщая выше сказанное, можно заключить, что если Вы хотите преодолеть барьеры, которые возникают в быстро меняющемся мире и быть здоровым, присоединяйтесь к сетевому партнерству единомышленников. Это для Вас будет то новое, что от Вас требует администрация, это будет то новое, на которое у
Вас не хватает времени, эта будет та точка опоры, которая может изменить не только Вашу жизнь, но и жизнь Ваших учащихся.
Библиографический список
1. Дзятковская Е.Н. Социальные вызовы и задачи экологического образования //Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - №1.
2. Дзятковская Е.Н. Психологические барьеры образования для устойчивого развития и пути их преодоления //Труды 7-й Российской конференции по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г., г. Москва). ФГБНУ «Психологический институт РАО», Российский гуманитарный научный фонд. - М.: ПИ РАО, 2015. - С.194-198.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер./ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов — М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 208 с.
4. Захлебный А.Н. О концепции стандарта общего образования: новые задачи экологического образования //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -2012. - №2.
5. Стандарты второго поколения. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/ (Дата обращения: 12.08.2017)
6. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgeu.ru/razvitie/ursul/ (Дата обращения: 12.08.2017)
7. Учимся жить в глобальном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://partner-unitwin.net/о-нас/приглашение (Дата обращения: 12.08.2017) Bibliograficheskij spisok
1. Dzyatkovskaya E.N. Sotsialnye vyzovy i zadachi ekologicheskogo obrazovaniya // Astrakhanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. - 2014. - 1.
2. Dzyatkovskaya E.N. Psikhologicheskie barery obrazovaniya dly austojchivogo razvitiya i puti ikh preodoleniya //Trudy 7-j Rossijskojkonferentsiipoekologicheskojpsikhologii (28-29 sentyabrya 2015 g., g. Moskva). FGBNU "Psikhologicheskij institut RAO", Rossijskij gumanitarnyj nauchnyj fond. - M.: Pirao, 2015. - S.194-198.
3. Zagvyazinskij V.l., Atakhanov R. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya: Ucheb. posobiedlyastud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 2-e izd., ster./ V.l. Zagvyazinskij, R. Atakhanov - M.: Izdatelskijtsentr "Akademiya". - 2005. - 208 s.
4. Zakhlebnyja. N. O kontseptsii standarta obschego obrazovaniya: novye zadachi ekologicheskogo obrazovaniya //Ekologicheskoe obrazovanie: doshkoly, v shkole, vneshkoly. -2012. - 2.
5. Standarty vtorogo pokoleniya. FGOS srednego (polnogo) obschego obrazovaniya -[Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru/ (Дата обращения: 12.08.2017)
6. Ursul A.D. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: innovatsionno-operezhayuschie protsessy [Elektronnyj resurs]. Куяршь вщыегзфЖ http://www.mgeu.ru/razvitie/ursul/ (Дата обращенияЖ 12ю08ю2017)
7. Учимся жить в глобальном мире [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://partner-unitwin.net/о-нас/приглашение (Дата обращения: 12.08.2017)
Атаманова Галина Ивановна - к.п.н., доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ
Atamanova Galina - Ph. D., associate Professor of the Department of pedagogy KPI TuvSU