Научная статья на тему 'В. В. Берви-флеровский: становление личности революционера'

В. В. Берви-флеровский: становление личности революционера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ / РЕВОЛЮЦИОНЕР / REVOLUTIONARY / НИКОЛАЙ I / NIKOLAY I / ПРОИЗВОЛ / ПЕТРАШЕВСКИЙ / V.V. BERVI-FLEROVSKY / AN OUTRAGE / PETRASHEVSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половайкин Алексей Дмитриевич

В статье идет речь о жизненном пути В.В. Берви-Флеровского, русского мыслителя, экономиста и писателя. В своих воспоминаниях мемуарист представляет картину жизни русского общества и государства в годы правления Николая I, Александра II, подробно обрисовывая царящий беспорядок и полный произвол государственных властей и их неспособность и нежелание устранить накопившиеся противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Половайкин Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. BERVI-FLEROVSKY- BECOMING PERSON OF REVOLUTIONARY

There are norrated about life of V.V. Bervo-Flerovsky Russian thinker, economist and writer in the article. In his memoires present painting of life of Russian society and government during the reign of Nikolay I, Alexander II and Alexander III, outlining a mess and despotism of power and their failure to eliminate the accumulated contradictions.

Текст научной работы на тему «В. В. Берви-флеровский: становление личности революционера»

Список литературы

1. Бледный С.Н. Управление политическими процессами в общественной мысли России второй половины XIX - начала XX вв.: дис. ... д-ра. истор. наук. М., 2004. 350 а

2. Градовский А.Д. Политика, история и администрация. М.; Спб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1871. С. 45-46.

3. Ильин И.А. Партийная программа и максимализм. М.: Изд-во «1917-й год», 1917.

С. 4-5.

4. Карипов Б.Н. Взаимоотношения государства и общества (личности) в трудах русских либералов второй половины XIX - начала XX вв. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 11 (78). С. 74-84.

5. Козырева Л. Д Концепции народовластия в русской политической философии (вторая половина XIX - начало XX в.): автореф. дис. ... д-ра. фило. наук. СПб., 1999. 355 с.

6. Левитанус Б.А. Идея федерализма в русской политической и правовой мысли второй половины XIX - начала XX веков: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2004. 179 с.

7. Ленин В.И. Кризис партий // Полн. собр. соч. Т. 42. М.: Политиздат, 1970. С. 234-244.

8. Ленин В.И. О «демократии» и диктатуре. // Полн. собр. соч. Т. 37. М.: Политиздат, 1969. С.388-393.

9. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997. 277 с.

10. Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 279 с.

УДК 93/94

Половайкин Алексей Дмитриевич

студент кафедры истории России и археологии

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

им Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: polovaikin2014@mail.ru

В.В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ: СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Alexey D. Polovaikin

Undergraduate student of the Russian History and Archeology Department

Saratov National Exploratory State University named by N.G. Shernishevsky, Saratov, Russia, e-mail: polovaikin2014@mail.ru

V.V. BERVI-FLEROVSKY- BECOMING PERSON OF REVOLUTIONARY

Аннотация. В статье идет речь о жизненном пути В.В. Берви-Флеровского, русского мыслителя, экономиста и писателя. В своих воспоминаниях мемуарист представляет картину жизни русского общества и государства в годы правления Николая I, Александра II, подробно обрисовывая царящий беспорядок и полный произвол государственных властей и их неспособность и нежелание устранить накопившиеся противоречия.

Ключевые слова: В.В. Берви-Флеровский, революционер, Николай I, произвол, Петрашевский.

Abstract. There are norrated about life of V.V. Bervo-Flerovsky - Russian thinker, economist and writer in the article. In his memoires present painting of life of Russian society and government during the reign of Nikolay I, Alexander II and Alexander III, outlining a mess and despotism of power and their failure to eliminate the accumulated contradictions.

Keywords: V.V. Bervi-Flerovsky, revolutionary, Nikolay I, an outrage, Petrashevsky.

Идеология и деятельность революционных организаций в России второй половины XIX в. на протяжении многих десятилетий вызывает неподдельный интерес у исследователей. Несомненно, что очаги революционного движения складывались вокруг лидеров, сумевших привлечь и сплотить единомышленников для осуществления совместных задач.

Поэтому важной составляющей исследования революционного движения является проблема становления личности революционера и выяснение факторов, оказавших влияние на этот процесс. При изучении феномена революционной личности второй половины XIX в. в России следует выделить таких крупнейших исследователей, как Б.П. Козьмин (1883-1958), Е.Л. Рудницкая (1920-?), Н.А. Троицкий (1931-2014) и других, которые помимо общих проблем и вопросов народнического движения обращались к личностному аспекту.

Одним из представителей революционного народничества являлся Василий Васильевич Берви-Флеровский (1829-1918), государственный служащий, экономист, правовед и ученый. Он известен как автор значимых трудов социальной и философской направленности («Азбука социальных наук», «Положение рабочего класса в России»). Но для понимания особенностей его личности большой интерес представляют мемуары Берви-Флеровского, недавно изданные под названием «Три политические системы.

Николай I, Александр II, Александр III»1. Впервые они были опубликованы в журнале «Голос минувшего». В 1929 г. вышло переиздание мемуаров под названием «Записки революционера-мечтателя». Книга представляет собой полноценную автобиографию В.В. Берви-Флеровского и охватывает его жизненный путь от университетской скамьи до череды

1 Берви-Флеровский В.В. Три политические системы: Николай I, Александр II, Александр III. Саратов: ИП Соловьев И.В., 2015. 482 с.

ссылок. Собственную биографию автор изложил на фоне тех остросоциальных и государственных проблем, которые существовали на протяжении царствования трех императоров: Николая I, Александра II и Александра III.

Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович) Берви-Флеровский (наст. фам. Берви) родился в 1829 г., как скажет сам в своих мемуарах, «в самую мрачную эпоху николаевского режима»2. С самого детства с помощью библиотеки своего отца он, по его выражению, «заражается вольнодумством»3. Любовь к чтению была необычайной, и тогда он посвящал так много времени изучению Великой французской революции, что эти «запрещенные» идеи откладывались в его голове. Как утверждает сам Берви-Флеровский, «я получил два воспитания, одно давали мне люди, другое я давал себе сам»4. По достижении шестнадцатилетнего возраста он поступил в Казанский университет. Описание студенческого периода жизни в тексте мемуаров подчинено стереотипному для эпохи Великих реформ образу «глухой николаевской реакции»: цензура николаевского времени заглушает проникновение социальных и политических идей в университетскую среду: «Цензура не только известные идеи, намеки не пропускала»5. Студенты заучивают лекции, подчас не понимая их содержания, а профессора не стремятся к расширению кругозора обучающихся. В этот момент его кумиром становится Петрашевский, распространяющий идеи о всеобщем равенстве, свободе и общежитии. Вследствие его популярности создаются коммуны - кружки, собрания студентов. Берви-Флеровский сам являлся членом подобного объединения: «Я сам, уже будучи чиновником, жил в Петербурге в одном из подобных общежитий»6. В студенческое общество стали проникать обходящие цензуру идеи и мысли. Репрессии против студентов (обыски и преследования), аресты остались в памяти мемуариста. Не лишним будет привести характеристику Николая I из воспоминаний самого Берви-Флеровского: «...император Николай был менее всего хладнокровным

2 Там же. С. 21.

3 Там же.

4 Там же. С. 22.

5 Там же. С. 23.

6 Берви-Флеровский В.В. Указ. соч. С. 25

и здравым человеком, он был энтузиастом реакции; его подозрительность доходила почти до безумия, и он нашел необходимым навести страх и ужас, чтобы предупредить волнения, которые никем и ничем не подготовлялись.. ,»7 [1, с. 28]. Берви-Флеровский находил в Петрашевском тот идеал личности, готовой ценой собственной жизни выйти за рамки существующего режима, распространить идеи равенства и свободы от давления жесткой самодержавной власти. Так, в мемуарах Берви-Флеровского был обозначен первый акцент: любые попытки утверждения свободы общественного мнения пресекаются самодержавной властью. Чрезмерная сила и обширность власти настораживает будущего идеолога революционного движения в России.

С началом царствования Александра II в обществе связывались надежды на смягчение отношений власти и общества. В это же самое время у В.В. Берви формируются новые идеи об улучшении государственного управления, в частности судоустройства. Отчасти на это повлиял вопиющий случай с Барятинским, наместником Кавказа. Он предложил такой судебный проект, по которому все рычаги управления кавказской территорией передавались ему. Берви-Флеровский, к тому времени чиновник, служащий в Министерстве юстиции, прямо указал на превышение власти наместника и трактовал это «покушением на императорскую власть»8. Возмущенный Берви-Флеровский написал доклад об ограничении прав наместника.

В это же время готовилась судебная реформа. В.В. Берви-Флеровский подготовил очерк об английском судопроизводстве. Английский образец стал основой изложения требований к реформе судебной сферы: открытый суд, т.е. возможность подавать жалобы всеми гражданами непосредственно самому судье; превращение ревизий сенаторов в губернии из временных в постоянные; несменяемость сенаторов, что могло бы наладить порядок в рассмотрении дел политических и государственных преступлений; публичное обсуждение злоупотреблений чиновников и администрации. Однако проект был признан слишком радикальным и не встретил поддержки со стороны видных деятелей государства (Д.Н. Замятнин, К.П. Победоносцев).

7 Там же. С. 28.

8 Берви-Флеровский В.В. Указ. соч. С. 87.

Именно с этого времени (т.е. с периода подготовки Великих реформ) начинают формироваться воззрения В.В. Берви-Флеровского на складывающееся в предреформенной России положение. Видимо, и оценки николаевского царствования в мемуарах Берви-Флеровского определялись не столько его студенческими воспоминаниями, сколько установкой эпохи реформ на критику «старого режима»: «Николай до такой степени привык сосредоточивать в своем лице все правительство, всю политику, он так громко провозглашал - «государство - это я», - он так настаивал на том, что кроме его в России никакой политической силы нет и не может быть, что все привыкли смотреть в этом случае его глазами»9. После смерти Николая, с точки зрения Берви, было неизбежно возникновение двух направлений - либерального и консервативного. Логичным следствием была победа либеральных взглядов, так как печатные издания «Петербургские Ведомости», «Современник», «Русский Вестник», «Отечественные записки» с ослаблением цензуры все более их распространяли. Однако правительство считало нужным укреплять в сознании императора идеи о всемерном контроле над реализацией намеченного реформаторского курса, а его помощниками оказались лица, совершенно не способные (по мнению В.В. Берви-Флеровского) выполнить возложенную на них задачу.

Здесь следует отметить характерную черту мемуаров Берви-Флеровского: их ярко выраженный памфлетный характер. Автор передает различные слухи, как, например, то, что Ростовцев, которому было поручено провести реформу, хотел ее провалить, дабы отомстить Милютину за то, что его жена отказалась быть любовницей Ростовцева10. Абсурдное мнение в тексте Берви-Флеровского -лишь частный случай общего политического абсурда. После Ростовцева председателем Комитета по крестьянскому вопросу император назначает Панина, человека с явными консервативными взглядами. Волнения «либеральной публики» были вполне закономерным явлением. Александр II, поставив себя в некие рамки, даровал свободу слова. Стала выходить масса литературы, в которой достаточно гибко и аккуратно осуществлялись нападки

9 Там же. С. 94.

10 Берви-Флеровский В.В. Указ. соч. С. 95.

на существовавший николаевский режим. Но параллельно усиливается цензура, оказывавшая давление на писателей. В.В. Берви-Флеровский приводит в качестве примера Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, которые испытали на себе довлеющую силу цензуры в эпоху существования либеральных идей.

В.В. Берви-Флеровский отмечает недальновидность императора Александра II в решении крестьянского вопроса. Он считал, что в России можно было провести такую социальную реформу, которая поставила бы страну во главе социального движения цивилизации. Проводя линию сравнения с Соединенными Штатами, В.В. Берви-Флеровский отмечал, что в России в начале царствования Александра II сложилась благоприятная обстановка для проведения социальной реформы, так же как и в Соединенных Штатах в XVIII в., была подготовлена почва для создания устойчивого федеративного демократического государства. По данным В.В. Берви-Флеровского, большинство населения России имело свою землю, орудия труда, что давало возможность провести такую социальную реформу, которая бы продвинула Россию вперед и поставила во главе цивилизации. При этом император имел возможность организовать пропаганду с помощью писателей и литературы в целом, использовать их как движущую силу реформ. Фактически этот образ идеальных реформ совпадает с герценовской идеей «революции сверху».

Однако, как считает В.В. Берви-Флеровский, Александр II не смог выполнить миссии лидера такой «революции сверху». Писатели не стремились оказывать поддержку реформам, не содействовали власти. Деятели реформы, в силу своих убеждений и взглядов, не могли претворить в жизнь намеченных преобразований. Правительство стремилось к повиновению населения, превращению его в верноподданных императорского величества. Однако общество не разделяло подобных идей; оно стремилось к идеалу безграничной свободы. В.В. Берви-Флеровский особенно отмечал проникновение идей Фурье -«нигилизм с идеей торжества безграничной свободы»11. Именно учение Фурье, как утверждает Берви-Флеровский, стало предвестником революционных

потрясений. А почва была создана тем, что общество было не готово принять наряду с либеральной установкой правительственную «опеку». Александр отстранил общество от участия в подготовке реформы, а революция могла стать единственным способом добиться участия общества в реализации правительственных реформ. Берви-Флеровский подчеркивает, что Александр II упустил случай сделать из русских великий народ, но в то же время именно он подтолкнул распространение революционных идей в русском обществе.

Еще один эпизод, укрепивший убеждения Берви-Флеровского -студенческие волнения 1861 г., целью которых была поддержка министра народного просвещения Ковалевского в проведении реформы народного просвещения. Идеи студенческого самоуправления не встретили поддержки, и под воздействием Н.П. Панина и П.А. Строганова университетская реформа не была приведена в исполнение. Император Александр II отправил Ковалевского в отставку, следствием чего стала манифестация студентов, призывавших к реабилитации Ковалевского и поддержке реформы. В.В. Берви-Флеровский присутствовал на ней и считал ее законной. Аресты студентов вызвали волнения и беспорядки в университетах. При этом у В.В. Берви-Флеровского возникает вопрос относительно позиции императора: «Каким образом у него в голове могли совместиться идеи Де Метра (который в свою очередь пропагандировал идеи консервативной направленности) и либеральные реформы?»12. В.В. Берви-Флеровский подал прошение об освобождении студентов и этим навлек на себя подозрения, и дальнейшие действия Берви-Флеровского приводили к проблемам с государственной властью. На фоне всех преследований и разворачивающихся событий у В.В. Берви-Флеровского укрепилась мысль, что образованное общество не имеет опоры, государство и императорская власть не поддержат мирную пропаганду и манифестации. Следовательно, правительство бессильно лишь перед революционной, подпольной пропагандой. Мирные сходки не способны оказать влияние на ход событий, это можно сделать путем революционного движения.

После проведения крестьянской реформы стали организовываться дворянские собрания, преследовавшие цель введения в России конституционного правления. В своей автобиографии В.В. Берви-Флеровский упоминает о тверском дворянском собрании, которое находилось на попечении братьев известного общественного деятеля Бакунина. Пересматривая положения реформы 19 февраля, они предлагали отдавать земли крестьянам в полную собственность с отчуждением от власти помещика. Также они предлагали наделение крестьян полным правом собственности на отводимые им наделы. Итогом деятельности дворянского собрания стал арест его членов. Берви-Флеровский обвиняет правительство в излишней беззаконности.

Еще одним эпизодом, который достоин внимания в автобиографии мемуариста, является его отправка в сумасшедший дом. Непосредственной причиной этого стало выступление Берви в печати с критикой действий правительства в отношении тверских дворян. Находясь там, он встречался и с вполне здоровыми людьми. Они попали в это место в большинстве своем из-за поданных петиций, где они выражали свои права и чаяния, стремясь внести определенный вклад в построение государства на либеральной основе.

Уже находясь в ссылке в Астрахани, В.В. Берви-Флеровский вел активную деятельность в местной газете, за что преследовался властями, получая предупреждения и угрозы с высылкой на каторжные работы. Наряду с этим недовольство у Берви-Флеровского вызывает отношение императора к полякам: он проводил политику усмирения народа, ставил во главе управления «непопулярных» лиц, которые попирают закон и порядок.

Проявления беззакония наблюдались и в России: в «Московских Ведомостях» В.В. Берви-Флеровский прочитал статью под названием «Законность нас губит!». Вероятно, это послужило последним импульсом к окончательному переходу В.В. Берви-Флеровского на сторону революционеров. Он был крайне возмущен действиями правительства, обещающего реформы и вместе с тем применяющего репрессивные методы по отношению к тем, кто стремится к реформам. В.В. Берви-Флеровский заявляет: «Я решился стать на сторону революции и до тех пор быть в революционном лагере, пока в России не водворится правительство, которое будет считать своей священною обязанностью соблюдать законность и охранять права гражданина, проявлять свою свободную личность»13.

Таким образом, путь В.В. Берви-Флеровского в революцию занимает большую часть его жизни. Учеба в высшем учебном заведении совпала с прониканием идей о свободе, выходящих за рамки существующего тогда мировоззрения. В эпоху Александра II, когда наметились основы для проведения либеральных реформ, когда общество готово было поддержать правительство в его начинаниях, его собственная логика объяснения такого перехода сводилась к мысли об ответственности самодержавной власти за нереализованный по ее вине вариант «мирной революции сверху». Император и государственная власть в целом не смогли отойти от устоев предшествующей политической системы и пускали в ход те же орудия воздействия на общество для предотвращения начавшегося процесса либерализации и реформирования. Таким образом, по логике В.В. Берви-Флеровского, революция стала единственным способом улучшения положения в государстве и установления истинной законности.

УДК 94.47

Курицын Артем Игоревич

соискатель кафедры истории России

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, e-mail: dorwward@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ СОЮЗА РУССКОГО

НАРОДА В 1907-1911 ГГ.

Artem I. Kuritsyn

Postgraduate student of department of history of Russia

Belarusian State University, Minsk, Belarus, e-mail: dorwward@mail.ru

TO THE QUESTION ON POLITICAL DELIMITATION OF THE UNION

OF RUSSIAN PEOPLE IN 1907-1911

Аннотация. В статье рассматриваются процессы возникновения и развития черносотенного движения в Российской империи в 1905-1917 гг. сквозь призму взглядов Н.Е. Маркова. Анализируется комплекс вопросов, связанных с расколом Союза русского народа (СРН) в 1907-1911 гг. Особое внимание уделяется осмыслению причин размежевания правых на «крайних» и «умеренных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.