Научная статья на тему 'Биографии в образовательном процессе как источник витагенного опыта'

Биографии в образовательном процессе как источник витагенного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Лариса Валентиновна, Терентьев Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биографии в образовательном процессе как источник витагенного опыта»

УДК 370

Л. В. Быкова, А. Е. Терентьев

БИОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ИСТОЧНИК ВИТАГЕННОГО ОПЫТА

Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. XX века А. С. Белкиным [1]. Среди причин ее появления автор прежде всего называет противоречие между утвердившейся в педагогической науке концепцией педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве и субъект-субъектных отношениях участников образовательного процесса, и реальной действительностью. Учителя выступают в качестве гносеоноси-телей, коммуникаторов и трансляторов знания, а ученики — это реципиенты и ретрансляторы, т. е. воспринимают и воспроизводят полученные знания в той или иной степени адекватности.

Говорить о реальном сотрудничестве в таких условиях почти невозможно, так как оно предполагает субъектную позицию учащихся в образовательном процессе Выход из такой ситуации автор видит в реализации идеи витагенного образования — образования, основанного на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала.

В теоретическом плане представляется важным разведение понятий «опыт жизни» и «жизненный опыт». Опыт жизни — это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. А жизненный (витагенный) опыт — это витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков,

прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связана с памятью разума, памятью чувств и памятью поведения.

Переход опыта жизни в витагенный опыт обеспечивается соблюдением следующих условий: жизненный опыт должен иметь социально-ценностную значимость, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учетом прошлых ошибок и достижений; должен быть онтологическим, т. е. включать в себя опыт предшествующих поколений. При этом пополнение жизненного опыта не должно иметь остановок, это процесс непрерывный.

В теории витагенного образования учитывается косвенный опыт, опыт других людей. Такой опыт дает человеку возможность осознать источники собственных успехов или неудач, оказывает влияние на уровень ожиданий личности и пути достижения успеха. С научных позиций процесс перехода витагенной информации в витагенный опыт проходит следующие стадии.

Первая стадия — первичное восприятие витагенной информации, не-расчлененное, недифференцированное.

Вторая стадия — оценочно-фильт-рующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе, то есть с общечеловеческих гностических позиций, затем в онтогенезе, то есть с позиций личной значимости. Отсеивание информации происходит онтогенетически.

Третья стадия — установочная. Личность создает либо стихийно, либо осмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным

сроком «хранения». Сроки хранения определяются ее значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень ее усвоения.

Развивая идею А. С. Белкина о вита-генном образовании, Н. О. Вербицкая разработала теорию и технологию образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта. В своей работе [3] она подчеркивает важность освоенной человеком витагенной информации, считает, что такого характера донаучное знание об окружающем мире априори является для человека достоверным и в дальнейшем новая информация воспринимается им сквозь призму уже существующего донаучного знания.

Раскрывая отличия витагенного опыта от опыта жизни, Н. О. Вербицкая утверждает, что опыт жизни есть накопление и сохранение знаний, умений, навыков в определенном виде. А витагенный опыт не может характеризоваться накоплением, это обновление, изменение, творение. Если опыт жизни можно трактовать как результат жизнедеятельности человека, то витагенный опыт — это непрерывный процесс жизнетворчества. При этом опыт жизни является основой для приобретения витагенного опыта.

Н. О. Вербицкая считает, что витагенный опыт есть тот «человеческий родник», который без громоздких перестроек, реформ и модернизаций способен наполнить образовательный процесс гуманным и гуманитарным содержанием.

Логическим продолжением теории витагенного образования является голографический подход. Этот подход вошел в педагогику под влиянием процесса интеграции наук. Интеграция наук — явление вполне закономерное. Однако нужно учитывать, что перенесение технологий из других наук происходит не всегда удачно: специальные термины с трудом адаптируются к новым условиям и нередко приобретают искаженный смысл. В физике голография — это метод записи, воспроизведения и преобразования

волновых полей, основанный на интерференции волн любой природы и любого диапазона частот, позволяющий получить изображение объекта. А голограмма — это объемное изображение объекта, возникающее в результате интерференции волн, содержащее полную информацию об объекте и фиксирующееся на светочувствительной поверхности.

С точки зрения А. С. Белкина, в педагогической науке под голографическим подходом подразумевается система способов, технологий в образовании, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующее особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта.

Голографический подход — это процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, сочетающий в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.

Витагенная проекция — это витаген-ная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.

Дидактическая проекция — научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.

Конструирующая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, произведения искусства и пр.

Это относится как к обучению, так и к воспитанию в рамках единого образовательного процесса.

Развивая идею голографического метода в педагогике, И. Д. Возженикова (вместе с А. С. Белкиным) рассматривает голографию как педагогический метод моделирования образовательных объектов [2]. Она определяет голографический метод в педагогике как метод получения объемного изображения (голограммы) моделируемого образователь-

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ного объекта путем преломления и соединения в одной точке трех информационных волн — сигналов, поступающих от трех основных источников: от изучаемого объекта и субъектов педагогического процесса.

И. Д. Возженикова считает, что качество голограммы в образовательном процессе зависит от ряда факторов. К числу таких факторов она относит:

• качество информации, идущей от объекта (здесь определяющую роль играет учитель);

• глубина, убедительность и увлекательность информации преподавателя об объекте (умелое использование технических средств, дополнительных источников информации в целях всестороннего многомерного воздействия на сознание учащихся, показ объекта в статике и динамике, сравнение и сопоставление с другими или ему подобными объектами и др.);

• личностные свойства учащихся: степень развития сенсорных возможностей, воображения, интеллекта; способность извлечь из подсознания и использовать жизненный опыт; готовность принять, обработать, оценить, интерпретировать информацию, полученную от объекта и преподавателя; умение осуществлять самокоррекцию своих представлений;

• многомерный подход в моделировании образовательного объекта, предполагающий применение дозированного множества разнообразных технологий, методов, приемов, форм и средств, позволяющих представить изучаемый объект во всех его измерениях и проявлениях, под разным углом зрения.

Обратимся к технологии голографического метода в образовательном процессе. В качестве одного из его приемов можно использовать ретроспективный анализ жизненного опыта с раскрытием

его связей в образовательном процессе. Такой прием применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и сделать необходимые в образовательных целях выводы. Автобиографическое жизнеописание полезно предлагать учащимся в тех случаях, когда в фактах собственной или чужой биографии они находят подтверждение или отрицание образовательной значимости информации, полученной в изложении преподавателя.

При использовании этого приема практически всегда существует расхождение между витагенными знаниями и образовательными. Степень такого расхождения может быть различной: от несовпадения до неприятия, отрицания и взаимоисключения. Представляется необходимым разработать основания отбора витагенной информации (в нашем случае — это элементы биографий выдающихся спортсменов), поскольку не любая витагенная информации будет способствовать позитивным изменениям в поведении учащихся.

Мы предлагаем следующие основания отбора витагенной информации, которая должна:

• быть социально значима и соотнесена с общечеловеческими ценностями;

• содержать образцы поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера;

• позволять проследить связь между путями достижения цели и результатом (причем эти пути или способы достижения результата должны быть социально одобряемы);

• способствовать осознанию и пониманию причин собственных неудач;

• позитивно влиять на эмоциональную сферу ученика, вызывая чувство гор-

дости, восхищения, внушать оптимистическую перспективу, уверенность в собственных силах, повышать уровень притязаний подростка;

• побуждать к активным действиям, то есть носить конструирующий и проектирующий характер.

Для объяснения психологических механизмов влияния биографий выдающихся спортсменов на учащихся мы воспользовались теорией персонализации А. В. Петровского. Автор выделяет три типа атрибуции (приписывания) личностного аспекта бытия индивида таким элементам социальной действительности, как индивиды и предметно заданные связи между ними.

При интраиндивидной личностной атрибуции личность индивида рассматривается как качество, присущее индивидуальному субъекту, как неотделимое от него свойство. Личностное оказывается погруженным в непосредственное пространство бытия индивида, а он сам выступает единственным носителем своей личности.

При интериндивидной личностной атрибуции областью определения и существования личности становится пространство межиндивидуальных связей, т. е. не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в которые включены, по меньшей мере, два индивида.

Однако воздействие индивида на других людей, на их индивидуальное развитие может не зависеть от собственных побуждений этого индивида, возникать даже вопреки его воле и желанию. С этим явлением связан следующий способ интерпретации личности как системного качества индивида — метаиндивид-ная личностная атрибуция.

Личность индивида на этот раз выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ни-

ми. Такой способ интерпретации личности, каким является метаиндивидная атрибуция, отвечает на вопрос, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) в личности данного индивида.

Таким образом, влияние биографий выдающихся спортсменов на формирование личности учащихся мы будем рассматривать в контексте метаиндивидной личностной атрибуции. Соотнеся общие психологические закономерности личностного влияния с конкретными рамками исследования, мы выделили психологопедагогические механизмы влияния биографий выдающихся спортсменов на формирование личности учащихся:

• выбор идеала как части направленности личности;

• эмоциональное присоединение подростка к социально приятному факту победы «своих» спортсменов на мировых аренах;

• формирование внутренней сопричастности молодого человека к выдающимся достижениям социально значимых и психологически близких для него людей;

• спонтанная вспышка интереса к событию яркому, неординарному, резко отличающемуся от других;

• формирование установок на основе положительно воспринятого вита-генного опыта.

Структурно содержание информации

о витагенном опыте выдающихся спортсменов (биографии) разделено на следующие последовательно раскрывающиеся, значительные по объему логические фрагменты:

1) исторический контекст жизнеописания;

2) социальное окружение: семья,

школа, друзья, тренеры спортсмена;

3) поведение и деятельность спортсмена на спортивных аренах и в быту, в общении;

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4) его нравственные и волевые качества;

5) психолого-педагогические характеристики личности спортсмена.

Анализируя биографии выдающихся спортсменов, необходимо раскрывать их психологические характеристики, которые мы условно разделили на 7 групп:

1 ) мотивация к достижению лидирующих позиций в спорте и в жизни;

2) реакция спортсмена на стрессы, травмы, отрицательно воздействующие события;

3) методы и средства, при помощи которых он достиг успехов;

4) его стиль поведения: склонность к работе в группе или в одиночку, к спонтанному творчеству или к детальному изучению ситуации и соперников;

5) ценностные ориентации, нравственные взгляды, позиции и убеждения;

6) социально-политические аспекты формирования личности;

7) способность использовать свои морально-психологические качества вне спорта, в повседневной жизни и граждански значимой деятельности.

Основным подходом к использованию витагенной информации в процессе воспитания должен быть многомерноголографический подход, который позволяет рассматривать витагенную информацию с разных позиций, представляет эту информацию в разных ракурсах, обеспечивает ее объемное видение. Все это в конечном счете способствует повышению педагогического потенциала витагенной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕЛКИН, А. С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход / А. С. Белкин / / Образование и наука. Изв. Урал. науч.-образ. центра РАО. — 1999. — № 2.

С нашей точки зрения, многомерноголографический подход к витагенной информации означает следующее:

• каждое событие или поступок человека необходимо рассматривать с различных позиций (с позиции общества, ближайшего окружения, самого человека);

• представление витагенной информации должно осуществляться разными способами (наглядными, словесными, техническими);

• форма представления информации должна быть эмоционально насыщенной и художественной (по возможности);

• при интерпретации события или поступка человека необходимо использовать различные подходы (социо-центристский, антропоцентристский и др.).

В нашем случае витагенный опыт выдающихся спортсменов переходит в опыт жизни учащихся, а в дальнейшем — в их витагенный опыт. Схематично это можно выразить так:

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ ВЫДАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ ^

ОПЫТ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ^ ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ УЧАЩИХСЯ. Таким образом, используя биографии выдающихся спортсменов в качестве источника опыта жизни, мы конструируем витагенный опыт учащихся. Представляя витагенную информацию, необходимо опираться на многомерно-голографический подход, который предполагает объемное раскрытие содержания в разных аспектах и с разных позиций.

2. БЕЛКИН, А. С. Голография как педагогический метод моделирования образовательных объектов (на примере преподавания курсов педагогического цикла) / А. С. Белкин, И. Д. Возжени-

кова / / Пайдея / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург, 2004. — III.

3. ВЕРБИЦКАЯ, Н. О. Теоретические основы витагенного образования

взрослых : монография / Н. О. Вербицкая; Урал. гос. пед. ун-т ; Урал. отд-ние Российской академии образования. — Екатеринбург, 2001.

Получено 02.10.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.