Научная статья на тему 'В учебнике много полемики, и это хорошо'

В учебнике много полемики, и это хорошо Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В учебнике много полемики, и это хорошо»

ждают, что тенденциозность соцреализма берет начало в XIX веке, например, в творчестве Глеба Успенского (из выступления профессора Геллера из Швейцарии на научной конференции в Тамбове в декабре 1994 года). В этих вопросах еще предстоит разобраться.

В итоге отметим, что создание учебника по литературе XX века не по силам одному человеку. Нужна работа авторского коллектива специалистов, использование положительного и отрицательного опыта уже изданных учебников и пособий. А заменой одних классиков другими, введением лишь «возвращенных» писателей невозможно воссоздать исторически достоверную картину развития такого сложного эстетического фено-

мена, каким является литература советского периода, возраст которой исчисляется тремя четвертями уходящего столетия.

1. Русская литература XX века: поиск ориентиров. Ч. 1. Мифы и реальность / Под ред. А.Б. Удодо-ва. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1995.

2. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. С.-Пб.: Специальная литература, 1997.

3. Хьесто Г. и др. Кто написал «Тихий Дон»? М.: Книга, 1997. С. 7-8.

4. Герасимова В. Беглые записки; Зелинский К. В июле 1954 года // Вопросы литературы. 1989. №6. С. 141, 173.

В.Б. Тугов

(.Карачаевок)

В УЧЕБНИКЕ МНОГО ПОЛЕМИКИ, И ЭТО ХОРОШО

Наверное, потому что мы - ближайшие соседи ставропольцев, мы хорошо знаем работы кафедры русской литературы XX века СГУ, не только опубликованные, но и сданные в печать, принимаем участие в их обсуждении. Кафедра успешно работает над учебником по истории русской литературы XX века (1-я половина). Издание осуществляется тремя выпусками. Выпуск - «Общие вопросы. Классика эпохи модернизма», к сожалению, в печати подзадержался, но мы его рецензировали и полагаем, что авторы удачно разработали общую характеристику русской литературы первой трети XX века, которая, по их мнению, имеет особенно важное значение в литературном развитии уходящего столетия. Это был период наибольшего расцвета писательских дарований. Одни из писателей завершили свой жизненный и творческий путь в указанный период, другие продолжали работать и позже, оставаясь верными своему творческому кредо (или же попадая под сокрушительное влияние тоталитарной системы). Но то, что все это - писатели первой трети века, в учебнике ставропольцев показано убедительно: атмосфера 30-40-х годов не взрастила таких больших

талантов. Автор обзорных глав - профессор Л.П. Егорова - подчеркивает единство литературы первой трети века и такие его особенности, как новый тип художественного сознания, новая концепция личности, ведущая роль экзистенциальных мотивов - особенно Эроса и Танатоса, мотивы Апокалипсиса и другие. Глубоко, в новом аспекте раскрывается тема «Интеллигенция и революция». Охарактеризована также жанровостилевая система, реализующая пафос пер-вооткрытия и нового, рожденного Временем, мироощущения.

Выпуск «Советская классика: новый

взгляд», которым студенты нашего университета располагают в большом количестве (около 200 экземпляров), открывается обстоятельной главой о генезисе социалистического реализма, его эволюции и кризисе, о литературных группировках 20-х годов, которые впервые в учебной литературе описаны столь глубоко и полно. Далее следуют персоналии: М. Горький, В. Маяковский,

С. Есенин (автор П.К. Чекалов), А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов (автор Л.П. Егорова). Хотя это тоже классики эпохи модернизма, но с судьбой особенной. Покрытые хресто-

матийным глянцем в советском литературоведении, они подверглись сокрушительной критике или забвению в постперестроечный период. Авторы страстно спорят с такой точкой зрения, раскрывают новые, доселе незнакомые читателям стороны наследия советских классиков. В этих главах много интересного и поучительного, ассоциирующегося с нашей современностью.

Вообще, следует отметить, что в учебнике много полемики, отсылок к трудам литературоведов и критическим статьям. На первый взгляд, это необычно для учебной литературы, но поскольку издается она в переходное время, авторы считают необходимым предоставить студенту возможность ознакомиться с разными точками зрения и обосновать свою. Это делает учебник очень полезным, особенно для студентов-заочников, изданием, ибо поможет им в выполнении контрольных и курсовых работ по данной дисциплине. Каждая глава завершается вопро-

сами и заданиями, что облегчает работу над объемным учебником, позволяет сконцентрировать внимание на главных вопросах. Наши студенты это оценили.

Подробно разработан проспект выпуска «Возвращенная классика», посвященного

A. Платонову, М. Булгакову, М. Пришвину,

B. Набокову, М. Цветаевой, Б. Пастернаку. Здесь также будут подняты актуальные и интересные проблемы. Выпуск будет завершен обзором литературы 1930-1940-х годов, где выделены имена А. Твардовского и Е. Шварца. В целом над учебником работает большой авторский коллектив под руководством профессора Л.П. Егоровой, при активном участии заведующего кафедрой русской литературы XX века СГУ Л И. Бронской.

Мы надеемся, что после завершения работы ставропольских литературоведов студенты получат капитальный учебник по русской литературе первой половины XX века.

Н.Ю. Желтова

(Тамбов)

НУЖЕН ЛИ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ?

Проблема изучения и преподавания литературы русского зарубежья в вузе и школе сегодня достаточно сложна и актуальна. Поэтому выход книги В.В. Агеносова «Литература русского зарубежья (1918-1996)» (М.: Терра; Спорт, 1998) воспринимается как серьезный вклад в ее решение. Монография (именно так она названа в издательской аннотации) рассчитана на весьма широкий круг читателей: от любителей литературы до ас-пирантов-филологов и молодых ученых.

Министерство образования РФ рекомендовало книгу В.В. Агеносова для студентов педагогических вузов и учащихся средних учебных заведений. От предыдущих изданий подобного рода (см., например, «Литературу русского зарубежья» О.Н. Михайлова. М.: Просвещение, 1995) монография В.В. Агеносова отличается тем, что в ней предпринята попытка целостностью подхода к изучению

литературы русского зарубежья всех трех волн русской эмиграции.

И в этой связи учебник имеет ряд несомненных достоинств. Он позволяет составить краткое, но достаточно емкое представление об основных этапах развития литературного процесса русского зарубежья на протяжении всего XX века.

Логично, что большая часть книги посвящена анализу жизни и творчества писателей первой волны эмиграции. В этом разделе среди поэтически оформленных названий глав особо обращают на себя внимание следующие: об Арсении Несмелове «Прошедший все ступени» и о Борисе Поплавском «И писать до смерти без ответа...». В них представлены ценные сведения о выдающихся художниках русского зарубежья, незаслуженно забытых на родине. Может быть, солидный научный материал этих очерков даст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.