Научная статья на тему 'Космический туризм. Угроза или надежда наших дней?'

Космический туризм. Угроза или надежда наших дней? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
476
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пурхало А.Н., Козловская В.А.

Рассматривается развитие космического туризма, а также положительные и отрицательные стороны этого процесса. Также изучается влияние развития космического туризма на общество в целом, на человека в отдельности и на «туристическую фирму». Дается ответ на вопрос о том, есть ли будущее у космического туризма, и какие последствия возникнут после этого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космический туризм. Угроза или надежда наших дней?»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

это в 10 раз больше, чем в предшествующее десятилетие. Основное финансирование пойдет в рамках Государственной программы вооружения, а также шести федеральных целевых программ. Это большие средства, и здесь каждый рубль должен расходоваться с максимальной отдачей», - сказал Д. Медведев.

Первая задача состоит в модернизации аэропортов гражданской авиации, а также в совершенствовании единой системы организации воздушного движения. Вторая задача состоит в обновлении парка гражданских самолетов. Третья ключевая задача - наращивание потенциала военной авиации. Четвертая задача связана с повышением качества и доступности авиационных услуг.

Россия возглавила «черный список» опасных для авиаперелетов стран. Полеты гражданских самолетов в России и странах СНГ заканчиваются катастрофами в 2 раза чаще, чем в Африке и около в 10 раз больше, чем в среднем по миру. С 1953 г. с самолетами Аэрофлота произошло в общей сложности 127 катастроф, в большей степени из-за сильной изношенности техники и выработки ресурса гражданских самолетов. Российские компании закупают, вместо новых моде-

лей, самолеты, налет которых составляет 10-15 лет, тогда как выработка ресурса гражданского самолета составляет 20-25 лет. И не проводя качественного обновления автопарка, мы и имеем подобную статистику.

Российская ГА более чем в 3 раза сократила объем авиаперевозок, и в десятки - выпуск гражданских самолетов. В период с 2003 по 2005 гг. в России ежегодно производится от 11 до 18 самолетов, в то время как Boeing и Aerobús производит до 400 самолетов ежегодно.

Динамика выпуска последних моделей гражданских самолетов показывает неутешительную статистику по уменьшению количества произведенных самолетов в нашей стране. Поэтому, я считаю, что государству необходимо пересмотреть свои приоритеты в отношении отечественной авиации, иначе мы можем остаться за бортом элитного мирового клуба стран, производящих свои самолеты и другую авиационную технику.

© Писарев Н. А., Сидоров И. Т., 2011

УДК 669.713.7

А. Н. Пурхало Научный руководитель - В. А. Козловская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. УГРОЗА ИЛИ НАДЕЖДА НАШИХ ДНЕЙ?

Рассматривается развитие космического туризма, а также положительные и отрицательные стороны этого процесса. Также изучается влияние развития космического туризма на общество в целом, на человека в отдельности и на «туристическую фирму». Дается ответ на вопрос о том, есть ли будущее у космического туризма, и какие последствия возникнут после этого развития.

«Путешествия обнаруживают не столько любопытство наше по отношению к тому, что мы собираемся смотреть, сколько усталость от того, что покидаем», - так утверждает А. Карр, говоря о том, что человека всегда интересовала и интересует недостижимое. Поэтому интерес и любопытство людей к космическому туризму является главной проблемой наших дней: как преодолеть и освоить эти бескрайние пространства.

В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественности начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. Значит сейчас актуально рассмотреть проблемы, связанные с космическим туризмом, и выявить их особенности.

Поэтому передо мной стоит цель: дать определение полезности развития космического туризма. Чтобы достичь этой цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1) сделать анализ уровня развития

космического туризма на данном этапе; 2) выявить его значение для человека; 3) для общества; 4)для «туристической фирмы»; 5) определить уровень необходимости и уровень опасности развития космического туризма.

Для начала необходимо рассмотреть этапы освоения космоса, развитие космического туризма и его особенности.

Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос за определенную плату.

Истоки космического туризма стоит искать вовсе не в середине ХХ в., когда взяла начало эра освоения космоса. Может быть, самой задумке полетов в космос забавы ради уже много сотен лет? Кто-то об этом подумал, кто-то подумал и сказал. Писатели -фантасты подумали и написали об этом в своих произведениях. А кто-то подумал, сказал и попытался воплотить мечту в реальность. Нам, переступившим порог очередного тысячелетия, посчастливилось стать свидетелями того, как эти мечты осуществляются.

Космос можно рассматривать как большое поле деятельности для частного бизнеса, которое сможет

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

приносить немалые доходы. Конкуренция уже достаточно ощутимая. Организация полетов в космос на коммерческой основе - полноценный и, что самое главное, рентабельный бизнес. Здесь действуют те же законы рынка, имеются потребители, готовые заплатить достаточно денег за яркое приключение.

Чтобы заработать свои деньги, необходимо привлечь потенциального клиента. Сегодня Space Adventures предлагает побывать в космосе за 25 миллионов долларов. Для кого-то эта сумма может показаться астрономической, в то время как для некоторых - вполне приемлемой

Что касается перспективных проектов и планов развития бизнеса космического туризма, то здесь всё зависит от изобретательности предпринимателей. Схема несложная - заставить идею, пусть даже самую сумасшедшую, работать и приносить прибыль. Поэтому, можно сказать, что это очень выгодный бизнес для «туристической фирмы».

Желание человека проникнуть на территорию космоса обусловлено особенностями его психики. Современные нейронауки доказывают, что по своей психологии человек стремится реализовать себя как в быту, так и материализовать свои внутренние творческие потенциалы в масштабных проектах. Поэтому освоение космоса является естественным желанием психики перейти с этапа планетарного развития на этап космического. Именно это позволяет каждому поколению становиться на новый уровень внутреннего совершенства для реализации космических проектов.

С точки зрения философии формирование личности планетарно-космического типа является абстрактным, идеальным образом человека будущего, к которому должна стремиться любая современная образовательная система. Именно личность планетарно-космического типа в состоянии качественно и полномасштабно освоить окружающую космическую среду и постичь Вселенную в целом.

Но для общества могут существовать и проблемы. К третьему тысячелетию человечество активно изучает и исследует космос. Число космических полетов растет, но они постоянно сталкиваются с рядом проблем. Одной из таких проблем является проблема экологии космоса, то есть вопрос о его загрязненности объектами так называемого космического мусора.

Космический мусор - все антропогенные объекты, которые находятся на околоземной орбите или возвращаются в атмосферу, включая фрагменты или части тех объектов, которые закончили свое активное существование.

Для примерного представления об объектах загрязнения космического пространства, разрабатывают математические модели его засоренности. Тенденции, установленные на основе моделей, заключаются в следующем:

Если космические полеты будут проходить так же, как и раньше, то в будущем загрязнение космического пространства ускориться из-за столкновений, связанных с увеличением массы на орбите.

Фрагменты мусора, образовавшиеся после взрывов, могут стать в XXI в. одним из главных источников загрязнения.

Фрагменты, образовавшиеся в результате столкновений, могут порождать последующие загрязнения, это приведет к росту загрязненности в геометрической прогрессии.

Избежать этого можно путем уменьшения нагрузки на нижнюю околоземную орбиту. Также проблема состоит в возращении в атмосферу Земли космических объектов. За последние 40 лет их не возвращено более 16 000.

Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться пионерам космического туризма, отрасль уверенно развивается. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями событий, которых ждали десятилетиями. Нам, обывателям, сегодня остается лишь спокойно наблюдать за становлением эпохи коммерциализации космоса и надеяться, что совсем скоро стать космонавтом сможет каждый. Кто знает, может мы, простые смертные, через десяток-другой лет сможем бороздить галактики, как это делают любимые герои фантастических фильмов.

Таким образом, развитие космического туризма -это неизбежность, которая при всех своих недостатках станет двигателем прогресса, науки, коммерции. Это отражение планетарно-космических свойств психики человека - идеального образа человека будущего.

© Пурхало А. Н., Козловская В. А., 2011

УДК 629.73:338

И. Л. Пчелин Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

В ТЕНИ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

За всю историю российской военной авиации и авиации в целом никогда не было такой ситуации, чтобы взгляды правительства и военного руководства на ее место и роль в системе вооружений ВС совпадали не только между собой, но и с действительной потребностью государства в количественном и качественном состоянии военной авиации.

Начнем с того, что еще во времена зарождении В скором времени на авиацию обратили внимания авиации, ее перспективы были значительны. Авиация военные, которые видели что это новое изобретение была новой ветвью развития человечества. сможет дать значительное преимущества в видении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.