Научная статья на тему 'В поисках адекватной самооценки'

В поисках адекватной самооценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках адекватной самооценки»

л качалова 3 поисках адекватной

Шадринский государственный

педагогический институт СаМООЦЄНКИ

В современной системе высшего образования сложилась потребность в переходе от традиционной логики трансляции знаний в готовом виде к их активному и творческому освоению. При разработке новой стратегии обучения стало очевидно, что далеко не все знания усваиваются студентами, а лишь те, в которых они видят личностный смысл, которые представляют практическую ценность и выступают средством достижения жизненных целей. В таком обучении необходимо учитывать знания, полученные вне институционально организованного процесса, - такие знания и составляют вита-генный опыт.

В работах многих ученых витаген-ный (жизненный) опыт учащихся рассматривается как условие успешного и сознательного овладения научными знаниями, преодоления формализма в обучении, активизации учащихся при усвоении теоретического материала, проблемного подхода к выдвижению познавательных задач на уроке.

Анализ литературы привел нас к выводу, что до недавнего времени вопрос о роли жизненного опыта учащихся в обучении рассматривался лишь как психологическая проблема. Педагогические вопросы, связанные с востребованием витагенной информации в учебном процессе, изучены не-

достаточно: не вскрыто соотношение опыта с научными знаниями, не показано влияние витагенного опыта на формирование целостного отношения к учебе и т.п.

Вместе с тем в концепции А.С. Белкина мы находим развернутую картину витагенного обучения. Автор корректно рассматривает витагенный опыт как основу целостного отношения к знанию и незнанию, как основу личностно-ориентированного обучения [1]. В диссертационном исследовании Д.В. Качалова представлена технология воспитания интереса к учительскому труду на основе витагенного опыта старшеклассников [2].

Витагенный опыт и жизненный опыт. Это не одно и то же! Начнем со слагаемых: «вита» - жизнь и «генный»

- рождаемый, то есть рождаемый жизнью. Значит, ключевое слово - «прожито». Если человек прожил события, они становятся значимыми. Не случайно профессор А.С. Белкин определяет ви-тагенный опыт как информацию, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Такая информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность [3].

События, которые откладываются в памяти человека как нечто случайное, несущественное, - это всего лишь опыт жизни - не витагенный.

Попытаемся ответить на вопрос: как использовать витагенный опыт в процессе подготовки будущего учителя при изучении психолого-педагогических дисциплин?

Первоначально определим «зоны» нахождения витагенной информации в учебно-познавательном пространстве. Ядром является дидактическая зона, которая разрабатывает конкретно-методическое обеспечение процесса интеграции психолого-педагогического знания и витагенного опыта. Психологическое «поле» является хранителем главного и резервного запаса витаген-ной информации в подсознании человека, что обнаруживается в самых разнообразных проявлениях личности, способах мышления, в мотивации, влечениях, импульсах и пр. Голографическая зона подразумевает систему способов, направленных на объемное, многомерное изучение знания. В рамках обучения и воспитания она проявляется с позиции трех проекций: витаген-ной - востребование преподавателем информации для изложения нового знания; дидактической - идущей от преподавателя научной информации и конструирующей - информации, идущей от любого дополнительного источника.

Следует заметить, что каждая из этих зон пластично сочетается с другой и представляет собой некое «фрактальное множество», которое предоставляет возможность преподавателю использовать информацию витагенно-го характера как источник знания по типу «выращивания фрактала во множестве Мадельброта: выращивания линий, меняя каждый раз длину и направление этих линий». То есть востребование витагенной информации может

быть неоднократно осуществлено на каком-либо источнике во множестве ситуаций. Скажем, в психологии и педагогике «поведение» является как самостоятельным, так и общим понятием. Чтобы придать этому понятию многомерность можно обратиться к произведениям художественной литературы. К примеру, большой мастер описания поведения Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» так повествует о первом бале Наташи Ростовой:

« ... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица . у нее была одна мысль: “Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины” ... Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувства, понял, что она была начинающая, и подошел к графине Ростовой. . Князь Андрей с учтивым поклоном подошел к Наташе и предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».

Итак, мы сталкиваемся с внутренними переживаниями Наташи: она с нетерпением ждет приглашения на танец, и в то же время ею начинает овладевать отчаяние . сталкиваемся с дыханием, жестами, движениями и познаём, что это важные описания психологического значения и предмет обсуждения в педагогической интерпретации. Это

одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего (психологического) состояния, и непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений с другими людьми (педагогическое значение); это и предмет собственного контроля (психолого-педа-гогическое значение), и средства общения между людьми.

Какие источники можно считать витагенными, способными обеспечить глубинное усвоение знаний по изучаемым психолого-педагогическим дисциплинам? Прокомментируем их.

1. Удивительно, что детские сказки таят в себе огромный научно-обоснованный, практически и теоретически значимый материал. Например, при изучении темы «Методы исследования в психологии» для усвоения такого метода, как интроспекция, студенты постепенно «подводятся» к его составляющим - самопознание, самооценка и самосознание. Замечено, что данный метод «ничего не говорит» студентам без опоры на витагенный опыт. Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» позволяет сказать лучше и доступнее, чем академичное объяснение этих явлений. Можно подвести студентов к тому, что процессы самопознания и оценки себя гораздо более сложны и продолжительны, чем акт интроспекции. Во-вторых, сведения о себе мы получаем не только из самонаблюдения (а часто и не столько), но и из внешних источников. Ими являются объективные результаты наших действий, отношение к нам других людей и т.п. И лучше, чем сказал об этом Г.Х. Андерсен, сказать трудно. Вспомним тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: «Убейте меня!», всё еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной интроспекции изменить самооценку, если бы

восхищенные сородичи не склонили перед ним головы?

2. Средства массовой информации позволяют в эмоционально-непринужденной форме узнать, скажем, об удивительной судьбе Л.С. Выготского, его исследованиях в области психологии и гонениях, которым он подвергся, о «Дидактике» и истории ее создания Я.А. Коменским - из телепрограммы «Цивилизация» и т.д.

3. Персонально-групповые контакты предоставляют стихийное восприятие сведений о педагогической деятельности. Студентам дается возможность получить знания в практическом «обрамлении» посредством слова - от учи-телей-практиков, воспитателей, учите-лей-пенсионеров, студентов-практи-кантов и других носителей информации о труде учителя.

4. Бытовые источники, автобиографические материалы, хрестоматийный материал, переписка ученых и педагогов рассматриваются как фоновое знание об изучаемом явлении, понятии, и служат базой для формирования научного представления о них. Скажем, «Письма к дочери» Ш.А. Амонашвили содержат педагогически и психологически ценную информацию об индивидуальном подходе к ребенку, о возрастных особенностях личности, о технологии построения личностно-ориентированных взаимоотношений, о ценностном отношении к миру детства и пр.

5. Не менее важным и ценным является собственный витагенный опыт студентов, фокусирующий три проекции, на которых осуществляется актуализация (востребование) витагенно-го знания: это собственно витагенная проекция - «Что я об этом знаю»; дидактическая - «Что об этом говорит наука»; конструирующая - «Что об этом говорит опыт других». В этих проекциях-вопросах заключена тройная опора на витагенный опыт. Так,

при изучении интегрированного курса «Возрастная психология с основами педагогики детства» витагенная информация востребуется в ходе написания студентами сочинений на темы: «Мое дошкольное детство», «Мой первый день в школе», «Как я взрослел» и пр. Что дают такие сочинения? Несомненно, многое! Жизненные представления намного превосходят объём научной информации, углубляют, расширяют, качественно дополняют ее, и, что самое главное, на базе этого опыта производится научный анализ описываемых событий с точки зрения психологии и педагогики, а значит, все научные заключения осмысливаются и «проживаются» заново, но уже с научной точки зрения.

6. Художественная литература. Насколько прочувствованным и эмоционально прожитым может быть любое понятие психолого-педагогического пространства! Так, методы воспитания в педагогике не могут рассматриваться в отрыве от темы «Личность» в психологии. Наверное, излишне говорить, что внутренняя жизнь и развитие личности ребенка и даже взрослого человека намного облегчается, если он имеет живой образец для подражания, например, в преданности делу, творческой напряженности, общей жизненной позиции. И если такой пример для подражания - «авторитет» - утрачен, происходит надлом, разочарование, которые сопровождаются острыми переживаниями. В романе Э. Войнич «Овод» отчетливо раскрыта работа этого механизма. Артур проводит детство в тесном общении со своим учителем и наставником - священником Монтанел-ли. Это умный, образованный, высоконравственный человек. Мальчик тянется к нему, прислушивается к каждому его слову, боготворит его. Но вот он неожиданно узнаёт, что padre - его настоящий отец и что сам он - незакон-

норожденный сын. Обнаруживается, что в биографии этого человека - священника, давшего обет безбрачия, черное пятно, которое ставит под сомнение истинность и его веры, и его проповедей, и его идеалов. Идол в сознании Артура рушится, а вместе с ним рушится и весь его счастливый мир. Вот так и с детьми, которые, как субъекты педагогического воздействия, свято верят образцам и подражают им во всём.

7. Живопись - как источник витаген-ной информации - выступает дополнительным средством формирования научного психолого-педагогического знания. Шедевры живописи уже сами по себе содержат воспитательный потенциал, но мы выбираем те из них, которые способны актуализировать пси-холого-педагогическое содержание. Вот картина «Опять двойка» - сколько возможностей для размышлений студента, поиска ответов на вопросы: какие чувства испытывает мальчик? Какой возраст и какие особенности этого возраста проявляются в изображении автора? Какие взаимоотношения между братом и сестрой? Как реагирует мать на двойку мальчика? Какое эмоционально-психологическое состояние наблюдается?

Все перечисленные источники вита-генного опыта используются не хаотично или беспорядочно, а должны отвечать определенным критериям отбора для востребования в адекватных учебных ситуациях. Это критерий те-матичности - витагенная информация должна способствовать возникновению интереса к психолого-педагоги-ческим дисциплинам. Критерий жанрового отбора позволяет студентам «прочувствовать» психолого-педаго-гические понятия, «принять» их, усвоить терминологические особенности данного курса. Критерий типичности призван насытить витагенную инфор-

мацию наиболее адекватными фактами психолого-педагогического знания. Критерий фасцинации-экзотич-ности предполагает возможность презентации психолого-педагогической информации в оригинальной форме, направленной на придание завораживающего характера изучаемому. Критерий доступности - соответствие познавательным силам и возможностям студентов. Критерий убедительности

- содержание витагенной информации подразумевает внутреннее согласие с аргументами и выводами, которые предоставляют научные источники. Критерий значимости - витагенная информация будет активно восприниматься, если ее содержание является для студента личностно-ценностной, значимой.

Наше исследование показало, что опора на витагенный опыт есть один из

B. АНТРОПОВ, специалист по управленческому консультированию

C. ЛЕБЕДЕВ, доктор философских наук

М. САПУНОВ, кандидат философских наук

Многие современные социальнопсихологические теории рассматривают организационную реальность как продукт и контекст микросо-циального взаимодействия субъектов (акторов) [1].

Такой взгляд позволяет говорить о возможностях инновационного метода (ИМ) как средства формирования реальности особого типа [2].

Несколько слов о природе ИМ:

• он может быть представлен как са-мотрансформирующееся средство ис-

главных путей превращения знаний в фактор, преобразующий действительность, в способ актуализации знаний и личностного потенциала студентов в процессе интеграции психолого-педа-гогических знаний; витагенный опыт выступает в качестве ценностного отношения к знанию и незнанию и может служить дополнительным средством формирования психолого-педагоги-ческого знания.

Литература

1. Белкин А.С. Витагенное обучение. Екатеринбург, 1999.

2. КачаловД.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.

3. Белкин А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999.

Конструирование организационной реальности

следования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников;

• он позволяет органично соединить исследование затруднений, обучение новым средствам и способам их разрешения, а также практическое действие, направленное на снятие этих затруднений;

• наиболее адекватной формой его практической реализации является инновационный семинар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.