Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
действует на людей космос и самим фактом своего существования и притяжением звездного неба. Он возбуждает фантазию и побуждает к развитию. Исследования Вселенной и освоение космоса стимулирует научно-технический прогресс и объединяет людей.
Космическая тема занимает большое место в литературе и искусстве, кино и музыке, где наряду с серьезными произведениями, в которых осмысливаются важнейшие вопросы, связанные с изучением Вселенной и сопутствующих этому проблемах, немало коммерческих, тематика которых является продолжением и выражением примитивизма - пошлости и агрессивности людей. Как и другие области знаний и сферы деятельности людей, космическая тема не увязана с другими областями знаний и деятельности людей, отражая их разобщение, и развивается неравномерно. Есть и еще одно важное обстоятельство - космическая сфера сложна и дорогостояща, потому работы в ней по силам экономически развитым и крупным странам. Однако, какими бы разными ни были социальные и политические устремления людей, изучая и пытаясь осваивать космос во всем его величии, труд-нопостижимости и труднодоступности, они объединяют усилия, и тем самым показывают, что только сообща люди способны преодолеть притяжение Земли и Солнца и отправиться к другим мирам [2].
Значение космоса для людей значительно больше и шире, чем только космические полеты и встречи с другими разумными существами, - из космоса люди
возникли, в космос стремятся, и чем больше они будут знать о космосе, тем лучше узнают себя и реализуют свое предназначение! Люди многого ждут от космоса, но прежде всего они хотят найти другую, внеземную жизнь. Размышляя над тем, зачем это людям, можно говорить о естественных любознательности и поиску нового, но можно предположить и то, что в космосе люди хотят найти ответы на вопрос о том, какие они сами, зачем они появились и живут? Хотя тому и нет прямого подтверждения, но, как верующие верят в высший Божий промысел, так и немало людей, отнюдь не невежд, верят в высший космический разум или каким-то шестым чувством, а может быть своей острой мыслью осознают некий великий замысел природы... Вероятно, все происходящее во Вселенной не случайно и человек возник для того, чтобы познавая ее законы, осознавать и реализовать свое предназначение и замысел Природы.
Библиографические ссылки
1. Человеку нужно стремиться в космос, чтобы понять себя // РИА новости. Разд. «Наука и технологии». 2010. URL: http://www.rian.ru/science/20100526/ 238691833.html.
2. Человек и вселенная - бесконечность и надежда // Релга. 2008. № 14/177. URL: http://ocheloveke. narod.ru/doc/cezeko. htm.
© Орлова А. С., Черяпина Л. А., Чанышева Н. А.,
Дуреев С. П., 2011
УДК 32
Н. К. Папушина Научный руководитель - А. С. Гурьянов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОСМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Рассмотрена возможность существования и развития космической идеологии.
Растет значимость исследований в космосе и все больше средств выделяется на освоение космических пространств.
Крупнейшим за последнее десятилетие считается проект Международной космической станции. Ее экипаж - команда, от двух до шести космонавтов. Это могут быть люди из разных стран, разных вероисповеданий, разных политических взглядов, прошедшие долгую и сложную физическую и психологическую подготовку. Несмотря на расхождение в политических мнениях на Земле, они не имеют конфликтов и разногласий на станции.
Причиной этого является, по нашему мнению, воздействие совершенства космоса, который представляет собой явление организованности, упорядоченности и сложности. В космосе как оформлении совершенства заключена полнота и завершенность мира. Поэтому космонавты независимо от своих политических и религиозных убеждений, прилетая на орбиту, принимают идеологию гармонии, в соответ-
ствии с которой «красота, согласие, совершенство здесь становятся важнейшими характеристиками космоса. Мир предстает как единство хаоса и космоса, как организация» [3].
Понимая и проникаясь этой идеей, космонавты сами начинают действовать как один слаженный живой механизм, сотрудничают и взаимодействуют в условиях отсутствия политической идеологии, отсутствия политических и межнациональных разногласий.
30 сентября 2009 г. с Земли стартовал корабль Союз ТМА-16 с двумя космонавтами на борту, одним из которых был Максим Сураев - лётчик-космонавт Российской Федерации. В блоге, который он вел, находясь на МКС, на вопрос Председателя Государственной думы Бориса Грызлова о том, как складываются отношения между российскими и иностранными космонавтами, Сураев ответил: «Да отлично складываются! Полное взаимопонимание, взаимовыручка. Если Джефф (Уиллиамс, астронавт НАСА. - ред.) меня о чем-то попросит, я ему обязательно помогаю,
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
и наоборот. Мы один экипаж, мы готовы в любой момент встать на защиту друг друга» [2].
Следовательно, в экипажах МКС не возникало расколов по национальной принадлежности и споров на почве различий политических курсов и существующей конкуренции между Россией и США. Это подтверждают и слова космонавта восьмой экспедиции Александра Калери: «В общем-то, событий, в оценке которых у нас оказывались «совершенно перпендикулярные» мнения не случалось. Как правило, у нас мнения по всем таким событиям совпадали. И каких-то конфликтов мнений мы не помним» [1].
Главная миссия в космосе - изучение физических, химических и медико-биологических процессов в условиях невесомости. Каждый член экипажа имеет обязанности, которые были распределены и четко обозначены задолго до полета. Они включают в себя действия по обслуживанию станции и проведение опытов и исследований. И так как эти задачи очень сложны, совместное их выполнение и плотное взаимодействие - необходимость, исключающая возмож-
ность ведения политических дискуссий, так как это может отрицательно сказаться на пользе сотрудничества.
Таким образом: «космические полеты делают более терпимыми, более выдержанными, более ответственными. На станции, нет границ. На Земле совсем не так» [2]. Следовательно, политической идеологии в космосе нет, так как существует более близкая космонавтам идеология нравственности, организованности и гармонии - идеология космоса.
Библиографические ссылки
1. Газеты.Ru. 2004. URL: http://www.gazeta.ru/mks. shtml.
2. Сураев М. В. Дневник космонавта. 2009. С. 5695. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=48& blogger=&page=l.
3. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2003. С. 75.
© Папушина Н. К., Гурьянов А. С., 2011
УДК 629.73:338
Н. А. Писарев Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
В ТЕНИ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛИТИКИ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Данный доклад рассматривает влияние политики на развитие гражданской авиации в СССР и России.
Авиация в нашей стране, а также ее предшественнице Советском Союзе, всегда была очень престижной и уважаемой в обществе. Но несмотря всяческий почет и уважение, ее развитие должно стоять в первостепенных задачах у политического руководства.
На протяжении всей истории авиации, ее эволюция из периферийной в основополагающую для экономического и политического престижа страны отрасль, сопровождалась многими взлетами и падениями, связанными с непростыми взаимоотношениями с партийными и политическими деятелями страны. Чего стоит только всем известное «Дело авиаторов», когда по одному мановению руки вождя весь цвет советской самолетной и ракетостроительной промышленности был сослан в лагеря за измену родине (как например арест главнокомандующего ВВС Новикова, а также маршала авиации Худякова, и последующие обвинения в шпионаже, сотрудничеству с западной разведкой, а также в умышленной отправке заведомо неисправных или имеющих серьезные дефекты, машин в серию, а значит и гибель многих летчиков ВВС), а более удачливые, как например Туполев со своей командой инженеров - конструкторов получает добро на работу в шараге - так в период Великой отечественной именовались тюремные КБ, на котором для фронта и трудились передовые умы страны. Решетки на окнах, отсутствие контакта с окружающим миром - все это и многое другое неотрыв-
но каждый день напоминало об их лагерном настоящем, но у них была возможность работать, а вместе с ней - надежда на освобождение.
Но с другой стороны, активное вмешательство политики иногда играло и положительную роль в развитие авиации и космонавтики. Так например соперничество с капиталистическими странами приводило к сжатию сроков подготовок того или иного проекта (как например подготовка полета Юрия Гагарина, или способствование к более раннему полету Ту-144, чем «Конкорда» в декабре 1968 г.)
В 2010 г. в России выпущено всего семь гражданских самолётов. «Это, конечно, очень унылая цифра», - заявил президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности, которое посвящено государственной политике в области авиационной деятельности. По сравнению с 2000 г. количество гражданских аэродромов сократилось почти на 40 %, сообщает пресс-служба Кремля.
«Дело даже не только в сокращении количества (необходимо качество, прежде всего), а основная проблема заключается в том, что инфраструктура многих действующих аэродромов уже не отвечает требованиям к организации полётов, и нам её придётся реконструировать, несмотря на то, что это очень затратная тема. Чтобы изменить ситуацию, из федерального бюджета до 2020 г. на авиационную деятельность планируется выделить более 5 трлн руб. Фактически