Научная статья на тему 'Метод голографического подхода и процесс интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя'

Метод голографического подхода и процесс интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод голографического подхода и процесс интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя»

№ 4, 1999

чий-мастер производственного обучения - инженер - педагог);

- целенаправленную организацию учебно-методической и научно-методической работы, ориентированную на создание комплексного методического обеспечения образовательного процесса:

- совершенствование организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для предприятий, организаций и образовательных учреждений региона;

- внедрение в процесс обучения современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих

решение вопроса об обеспеченное- реализацию личностно-деятельностного.

ти института педагогическими кадрами, обладающими способностями педагога-диагноста, умеющими творчески использовать в практической деятельности принцип развивающего обучения и современные педагогические технологии;

-создание региональной организационно-функциональной структуры управления институтом как учебно-на-учно-методическим комплексом, осуществляющим непрерывное многоуровневое профессиональное обучение;

- организацию образовательного процесса по сквозным (интегрированным от I до III уровней) учебным планам по специальностям вуза;

интегративно-модульного подходов к организации процесса обучения.

Таким образом, гуманизация профессионально-педагогического образования охватывает не только содержание и технологию образования или особенности управления им - она гораздо шире и объемнее отдельных составляющих педагогического процесса и складывается из особенностей единого образовательного пространства, особенностей социальной среды, в которой происходит становление специалиста, особенностей управления системой образования, а также содержательных и технологических характеристик.

МЕТОД ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗИАНШ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Л.П.Качалова, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского

государственного педагогического института

ограф

ливает их диалектику (Менегетти А. Он-

ружена нами у Антонио Менегетти в опи- топсихологическая педагогика: Пер. с

ограф

Что можно «изъять» полезного из данной позиции?

итал. Пермь, 1993. С. 7).

Многогранность образов позволяет варьировать любые явления. Рельеф-

Прежде всего, полезным для педаго- ность образов - это следствие, созданное гического сознания является определе- источником, который предшествуетсамо-

ние автором индивидуальности как точ- явлению Ребенок воспринимает перки соединения многочисленных векторов вые 0бразы после того, как ощутил свою

движения. Она рождается и 5 взаимного индивидуальн0сть. Как только личность

равновесия, которое устанавливается на начинаех отделять себя от других, векто-

пересечении этих векторов. Равновесие

создает единство динамики векторов, т.е.

обоаз: лицо, руку, листок... познание, Значит мысль - не что иное, как повторе- ся друг на друга, уничтожает друг друга,

ние отражение энергии, направленной причем сама личность остается стабиль-

’ ной; многообразие событий создает мно-

ры энергии, динамика сил - все это приходит во взаимодействие, накладывает-

по вектору в одно место; в этом отражении содержится образ, обладающий количеством энергии и векторной динамикой. Множественность образов обуслов-

жество образов вокруг единой оптической точки, сквозь призму которой они воспринимаются (там же. С. 13).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Попробуем переложить это на язык педагогического образа, процесса подготовки будущего учителя. Каждый студент-личность. Личность индивидуальная, содержащая в себе многочисленные пересечения качеств и свойств, векторов своего движения. Студент подобен ребенку пяти-шести лет, его поведение можно назвать голографичным: он весь на виду, и каждому действию под руководством преподавателя (если это доставляет ему удовольствие) отдает себя целиком. На начальных этапах обучения сту-

подхода к обучению студента, субъекти-вация процесса познания, признание самости самого студента.

Обратимся к векторности Антонио Менегетти - в индивидуальности присутствует соединение многочисленных векторов. Векторность процесса обучения удивительно точно сформулирована профессором А.С.Белкиным, который выводит три проекции образовательного пространства с тремя центронаправленными векторами: витагенная проекция - вита-генная информация, востребованная пе-

денты поглощены одним событием, вы- дагогом в процессе обучения для подго-ражают себя всем своим естеством, по- товки к изложению нового знания: вектор ученик - знание - учитель; стереопроекция - информация, идущая от учителя, использующего витагенную инфор-

мацию обучаемых: вектор учитель - зна-

ние

голографи

информация

этому их сознание очень эмоционально.

На последующих этапах обучения студент утрачивает свою голографичность -он рационально мыслит, но остается голографичным по отношению к наиболее интересующим его областям знания. Помогает ему в этом подсознание, которое нительного источника: витагенный опыт

других, книга, средства массовой информации, научные данные и др. (там же.

С.11).

Когда встает вопрос об интеграции знаний, важно выбрать правильный век-

постоянно действует по принципу голографии: там, куда оно указывает, и осуществляется действие.

Что же такое голография? Что представляет собой голографический метод?

Как же обучать студентов, учитывая го- тор с учетом названных и сочетать их, с лографическую ситуацию?

Под голографическим методом подра- нологическим и личностным, а с дру-

зумевается система образовательных спо- гой - с межпредметным и внутрипред-

собов, технологий в обучении, направ- метным. Методологический вектор акту-

ленная на объемную многомерную пода- ализируется через приобретение разно-

одной стороны, с методологическим, тех-

чу изучаемого материала, соответствующая особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса ви-тагенного (жизнью рождаемого) опыта.

предметных теоретических знаний. Технологический объединяет разнопредметные знания на уровне методики, технологии образования, упорядочивая слож-

(Белкин A.C. Теория и практика витаген- ные педагогические процессы. Личностного обучения с голографическим мето- ный вектор способствует развитию не-

дом проекции. Нижний Тагил, 1998. повторимого «Я» будущего учителя. Кро-

С. 3 — 16). Понятие голографии — физи- ме того, следует учитывать векторность

ческое, оно означает рассмотрение объек- самого интегрированного знания: знание

тогда будет интегрированным, когда оно

«подается» с трех позиций - психологи-

та в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях. Перенося сказанное на процесс интеграции ческой, педагогической и частнодидакти-

психолого-педагогических знаний, ука- ческой. Это и есть голограмма трех про-

жем, что в голографии важны целост- екций. способствующая многомерному

ность, объемность образа. Знание должно быть голографичным и для этого предъявляться в как можно более разносторонних, многомерных измерениях. В

представлению знания.

Опираясь на концепцию A.C.Белкина, классифицирующего приемы голографического подхода, представим эту

этом смысле важно уяснить голографи- модель в ситуациях, адекватных процес-

ческую ситуацию, т.е. подход к обучае- су интеграции психолого-педагогических

мому не как к объекту, а как к самости, когда он целостен. Это персонификация

знаний. Автор выделяет следующий ряд приемов: прием ретроспективного анали-

№ 4, 1999

за жизненного опыта с раскрытием его связен в образовательном процессе; прием стартовой актуализации жизненного

нарисовать состояние школьника в разных позициях: после грубого замечания учителя, при игнорировании школьника

опыта \чащихся: прием опережающей и пр.

проекции преподавания; прием дополнительного конструирования; прием временной. пространственной,содержательной синхронизации образовательных проекций: прием витагенных аналогий; прием одухотворения объектов в голографии образовательного процесса; прием творческого синтеза и моделирования идеальных образовательных объектов (там же. С. 16).

В своем исследовании мы использовали указанные приемы, которые доказательно оправдали себя, а также свои идеи, явившиеся творческим дополнением к ним. В частности, нами применялись

Прием ретроспективного анализа жизненного опыта применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения студентов, соотнести ценностную образовательную информацию с запасом витаген-ной информации и сделать необходимые в образовательных целях выводы. Цель данного приема - сведение витагенных знаний с научными. Технологическое значение состоит в том, что с помощью этого приема разрешаются противоречия

между научной идееи и имеющимися представлениями о ней студентов. Образовательная задача преподавателя сводит-приемы понятийно-терминологического ся к своевременной диагностике степе-осмысления, приемы систематизации и ни расхождения между витагенным опытом и научным знанием и, с опорой на систему научных доказательств, раскрытию образовательной ценности накопленного студентами опыта.

Прием соотнесения психолого-педа-

классификации по общему объекту, приемы переформулирования, приемы тематического изображения, прием интуитивной подсказки, прием соотнесения пси-холого-педагогических моделей и др.

Кратко охарактеризуем данные и некоторые другие приемы с точки зрения технологии.

Прием понятийно-терминологическо-го осмысления направлен на активизацию деятельности по анализу содержания, выработке представлений и формулировке понятий психолого-педагогичес-кого знания. Это работа с готовым тер-

готических моделей позволяет рассматривать явление объемно, аргументировать и востребовать из запасников долговременной памяти имеющиеся у студентов знания. Например, при обращении к блоку «Мотивация и мотивы учения» предлагается подумать над тем, с помощью каких дидактических приемов можно с успехом побудить школьников минологическим словарем: готовое тол- к познавательной деятельности, воспи-

кование, незавершенное суждение о понятии, категории, которые следует «интегрировать» в научную формулировку.

тывать интеллектуальные мотивы и т.п.

Прием витагенного одухотворения объектов психолого-педагогического зна-Готовые интегрированные понятия под- ния заключается в том, чтобы одухотво-

разумевают работу по усвоению понятий рить, точнее, очеловечить объекты двух

с последующим их воспроизведением в дисциплин, приписывая им человеческие

качества, мотивы, действия, раскрыть

тем самым смысл образовательных связей, процессов. Например, изучая про-

контрольных тестах, экспресс-тестах, их запоминанию и применению в различных ситуациях. Операционное интегрирование состоит в выборе вариантов сужде- блемы школьного учебника и историю

ний с целью исключения поверхностно- его развития, характеризуя его содержа-

го усвоения, получения объективной и тельную, конструктивную и методичес-

форм

ности психолого-педагогических знаний.

раф

кую стороны, можно составить монолог, в котором Учебник повествует о своих трудностях (проблемах), своем состоя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дели к рисуночной заключен в перене- НИИ (оформлении), полноте (нормативно-сении иллюстративно-схематического сти), своих законах и принципах, изображения объекта в содержательное Прием творческого синтеза сводится

выражение, например, когда требуется к тому, чтобы психолого-педагогические

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

знания были представлены как студента- интеграции психолого-педагогических ми, так и преподавателем в голографии - в эмоционально окрашенной фор-

знаний сочетает в себе линеиную проекцию - «плоское отображение знаний»,

стереоскопический эффект - востребованность знаний студентов, проекцию объемного отображения - «обволакивание» информации дополнительными источниками. Реализация этих проекций в процессе интеграции знаний осуществляется через:

а)преподнесение знаний в различных

ципы обучения и воспитания, сделать плоскостях, например раскрытие пробле-

зарисовку двух противоположных ситу- мы личностного подхода в современной

интерпретации психолого-педагогических наук;

б) использование конкретных знаний в разных проекциях - персонификация, гиперболизация и пр.;

в) включение данных педагогики и

ме. Для преподавателя это использование художественного слова, вокализации голоса, смысловых кодирований и пр., а для студентов - выполнение творческих заданий (например, создать собственную художественно-педагогическую композицию или драматизировать ситуацию, изобразить в сюжетной картинке прин-

ации. раскрывающих эмоциональное состояние школьника и пр.).

Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях осуществляется по формуле: «В жизни нет ничего такого, чего еще не было». Именно здесь ле-

жит разгадка афоризма: «История посто- психологии в решение педагогических

янно дает уроки, которые никого и ничему не учат». Суть приема - в использовании витагенного опыта студентов в плане исторических проекций. Образовательная ценность его заключается в раскрытии преемственности знаний человека в онтогенезе и филогенезе. Знания, лежащие на поверхности, давно освоены человеком; только глубокое изучение способно дать какие-то новые знания.

задач «объемного измерения», например определения вектора эмоционального воздействия посредством выбранных учителем приемов стимулирования познавательной активности.

Спектр педагогических возможностей метода голографического подхода, применяемого в процессе интеграции психолого-педагогических знаний, достаточно широк. Указанный метод позво-

Психологи знают, как сложно усвоить ляет строить процесс обучения на осно-научный материал той или иной темы, той или иной теории. Поэтому, рассмат-

ривая психоаналитические теории личности (3. Фрейда, например), они допускают аналогии типа «Эдипов комплекс» (соотносимый с понятием «бессознательных» комплексов и рассказов о возникновении драматической ситуации,подоб-

ве использования витагенного опыта личности, а это, по мнению профессора А.С.Белкина, главный путь превращения научных знаний в ценность, когда НЕзна-ние становится не невежеством, а ценностным стремлением познать неизвестное. Метод голографического подхода позволяет актуализировать ИН-СЕ ЛИЧНОС-

ной описанной Софоклом в традиции ТИ, ее интеллектуальный потенциал, ко-

«Царь Эдип»).

торый так необходим для построения на-

Далеко не полный перечень приемов учной картины психолого-педагогичес-

метода голографического подхода тем не ких знаний; метод придает эмоциональ-

менее способен показать, что его процес-

ную и интеллектуальную окраску про-

суальная сторона объединяет на уровне цессу познания, создает условия, доста-

технологии обучения психолого-педаго- точные для развития творческой личнос-

гические знания, как оптимально сочета- ти каждого студента, позволяет модели-

ются традиционные методы обучения с ровать процесс учения и обучения в един-

названными приемами, а главное, обес- стве объективного и субъективного, дает

печивается дидактический синтез знаний возможность глубинного и осознанного

посредством творческого моделирования усвоения материала, формирования пред-

учебного процесса со стороны как пре- ставления о психолого-педагогических

подавателя, так и студентов. фактах, явлениях, способствуя тем са-

Конструктивный вектор голографи- мым интеграции знаний, оформлению их

ческого подхода как метода и способа в системное качественное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.