Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
и наоборот. Мы один экипаж, мы готовы в любой момент встать на защиту друг друга» [2].
Следовательно, в экипажах МКС не возникало расколов по национальной принадлежности и споров на почве различий политических курсов и существующей конкуренции между Россией и США. Это подтверждают и слова космонавта восьмой экспедиции Александра Калери: «В общем-то, событий, в оценке которых у нас оказывались «совершенно перпендикулярные» мнения не случалось. Как правило, у нас мнения по всем таким событиям совпадали. И каких-то конфликтов мнений мы не помним» [1].
Главная миссия в космосе - изучение физических, химических и медико-биологических процессов в условиях невесомости. Каждый член экипажа имеет обязанности, которые были распределены и четко обозначены задолго до полета. Они включают в себя действия по обслуживанию станции и проведение опытов и исследований. И так как эти задачи очень сложны, совместное их выполнение и плотное взаимодействие - необходимость, исключающая возмож-
ность ведения политических дискуссий, так как это может отрицательно сказаться на пользе сотрудничества.
Таким образом: «космические полеты делают более терпимыми, более выдержанными, более ответственными. На станции, нет границ. На Земле совсем не так» [2]. Следовательно, политической идеологии в космосе нет, так как существует более близкая космонавтам идеология нравственности, организованности и гармонии - идеология космоса.
Библиографические ссылки
1. Газеты.Ru. 2004. URL: http://www.gazeta.ru/mks. shtml.
2. Сураев М. В. Дневник космонавта. 2009. С. 5695. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=48& blogger=&page=l.
3. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2003. С. 75.
© Папушина Н. К., Гурьянов А. С., 2011
УДК 629.73:338
Н. А. Писарев Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
В ТЕНИ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Данный доклад рассматривает влияние политики на развитие гражданской авиации в СССР и России.
Авиация в нашей стране, а также ее предшественнице Советском Союзе, всегда была очень престижной и уважаемой в обществе. Но несмотря всяческий почет и уважение, ее развитие должно стоять в первостепенных задачах у политического руководства.
На протяжении всей истории авиации, ее эволюция из периферийной в основополагающую для экономического и политического престижа страны отрасль, сопровождалась многими взлетами и падениями, связанными с непростыми взаимоотношениями с партийными и политическими деятелями страны. Чего стоит только всем известное «Дело авиаторов», когда по одному мановению руки вождя весь цвет советской самолетной и ракетостроительной промышленности был сослан в лагеря за измену родине (как например арест главнокомандующего ВВС Новикова, а также маршала авиации Худякова, и последующие обвинения в шпионаже, сотрудничеству с западной разведкой, а также в умышленной отправке заведомо неисправных или имеющих серьезные дефекты, машин в серию, а значит и гибель многих летчиков ВВС), а более удачливые, как например Туполев со своей командой инженеров - конструкторов получает добро на работу в шараге - так в период Великой отечественной именовались тюремные КБ, на котором для фронта и трудились передовые умы страны. Решетки на окнах, отсутствие контакта с окружающим миром - все это и многое другое неотрыв-
но каждый день напоминало об их лагерном настоящем, но у них была возможность работать, а вместе с ней - надежда на освобождение.
Но с другой стороны, активное вмешательство политики иногда играло и положительную роль в развитие авиации и космонавтики. Так например соперничество с капиталистическими странами приводило к сжатию сроков подготовок того или иного проекта (как например подготовка полета Юрия Гагарина, или способствование к более раннему полету Ту-144, чем «Конкорда» в декабре 1968 г.)
В 2010 г. в России выпущено всего семь гражданских самолётов. «Это, конечно, очень унылая цифра», - заявил президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности, которое посвящено государственной политике в области авиационной деятельности. По сравнению с 2000 г. количество гражданских аэродромов сократилось почти на 40 %, сообщает пресс-служба Кремля.
«Дело даже не только в сокращении количества (необходимо качество, прежде всего), а основная проблема заключается в том, что инфраструктура многих действующих аэродромов уже не отвечает требованиям к организации полётов, и нам её придётся реконструировать, несмотря на то, что это очень затратная тема. Чтобы изменить ситуацию, из федерального бюджета до 2020 г. на авиационную деятельность планируется выделить более 5 трлн руб. Фактически
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
это в 10 раз больше, чем в предшествующее десятилетие. Основное финансирование пойдет в рамках Государственной программы вооружения, а также шести федеральных целевых программ. Это большие средства, и здесь каждый рубль должен расходоваться с максимальной отдачей», - сказал Д. Медведев.
Первая задача состоит в модернизации аэропортов гражданской авиации, а также в совершенствовании единой системы организации воздушного движения. Вторая задача состоит в обновлении парка гражданских самолетов. Третья ключевая задача - наращивание потенциала военной авиации. Четвертая задача связана с повышением качества и доступности авиационных услуг.
Россия возглавила «черный список» опасных для авиаперелетов стран. Полеты гражданских самолетов в России и странах СНГ заканчиваются катастрофами в 2 раза чаще, чем в Африке и около в 10 раз больше, чем в среднем по миру. С 1953 г. с самолетами Аэрофлота произошло в общей сложности 127 катастроф, в большей степени из-за сильной изношенности техники и выработки ресурса гражданских самолетов. Российские компании закупают, вместо новых моде-
лей, самолеты, налет которых составляет 10-15 лет, тогда как выработка ресурса гражданского самолета составляет 20-25 лет. И не проводя качественного обновления автопарка, мы и имеем подобную статистику.
Российская ГА более чем в 3 раза сократила объем авиаперевозок, и в десятки - выпуск гражданских самолетов. В период с 2003 по 2005 гг. в России ежегодно производится от 11 до 18 самолетов, в то время как Boeing и Aerobús производит до 400 самолетов ежегодно.
Динамика выпуска последних моделей гражданских самолетов показывает неутешительную статистику по уменьшению количества произведенных самолетов в нашей стране. Поэтому, я считаю, что государству необходимо пересмотреть свои приоритеты в отношении отечественной авиации, иначе мы можем остаться за бортом элитного мирового клуба стран, производящих свои самолеты и другую авиационную технику.
© Писарев Н. А., Сидоров И. Т., 2011
УДК 669.713.7
А. Н. Пурхало Научный руководитель - В. А. Козловская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. УГРОЗА ИЛИ НАДЕЖДА НАШИХ ДНЕЙ?
Рассматривается развитие космического туризма, а также положительные и отрицательные стороны этого процесса. Также изучается влияние развития космического туризма на общество в целом, на человека в отдельности и на «туристическую фирму». Дается ответ на вопрос о том, есть ли будущее у космического туризма, и какие последствия возникнут после этого развития.
«Путешествия обнаруживают не столько любопытство наше по отношению к тому, что мы собираемся смотреть, сколько усталость от того, что покидаем», - так утверждает А. Карр, говоря о том, что человека всегда интересовала и интересует недостижимое. Поэтому интерес и любопытство людей к космическому туризму является главной проблемой наших дней: как преодолеть и освоить эти бескрайние пространства.
В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественности начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. Значит сейчас актуально рассмотреть проблемы, связанные с космическим туризмом, и выявить их особенности.
Поэтому передо мной стоит цель: дать определение полезности развития космического туризма. Чтобы достичь этой цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1) сделать анализ уровня развития
космического туризма на данном этапе; 2) выявить его значение для человека; 3) для общества; 4)для «туристической фирмы»; 5) определить уровень необходимости и уровень опасности развития космического туризма.
Для начала необходимо рассмотреть этапы освоения космоса, развитие космического туризма и его особенности.
Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос за определенную плату.
Истоки космического туризма стоит искать вовсе не в середине ХХ в., когда взяла начало эра освоения космоса. Может быть, самой задумке полетов в космос забавы ради уже много сотен лет? Кто-то об этом подумал, кто-то подумал и сказал. Писатели -фантасты подумали и написали об этом в своих произведениях. А кто-то подумал, сказал и попытался воплотить мечту в реальность. Нам, переступившим порог очередного тысячелетия, посчастливилось стать свидетелями того, как эти мечты осуществляются.
Космос можно рассматривать как большое поле деятельности для частного бизнеса, которое сможет