Научная статья на тему 'Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы соединение: субъект (животные и растения) - объект'

Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы соединение: субъект (животные и растения) - объект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКИЕ АКТАНТЫ / SEMANTIC ROLE / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ / LEXICO-SEMANTIC GROUP OF VERBS / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ КЛАССЫ ИМЕН / TAXONOMIC CLASSES NAMES / THE SUBJECT AND THE AGENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Твердохлеб Ольга Геннадьевна

Рассматривается проблема связи семантических актантов и семантики глаголов соединения. Описываются имена тематических классов животные и растения в позиции субъекта при глаголах соединения. Показано, что при глаголах соединения имена разных тематических классов в позиции объекта выражаются разными грамматическими формами. Полученные результаты могут найти применение в практике составления словарей, а также представляют интерес для теории и практики перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALENCY ENVIRONMENT OF VERBS OF LEXICO-SEMANTIC GROUP OF CONNECTION: SUBJECT (ANIMALS AND PLANTS) - OBJECT

The article deals with the problem of relationship between the semantic actants and semantics of the verbs of "connection". It describes the names of thematic classes "animals" and "plants" used in the position of the subject with the verbs of “connection”. It is shown that the names of different thematic classes used as objects of the verbs of "connections" are expressed by different grammatical forms. The results obtained can be used in the practice of dictionary compiling. They also are of some interest for the theory and practice of translation.

Текст научной работы на тему «Валентностное окружение глаголов лексико-семантической группы соединение: субъект (животные и растения) - объект»

скую определенность, и запас прочности. Таким образом, понимание справедливого архитектурного пространства, независимо от той или иной эмоциональной окрашенности, тяготеет в русской традиции к позитивному, обнадеживающему миропониманию.

Картины мира у А.С. Пушкина, прозаические и поэтические модели его мироощущения и миропонимания возникают как разрезы, панорамы, перспективы, отвлеченные крестообразные построения. Они создаются и пересоздаются, чтобы подвергаться познавательным процедурам, проходя по константам бытия, к которым относятся и архитектурные объекты, как по стабильным точкам в интеллектуальном опыте совре-

менников. В них нет исчерпывающей полноты, зато есть стереоскопичность представлений об архитектонике мира и, прежде всего, о его геометрии в ортогональной ориентации, габаритах или бесконечности, а также устойчивости, в соподчинении несущих и несомых сущностей. Мир архитектоничен, а значит, расположен к человеку. Монументально выраженное торжество над хаосом и случайностью являет предел справедливости. К нему, не укладывающемуся в слова, устремлялось вопрошающее точных слов мышление поэта.

Статья поступила 15.04.2015 г.

1. Бочаров С.Г. Пушкин «Заклинатель и властелин многообразных стихий» // Филологические сюжеты [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/347738/read (25.02.2015).

2. Жолковский А.К. Инварианты Пушкина // Труды по знаковым системам. 11: Семиотика текста. Тарту, 1979. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 467). С. 3-25.

3. Иванов В.И. Два маяка // Пушкин в русской философской критике: конец XIX - первая половина XX в. М.: Книга, 1990. С. 249-262.

4. Паули В. Физические очерки. Сборник статей. М.: Наука, 1975. 256 с.

5. Пушкин А.С. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн // ПСС. Т. III.

6. Пушкин А.С. К вельможе // ПСС. Т. III.

7. Пушкин А.С. Осень. Из ранних редакций // ПСС. Т. III.

8. Пушкин А.С. Отрывки и наброски // пСс. Т. VI.

9. Пушкин А.С. Пиковая дама // ПСС. Т. VI.

10. Пушкин А.С. Подражание Корану // ПСС. Т. II.

Библиографический список

11. Пушкин А.С. Пророк // ПСС. Т. II.

12. Пушкин А.С. Стамбул гяуры нынче славят // ПСС. Т. III.

13. Пушкин А.С. Странник // ПСС. Т. III.

14. Пушкин А.С. Цыганы. Из ранних редакций // ПСС. Т. IV.

15. Стеклова И.А. Архитектура как архитектоническая ось культуры (по произведениям А.С. Пушкина) // Вестник СПбГУ. 2012. № 37. С. 159-167.

16. Стеклова И.А. Архитектонические универсалии в картине мира (по произведениям А.С. Пушкина) // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-5. С. 1103-1107 [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_artic-le&article_id=10003322 (25.02.2015).

17. Хохлова С.П. Опыт культурфилософского анализа архитектуры // Архитектурно-теоретическая мысль нового и новейшего времени. М.: КомКнига, 2006.С. 33-108.

18. Hume D. An Enquiry Concerning Human Understanding. Section IV. Part I. Oxford University Press, 1972.

УДК 81'366

ВАЛЕНТНОСТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ СОЕДИНЕНИЕ: СУБЪЕКТ (ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ) — ОБЪЕКТ

© О.Г. Твердохлеб1

Оренбургский государственный педагогический университет, 460844, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

Рассматривается проблема связи семантических актантов и семантики глаголов соединения. Описываются имена тематических классов животные и растения в позиции субъекта при глаголах соединения. Показано, что при глаголах соединения имена разных тематических классов в позиции объекта выражаются разными грамматическими формами. Полученные результаты могут найти применение в практике составления словарей, а также представляют интерес для теории и практики перевода.

Ключевые слова: семантические актанты; лексико-семантическая группа глаголов; субъект; объект; таксономические классы имен.

VALENCY ENVIRONMENT OF VERBS OF LEXICO-SEMANTIC GROUP OF CONNECTION: SUBJECT (ANIMALS AND PLANTS) - OBJECT O.G. Tverdokhleb

Orenburg State Pedagogical University, 19 Sovetskaya St., Orenburg, 460844, Russia.

The article deals with the problem of relationship between the semantic actants and semantics of the verbs of "connection". It describes the names of thematic classes "animals" and "plants" used in the position of the subject with the verbs of "connection". It is shown that the names of different thematic classes used as objects of the verbs of "connections" are

1Твердохлеб Ольга Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и методики преподавания русского языка, тел.: 89068468711, e-mail: [email protected]

Tverdokhleb Olga, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Linguistics and Methods of Teaching the Russian Language, tel.: 89068468711, e-mail: [email protected]

expressed by different grammatical forms. The results obtained can be used in the practice of dictionary compiling. They also are of some interest for the theory and practice of translation.

Keywords: semantic role; lexico-semantic group of verbs; the subject and the agent; taxonomic classes names.

Проблема валентностного окружения глагола до сих пор остается актуальной в лингвистике. Ранее нами уже описывалось валентностное окружение глаголов отделения [3], покрытия [4], разрушения [5]. В этой статье исследуется валентностное окружение глаголов другой лексико-семантической группы - соединения.

1. Агенс

В качестве источниковедческой базы для данной статьи послужили предложения, выделенные методом сплошной и целенаправленной выборки из текстов различных функциональных стилей: художественного, научного и газетно-публицистического. Всего было обнаружено более 3000 примеров, включающих глаголы лексико-семантической группы соединения.

Анализ обнаруженных конструкций показал, что Агенсом ситуации, описываемой в русском предложении глаголами соединения, могут быть представлены имена разных таксономических (тематических) классов (далее - Т-классов), в частности:

1) лица: А ведущий церемонии ...соединяет участников церемонии с энергией, перетекающей к нам сюда, на землю (Известия, 04.08.2002);

2) животные: Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием (Н.М. Карамзин. Бедная Лиза);

3) растения: Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники... (Г.А. Денисова. Удивительный мир растений).

В этой работе мы проанализировали только конструкции, в которых Агенсом ситуации, описываемой в предложении глаголами исследуемой группы, представлены имена Т-класса животные и Т-класса растения.

1.1. Агенс, представленный именами Т-класса животные

Агенсом ситуации, описываемой в предложениях глаголами исследуемой группы, в нашей картотеке представлены имена Т-класса животные: Истинный прополис получается после того, как пчелы соединят воск и смолу (Н.П. Йориш. Пчелы - человеку). В ряде примеров имя Т-класса животные контаминиру-ется с именем Т-класса лица - сверхъестественные существа: Грифоны соединяют небо с землей (Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси).

Имена Т-класса животные названы в основном при глаголах соединить, склеить, скрепить и др. в активной форме в субъектной позиции:

• именем существительным в именительном падеже (чаще), напр.: Опытные животные, получающие две палки в отсутствие пищи, как правило, соединяют их вместе не более чем за час (Психологическая энциклопедия, под ред. Р. Корсини, А. Ауэрба-ха);

• местоимением в именительном падеже (реже), ср.: ...шимпанзе ...удлиняли короткие палки, . они

соединяли их под углом... (З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем рассказали «говорящие обезьяны»); В пустынях Намибии живёт паук, который в случае опасности соединяет ножки колесом (Наука и жизнь, 2008, №1);

• или числительным в именительном падеже (единичный пример): Иногда голубка не хочет целоваться, и голубь долго старается разжать ей стиснутый носик; обыкновенно же оба соединяют свои разинутые носы... (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника).

1.2. Агенс, представленный именами Т-класса растения

Агенсом ситуации, описываемой в предложениях глаголами соединения, могут быть представлены имена Т-класса растения: Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники. (Г.А. Денисова. Удивительный мир растений). В ряде примеров имя Т-класса растения контаминиру-ется с именем Т-класса лица - сверхъестественные существа, ср.: Иггдрасиль считается вечнозеленым древом жизни и судьбы. Он соединяет различные миры (Е. Доброва. Популярная история мифологии); Мировое Дерево одновременно разделяет и соединяет небо и землю (З. Босык. Образ мирового дерева); ...орел - верхний мир богов, волк - нижний мир, земля. Их соединяет мировое древо (Биология, 2009, № 6).

Имена Т-класса растения представлены конструкциями с глаголом соединить и скрепить в активной форме:

• именем существительным в именительном падеже, напр.: Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники... (Г.А. Денисова. Удивительный мир растений);

• местоимением в именительном падеже: ...мангровых деревьев, которые корнями скрепляли берег, не давая ему оползать (Вокруг света, 1994, №1);

• или количественно-именным сочетанием: Два дуба листвия свои соединяют (А.Ф. Мерзляков. Письмо Вертера к Шарлотте).

1.3. Агенс, представленный именами Т-класса животно-растения

Наш материал показывает, что в ряде случаев трудно провести границу между именами Т-класса животные и Т-класса растения, поэтому в примерах типа: Коралловые деревья соединяют минеральное царство с растительным; полипы - животно-растения - соединяют живым звеном растительное царство с животным (В. Белинский. Идея искусства); ..."нельзя почти распознать" относительно полипа, "животное ли то, или растение" ...Как в царстве животных полип соединяет между собой царства животных и растений (П.Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры) - Агенсом ситуаций,

описываемых в предложениях глаголами соединения, представлены, видимо, имена Т-класса животно-растения.

2. Объект

Исследование семантического актанта Объект в предложениях указанного типа показало следующее.

2.1. Объект (при Агенсе, представленном именами Т-класса животное)

Объектом ситуации, описываемой в предложениях глаголом соединить, при Агенсе, представленном именами Т-класса животные, могут быть представлены имена следующих Т-классов:

A) лица;

Б) животные;

B) части тела животных;

Г) растения;

Д)предметы;

Е) непредметные имена.

Рассмотрим подробнее обнаруженные нами конструкции.

A) При глаголе в активной форме в позиции Объекта возможны наименования лиц, представленные местоимением в форме винительного падежа множественного числа: Общие пчелы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами (А.В. Гура. Мифы славян); Белая голубка нар. соединяет Весточкой в окошко каждый год (Н. Беккер. Белая голубка).

Б) Наименования животных, названные при глаголе в активной форме в позиции Объекта, являются именами других животных, отличных от животных, названных в позиции Субъекта: Родители выкармливают птенцов насекомыми, которых склеивают в комочки слюной (А.А. Салганский. Птицы и звери наших лесов); ...для охранения своего семейства от опасности родители склеивают слюной как птенцов, так и яйца (А. Брэм. Путешествие по Нилу); ...когда змея мертвой хваткой обвилась вокруг нее и соединила самку § ее детенышем| (Э. Берроуз. Тарзан).

B) Наименования частей тела животных при глаголе в активной форме в позиции Объекта в нашей картотеке представлены следующими подгруппами:

❖ части своего тела, т.е. части тела животных, названных в позиции Субъекта: ...он (богомол. - О.Т.) соединяет свои передние шипастые лапки в подобие сложенных перед грудью рук (В. Пелевин. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана); В пустынях Намибии живёт паук, который в случае опасности соединяет нРМки. колесом («Наука и жизнь». 2008. №1); При этом оно (животное. - О.Т.) не сгибает и не соединяет ноги (Г. Гальперина и др. Рекорды в мире животных);

❖ части тела других животных, отличных от животных, названных в позиции Субъекта: ... вируса, который, заражая клетки, в то же время соединяет их друг с другом (В.А. Мезенцев. Чудеса: популярная энциклопедия. Т. 2).

Указанные лексемы в позиции Объекта выражаются:

а) одиночными существительными (местоимения-

ми) в форме винительного падежа множественного числа: Забравшись на высокий сук, белка плотно соединяет вместе лапы. (В. Песков, Б. Стрельников. Земля за океаном); ... тюлени соединяют и вытягивают задние ласты. (Н.И. Чернова, А.М. Бы-лова. Общая экология); В полете шерстокрыл ...соединяет КРН?ЧН9сти. (Б.Ф. Сергеев. Жизнь лесных дебрей); ... муравьед . Сара поднимала передние лапы, и соединяла их над головой (Д. Дарелл. Под пологом пьяного леса);

б) одиночными существительными в форме винительного падежа единственного числа, введенными в предложение с другим именем существительным в форме 'с + творительный падеж' и описывающим Со-объект: Где ласточка слюну, соединяет § белой

глиноц и теплому карнизу благодарна (Дружба наро-

дов, 2004, №10).

Г) При глаголе в активной форме в позиции Объекта в нашей картотеке единичны наименования растений (части растений), представленные рядом однородных членов, выраженных именами существительными в форме винительного падежа множественного числа, не соединенных союзом: Тычинки, пестики в цветах Соединяет он (шмель. - О.Т.) в любви (В. Аношина. Шмель).

Д) При глаголе в активной форме в позиции Объекта в нашей картотеке широко представлены наименования разных предметов, в частности:

❖ вещества и материалы: Все эти компоненты (листья и семена. - О.Т.) самка (колибри. - О.Т.) тщательно соединяет с помощью паутины и хлопкового волокна (О.Мироненко, Н. Парахина. Самые необычные люди и звери); Смолевщица (пчела. -О.Т.) не склеивает и не соединяет цементом материалы. завала (Ж.-А. Фабр. Жизнь насекомых); Аисты сооружают гнезда из сучьев, которые, птицы соединяют между собой с помощью дерна и глины. (О. Скалдина, Е. Слиж. Большая красная книга); В конце мая у щеглов, особенно самок, много хлопот: ...строят гнёзда из ..корешков растений, мха и лишайника, и вс® это скрепляют паутиной (И.Г. Иерусалимский. Певчие птицы);

❖ пространство и место: ...колеи, наполненные водой, звери так расширили и разворотили, что .. соединили их вместе (М. Эльберд. Воспоминания охотничьей собаки); ...жаворонки серебряными нитями своих голосов ангельских соединяют небо, и землю. (ПА. Загребельный. Я, Богдан); ...своей неумолчной серебристой свирелью они (жаворонки. -О.Т.) соединяли небо и землю (И. Шевцов. Свет не без добрых людей);

❖ здания и сооружения (их части): . самец присматривает себе самку, сооружает рядом с ней домик и .. соединяет оба жилища, подобием потайного хода (Д. Дарелл. По всему свету); .оса соединяет их (ячейки. - О.Т.) с помощью глины в единый шар-гнездо (Биология, 2001, № 33);

❖ инструменты и приспособления: Шимпанзе соединяет две полые палки в одну, чтобы ею достать плоды (Детская энциклопедия. Т. 7. Человек);

.. обезьяна соединяла две палки, чтобы получить одну длинную (В.В. Константинов. Методологические основы психологии); Затем она (горилла Коко. - О.Т.) соединила игрушки, изображая их взаимную борьбу (М.Л. Бутовская. Язык тела: природа и культура).

Наименования предметов в описываемых конструкциях выражаются:

а) количественно-именным сочетанием 'имя числительное в винительном падеже + имя существительное в родительном падеже множественного числа'. Главным словом в таких сочетаниях может быть не только имя числительное (в наших примерах два и оба): ...просто пчелы соединяют два_ высокоценных продукта морковный сок и мед (Наука и жизнь, 2000, №11); В морковном меде пчелы соединили два_ ценных продукта - морковный сок и мед (Н.П. Йориш. Пчелы - человеку); ...слепые термиты-рабочие... совершенно точно соединяют обе половины свода арки ...когда пчелы соединяют две_ половины сотов (Р. Шовен. От пчелы до гориллы), но и имя существительное со значением количества, напр.: Все свои охапки навоза копр (жук. - О.Т.) соединяет в один большой ком (Ж.-А.Фабр. Жизнь насекомых);

б) одиночными существительными (чаще местоимениями) в форме винительного падежа множественного числа: Смолевщица (пчела. - О.Т.) не склеивает и не соединяет цементом материалы.

завала (Ж.-А.Фабр. Жизнь насекомых); ...колеи, наполненные водой, звери так расширили и разворотили, что .. соединили их вместе (М. Эльберд. Воспоминания охотничьей собаки); Между тем вокруг штабел.е_й кипела уже новая жизнь: внизу паутинками соединили их пауки... (М.М. Пришвин. Кладовая солнца); Используя ящики, обезьяна соединяла их неустойчиво (Е.А. Куражковская. Материя и сознание); Гнездо она строит на высоких деревьях по краям полей и лугов из прутьев, которые соединяет глиной (Энц. Брокгауза. Ворон);

в) рядом однородных членов, выраженных именами существительными в форме винительного падежа единственного числа, соединенных сочинительным соединительным союзом: Потолок первой ячейки и пол второй пчела старательно соединяет друг с другом (Ж.-А. Фабр. Жизнь насекомых); Истинный прополис получается после того, как пчелы соединят воск и смолу. (Н.П. Йориш. Пчелы - человеку);

г) одиночным существительным (местоимением) в форме винительного падежа единственного или множественного числа, введенным в предложение с другим именем существительным в форме 'с + творительный падеж' и описывающим Сообъект: Термиты, устраивающие тещитшУ в кронах деревьев, соединяют их |с почвой ходами (Я. Еник. Лесная фауна); .. третьи (термиты. - О.Т.) соединяют почвенные частицы. § полупереваренной или свежей

древесиной (Г. Гальперина и др. Рекорды в мире жи-

вотных).

д) одиночным существительным в форме винительного падежа единственного числа: .. другие

(термиты. - О. Т.) склеивают почву выделяемой из кишечника бесцветной жидкостью... (Г. Гальперина и др. Рекорды в мире животных). Употребление формы единственного числа вещественного существительного в качестве Объекта соединения чего-н. с чем-н. объясняется, по нашему мнению, двумя причинами:

1) грамматикой (обычно лексема почва употребляется в единственном числе, а во множественном имеет специальное значение) и

2) семантикой лексемы (вещественные существительные называют «делимые массы» [2, с. 462], а внутри делимого возможно соединение между собой его частей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е) В нашей картотеке при глаголе соединения в активной форме в позиции Объекта представлены различные непредметные имена, в частности, следующих Т-классов:

❖ движение и бытийная сфера: Этот хлопок (хвостом. - О.Т.) получил поощрение, и тогда животное соединило хлопок с «плюханьем» (К. Прай-ор. Несущие ветер);

❖ ментальная сфера: Шимпанзе, как и дети, соединяют язык знаков и язык тела (З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем рассказали «говорящие обезьяны»);

❖ свойство: ...лисята .. соединяют в своих приемах и ухватках вместе с собачьим что-то кошечье (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника);

❖ звук и речь: ...гиббоны соединяют различные звуки, в сложные структуры (Знание - сила, 2007); Это запела зарянка. И чудом соединила в песне своей все неодушевлённые шорохи, шелесты звоны и хрусты дремучей лесной ночи (Н. Сладков. В лесах счастливой охоты); Зато он (волчонок. - О. Т.) уже владел призывным воем и коротким оборонительным лаем, вот и соединил два сигнала (Э. Шон. Свой среди волков); ...запел другой куличок и пошел этому навстречу. И вот они уже соединили песню. (В. Астафьев. Последний поклон).

Обнаруженные нами непредметные имена выражаются:

а) количественно-именным сочетанием 'имя числительное в винительном падеже + имя существительное в родительном падеже множественного числа': Зато он_ (волчонок. - О.Т.) уже владел призывным воем и коротким оборонительным лаем, вот и соединил два сигнала (Э. Шон. Свой среди волков);

б) одиночными существительными в форме винительного падежа множественного числа: . самец и самка соединили свои голоса в один непрерывный, призывный крик. (А.Э. Брэм. Путешествие по северовосточной Африке);

в) рядом однородных членов, выраженных именами существительными в форме винительного падежа единственного или множественного числа, не соединенных или соединенных союзами: Это запела зарянка. И чудом соединила в песне своей все неодушевлённые шорохи, шелесты, звоны и хру-сты дремучей лесной ночи (Н. Сладков. В лесах счастливой охоты); Шимпанзе, как и дети, соединя-

ют язык знаков 0 язык тела... (З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем рассказали «говорящие обезьяны»);

г) одиночными существительными в форме винительного падежа единственного или множественного числа, введенными в предложение с другим именем существительным, выраженным формой 'с + творительный падеж' и описывающим Сообъект: Птицы соединят свое пение @ нашею |молитвою]... (Неизвестный. Пламед и Линна); Этот хлопок (хвостом. -О. Т.) получил поощрение, и тогда животное соединило хлопок |с «плюханьем»\... (К. Прайор. Несущие ветер); ..лисята ...соединяют в своих приемах и ухватках вместе |с собачьим] что-то кошечье (С.Т.

Аксаков. Записки ружейного охотника); |С дерзостью

он (перепелятник. - О.Т.) соединяет замечательное прусутствиЗ. духа и хитрость (А.Э. Брэм. Жизнь животных. Т. 2); . она (сова. - О.Т.) соединяет их (ястребов. - О.Т.) живость и мужество. ©

бесшумным полетов совы (А.Э. Брэм. Жизнь животных. Т. 2);

д) одиночными существительными в форме винительного падежа единственного числа: ...запел другой куличок и пошел этому навстречу. И вот они уже соединили песню. (ед. ч. - О.Т.) (В. Астафьев. Последний поклон). Использование формы единственного числа в последнем примере объяснить очень сложно. Возможно, идея двойственности (множественности, неединичности) передается в предложении с помощью подлежащего они. Лексема же песню употребляется в переносном (на основе синекдохи) значении: 'часть песни (либо одна из песен), исполняемой одним из исполнителей'. Так появляется в языке возможность соединения как бы этих 'частей песни' (либо 'песен'). Приведем аналогичный пример: . они (сорокопуты. - О. Т.) значительно исправляют свое пение, подслушивая с большим старанием песни других птиц, и всё мало-помалу выученно?. (ед. ч. - О.Т) соединяют и сливают странным, но довольно удачным образом (А.Э. Брэм. Жизнь животных. Т. 2). Появление формы единственного числа лексемы несоединимое в позиции Объекта в предложении: Ги-гантораптор совершенно невероятным образом соединяет в себе несоединимое (ед. ч. - О.Т) прежде (Биология, 2008, № 3) - имеет, видимо, иное объяснение, связанное с морфемным оформлением. Абстрактное имя существительное несоединимое образовано от глагола со/един/нить. Именно префикс со-, обозначающий 'взаимная связь единиц', и обусловливает возможность соединения между этими 'единицами'.

2.2. Объект (при Агенсе, представленном именами Т-класса растения)

Объектом ситуации, описываемой в предложении глаголом соединить, при Агенсе, представленном именами тематического класса растения, в обнаруженных нами немногочисленных примерах используются имена следующих Т-классов:

А) части растения: Два дуба листви?. свои соединяют (А.Ф. Мерзляков. Письмо Вертера к Шарлотте);

Б) пространство и место, напр.: Поэт сравнивает луну именно со срезом дерева потому, что дерево соединяет «верхний» и «нижний» миры! (Начальная школа, 2008, № 12); Тут и росли две липы, просторными ветками своими они как бы соединяли холмы (В.А. Бочарников. Тропинка к дому);

В) здание (его части): ..дикий виноград или хмель соединяют зеленью листьев слева или справа по вертикали окно, с балконами (Г.Х. Лобченко. Озеленение домов);

Г) вещество: Наконец, появляются ..тальник, ива, даже ольха и береза: они окончательно скрепляют почву своими корнями (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника); Растение же выбирает эти эпе_менты_ из земли и воздуха, соединяет друг с другом и преобразует их в пищу для животных и людей (С. Логинов. Предтеча).

Указанные лексемы в позиции Объекта выражаются:

а) одиночными существительными в форме винительного падежа множественного числа: Прорастая, эти растения своими корнями скрепляют воздушные муравейники. (Г.А. Денисова. Удивительный мир растений);

б) одиночными существительными в форме винительного падежа множественного числа, введенными в предложение с другим именем существительным, выраженным формой 'с + творительный падеж' и описывающим Сообъект: Просили передать, что Дерево упало, Оно само не умерло - его сожгли... Что много лет соединяло Землю, |с Небом| (И. Дрогобычская. Наблюдателям гибели Дерева); Мировой осью является дерево, столб или гора, которые соединяют отверстие, в небосводе |с землей и подземным \мй-ром (Вестник угроведения, 2012, № 4); ..дикий виноград или хмель соединяют зеленью листьев, слева или справа по вертикали окно |с балконамЦ (Г.Х. Лобченко. Озеленение домов);

в) одиночными существительными в форме винительного падежа единственного числа: . они (деревья. - О.Т.) скрепляют почву своими корнями (С.Т. Аксаков. Записки ружейного охотника). Причины, по которым стало возможно употребление в конструкции единственного числа вещественного существительного почва в качестве Объекта соединения чего-н. с чем-н., мы уже объясняли выше. Аналогичное семантическое объяснение имеет и появление в Объектной позиции лексемы берег в форме единственного числа в конструкции: Теперь Хайленд Бич превратилась в кладбище мангровых деревьев, которые корнями скрепляли берег, не давая ему оползать (Вокруг света, 1994, № 1), так как берег - это 'граница суши (подчеркнуто нами. - О.Т.) с водоемом'.

Таким образом, в качестве Агенса ситуации, описываемой в предложениях глаголами соединения, могут быть употреблены имена Т-классов животные и растения. Позицию Объекта в конструкциях с Агенсом, выраженным именем Т-класса животные, обычно занимают имена тематических классов лица, животные и части их тела, предметы и непредмет-

ные имена, а в конструкциях с Агенсом, представленным именем Т-класса растения - имена тематических классов пространство и место, здания, вещества. Имена в позиции Объекта в таких конструкциях имеют разные грамматические формы. Особенно интересно

употребление в объектной позиции при глаголах лек-сико-семантической группы соединения одиночных имен в форме единственного числа.

Статья поступила 02.03.2015 г.

Библиографический список

1. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru ( 22 янв. 15).

2. Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н.Ю. Шведовой и др. М.: Наука, 1980. Т. 1. 784 с.

3. Твердохлеб О.Г. Валентностное окружение глаголов лек-сико-семантической группы «отделение» // Вестник Оренбургского педагогического университета. 2007. № 2 (48). С. 56-62.

4. Твердохлеб О.Г. Валентностное окружение глаголов лек-

сико-семантической группы «покрытие» // Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. Т. 1. С. 127-131. 5. Твердохлеб О.Г. Валентностное окружение глаголов лек-сико-семантической группы «разрушение» // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы III Междунар. конгресса исследователей русского языка. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 152-153.

УДК 301; 947.084

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (1960-е - НАЧАЛО 1980-х)

© В.Ю. Титов1

Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, 23а.

Статья посвящена формированию правосознания рабочих промышленных предприятий и промысловых артелей. Источниками для исследования послужили доклады генеральных секретарей ЦК КПСС и Председателя Совмина СССР, протоколы профсоюзных собраний и данные диссертаций, защищенных в 1970-1980 гг. по теме партийного строительства в Сибири. В итоге исследования было выявлено три императива правовых стереотипов советского общества: мнение партийных функционеров, конструктивные предложения «технарей-управленцев» и социальный реваншизм - мнения, возникавшие на почве правового инфантилизма. Ключевые слова: парт. функционеры; «технари-управленцы»; социальный реваншизм.

EVOLUTION OF EAST SIBERIAN RESIDENTS LEGAL CONSCIOUSNESS ON THE BASIS OF MORAL AND SOCIAL STEREOTYPES (1960 - EARLY 1980s) V.Y. Titov

Russian State University of Justice, East-Siberian Branch, 23a, Ivan Franko, Irkutsk, 664074, Russia.

The article discusses the legal awareness formation among the workers of industrial enterprises and artels. The research is based on the reports of the CPSU General Secretaries and the Chairman of the USSR Council of Ministers, the minutes of trade union meetings and dissertations defended in 1970-1980s on the topics related to the party construction in Siberia. As a result, the study has identified three imperatives of legal stereotypes of the Soviet society: the opinion of party functionaries, constructive proposals of "techie-managers" and social revanchism that is the opinion caused by legal infantilism.

Keywords: party functionaries; "techie-managers"; social revanchism.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с формированием и развитием правосознания людей, проживающих в окраинных регионах СССР, а именно в Восточной Сибири.

Предметом исследования выступают возникшие на основе нравственно-социальных словесных клише стереотипы правовой установки, которые становились самостоятельными регуляторами общественно-правовых отношений. Само по себе понятие стереотип означает принятое утверждение, шаблон. Стереотипы, связанные с правосознанием, всегда вос-

принимаются как стандартизированный, упрощенный образ любого явления, имеющего значение для общественно-политической жизни, благодаря им происходит дальнейшая эмансипация личности.

Стереотипы в русской истории чаще всего имели нигилистический характер и этим разрушали традиционное представление о норме права. Стало почти закономерным противопоставление повседневных забот «народа», особенно жителей глубинки, интересам власти (политической элиты). Это противопоставление всесторонне рассмотрел В.О. Ключевский в очерке «История сословий в России», где он обосновал

1Титов Владимир Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры, тел.: (3952) 740574, e-mail: [email protected]

Titov Vladimir, Candidate of History, Associate Professor, Cultural Values Expert of Russian Cultural Heritage Protection Service, tel.: (3952) 740574, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.