№ 4, 1999
чий-мастер производственного обучения - инженер - педагог);
- целенаправленную организацию учебно-методической и научно-методической работы, ориентированную на создание комплексного методического обеспечения образовательного процесса:
- совершенствование организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для предприятий, организаций и образовательных учреждений региона;
- внедрение в процесс обучения современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих
решение вопроса об обеспеченное- реализацию личностно-деятельностного.
ти института педагогическими кадрами, обладающими способностями педагога-диагноста, умеющими творчески использовать в практической деятельности принцип развивающего обучения и современные педагогические технологии;
-создание региональной организационно-функциональной структуры управления институтом как учебно-на-учно-методическим комплексом, осуществляющим непрерывное многоуровневое профессиональное обучение;
- организацию образовательного процесса по сквозным (интегрированным от I до III уровней) учебным планам по специальностям вуза;
интегративно-модульного подходов к организации процесса обучения.
Таким образом, гуманизация профессионально-педагогического образования охватывает не только содержание и технологию образования или особенности управления им - она гораздо шире и объемнее отдельных составляющих педагогического процесса и складывается из особенностей единого образовательного пространства, особенностей социальной среды, в которой происходит становление специалиста, особенностей управления системой образования, а также содержательных и технологических характеристик.
МЕТОД ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗИАНШ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Л.П.Качалова, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского
государственного педагогического института
ограф
ливает их диалектику (Менегетти А. Он-
ружена нами у Антонио Менегетти в опи- топсихологическая педагогика: Пер. с
ограф
Что можно «изъять» полезного из данной позиции?
итал. Пермь, 1993. С. 7).
Многогранность образов позволяет варьировать любые явления. Рельеф-
Прежде всего, полезным для педаго- ность образов - это следствие, созданное гического сознания является определе- источником, который предшествуетсамо-
ние автором индивидуальности как точ- явлению Ребенок воспринимает перки соединения многочисленных векторов вые 0бразы после того, как ощутил свою
движения. Она рождается и 5 взаимного индивидуальн0сть. Как только личность
равновесия, которое устанавливается на начинаех отделять себя от других, векто-
пересечении этих векторов. Равновесие
создает единство динамики векторов, т.е.
обоаз: лицо, руку, листок... познание, Значит мысль - не что иное, как повторе- ся друг на друга, уничтожает друг друга,
ние отражение энергии, направленной причем сама личность остается стабиль-
’ ной; многообразие событий создает мно-
ры энергии, динамика сил - все это приходит во взаимодействие, накладывает-
по вектору в одно место; в этом отражении содержится образ, обладающий количеством энергии и векторной динамикой. Множественность образов обуслов-
жество образов вокруг единой оптической точки, сквозь призму которой они воспринимаются (там же. С. 13).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попробуем переложить это на язык педагогического образа, процесса подготовки будущего учителя. Каждый студент-личность. Личность индивидуальная, содержащая в себе многочисленные пересечения качеств и свойств, векторов своего движения. Студент подобен ребенку пяти-шести лет, его поведение можно назвать голографичным: он весь на виду, и каждому действию под руководством преподавателя (если это доставляет ему удовольствие) отдает себя целиком. На начальных этапах обучения сту-
подхода к обучению студента, субъекти-вация процесса познания, признание самости самого студента.
Обратимся к векторности Антонио Менегетти - в индивидуальности присутствует соединение многочисленных векторов. Векторность процесса обучения удивительно точно сформулирована профессором А.С.Белкиным, который выводит три проекции образовательного пространства с тремя центронаправленными векторами: витагенная проекция - вита-генная информация, востребованная пе-
денты поглощены одним событием, вы- дагогом в процессе обучения для подго-ражают себя всем своим естеством, по- товки к изложению нового знания: вектор ученик - знание - учитель; стереопроекция - информация, идущая от учителя, использующего витагенную инфор-
мацию обучаемых: вектор учитель - зна-
ние
голографи
информация
этому их сознание очень эмоционально.
На последующих этапах обучения студент утрачивает свою голографичность -он рационально мыслит, но остается голографичным по отношению к наиболее интересующим его областям знания. Помогает ему в этом подсознание, которое нительного источника: витагенный опыт
других, книга, средства массовой информации, научные данные и др. (там же.
С.11).
Когда встает вопрос об интеграции знаний, важно выбрать правильный век-
постоянно действует по принципу голографии: там, куда оно указывает, и осуществляется действие.
Что же такое голография? Что представляет собой голографический метод?
Как же обучать студентов, учитывая го- тор с учетом названных и сочетать их, с лографическую ситуацию?
Под голографическим методом подра- нологическим и личностным, а с дру-
зумевается система образовательных спо- гой - с межпредметным и внутрипред-
собов, технологий в обучении, направ- метным. Методологический вектор акту-
ленная на объемную многомерную пода- ализируется через приобретение разно-
одной стороны, с методологическим, тех-
чу изучаемого материала, соответствующая особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса ви-тагенного (жизнью рождаемого) опыта.
предметных теоретических знаний. Технологический объединяет разнопредметные знания на уровне методики, технологии образования, упорядочивая слож-
(Белкин A.C. Теория и практика витаген- ные педагогические процессы. Личностного обучения с голографическим мето- ный вектор способствует развитию не-
дом проекции. Нижний Тагил, 1998. повторимого «Я» будущего учителя. Кро-
С. 3 — 16). Понятие голографии — физи- ме того, следует учитывать векторность
ческое, оно означает рассмотрение объек- самого интегрированного знания: знание
тогда будет интегрированным, когда оно
«подается» с трех позиций - психологи-
та в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях. Перенося сказанное на процесс интеграции ческой, педагогической и частнодидакти-
психолого-педагогических знаний, ука- ческой. Это и есть голограмма трех про-
жем, что в голографии важны целост- екций. способствующая многомерному
ность, объемность образа. Знание должно быть голографичным и для этого предъявляться в как можно более разносторонних, многомерных измерениях. В
представлению знания.
Опираясь на концепцию A.C.Белкина, классифицирующего приемы голографического подхода, представим эту
этом смысле важно уяснить голографи- модель в ситуациях, адекватных процес-
ческую ситуацию, т.е. подход к обучае- су интеграции психолого-педагогических
мому не как к объекту, а как к самости, когда он целостен. Это персонификация
знаний. Автор выделяет следующий ряд приемов: прием ретроспективного анали-
№ 4, 1999
за жизненного опыта с раскрытием его связен в образовательном процессе; прием стартовой актуализации жизненного
нарисовать состояние школьника в разных позициях: после грубого замечания учителя, при игнорировании школьника
опыта \чащихся: прием опережающей и пр.
проекции преподавания; прием дополнительного конструирования; прием временной. пространственной,содержательной синхронизации образовательных проекций: прием витагенных аналогий; прием одухотворения объектов в голографии образовательного процесса; прием творческого синтеза и моделирования идеальных образовательных объектов (там же. С. 16).
В своем исследовании мы использовали указанные приемы, которые доказательно оправдали себя, а также свои идеи, явившиеся творческим дополнением к ним. В частности, нами применялись
Прием ретроспективного анализа жизненного опыта применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения студентов, соотнести ценностную образовательную информацию с запасом витаген-ной информации и сделать необходимые в образовательных целях выводы. Цель данного приема - сведение витагенных знаний с научными. Технологическое значение состоит в том, что с помощью этого приема разрешаются противоречия
между научной идееи и имеющимися представлениями о ней студентов. Образовательная задача преподавателя сводит-приемы понятийно-терминологического ся к своевременной диагностике степе-осмысления, приемы систематизации и ни расхождения между витагенным опытом и научным знанием и, с опорой на систему научных доказательств, раскрытию образовательной ценности накопленного студентами опыта.
Прием соотнесения психолого-педа-
классификации по общему объекту, приемы переформулирования, приемы тематического изображения, прием интуитивной подсказки, прием соотнесения пси-холого-педагогических моделей и др.
Кратко охарактеризуем данные и некоторые другие приемы с точки зрения технологии.
Прием понятийно-терминологическо-го осмысления направлен на активизацию деятельности по анализу содержания, выработке представлений и формулировке понятий психолого-педагогичес-кого знания. Это работа с готовым тер-
готических моделей позволяет рассматривать явление объемно, аргументировать и востребовать из запасников долговременной памяти имеющиеся у студентов знания. Например, при обращении к блоку «Мотивация и мотивы учения» предлагается подумать над тем, с помощью каких дидактических приемов можно с успехом побудить школьников минологическим словарем: готовое тол- к познавательной деятельности, воспи-
кование, незавершенное суждение о понятии, категории, которые следует «интегрировать» в научную формулировку.
тывать интеллектуальные мотивы и т.п.
Прием витагенного одухотворения объектов психолого-педагогического зна-Готовые интегрированные понятия под- ния заключается в том, чтобы одухотво-
разумевают работу по усвоению понятий рить, точнее, очеловечить объекты двух
с последующим их воспроизведением в дисциплин, приписывая им человеческие
качества, мотивы, действия, раскрыть
тем самым смысл образовательных связей, процессов. Например, изучая про-
контрольных тестах, экспресс-тестах, их запоминанию и применению в различных ситуациях. Операционное интегрирование состоит в выборе вариантов сужде- блемы школьного учебника и историю
ний с целью исключения поверхностно- его развития, характеризуя его содержа-
го усвоения, получения объективной и тельную, конструктивную и методичес-
форм
ности психолого-педагогических знаний.
раф
кую стороны, можно составить монолог, в котором Учебник повествует о своих трудностях (проблемах), своем состоя-
дели к рисуночной заключен в перене- НИИ (оформлении), полноте (нормативно-сении иллюстративно-схематического сти), своих законах и принципах, изображения объекта в содержательное Прием творческого синтеза сводится
выражение, например, когда требуется к тому, чтобы психолого-педагогические
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
знания были представлены как студента- интеграции психолого-педагогических ми, так и преподавателем в голографии - в эмоционально окрашенной фор-
знаний сочетает в себе линеиную проекцию - «плоское отображение знаний»,
стереоскопический эффект - востребованность знаний студентов, проекцию объемного отображения - «обволакивание» информации дополнительными источниками. Реализация этих проекций в процессе интеграции знаний осуществляется через:
а)преподнесение знаний в различных
ципы обучения и воспитания, сделать плоскостях, например раскрытие пробле-
зарисовку двух противоположных ситу- мы личностного подхода в современной
интерпретации психолого-педагогических наук;
б) использование конкретных знаний в разных проекциях - персонификация, гиперболизация и пр.;
в) включение данных педагогики и
ме. Для преподавателя это использование художественного слова, вокализации голоса, смысловых кодирований и пр., а для студентов - выполнение творческих заданий (например, создать собственную художественно-педагогическую композицию или драматизировать ситуацию, изобразить в сюжетной картинке прин-
ации. раскрывающих эмоциональное состояние школьника и пр.).
Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях осуществляется по формуле: «В жизни нет ничего такого, чего еще не было». Именно здесь ле-
жит разгадка афоризма: «История посто- психологии в решение педагогических
янно дает уроки, которые никого и ничему не учат». Суть приема - в использовании витагенного опыта студентов в плане исторических проекций. Образовательная ценность его заключается в раскрытии преемственности знаний человека в онтогенезе и филогенезе. Знания, лежащие на поверхности, давно освоены человеком; только глубокое изучение способно дать какие-то новые знания.
задач «объемного измерения», например определения вектора эмоционального воздействия посредством выбранных учителем приемов стимулирования познавательной активности.
Спектр педагогических возможностей метода голографического подхода, применяемого в процессе интеграции психолого-педагогических знаний, достаточно широк. Указанный метод позво-
Психологи знают, как сложно усвоить ляет строить процесс обучения на осно-научный материал той или иной темы, той или иной теории. Поэтому, рассмат-
ривая психоаналитические теории личности (3. Фрейда, например), они допускают аналогии типа «Эдипов комплекс» (соотносимый с понятием «бессознательных» комплексов и рассказов о возникновении драматической ситуации,подоб-
ве использования витагенного опыта личности, а это, по мнению профессора А.С.Белкина, главный путь превращения научных знаний в ценность, когда НЕзна-ние становится не невежеством, а ценностным стремлением познать неизвестное. Метод голографического подхода позволяет актуализировать ИН-СЕ ЛИЧНОС-
ной описанной Софоклом в традиции ТИ, ее интеллектуальный потенциал, ко-
«Царь Эдип»).
торый так необходим для построения на-
Далеко не полный перечень приемов учной картины психолого-педагогичес-
метода голографического подхода тем не ких знаний; метод придает эмоциональ-
менее способен показать, что его процес-
ную и интеллектуальную окраску про-
суальная сторона объединяет на уровне цессу познания, создает условия, доста-
технологии обучения психолого-педаго- точные для развития творческой личнос-
гические знания, как оптимально сочета- ти каждого студента, позволяет модели-
ются традиционные методы обучения с ровать процесс учения и обучения в един-
названными приемами, а главное, обес- стве объективного и субъективного, дает
печивается дидактический синтез знаний возможность глубинного и осознанного
посредством творческого моделирования усвоения материала, формирования пред-
учебного процесса со стороны как пре- ставления о психолого-педагогических
подавателя, так и студентов. фактах, явлениях, способствуя тем са-
Конструктивный вектор голографи- мым интеграции знаний, оформлению их
ческого подхода как метода и способа в системное качественное состояние.