Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе'

Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / СЕЛЬСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL CONDITIONS / PREPARATION OF STUDENTS / RURAL JUNIOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онышкив Зиновий Михайлович

Статья посвящена педагогическим условиям подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В публикации выделены и охарактеризованы такие педагогические условия, как формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational conditions of preparation of future junior school teachers to work in a rural junior school

The article is dedicated to educational conditions of preparation of future teachers to work in a rural junior school. The publication singles out and characterizes such educational conditions as formation of students’ positive motivation to work, integration of psychological, pedagogical and methodological preparation, utilization of students’ past experience, continuity of the relationship of theoretical and practical preparation, enriching the content of social sciences and humanities with information regarding the regional character of rural society.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив Зиновий Михайлович,

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка, г. Тернополь, Украина onyshkiv54@ukr. net

Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе

Аннотация. Статья посвящена педагогическим условиям подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В публикации выделены и охарактеризованы такие педагогические условия, как формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме.

Ключевые слова: сельская начальная школа, педагогические условия, подготовка студентов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сельская начальная школа нуждается в особенном внимании со стороны государства, общества, поскольку она является культурологической основой жизни сельского социума. Качество образования в школах сельской местности в значительной степени зависит от подготовки педагогических кадров в условиях высшей школы.

Специфические условия деятельности сельской начальной школы необходимо учитывать в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в вузе. Эффективность системы формирования готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе в значительной степени зависит от тех педагогических условий, в которых эта подготовка осуществляется.

Цель статьи - охарактеризовать педагогические условия подготовки студентов к работе в сельской начальной школе. Содержание понятия «педагогические условия» С. Высоцкий обозначает как обстоятельства, от которых зависит эффективность педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов, которая опосредствуется активностью личности или группой людей и является совокупностью объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных средств его осуществления, когда обеспечивается успешное решение поставленного педагогического задания [1]. Мы соглашаемся с этим толкованием.

Охарактеризуем выделенные нами педагогические условия, которые влияют на формирование готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе. Важным педагогическим условием подготовки студентов к работе в сельской начальной школе является формирование в них позитивной мотивации к работе.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В Украинском педагогическом словаре под понятием «мотивация» понимают «систему мотивов, или стимулов, которая побуждает человека к конкретным формам деятельности или поведения» [2]. О. Я. Савченко понятие «учебная мотивация» трактует как систему побуждений (стимулов), которые определяют познавательную направленность инди-

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

вида [3]. Мотивами могут быть потребности, интересы, эмоции, установки. Мотивация обучения отображает стойкие познавательные интересы и зависит от личных особенностей учеников (от потребности в достижении успеха, от пассивности, нежелания осуществлять усилие над собой и др.).

На базе общей мотивации учебной деятельности студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам, которое предопределено: а) важностью предмета для профессиональной подготовки; б) интересом к определенной области знаний или к данному предмету как ее части; в) качеством преподавания; г) мерой трудности в овладении данным предметом, исходя из собственных способностей; д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета [4].

Н. Мойсеюк выделяет три взаимосвязанных группы мотивов: непосредственно-побудительные, что основываются на эмоциональных проявлениях личности, на позитивных или негативных эмоциях (яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, приятная личность учителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задание), боязнь получить негативную оценку, наказание и т. п.); перспективно-побудительные, что основываются на значимости знания вообще (осознание значения тех или других конкретных знаний и умений, развитое чувство обязанности, ответственности и др.); интеллектуально-побудительные, которые базируются на получении удовлетворения от самого процесса познания (любознательность, овладение определенными умениями и навыками и тому подобное) [5].

Внимание научных работников за последние годы обращено к роли позитивной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Для нашего исследования важно определить мотивы, которые способствуют формированию позитивного отношения будущих учителей к работе в сельской начальной школе.

А. И. Гебос выделил такие факторы, которые способствуют формированию у студентов позитивной мотивации к учению:

- осознание ближних и конечных целей учения;

- осознание теоретического и практического значения знаний, которые усваиваются;

- эмоциональная форма изложения учебного материала;

- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

- профессиональная направленность учебной деятельности;

- выбор заданий, которые создают проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

- наличие заинтересованности и «познавательного психологического климата» в учебной группе [6].

На мотивацию также влияют содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, отношения в студенческом коллективе, соревнования, достигнутые результаты [7], некоторые практические эмоциональные приемы (прямое включение лектора в ведение занятия, использование приема «неожиданного», яркий, образный пример, применение элемента неформальности, прием сопереживания, элементы драматизации, использование гиперболы, прием апелляции к авторитету, прием провокации, прием побуждения студентов к принятию решения) [8].

Е. Бондарчук считает, что одно с основных условий появления интереса - использование ранее усвоенных знаний. Существенный фактор формирования учебной мотивации - эмоциональная окраска содержания обучения, живое слово педагога [9].

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

На динамику учебной мотивации студентов влияют и такие факторы, как отмена оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личная значимость, вид работы (производительный, творческий) [10].

Учет выделенных нами факторов будет способствовать формированию у студентов положительной мотивации к работе в сельской начальной школе.

Интеграция психолого-педагогической и методической подготовки выступает как одно из условий подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. На сегодняшний день интеграция рассматривается как основной принцип развития современных образовательных систем.

Выделяют такие признаки интеграции: 1) построение интеграции как взаимодействия разнородных элементов; 2) качественные и количественные превращения взаимосвязанных элементов в процессе интеграции, в результате чего происходит постепенное изменение отдельных элементов. Накопление этих изменений приводит в конечном итоге к появлению новой ценности; 3) построение интеграции означает определение единственной основы для объединения разнородных элементов знания [11].

В нашем исследовании объектами интеграции являются блоки психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей. Интеграция объектов строится вокруг интегрирующего фактора. В педагогике, психологии и методике интегрирующим фактором может выступать педагогическое содержание. Научные работники выделяют такие формы интеграции: 1) объединение учебного материала в единственный курс; 2) объединение учебного материала с выделением специфических разделов; 3) образование автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы [12]. Любая из этих форм может быть использована при интеграции психолого-педагогических и методических дисциплин.

Н. М. Синопальникова [13] выделяет два возможных направления интеграции психолого-педагогических и методических знаний начальной школы: содержательный и организационный. Содержательное направление - интеграция дисциплин на основе выделения в процессе обучения главных понятий межпредметного характера. Педагогические исследования опираются на психологические знания. Педагогика интегрирует данные всех человековедческих наук и тем самым является основой формирования у студентов целостного знания о ребенке как объекте и субъекте педагогического процесса.

Психолого-педагогические учебные дисциплины составляют ядро профессионально-педагогической подготовки студентов. Методику преподавания большинство научных работников (И. Д. Зверев, И. В. Зеленкова, В. И. Немцова, В. П. Козирев, А. А. Орчаков, В. Н. Ретюнский) рассматривают как интегрирующее звено в системе профессиональной подготовки специалиста. «Методика учебного предмета, - как отмечает А. Я. Савченко, - это частичная дидактика, теория обучения определенного учебного предмета; рассматривает разные формы взаимодействия преподавания и учения в овладении содержанием конкретного предмета» [14].

А. А. Абдуллина определила общее содержание и показала связь психолого-педагогической и методической подготовки. Такое объединение создает интегрированную целостность, которая содержит следующие элементы: 1) общий объект изучения, общие принципы подготовки; 2) единственная направленность содержания образования; 3) активное взаимодействие с внешней средой; 4) постоянное корригирование содержания, форм и методов преподавания, психолого-педагогических дисциплин в соответствии с требованиями общества к школе, к учителю и изменениями в содержании педагогической деятельности; 5) систематическая непосредственная

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

связь преподавания с практикой школы; 6) научный анализ передового педагогического опыта [15].

Организационное направление требует изменения организации взаимодействия преподавания психологии, педагогики, методик. Оно включает в себя интегрированные связки между формами обучения, психолого-педагогической и методической подготовкой, которая способствует возникновению новых интегрированных форм обучения. Для психолого-педагогической подготовки характерны формы организации учебного процесса, которые преимущественно направлены на теоретическую подготовку студентов (информационная и проблемная лекция, семинар в форме теоретической конференции, семинар - мозговой штурм и тому подобное), а для методической подготовки студентов характерны такие формы, которые в большей степени направлены на практическую подготовку (лекция-беседа, лекция-прессконференция, лекция-дискуссия; семинар - круглый стол, семинар - деловая игра, семинар в форме мини-занятия; практические и лабораторные занятия, педагогическая практика).

В нашем исследовании целесообразным является использование как содержательного, так и организационного направлений интеграции психолого-педагогической и методической подготовки студентов к работе в сельской начальной школе.

Использование витагенного опыта студентов. Витагенный опыт активно влияет на усвоение предметных знаний и способов деятельности, потому что новые сведения воспринимаются студентами сквозь призму ранее усвоенных.

Организовывая учебный процесс, педагог должен осознать витагенный опыт своих воспитанников, показать студентам, что у них уже есть определенные представления о новом материале. Это подготовит их к активному восприятию и усвоению нового материала.

Опора педагога на позитивное содержание витагенного опыта студента поможет более глубокому и полному усвоению учебного материала, а также будет способствовать осознанию этого личного опыта. Использование в процессе учебы предыдущих знаний студентов способствует овладению новыми знаниями, поскольку происходит не простое приложение прошлых знаний к новым фактам, а использование их для познания и раскрытия нового.

При объяснении нового материала педагогу важно использовать примеры из жизненного опыта студента. Это способствует установлению связей между новым материалом и ранее изученным, то есть необходимо включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире витагенный опыт студента, чем он ближе к новому, к уже имеющимся ассоциациям, тем он более понятен. В. В. Бачманова, исследуя проблему активизации витагенного опыта будущих учителей, выделяет такие типы заданий, направленных на расширение витагенного опыта студентов:

1. По месту в учебном процессе выделяют такие задания: а) что предшествует изучению нового материала; б) что сопровождает изучение нового материала; в) что идет после изучения нового материала.

2. По дидактической цели бывают задания: а) направленные на развитие познавательного интереса у студентов к изучению темы; б) на ознакомление с фактами, которые будут использованы на занятиях при формировании научных понятий, выводов, обобщений; в) побуждаюющие студентов конкретизировать научные понятия и закономерности на материале, взятом из собственных наблюдений, средств массовой информации, краеведческих фактов; г) предусматривающие применение полученных студентами знаний в общественно полезной работе.

IV ^ rw

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14271

УДК 371.132

3. По продолжительности - длительные и краткосрочные.

4. По формам организации познавательной деятельности - индивидуальные, групповые и фронтальные.

5. По формам выполнения - доклады, сообщения, произведения, выступления на конференциях [16].

В научных исследованиях выделяют и такие приемы привлечения витагенного опыта студентов в процессе изучения нового материала:

- прием стартовой актуализации жизненного опыта студентов. Цель этого приема - выяснить имеющийся запас знаний студентов на уровне повседневного сознания перед тем, как они получат необходимые научные знания. Педагог имеет возможность определить интеллектуальный потенциал как отдельных студентов, так и группы в целом и использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации;

- актуализация витагенного запаса практических умений, навыков в том или ином виде учебной деятельности;

- прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею. Ваше задание - дополнить, насытить содержание. Опора - ваш жизненный опыт»;

- прием временной пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций. Суть этого приема заключается в том, что изложение нового материала осуществляется в пространственной смысловой связи с фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный компонент оказывается в объемном характере восприятия образовательного предмета. Формула данного приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал нужно воспринимать многомерно, тогда он будет необходимым для жизни»;

- прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Формула этого приема: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». Сущность этого приема -в использовании жизненного опыта студентов в плане исторических проекций. Он дает возможность показать значимость накопления опыта в отличие от жизненной информированности, раскрыть преемственность знаний человека в онто- и филогенезе;

- прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Суть приема заключается в том, чтобы посодействовать студентам в построении в своем воображении идеальной модели образовательного объекта, материалами для которого послужили бы также витагенный опыт, информация, полученная в процессе обучения. Этот прием образно можно сравнить с творческим упражнением: «Если бы директором был я» [17]. Используя рассмотренные задания, педагог может управлять сочетанием витагенного опыта студентов с систематизированным и обобщенным опытом науки.

Взаимосвязь обучения с витагенным опытом студентов будет эффективнее, если придерживаться таких рекомендаций:

1. Проанализировать содержание учебного материала, определив его место в системе учебного предмета и его связь с содержанием других дисциплин, и выделить в новом материале знания, которые имеют выход в практику студентов.

2. Обнаружить элементы витагенного опыта студентов, связанные с вопросами, которые они будут изучать на следующих занятиях, и продумать способы актуализации их опыта, что относится к изученному материалу.

Сопоставить «исходное» и «заданное» состояние знаний и способов познавательной деятельности студентов и определить, что в новом материале может быть объяснено и усвоено на имеющемся у студентов опыте [18].

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Важное значение имеет установка педагога на необходимость дополнять учебный материал собственными наблюдениями или сведениями, что со временем сформирует у студентов привычку более внимательно относиться к новым сведениям, будет развивать стремление узнавать «впрок».

Полученные сведения могут быть использованы в будущем. Витагенный опыт может быть актуализирован и самим студентом, если в ходе учебного процесса складываются отношения, которые задевают его личные ценности.

Непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки является одним из педагогических условий подготовки студентов к организации учебно-воспитательного процесса в сельской начальной школе.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности состоит как из теоретической, так и практической подготовки. Теоретическая подготовка осуществляется в системе лекций, семинарских и индивидуальных занятий, а практическая предусматривает формирование умений и навыков во время практических и лабораторных занятий, проведение разных видов педагогической практики. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей включает овладение теоретическими дисциплинами профессионального цикла и педагогическую практику, то есть теоретические знания, полученные в процессе обучения, проверяются практикой.

Педагогическая практика, которая является составной частью профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечивает сочетание теоретической подготовки с их практической деятельностью. «В процессе педагогической практики, - отмечает А. А. Абдуллина, - теоретические знания используются в новых условиях, для решения конкретных практических заданий. Единство формирования системы знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий и практики предопределено тем, что теоретические знания функционируют в практической деятельности учителя и сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опыта» [19].

Л. А. Хомич, исследуя проблему профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов, считает, что практическая деятельность студентов в школе опирается на теоретические знания, полученные в вузе. В процессе педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения, в частности умения определять цель и задание учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, умения изучать учеников и определять возможности их развития, умения планировать учебную и воспитательную работу, использовать разные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, сотрудничать с учениками, анализировать учебно-воспитательную работу, корригировать ее [20].

Краеведческая подготовка будущих учителей способствует становлению учителя как личности, помогает его социализации. Поэтому обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме выступает важным условием подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В Новом толковом словаре украинского языка содержание понятия «краеведение» обозначается как «изучение истории, географии, экономики».

Наполнение общественных и гуманитарных курсов краеведческим материалом будет способствовать углублению знаний студентов о народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах. Традиции, как отмечает М. Г. Стельмахович, - это опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, что исторически сложились и передаются из поколения в поколение. Через систему традиций каждый народ передает свою

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14271 УДК 371.132

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

культуру, характер, психологию своим детям, воспитывает такие благородные человеческие качества, как любовь к родной земле, отчему краю, уважение к отцу, матери, светлой памяти своих предков, к родному языку, истории и др. [21]

Традиции, по словам В. А. Сухомлинского, можно сравнить с копилкой, куда каждое поколение кладет свой маленький ценный взнос. Большие сокровища состоят из маленьких крошек. Эти сокровища нужно использовать в духовной жизни следующих поколений, заботясь об обогащении копилки новыми драгоценностями [22].

С традициями тесно связаны обычаи - общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения, что существуют в жизни и быту определенного народа, общественной группы, объединения. Обряд - совокупность действий, установленных обычаев. Ритуал - порядок обрядовых действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентов необходимо знакомить с семейными обычаями. В сельской местности в процессе общего ведения хозяйства, общего труда и передавался обычай уважения к родителям, почета к старшим. Каждый народ имеет свои обычаи, которые создавались на протяжении многих веков.

Обычаи и традиции выступают важным средством выявления внимания будущего учителя к семье, роду, предкам. «Это традиционные храмовые праздники, когда собирается вместе с детьми и садится за праздничный стол вся семья. Это сохранение, умножение и передача от поколения к поколению семейных реликвий. Это фотографии родственников в доме на стене, украшенные вышитыми рушниками, или фотоальбомы» [23].

В. В. Обозный, исследуя проблему краеведческого образования в системе профессиональной подготовки учителя, подчеркивает, что «использование в просветительской деятельности систематизированных направлений краеведческой деятельности, подчиненных парадигме гуманистических ценностей, дает возможность закладывать эти ценности в каждый учебный план и каждый учебный предмет, который объективно способствует формированию общеукраинского культурно-образовательного пространства, в котором каждая учебная дисциплина естественным образом связана со всеми другими. В этом случае можно говорить не столько о межпредметных связях, сколько об определенном общеукраинском познавательно-духовном поле, в котором краеведческое содержание любого предмета имеет целесообразность и свое функционально определенное место. Краеведческие знания учебных предметов, интегрируясь в определенную общеукраинскую сферу знаний, способов деятельности и ценностных ориентаций, становятся одним из средств саморазвития личности» [24].

Таким образом, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме будет способствовать эффективной подготовке будущих учителей к работе в сельской школе.

Следовательно, учет выделенных нами педагогических условий будет способствовать формированию готовности будущих учителей к работе в начальной школе в условиях сельского социума.

В последующем изучении нуждаются вопросы экспериментальной проверки влияния выделенных условий на формирование уровня готовности студентов к работе в сельской начальной школе.

Ссылки на источники

1. Высоцкий С. В. Структура психолого-педагогических условий формирования поисково-творческой направленности личности в процессе обучения // Науковий вюник ^вденноукра'шського держ. ун. iм. К. Д. Ушинського: збiрник наукових праць. - Одеса, 1999. Вип. 8-9. - С. 90-94.

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14271

УДК 371.132

2. Гончаренко С. У. УкраТнський педагопчний словник. - КиТв, 1997. - С. 217.

3. Савченко О. Я. Дидактика початковоТ освгги. - КиТв, 2012. - С. 491.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2002. - С. 267.

5. Мойсеюк Н. Педагопка. - КиТв, 2003. - С. 192-193.

6. Ильин Е. П. Указ. соч. - С. 266.

7. Кутеева В. П. Формирование познавательной активности будущих специалистов // Психологические проблемы формирования специалиста в вузе. - Саранск, 1989. - С. 107.

8. Занюк С. С. Мотивацшний треншг. Формування мотиваци навчальноТ дiяльностi у студенлв та старшокласнимв // Практична психолопя та сощальна робота. - 2002. - № 8. - С. 31-42.

9. Бондарчук Е., Бондарчук Л. Основы психологии и педагогики. - КиТв, 2001. - 168 с.

10. Бибрих Р. Р., Васильева И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1987. - № 2. - С. 12.

11. Тюнников Ю. С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебновоспитательной работе СПТУ. - М., 1986. - 47 с.

12. Дик Ю. И., Установ В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. - 1987. - № 9. -

13. Сшопальшкова Н. М. 1нтегращя психолого-педагопчних i методичних знань як педагопчна умова подготовки майбутшх учителiв початковоТ школи // Педагопка формування творчоТ особистост у вищш i загальноосвггнш школг - КиТв - Запорiжжя, 2009. - Вип. 3(56). - С. 359-364.

14. Савченко О. Я. Дидактика початковоТ освгги. - КиТв, 2012. - С. 490.

15. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990. - 141 с.

16. Бачманова В. В. Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 - общая педагогика, история педагогики и образования. - Екатеринбург, 2002. - С. 110.

17. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. B. C. Кукушина. -Ростов н/Д., 2010. - С. 127.

18. Бачманова В. В. Указ. соч. - С. 115.

19. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. М. Педагогическая практика студентов. - М., 1989. - С. 144.

20. Хомич Л. О. Професшно-педагопчна подготовка вчителя початкових клаав. - КиТв, 1998. - 200 с.

21. Стельмахович М. Г. Теорiя i практика украТнського нацюнального виховання. - 1вано-Франшськ, 1996. - С. 54-55.

22. Сухомлинський В. О. Методика виховання колективу // Вибран твори: в 5 т. - КиТв, 1976. - Т. 1. - С. 410.

23. Стельмахович М. Г. Указ. соч. - С. 163.

24. Обозний В. В. Краезнавча освОта в системi професшноТ подготовки вчителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 04 - теорОя i методика професшноТ освОти. - КиТв, 2002. - С. 14.

Zinoviy Onyshkiv, issn 2304-120Х

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at chair of pedagogy and methodology of primary education Ternopil National Pedagogical University named after Volodymyr Hnatiuk, Ternopil, Ukraine [email protected]

Educational conditions of preparation of future junior school teachers to work in a rural junior school

Abstract. The article is dedicated to educational conditions of preparation of future teachers to work in a rural junior school. The publication singles out and characterizes such educational conditions as formation of students’ positive motivation to work, integration of psychological, pedagogical and methodological preparation, utilization of students’ past experience, continuity of the relationship of theoretical and practical preparation, enriching the content of social sciences and humanities with information regarding the regional character of rural society.

Key words: rural junior school, educational conditions, preparation of students.

References

1. Vysockij, S. V. (1999) “Struktura psihologo-pedagogicheskih uslovij formirovanija poi-skovo-tvorcheskoj napravlennosti lichnosti v processe obuchenija”, Naukovij visnik Pivdennoukrains'kogo derzh. un. im. K. D. Ushins'kogo: zbirnik naukovih prac', vip. 8-9, Odesa, pp. 90-94 (in Ukrainian).

2. Goncharenko, S. U. (1997) Ukrains'kijpedagogichnij slovnik, Ki'i'v, p. 217 (in Ukrainian).

3. Savchenko, O. Ja. (2012) Didaktika pochatkovoiosviti, Ki'iv, p. 491 (in Ukrainian).

4. Il'in, E. P. (2002) Motivacija i motivy, St. Peterburg, p. 267 (in Russian).

С. 42-47.

8

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). -ART 14271. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14271

УДК 371.132

5. Mojsejuk, N. (2003) Pedagogika, Ki'i'v, pp. 192-193 (in Ukrainian).

6. Il'in, E. P. (2002) Op. cit., p. 266.

7. Kuteeva, V. P. (1989) “Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti budushhih specialistov”, Psihologicheskie problemy formirovanija specialista v vuze, Saransk, p. 107 (in Russian).

8. Zanjuk, S. S. (2002) “Motivacijnij trening. Formuvannja motivacn navchal'noi dijal'nosti u studentiv ta starshoklasnikiv”, Praktichna psihologija ta social'na robota, № 8, pp. 31-42 (in Ukrainian).

9. Bondarchuk, E. & Bondarchuk, L. (2001) Osnovy psihologii i pedagogiki, Ki'i'v, 168 p. (in Russian).

10. Bibrih, R. R. & Vasil'eva, I. A. (1987) “Osobennosti motivacii i celeobrazovanija v uchebnoj dejatel'nosti studentov mladshih kursov”, Vestnik MGU. Serija 14. Psihologija, № 2, p. 12 (in Ukrainian).

11. Tjunnikov, Ju. S. (1986) Metodika vyjavlenija i opisanija integrirovannyh processov v uchebno-vospitatel'nojrabote SPTU, Moscow, 47 p. (in Russian).

12. Dik ,Ju. I. & Ustanov, V. V. (1987) “Integracija uchebnyh predmetov”, Sovetskaja pedagogika, № 9, pp. 42-47 (in Russian).

13. Sinopal'nikova, N. M. (2009) “Integracija psihologo-pedagogichnih i metodichnih znan' jak pe-dagogichna umova pidgotovki majbutnih uchiteliv pochatkovoi shkoli”, Pedagogika formuvannja tvorchoi osobistosti u vishhij i zagal'noosvitnij shkoli, vip. 3(56), Ki'i'v - Zaporizhja, pp. 359-364 (in Ukrainian).

14. Savchenko, O. Ja. (2012) Didaktika pochatkovoi'osviti, Kiiv, p. 490 (in Ukrainian).

15. Abdullina, O. A. (1990) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pe-dagogicheskogo obrazovanija, Moscow, 141 p. (in Russian).

16. Bachmanova, V. V. (2002) Aktualizacija vitagennogo opyta budushhih uchitelej kak sredstvo razvitija interesa k izucheniju nauchno-pedagogicheskih ponjatij: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01 - obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija, Ekaterinburg, p. 110 (in Russian).

17. Kukushin, B. C. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. ped. spec., Rostov n/D., p. 127 (in Russian).

18. Bachmanova, V. V. (2002) Op. cit., p. 115.

19. Abdullina, O. A. & Zagrjazkina, N. M. (1989) Pedagogicheskaja praktika studentov, Moscow, p. 144 (in Russian).

20. Homich, L. O. (1998) Profesijno-pedagogichna pidgotovka vchitelja pochatkovih klasiv, Kiiv, 200 p. (in Ukrainian).

21. Stel'mahovich, M. G. (1996) Teorija i praktika ukrains'kogo nacional'nogo vihovannja, Ivano-Frankivs'k, pp. 54-55 (in Ukrainian).

22. Suhomlins'kij, V. O. (1976) “Metodika vihovannja kolektivu”, Vibrani tvori: v 51., vol. 1, Ki'iv,p. 410.

23. Stel'mahovich, M. G. (1996) Op. cit., p. 163 (in Ukrainian).

24. Oboznij, V. V. (2002) Kraeznavcha osvita v sistemi profesijnoipidgotovki vchitelja: avto-ref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13. 00. 04 - teorija i metodika profesijnoi osviti, Kiiv, p. 14 (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Q rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.