УДК 37.091.212
И. С. Зимина Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОПОРОЙ НА ИХ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: витагенная педагогика; витагенная информация; дошкольное образование; опыт жизни; жизненный опыт; филогенетический опыт; голографический метод проекций; устное народное творчество.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются методы и средства актуализации жизненного опыта детей в дошкольном учреждении.
I. S. Zimina
Yekaterinburg
UNIVERSAL VALUES FORMATION OF CHILDREN BASED ON THEIR PHYLOGENETIC EXPERIENCE
KEY WORDS: vitagenæ pedagogy; vitagenic information; preschool education; vital experience; phylogenetic experience; holographic projection method; folklore.
ABSTRACT. The article reveal the methods and means of actualization of the children's vital experience in a preschool institution.
Впервые о возможностях вита-генного образования в системе общего образования школьников говорил в 1997 г. А. С. Белкин. Он считает, что витагенная педагогика — это обучение и воспитание, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Он же сформулировал основные принципы витагенной педагогики:
• опора на жизненный опыт учащихся — главный путь превращения знаний в ценность;
• жизненный опыт дает личности возможность реализовать свой опыт, ин-
теллектуальный и творческий потенциал в образовательном процессе;
• жизненный опыт должен использоваться многомерно;
• актуализация интеллектуального потенциала учащихся должна базироваться на самоуважении личности. По нашему мнению, все вышеперечисленные принципы вполне применимы и для дошкольников, только методы и средства актуализации жизненного опыта дошкольников будут другими по сравнению с учащимися.
Впервые о применении методов вита-генного образования в дошкольном воспитании мы заявили на региональной на-
учно-практической конференции «Культурологический подход в образовании», которая прошла в январе 2000 года в Екатеринбурге. В докладе «Витагенный филогенетический опыт как средство воспитания у дошкольников интереса к народной традиционной культуре» мы обозначили средством воспитания такого интереса народную сказку, в которой заложен опыт многих поколений нашего народа.
В апреле этого же года в Ростове-на-Дону прошла научно-практическая конференция «Витагенная педагогика как условие развития личности», в которой приняли участие 3 педагога из Екатеринбурга. Все выступления были направлены на применение методов вита-генного образования при обучении начинающих педагогов:
— Л. В. Шубенко (преподаватель педагогики Уральского педагогического училища железнодорожного транспорта) «Актуализация витагенного опыта учащихся на практических занятиях по дошкольной педагогике»;
— Е. Н. Темникова (преподаватель Екатеринбургского электромеханического колледжа) «Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся»;
— И. С. Зимина (кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ) «Требования к педагогу, использующему методы витагенного образования в вузе».
Анализ программ дошкольного образования показал, что опыт ребенка мало используется в дошкольном образовании. Не определены сущность, методы и средства витагенного образования дошкольников. Воспитатели используют разрозненные, отдельные методы вита-генного образования, не осознавая их значимость, не используя их в системе.
Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что в обществе, системе образования, в отечественных науках об
образовании, а также в духовном мире каждого человека обостряются противоречия между возрастающей потребностью витагенного знания человека о себе, мире, в котором он живет, окружающих его людях и неисследованностью степени эффективности витагенного образования в целом и в дошкольном в частности. Это приводит к неразработанности методологических и теоретических основ, практических методик и технологий витагенного образования дошкольников.
А. С. Белкин [1] отмечает, что «ценность жизненного опыта возрастает максимально до пяти лет, а после пяти идет по убывающей», что «жизненный (вита-генный) опыт ребенка до пяти лет имеет минимальный объем по сравнению с людьми преклонного возраста, но неизмеримо ценностен для личности, чем в последующие годы движения по жизненному пути». В связи с этим им была выдвинута гипотеза, что «объем витагенной информации у всех людей различного возраста и пола примерно одинаков».
Нами разработан и применяется на практике новый подход для проработки сказок. Это анализ сказок на основе жизненного опыта детей. Информация, наложенная на жизненный опыт человека, легче запоминается, эмоционально переживается, быстрее усваивается. На практике используются приемы вита-генного образования, при котором опора делается на онтогенетический опыт, а также на опыт многовековой культуры — филогенетический опыт народа.
В дошкольный период детства происходит максимальное накопление вита-генной информации. Что-то запоминается, что-то откладывается в тайники долговременной памяти, что-то вытесняется из сознания в бессознательное. Следуя психологической теории К. Г. Юнга, в структуре психики каждого человека находится глубинный слой коллективного бессознательного, т. е. хранится информация, накоп-
ленная предыдущими поколениями. Чем старше человек, тем менее доступна эта информация (забывается, считается менее актуальной).
Таким образом, у дошкольника наиболее широко представлены возможности для использования им витагенной информации:
• это опыт самого ребенка (пусть даже небольшой);
• возможность востребовать опыт предыдущих поколений.
Для витагенного образования дошкольников применимы все термины, заявленные А. С. Белкиным в витагенном образовании учащихся:
Жизненный опыт — витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, поступков прожитых человеком.
Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности.
Нами дано определение еще одному уровню витагенной информации, который не каждому доступен, но максимально может быть актуализирован у дошкольников. Это витагенный филогенетический опыт — витагенная информация, которая заложена у человека в самом глубоком слое психики — «коллективном бессознательном». Она становится актуальной, если может быть «прожита» человеком с помощью приобщения к народным сказкам, мифам, легендам. Именно эти произведения наиболее любимы дошкольниками. Много раз, повторяя любимую сказку, играя в нее, рисуя сюжеты, изображая в лицах и кукольных спектаклях, дошкольник «проживает» эту информацию.
Именно любимые сказки становятся источником филогенетической витагенной информации.
С опорой на филогенетический опыт детей в дошкольном учреждении разработан педагогический проект, направленный на формирование у детей общечеловеческих ценностей средствами народной сказки.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в обществе все чаще поднимается вопрос об утере веры в общечеловеческие ценности. Все чаще с экранов телевизоров демонстрируют агрессию не только среди взрослых, но и в детской среде. Жестокость и насилие, ложь и клевета, равнодушие и злость — вот темы обсуждения политиков и журналистов.
Уже на уровне дошкольного учреждения у многих детей диагностируется повышенный уровень агрессивности, прослеживается неуважительное отношение к старшему поколению и к сверстникам. Дети, и даже их родители, не всегда ориентированы на здоровый образ жизни. А для некоторых детей понятие полной счастливой семьи стало абстракцией, а не реальной действительностью.
При высоком темпе жизни и тотальной занятости современных родителей, за пределами общечеловеческих ценностей остаются красота природы и искусства. Телевидение заменяет «живое общение». Формируются новые сиюминутные ценности материального благополучия, личностной выгоды, приоритета сомнительных удовольствий.
Для предотвращения в будущем преступности в отношении человека и общества, необходимо приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям уже с раннего детства.
В педагогической среде тема воспитания общечеловеческих ценностей становится актуальной чаще всего в моменты их утраты: при совершении детьми проступков, направленных против человека
или против общества. В стандарте дошкольного детства указана необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям, но до сих пор нет методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений по их реализации. Не выделены те ценности, на которые должен ориентироваться педагог в своей работе в соответствии с возрастом детей. Не предложены педагогические средства для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Народный фольклор, сказки обладают большим культурным и воспитательным потенциалом. Сказки доступны как педагогам ДОУ, так и родителям дошкольников, поэтому педагогическая работа может быть осуществлена во взаимодействии педагогов и родителей. В народной сказке можно увидеть положительные и отрицательные поступки, проанализировать, какими средствами персонажи сказки достигают успешности. С помощью разыгрывания сказки можно тренировать и формировать положительные навыки и привычки у детей.
Практически в каждой сказке решаются проблемы семьи, безопасности жизни детей и взрослых, взаимодействия братьев и сестер, общения детей со сверстниками, отношения к материальным ценностям и к своим обязанностям в семье. С помощью сказок детям становится доступна основополагающая для детей ценность — дружба, верность друзьям, ответственность друг за друга.
Содержание всей сказки или её фрагмента может стать опорной точкой для обсуждения и разыгрывания реальных отношений детей, обсуждения их поступков и причин того или иного поведения.
Для использования сказки в качестве педагогического средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, педагогами ДОУ могут быть использованы иллюстрации к сказкам, литературные тексты в разнообразной авторской
обработке, художественные и мультипликационные фильмы по мотивам народных сказок, которые могут быть просмотрены и обсуждены с детьми в свободной деятельности и на занятиях. Дидактические игры и настольный театр становятся необходимым средством тренировки не только знаний сюжетов сказок, но и знакомства детей с общечеловеческими ценностями.
Драматизация в костюмах и показ спектаклей по мотивам народных сказок способствуют закреплению и применению этих ценностей в реальной жизни: дружеское взаимодействие друг с другом в процессе театрализации, пропаганда общечеловеческих ценностей другим детям.
Историческое развитие человека невозможно без передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. В народной педагогике заложен огромный потенциал педагогических средств воспитания дошкольников, при помощи которых воспроизводится не только опыт народа ближайшего прошлого, но и опыт, заложенный в нашем филогенетическом наследии.
Суммарный филогенетический опыт и есть, по-видимому, коллективное бессознательное человека. Это очень «глубокий уровень, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков» [2]. По мнению К. Г. Юнга, швейцарского психолога и философа, коллективное бессознательное представлено волшебными сказками. Это истории, известные с исторических и доисторических времен, изображающие «неученое», дописьменное поведение и мудрость человеческого рода.
Рассказывание сказки — старинный русский обычай. Сказки появились, когда еще не было письменности, когда символ, знак, речь имели первостепенное значение. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк
В. Н. Татищев, который увидел в них от-
ражение истории и быта народа [3]. Доказательством содержательного богатства сказки может стать ее история, представленная Марией-Луизой фон Франц [4]. «В диалогах Платона можно прочитать о том, как в древние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории — мифы. Уже тогда волшебные сказки были связаны с воспитанием и обучением детей. В период поздней античности Апулей — философ и писатель II века н. э. — включил в свой знаменитый роман «Золотой осел» сказку под названием «Амур и Психея», относимую в фольклористике к сказочному сюжетному типу о красавице и чудовище... Этот тип сказки (о женщине, спасающей своего возлюбленного в об-личии зверя) существует, по крайней мере, две тысячи лет, причем практически в неизменном виде. Волшебные сказки были обнаружены на египетских папирусах и каменных стеллах. Таким образом, мы имеем письменную традицию трехтысячелетней давности, и — что поразительно — основные мотивы с тех пор почти не изменились».
Нами определены три основные проекции сказки, которые могут быть использованы педагогами при работе со сказкой.
В народных сказках в символической форме заложен филогенетический опыт народа. Опыт многих поколений может быть востребован именно в период дошкольного детства, так как дети открыты пока и для восприятия речи, и для погружения в то культурное пространство, которое отражено в сказке (проекции коллективного бессознательного).
Сказки интересны и самим детям, так как, идентифицируясь с персонажами сказки, ребенок учится моделировать и собственные поступки, адаптируя их под себя (проекции личностные, самого ребенка).
При восприятии сказочных образов ребенок проецирует на них свои качест-
ва, чувства, желания. Он сам становится участником этой сказки, её персонажем. Поэтому очень эмоционально переживает те события, которые в ней происходят. Любимую сказку он просит рассказывать множество раз. Какие-то образы сказки становятся для него личностно значимыми. Он учится в сказке выходить из трудных ситуаций, так как практически во всех сказках есть проблема и показан способ её решения.
Свои проблемные ситуации в семье ребенок проецирует на содержание сказки, которая и становится ему близка:
— практически во всех сказках семья неполная: «Были у отца три сына..», «Жили-были дед да баба и была у них внучка Машенька.» (Если у ребенка реально неполная семья или он ощущает одиночество в семье, брошенность, ненужность, «социальное сиротство», то в таких сказках он будет искать помощи, поддержки, подсказки);
— у сказочного персонажа случается какая-либо беда: заблудился, воры украли что-то, девочка заигралась, а гуси-лебеди в это время утащили братика, лиса утащила петуха и др. (ребенок проецирует непереживае-мые чувства от своей сложной, неразрешенной пока ситуации в эту историю и отслеживает дальнейшие действия персонажа). В сказках нет прямого поучения, ребенок может сам выбрать сказку, придать символике собственный смысл и при многократном прослушивании сказки, запомнить способ действия персонажа или адаптировать этот способ к своей собственной ситуации;
— в процессе достижения цели персонаж встречает на своем пути препятствия, которые ему необходимо преодолеть, т. е. он совершает сознательное усилие над собой (заставляет себя не спать ночью, отгадывает загадки, проходит большие расстояния). Пере-
нимая способы действия сказочного персонажа, ребенок тренирует у себя волевые качества.
Таким образом, на формирование идеального личностного образа направляется триединство векторов. Три про-
екции, воздействующие на личность ребенка, в своем единстве представляют голографический метод проекций. Этот метод максимально способствует как формированию, так и расширению сознания человека.
Увеличение проекций (авторские сказки, чтение сказки родителями, имеющими свои представления о роли сказки и дающие свои интерпретации по поводу действий, использование в чтении новых изданий сказок, изменяющих народные сказки до неузнаваемости и др.) выведет на многомерно голографический метод проекций.
Чем старше ребенок, тем большее количество проекций он может интегрировать в процессе развития личности. И наоборот, чем меньше ребенок, тем меньшее количество проекций он может интегрировать в своем Эго.
Содержание проекта выстроено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, доработанной и исправленной в 2007 г. В данной программе рекомендовано использовать в работе 48 народных сказок, на основе которых и построена педагогическая работа.
Количество сказок может быть увеличено в зависимости от возраста детей и специфики тех народных сказок, которые максимально способны (имеют в содержании ценностный компонент) формировать у детей представления и положительное отношение к общечеловеческим ценностям. Примерный перечень сказок указан нами в журнале
«Дошкольное воспитание» № 1, 5, 8 за 2005 г. в статье «Воспитание народной сказкой».
Опора на опыт — ведущий метод при работе со сказкой, так как используется и опыт поколений, и собственный опыт ребенка. Нами разработаны и активно применяются на практике приемы, активизирующие витагенный (жизненный) опыт ребенка:
1) прием вживания в образ в соответствии со своими индивидуальными особенностями: сказку можно инсценировать, при этом ребенок исполняет только одну роль, которая подходит ему как по типу поведения, так и по уровню развития речи;
2) прием построения модели поведения на основе сказочной проекции: через сказку можно проводить аналогию с реальной жизнью, предоставив детям возможность сравнивать, как делают они и как поступил герой сказки;
3) прием построения модели поведения на основе сказочной проекции: сказку можно рассказывать как реальную историю с поучением и предложением к реализации детьми;
4) прием расширения представлений о культуре народа и присоединения к этому временному периоду: совместно со сказкой можно использовать другие
фольклорные формы, которые способствуют активному развитию речи дошкольников и их присоединению к культуре предшествующих поколений: присказки, приговорки, зачин, концовку, поговорку, поучение;
5) прием дополнительного конструирования незаконченной модели жизненного сценария: сказку можно придумывать, что способствует развитию мышления, речи и деловой активности ребенка;
6) прием творческого синтеза разноплановых жизненных проекций: многократное проигрывание сказочных ситуаций с различными персонажами, с различными концовками, использование информаций из других источников:
кинофильмов, книг, рассказов сверстников и педагогов.
7) прием творческого моделирования идеальных личностных образований: создание идеальных образов личности, приобщенной к общечеловеческим ценностям, идентификация с этой личностью, принятие на себя роли придуманной идеальной фигуры и отражение опыта идентификации в повседневной жизни.
На основании адаптации методики «Ценностные ориентации» М. Рокича к дошкольному возрасту, нами были определены восемь ценностей-целей, т. е. приоритетно значимых ценностей, к которым у дошкольника может быть сформировано положительное отношение.
Рис. 1. Ценности-цели, принятые за основу при формировании общечеловеческих ценностей
Важным, на наш взгляд, является то, какими путями будет формироваться ценность, поэтому мы выделили также инструментальные ценности (ценностные качества личности), которые помо-
гут достижению поставленных целей. Каждый человек вправе выбирать свой путь достижения цели, но для этого у него должен быть в арсенале запас знаний о возможностях, должны быть
сформированы социально-ценностные личностные качества, которыми ребенок в дальнейшем может воспользоваться.
Нами выделены инструментальные ценности, представленные в трех видах отношений к миру и к себе, соот-
Рис. 2. Инструментальные
Круглая форма рисунка — целостное отношение к миру и к себе: только единство этих отношений будет способствовать возможности формирования общечеловеческих ценностей.
Руководство педагогическим проектом осуществляется кафедрой инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).
Педагоги ДОУ — активные участники городских и областных педагогических чтений, научных и практических конференций международного и российского уровня. В ДОУ на протяжении 8 лет проходит практика студентов психологического факультета Уральского государственного университета (УрГУ им. А. М. Горького) по специальности
ветствующих трем сферам структуры личности:
— познавательное отношение;
— эмоциональное отношение;
— деятельно-практическое отношение.
и в трех видах отношений
«Психоанализ». От 4 до 12 человек каждый год наблюдают в группах учреждения за особенностями психологического развития детей. Студенты проводят познавательные консультации для воспитателей по проблемам психологического развития, встречаются с родителями.
Педагогами разрабатываются и реализуются на практике рабочие программы по формированию представлений у детей об общечеловеческих ценностях и положительного отношения к ним. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:
Представления об общечеловеческих ценностях средствами народной сказки могут быть заложены через обучающие занятия, поэтому должны быть сформированы у 100% детей, посещающих ДОУ.
Положительное отношение к общечеловеческим ценностям может быть сформировано только у тех детей, кто приобщился к этим ценностям посредством театрализации, изобразительной деятельности, творчества, т. е. «прожил сказку» или тот фрагмент, где эта ценность проявляется. Поэтому нами взято за основу — 70%.
Навык или привычка могут быть сформированы только при тренировке личностного качества и при пользовании этой ценностью в быту совместно с педагогами и родителями. Мы определили эту величину — 30%. При увеличении этих показателей возрастет и эффективность проекта.
НОВИЗНА ПРОЕКТА:
— В работе с дошкольниками применяются приемы витагенного образования, которые ранее в практике работы с дошкольниками не использовались.
— Работа с народной сказкой позволяет актуализировать не только жизненный опыт ребенка, но и филогенетический опыт, отраженный через общечеловеческие ценности: семья, здоровье, познание, дружба, самосовершенствование, творчество.
— Разработаны конспекты занятий по формированию представлений и по-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ложительного отношения у дошкольников к общечеловеческим ценностям.
ЦЕННОСТЬ
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА:
1. Разработка и внедрение такой педагогической технологии, которая позволяет:
— ограничивать деструктивные проявления у дошкольников;
— формировать у них собственные стремления к позитивным социальным изменениям ближайшего окружения;
— раскрывать потенциал дошкольников и направлять их природную активность в социально значимую деятельность.
2. Формирование у педагогов ДОУ и педагогов региона технологической компетентности по формированию представлений и положительного отношения к общечеловеческим ценностям у детей.
3. Формирование у педагогов и родителей нового менталитета, направленного на использование сказки как целостного средства для развития волевых качеств, патриотических чувств, стремления к сохранению своего здоровья и бережного отношения к ближайшему окружению.
1. БЕЛКИН, А. С. Витагенное образование. Голографический подход / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. — Екатеринбург, 1999.
2. ЗЕЛЕНСКИЙ, В. В. Аналитическая психология. Словарь / В. В. Зеленский. — СПб. : Б. С. К., 1996.
3. КРАВЦОВ, Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравов, С. Г. Лазутин. — М., 1983.
4. ФРАНЦ, Мария-Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке / М.-Л. Фон Франц. — СПб., 1998.
Получено 12.05.10 © Зимина И. С., 2010