Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), а также около 6 000 линейных гражданских пилотов, на них приходится 232 аэродрома с действующими сертификатами. Плюс около 200 аэродромов в статусе «посадочные площадки», которые не имеют сертификата аэродрома. Государственная регистрация ВС обходится в 2 тыс. рублей и требует личного присутствия в Москве владельца либо его представителя с нотариально заверенной доверенностью. Первоначальное получение СЛГ - до 100 тыс. рублей за легкое воздушное судно, продление СЛГ - до 50тыс. рублей. Аэронавигационные сборы: внутренние полеты (до 5 т.) - 117 руб./100 км., международные (до 50 т.) -938 руб./100 км. Стоимость авиационного бензина -около 70 руб. за литр [3].
Многие десятилетия в нашей стране деятельность гражданской авиации базировалось на советских правовых документах, которые в силу закрытости самого государства были недостаточно согласованы с документами ИКАО. В результате владельцы частных воздушных судов зачастую вынуждены ввозить их в страну в разобранном виде, со снятым двигателем, заново собирать здесь, декларировать, как запчасти, и впоследствии регистрировать летательный аппарат, как единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), то есть самоделку, что противоречит здравому смыслу и вызывает впоследствии дополнительные затруднения, в частности, с квалифицированным техническим обслуживанием.
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации процедура регистрации воздушного судна и регистрации прав на его использование является громоздкой и дорогостоящей, что, в свою очередь, приводит к тому, что ежесуточно над территорией РФ незаконно поднимается более 2000 различных летательных аппаратов, из которых около 200 оказываются в экстремальных условиях, когда могут погибнуть люди. В то же время в сфере авиационной деятельности безопасности полетов действуют более 2500 нормативно-правовых актов, которые зачастую дублируют друг друга или находятся в противоречии друг с другом [4].
По факту - законодательство, планомерно препятствует развитию потенциально доходного и интересного для многих дела.
Опыт других стран доказал, что эта отрасль вполне рентабельна. Основные сферы ее применения -
обучение пилотированию, авиаспорт, патрулирование, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы. В США ежегодный объем налоговых сборов с малой авиации составляет около 4млрд. долларов. Годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около 50млрд. долларов, число рабочих мест превышает 500 000. Количество частных летательных аппаратов с Соединенных Штатах - около 200 000. Особенно развита малая авиация на Аляске, климат и территория которой сопоставимы с дальневосточными регионами России. Она задействует местную инфраструктуру, создавая тем самым условия для развития местного бизнеса [2].
Следовательно, необходимо не усиление карательных мер, как это было с увеличением штрафов за нарушение правил ИВП в 3-5 раз (КоАП РФ, статья 11.3-11.5 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 г. № ЗЗб-ФЗ) [1], а создание условий для вывода из «тени» незарегистрированных летательных аппаратов, находящихся в собственности граждан, для чего надо всего лишь упростить процедуры регистрации воздушных судов (ВС) и получения сертификатов их летной годности (СЛГ), а также пересмотреть ставки платежей за их осуществление.
Библиографические ссылки
1. Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства. Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов [Электронный ресурс]. 07.11.2011. URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_12.html#p301 1(дата обращения: 22.03.2013).
2. Журнал «Частная авиация» [Электронный ресурс] № 6. 2012. URL: http://sim-avia.com/m6/ Default.html. С. 16-18. (дата обращения: 22.03.2013).
3. Журнал «Частная авиация» [Электронный ресурс] № 5. 2012. URL: http://sim-avia.com/m5/ Default.html. С. 54-55. (дата обращения: 22.03.2013).
4. По материалам форума владельцев частных ВС [Электронный ресурс] URL: http://saon.ru/ forum/viewtopic.php?t=841 (дата обращения: 28.03.2013).
© Голубкина М. Г., Русакова О. А., 2013
УДК 669.713.7
К. О. Горнаков Научный руководитель - А. А. Тигашёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ: РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Космический туризм в России в настоящее время является не только интересным вопросом для обывателя, но и вопросом который должны поставить перед собой органы власти, так как космический туризм еще не развитая экономическая ниша нашего государства, которая сможет поднять экономический уровень страны.
«Если коровы станут летать, то мне в космосе де- тана Зелёного м/ф «Тайна третьей планеты»? Помни-лать нечего» - помните эту знаменитую фразу капи- те, как мы грезили, после просмотра этого мульт-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
фильма или прочтения многочисленной фантастической литературы, что однажды и мы окажемся в межзвездном недосягаемом пространстве и прикоснемся к таинствам нашей Вселенной? Однако, смотря на сегодняшнюю ситуацию, капитана Зеленого можно успокоить, потому что коров в космосе не будет наблюдаться еще очень и очень долгие годы (исключение может составить лишь идея того, что какая-нибудь космическая компания запустит Буренку и Майку по примеру Белки и Стрелки) [1].
Аналогичная ситуация складывается и с людьми, в частности с космическим туризмом. СМИ то и дело мелькают заголовками о развитии космических кораблей и об освоении космоса людьми. Нашим глазам предстают названия таких компаний, как Virgin Galactic, EADS Astrium, Bigelow Aerospace, Blue Origin, Rocketplane, Space Adventures, Scaled Composites, The Spaceship Company. Стоит заметить, что все это частные компании и все они американские. В России же можно выделить лишь РКК «Энергия» и «Атлас Аэроспейс». Некогда занимавшийся космическим туризмом Роскосмос взял долгий перерыв, так как на МКС увеличилась штатная численность [1].
Почему развитие космического туризма в России отошла на дальний план - вот уж настоящая тайна третьей планеты. В большей степени данная отрасль окажет положительное влияние на развитие космического дела в нашей стране, как в плане развития техники, так и экономики, об этом говорил и Александр Лавейки - советский космонавт. Он считает, что у космонавтики в России большие проблемы, а космический туризм - единственная возможность поддерживать эту отрасль в жизнеспособном состоянии. Подобным образом не понятна критика космотуризма в плане его «бесперспективности», «бессмысленной траты денег на строительство техники, которая не приносит всенародного блага» и «вытягиванием денег из российских туристов - толстосумов, которые должны помогать своим согражданам, умирающим в бедности». Это будет звучать цинично, однако, касательно последней цитаты, если «российские туристы-толстосумы» не полетят в космос, то они полетят на Кипр, а это уж точно не принесет никакой пользы. Космический туризм - это такая же часть космического дела, как и ракетостроение или изобретение новых спутниковых систем, он является еще одним шагом в развитии науки и техники, к тому же довольно прибыльным, и вполне может окупить себя и приносить доход в долгосрочной перспективе. Потому авторам подобных высказываний предлагаю ознако-
миться с Законом РФ «О космической деятельности». Статья 3, Цели космической деятельности. Целями космической деятельности являются:
• содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
• укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
• содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
• дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
• развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности [3].
В свете этого закона хотелось бы отметить, что правильное развитие космического туризма в России приведет не только к открытию новой ниши бизнеса, или скачку космической техники, оно ведет к улучшению экономического состояния страны в целом. Государство, на мой взгляд, обязано стимулировать такие программы и компании, потому что космическая деятельность, несомненно, требует постоянных денежных вложений и поддержки [2].
Космический туризм можно смело назвать одной из опор российской космонавтики и России в целом, но это субъективное мнение, которое вполне могут оспорить эксперты данной области. Но я бы все же подумал над тем, что если когда-нибудь на Марсе будут цвести яблоки, то какого сорта они будут - Антоновка, или все же Golden Delicious и какие плоды они могут принести для нашей страны.
Библиографические ссылки
1. Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/science/
2. ИД «Галицкие контакты». URL: http://kont-rakty.ua/article/30862/.
3. КонсультантПлюс. URL: http://www.consul-tant.ru/.
© Горнаков К. О., 2013
УДК 669.713.7
М. А. Грачёва Научный руководитель - А. А. Тигашёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА
Проблема засорения космического пространств является международной. По расчетам через 15-30 лет ближний Космос будет полностью засорен и будет непригоден для полетов, поэтому вопрос о решении про-