Научная статья на тему 'В соцсетях говорят на русском'

В соцсетях говорят на русском Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В соцсетях говорят на русском»

что барьер приобщения к русскому языку не в структурных или субъективных ограничениях, а в переизбытке источников, их вседоступности, приводящей к информационному шуму. Жизнь языка, а значит, его привлекательность в качестве иностранного, определяется тем, производит ли этот язык продукт сопоставимого с международными аналогами уровня передачи и доступа к информации.

Подведем итоги. Русистам ничего не нужно, кроме живой и честной языковой среды, в которой разворачиваются самобытные смыслы. Культура должна быть живой, только тогда она может быть и привлекательной. Остальное - дело техники. Для этого, как ни странно, очень полезно глубоко знать и любить (!) культуру и язык ваших учеников. Уровень знания иностранного языка со стороны преподавателя обеспечивает глубину проникновения в чужое культурное пространство, диалектически объединяя его со своим в синтез, столь необходимый для прогресса цивилизации.

Мухаббат Саидова

В соцсетях говорят на русском

Когда я узнала тему эссе, то немного растерялась: можно, модно, выгодно... Разве эти понятия применимы к русскому языку? Но потом я решила, что на эту тему лучше поговорить с молодежью, с будущим моей страны. Среди своих учеников провела опрос на тему эссе. И вот что говорят мои воспитанники:

Марджона Норова: «Чтобы лучше понимать друг друга, нужно знать русский

Мухаббат Саидова,

учитель русского языка среднего общеобразовательного учреждения №60 (Душанбе, Таджикистан)

язык, его знание необходимо каждому культурному человеку. Ведь не зря таджикский дипломат, просветитель, писатель Ахмад Дониш сказал, что знание русского языка является важнейшим средством приобщения народов Средней Азии к русской культуре».

Сайехати Анвар: «Представляю, что путешествую по России, и вдруг меня о чем-то спрашивают... Думаю, станет стыдно, что не знаю русского языка. Для меня важно знать этот язык!»

Мавзуна Одинаева: «Мне нужен русский язык. Ведь моя мечта - поступить в МГУ и получить достойное образование мирового уровня».

Паримох Давлатова: «Нам нужно больше читать на русском, смотреть фильмы. И тогда мы приобщимся к мировой русской науке и культуре».

Зухро Сафарова: «Для меня выгодно знание русского языка. Оно поможет в будущем найти хорошую работу. Это модно! В интернете у меня много друзей, с ними в «Одноклассниках», Фейсбуке, а также по скайпу я говорю по-русски. Чувствуешь себя какой-то несовременной, немодной, когда не знаешь языка Пушкина и Чехова».

Манучехр Халимов: «Несмотря на то что грамматика русского языка сложна для меня, я стараюсь правильно писать и говорить на неродном для меня языке. И в этом мне помогает моя учительница, а также некоторые телевизионные передачи на русском языке».

Моим десятиклассникам точно нужен «великий и могучий» язык миллионов людей. Судьба этого языка во многом зависит у нас в Таджикистане от рядовых учителей школ. Надо признать, что у нас слабая речевая среда и зачастую русскую речь можно услышать только на уроке. Это модно, так как в социальных сетях говорят на русском, и незнание языка ставит тебя в неудобное положение. Это выгодно! Большинство детей хотят получить российское образование и найти престижную работу.

К сожалению, быть учителем у нас немодно. Не только учителем русского языка, а вообще, работать в школе не хочет ни один опрошенный мною ученик. Редко встретишь выпускника, выбравшего педагогическую стезю. Популярны у нас юристы, программисты, архитекторы. Все определяется финансами, кто и сколько зарабатывает. Мне тяжело думать, кто в будущем научит наших детей и внуков русскому языку, познакомит с русской культурой и искусством.

А вот за свою семью я радуюсь. Она тесно связана с русским языком. Мой супруг - учитель в лицее, учит школьников «великому и могучему» вот уже 22 года, сама я также работаю в столичной школе №60, десять лет преподаю учащимся с таджикским языком обучения. Старший сын Джамшед учится в 9-м русском классе, входит в объединение юных инспекторов движения (ЮИД), в прошлом году побывал в Анапе на слете ЮИД стран СНГ Младший Сардор в этом году оканчивает первый класс, мы долго уговаривали его учиться в таджикской школе, но он упорно отказывался, говорил, что будет учиться только в классе с русским языком обучения. Добился своего. Дома у нас чаще других языков звучит русская речь, сыновья смотрят детские передачи и фильмы на каналах «Россия», «Звезда», папу всегда интересуют новости мира, а я люблю смотреть российские фильмы после работы.

2017 год объявлен в Таджикистане объявлен Годом молодежи. И это не случайно. 70% населения страны -это молодежь. Не буду лукавить, «великий и могучий» не очень популярен среди них. Большинство хотят выучить английский язык, в будущем мечтают учиться в Америке или Англии, найти престижную работу и заработать побольше денег. Есть и те, кто предпочитает китайский язык, его преподают в гимназиях столицы, открыты с китайского языка. На базарах часто слышится

| китайская речь, некоторые вчерашние выпускники ра-

¡2 ботают переводчиками.

Во всех школах Таджикистана изучение русского | языка обязательно. Ученики 2-11-х классов изучают рус-

* ский 2-3 часа в неделю. С прошлого года учителям раз-

| решили делить классы на подгруппы, но положение дел,

« на мой взгляд, пока не изменилось. Думаю, сначала надо

° было организовать кабинеты русского языка, воспитать

<3 молодых специалистов, привлечь в школы новые кадры,

| а пока вся эта нагрузка ложится на плечи тех же самых

учителей, преданных своему делу.

А моя будничная педагогическая жизнь продолжается. В феврале 2017 г. были подведены итоги международного дистанционного конкурса по языкознанию «Русский медвежонок». Как радовались мои ученики своим первым результатам в этом конкурсе! Все без исключения получили сертификаты. Баллы невысокие, но главное для нас - это участие, проверка своих знаний. С нетерпением ждем очередного этапа конкурса.

По субботам мы с учениками посещаем национальную библиотеку. Дети с увлечением работают на компьютере, общаются в интернете с друзьями, читают книги на русском языке. Особенно нравятся им небольшие чеховские рассказы. Теперь мои ребята знают о тяжелой судьбе Ваньки, о том, что означает слово «хамелеон», сочувствуют учителю древнегреческого языка Беликову.

В начале апреля вместе с учениками переживали за пострадавших во время теракта в метро Санкт-Петербурга. Пол-урока дети осуждали деяния террористов, не имеющие ничего человеческого. Вспоминали также детей Беслана, школьников Стокгольма, народ Сирии.

Участвовала я и в тотальном диктанте в Российском центре науки и культуры (Россотрудничество). Со слезами выводила первые строки текста «Город на реке»:

«В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли». Я никогда не была в Санкт-Петербурге, но читала про Пискаревское кладбище, где похоронены сотни тысячи людей, погибших в блокадном Ленинграде. Об этом я рассказываю своим ученикам, когда речь идет о городах-героях, о Великой Победе.

Учебно-воспитательную работу в школе веду в кабинете русского языка, закрепленного за мной. Оформили его в силу своих возможностей: подготовили таблицы, книжки-раскладки по творчеству известных русских писателей и поэтов, повесили баннеры с высказываниями о русском языке. К нехватке учебных пособий, художественной литературы мы уже привыкли. Порою нахожу нужную литературу в домашней библиотеке, несу на урок. Было бы здорово, если бы Россотрудничество, наряду с интересными круглыми столами и вебинарами помогало книгами и учебной литературой.

Проведение предметной Недели русского языка стало уже школьной традицией. К ней тщательно готовятся все, особенно девочки. Заранее учим стихи, ведь каждому хочется с микрофоном в руках выступить на утренней линейке, затем оформляем фойе стенгазетами и плакатами. В этом году Неделя была посвящена А.С. Пушкину. И она прошла, как обычно, замечательно. Весь педагогический коллектив уверен: когда в школе идет Неделя русского языка, оживает все вокруг. Красочные костюмы героев сказок Пушкина, презентации в компьютерном классе, бурное разгадывание кроссвордов и головоломок во время перемены радуют всех: учителей, родителей и даже проверяющих из районо.

Думаю, что нынешнее поколение сделает правильный выбор. И выбор будет за русским языком, как бы ни называли этот выбор: можно, модно или выгодно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.