Научная статья на тему 'Валентностное окружение глагола соединить: 1. Агенс'

Валентностное окружение глагола соединить: 1. Агенс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКИЕ АКТАНТЫ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ / СУБЪЕКТ / АГЕНС / ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ КЛАССЫ ИМЕН / SEMANTIC ROLE / LEXICO-SEMANTIC GROUP OF VERBS / SUBJECT / AGENT / TAXONOMIC CLASSES OF NOUNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Твердохлеб Ольга Геннадьевна

Рассмотрена проблема семантических актантов и семантика глаголов в конструкциях в русском языке. Описываются имена тематического класса лица в позиции субъекта при глаголах соединения. Полученные результаты могут найти применение в практике составления словарей, а также представляют интерес для теории и практики перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Твердохлеб Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALENCY OF THE VERB “TO CONNECT”: 1. THE AGENT

This author considers the problem of semantic role and semantics of verbs used in constructions in the Russian language. The article deals with nouns of the thematic class of the person in the position of the subject to the verb with the meaning of connection. The results of the present research can be used in lexicography as well as in theory and practice of translation.

Текст научной работы на тему «Валентностное окружение глагола соединить: 1. Агенс»

Лексическая семантика

УДК 801'25 DOI: 10.14529/Ппд150401

ББК 81'03

ВАЛЕНТНОСТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ГЛАГОЛА СОЕДИНИТЬ: 1. АГЕНС

О.Г. Твердохлеб

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Рассмотрена проблема семантических актантов и семантика глаголов в конструкциях в русском языке. Описываются имена тематического класса лица в позиции субъекта при глаголах соединения. Полученные результаты могут найти применение в практике составления словарей, а также представляют интерес для теории и практики перевода.

Ключевые слова: семантические актанты, лексико-семантическая группа глаголов, субъект, агенс, таксономические классы имен.

Лингвистика последних десятилетий достаточно много внимания уделяется вопросу валент-ностного окружения глагола. Ранее нами уже описывалось валентностное окружение глаголов отделения, разрушения, покрытия [3-5 ]. В этой работе мы также коснемся данной проблемы в связи с исследованием семантических актантов, представленных в субъектной сфере в предложениях с глаголами лексико-семантической группы «соединения» (характеризующиеся помимо общей семантики, еще и общим морфологическим свойством -наличием у многих глаголов приставки с-/со-, ср.: свинтить/свинчивать, сдвоить/сдваивать, связать/связывать, склеить/склеивать, сколотить/ сколачивать, скрепить/скреплять, слепить/слеплять, слить/сливать, смешать/смешивать, смотать/сматывать, соединить/соединять, сомкнуть/смыкать, спарить/спаривать, сплотить/ сплачивать, спрессовать/спрессовывать, срастить/сращивать, сцепить/сцеплять и т. п.).

Глаголы лексико-семантической группы «соединения» обладают агентивной валентностью, или АГЕНСОМ ( - по Е.В. Падучевой, или sub (субъект) - по Ю.Д. Апресяну), обычно понимаемые как обладающие «потенцией», «собственной внутренней энергией» [6 ] и являющиеся причиной обозначаемого глаголом действия. Приведем примеры: Хирург блестяще соединил не только кровеносные сосуды, но и нервные окончания, и сухожилия, и мышцы, и кость. (В.Д. Захарченко. Разг. с электр. мозгом); Влюбленные ... наконец, соединяют свои жизни. (С. Соловейчук. Учение с увлеч.); На животике мальчик связал эти полосы кушаком... (М.М. Пришвин. Клад.солнца); ...Все это мы связали в узел... (Бруштейн. Дорога...); Мне купили столярные инструменты, и целыми часами я пилил, строгал, сколачивал. (А.С. Яковлев. Воспитатели); Этой ручкой... союзники скрепляли акт о капитуляции гитлеровской Германии... (Соверш. секретно, 05.05.03);

«Узлом жизни» скрепили жрецы врата, ведущие к саркофагу фараона Тутанхамона. (В. Бурлак. Хранит. др. тайн); Люди ...затем сшивали эти шкуры сухожилиями. (Антропология. 110). Нами было исследовано более 3000 конструкций, включающих глаголы этой лексико-семантической группы. Не претендуя на полноту выборки, мы, однако, на основании рассмотренного материала можем сделать некоторые замечания.

Семантической роли АГЕНС могут соответствовать разные таксономические классы (тематические классы, «в логике это предметные переменных или категориальные предпосылки предмета - такие как лицо, природная сила и под.» [2, с. 53]. АГЕНСОМ ситуации, описываемой в предложении глаголами исследуемой группы, могут быть представлены имена Т-класса

1) лица (человек, люди), в том числе этнонимы; имена родства и сверхъестественные существа (русалка, инопланетянин, ср., напр. :

• имена лиц: Князья смоленский, рязанский, муромский, полоцкий вторично соединили свои дружины с его многочисленными полками. (Н.М. Карамзин. Ист. гос. Рос. Т. 3);

• этнонимы: Скифы соединили все свои три армии (Б.А. Рыбаков. Геродотова Скифия); Во время нашего отсутствия японцы соединили мой коридор с коридором господина Мура (В.М. Головин. Зап. флота капит...);

• сверхъестественные существа: И что таков закон Бога, и что то, что Бог соединил, человек не должен разделять. (Л.Н. Толстой. Путь жизни); То-то господь-батюшка соединил бы с нашей Лизонькой их графское сиятельство. (А.И. Эртель, Гарденины); ... фея их соединяет (А. Бенуа. Жизнь художн. ...); ...шаман ...ищет беглую душу больного, хватает ее и снова соединяет с телом... (М. Элиаде. Шаманизм).

2) животные: ...когда пчелы соединяют две половины сотов... (Р. Шовен. От пчелы до гориллы);

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12, № 4. С. 5-7

Лексическая семантика

3) растения: Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники... (Г.А. Денисова. Удив. мир. растений, 48).

Важным при этом оказывает то, что перечисленные таксономические классы имен (лица, животные и растения) обнаруживают между собой гипонимичные (родо-видовые) отношения, являясь между собой согипонимами по отношению к гиперониму «живые организмы».

Имена описанной группы представлены в нашей картотеке в субъектной позиции: а) при глаголе в активной форме (абсолютное большинство случаев): именем существительным в именительном падеже (чаще): Лжедимитрий соединил полки свои и напал на Куракина. (Н.М. Карамзин. Ист. гос. Рос., Т. 12); местоимением в именительном падеже (реже): Но иногда я соединял его разные фразы вместе... (А. Солженицын. Арх. ГУЛАГ); ...каждый .. соединяет три перста правой руки (Макарий. Ист. рус. церкви); Сцепщики - это люди, которые соединяют тормозные шланги... (О. Зайончковский. Счастье возможно); субстантивированным именем прилагательным в именительном падеже (единичный пример): Другие ...скрепляют строки новыми рифмами... (В.В. Маяковский); именем числительным в именительном падеже (единичный пример): . эти трое взяли по стакану и соединили их для чоканья (М. Алексеев. Драчуны), и б) при глаголе в пассивной форме (единичный пример) именем существительным в творительном падеже (чаще): ...акт, который скрепляется канцлером юстиции... (М.М. Сперанский. Введ. к улож. гос. зак.).

АГЕНСОМ ситуации, описываемой в предложении глаголами исследуемой группы, могут быть представлены имена Т-класса животные, названные при глаголе в активной форма в субъектной позиции: именем существительным в именительном падеже, ср.: Опытные животные, получающие две палки в отсутствие пищи, как правило, соединяют их вместе не более чем за час. (Р. Корсини, А. Ауэрбах. Псих. энц.); Забравшись на высокий сук, белка плотно соединяет вместе лапы... (В. Песков, Б. Стрельников. Земля за океаном); местоимением в именительном падеже, ср.: .шимпанзе успешно удлиняли короткие палки, то в других они соединяли их под углом... (З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем расск. «гово-рящ. обезьяны»); или числительным в именительном падеже, ср.: Иногда голубка не хочет целоваться, и голубь долго старается разжать ей стиснутый носик; обыкновенно же оба соединяют свои разинутые носы... (С.Т. Аксаков. Зап. ружей. охотн.).

АГЕНСОМ ситуации, описываемой в предложении глаголами исследуемой группы, могут быть представлены и имена Т-класса растения. В нашей картотеке примеры описываемой группы единичны и представлены лишь конструкциями с глаголом соединить и скрепить в активной форме: именем существительным в именительном падеже, ср. Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники... (Г.А. Дени-

сова. Удив. мир. растений, 48); или местоимением в именительном падеже, ср.: Наконец, появляются ... тальник, ива, даже ольха и береза: они окончательно скрепляют почву своими корнями... (С.Т. Аксаков. Зап. руж. охот.).

Единичен пример с именем Т-класса растения, названным в субъектной позиции при глаголе соединить в активной форме: Иггдрасиль считается вечнозеленым древом жизни и судьбы. Он соединяет различные миры (Е. Доброва. Поп. ист. мифол.), но в этом примере имя Т-класса растения контаминируется с именем Т-класса лица — сверхъестественные существа.

АГЕНС ситуации, описываемой в предложении глаголами соединения, на наш взгляд, может быть представлен не только лексемами указанных Т-классов, но и лексемами мереологического поля (- в терминах Национального корпуса русского языка) «множества и совокупности объектов». Мы называем их субактанты. В субъектной сфере в качестве СУБАГЕНСА при глаголах соединить могут быть репрезентированы лексемы мереоло-гического поля, называющие:

• множества и совокупности лиц(типа толпа, группа, коллектив и т.п.): Войско монгольское стрелами и ядрами сшивало людей друг с другом. («Наука и Жизнь», 97-3, 82); Группа ученых . соединила в единую систему первые четыре компьютера крупнейших исследовательских учреждений США (Ю. Рылёв. ХХ век: энц. изобретен.); Племя персов ... вдохнуло новые силы в иранские племена и соединило их в огромную монархию (Н.Я. Данилевский. Россия и Европа);

• множества и совокупности животных (типа табун, стадо, рой): ...утром, когда их (жаворонков - О.Т.) стая... соединяла свои голоса в тот мощный звучащий собор... (В. Хлебников. Скуфья скифа); Твой брак был заключен на лампочке, И мух-гостей орава целая Соединила ваши лапочки. (Н. Богословский. Замет. на полях шляпы);

• лексемы множества и совокупности растений (типа набор, букет, копна, скирдаи пр.) в субъектной позиции нами не обнаружены.

Таким образом, традиционно выделяемым актантам соответствуют разные таксономические классы имен. Так, АГЕНСУ глаголов лексико-семантической группы соединение соответствуют разные (но обнаруживающие между собой согипо-нимичные отношения), таксономические классы: а) лица и сверхъестественные существа; б) животные и в) растения.

АГЕНС ситуации, описываемой в предложении глаголами «соединения», может быть представлен также субактантами (репрезентированными лексемами поля «множества и совокупности объектов»).

Литература

1. Апресян, Ю.Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 1: Лексическая семантика: Синонимические средства языка. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. -М., 1995.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2015, vol. 12, no. 4, pp. 5-7

Твердохлеб О.Г.

Валентностное окружение глагола соединить: 1. Агенс

2. Падучева, Е.В. Динамические модели в семантике лексики / Е.В. Падучева. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 608 с.

3. Твердохлеб, О.Г. Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы «отделение» // Вестник Оренбургского педагогического университета. «Естественные и гуманитарные науки». - 2007. - № 2 (48). - С. 56-62.

4. Твердохлеб, О.Г. Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы «покрытие» / О.Г. Твердохлеб // Русский язык как

средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: матер. Межд. науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - Т. 1. - С. 127-131.

5. Твердохлеб, О.Г. Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы «разрушение» / О.Г. Твердохлеб // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Межд. конгресс исследователей русского языка. Труды и матер. - М.: МАКС Пресс, 2007. -С. 152-153.

Твердохлеб Ольга Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и методики преподавания русского языка, Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург), [email protected]

Поступила в редакцию 2 марта 2015 г.

DOI: 10.14529/ling150401

VALENCY OF THE VERB "TO CONNECT": 1. THE AGENT

O.G. Tverdokhleb, [email protected]

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation

This author considers the problem of semantic role and semantics of verbs used in constructions in the Russian language. The article deals with nouns of the thematic class of the person in the position of the subject to the verb with the meaning of connection. The results of the present research can be used in lexicography as well as in theory and practice of translation.

Keywords: semantic role, lexico-semantic group of verbs, subject, agent, taxonomic classes of nouns.

References

1. Apresyan Y.D. Izbrannyie trudyi: V 2 t. T. 1: Leksicheskaya semantika: Sinonimicheskie sredstva yazyika. T. 2: Integralnoe opisanie yazyika I sistemnaya leksikografiya. [Selected Works: In 2 vv. vol. 1: Lexical Semantics: Synonymous Means of Language. V. 2: Integrated Description of Language and System Lexicography]. Moscow, 1995.

2. Paducheva E.V. Dinamicheskie modeli v semantike leksiki. [Dynamic Model of Semantics Vocabulary]. Moscow, Languages of Slavonic culture, 2004. 608 p.

3. Tverdokhleb O.G. Valentnostnoe okruzhenie glagolov leksiko-semanticheskoy gruppy i «otdelenie». [Va-lentone Environment Verbs Lexico-Semantic Group of Department]. Vestnik Orenburgskogo pedagogicheskogo universiteta. «Estestvennyie i gumanitarnyie nauki». [7he Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Seriya "Natural and Humanitarian Sciences"]. Orenburg. 2007. No. 2 (48). P. 56-62.

4. Tverdokhleb O.G. Valentnostnoe okruzhenie glagolov leksiko-semanticheskoy gruppy i «pokryitie». [Va-lentone Environment Verbs Lexical-Semantic Group "Coverage"]. Russkiy yazyk kak sredstvo mezhkul'turnoy kommunikatsii i konsolidatsii sovremennogo obshchestva. Mater. Mezhd. nauch.-prakt. konf. [Russian Language as a Means of Intercultural Communication and Consolidation of the Modern Society. Materials Int. Science-Practical Conference]. Orenburg: Publishing house of the OGPU, 2007. Vol. 1. P. 127-131.

5. Tverdokhleb O.G. Valentnostnoe okruzhenie glagolov leksiko-semanticheskoy gruppy «razrushenie». [Va-lentone Environment Verbs Lexical-Semantic Group "Destruction"]. Russkiy yazyk: istoricheskie sud'by i sovre-mennost': III Mezhd. kongress issledovateley russkogo yazyka. Trudy i mater. [Russian Language: Historical Destiny and Present State: III Int. the Congress of Russian Language Researchers. Labor and Materials]. Moscow, MAKS Press, 2007. P. 152-153.

Olga G. Tverdokhleb, Candidate of philological Sciences, associate Professor of linguistics and methods of teaching the Russian language, Orenburg state pedagogical University (Orenburg), [email protected]

Received 2 March 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Твердохлеб, О.Г. Валентностное окружение глагола соединить: 1. Агенс / О.Г. Твердохлеб // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2015. - Т. 12, № 4. -С. 5-7. DOI: 10.14529/1^150401

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12, № 4. С. 5-7

FOR CITATION

Tverdokhleb O.G. Valency of the Verb "to Connect": 1. The Agent. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2015, vol. 12, no. 4, pp. 5-7. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling150401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.