Научная статья на тему 'Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы'

Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / GRAPHIC ACTIVITY. / PREPARATION OF FUTURE EDUCATORS / PRESCHOOL ESTABLISHMENTS / UNEVEN-AGE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кавылина Анна Константиновна

В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of realization of pedagogical conditions of preparation of the future tutors to the organization of graphic activity with children of uneven-age group

In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation of the future tutors of preschool education to the organisation of graphic activity with children of uneven-age group are considered.

Текст научной работы на тему «Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы»

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

Кавылина Анна Константиновна,

аспирант кафедры семейного и эстетического воспитания ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», Одесса Kovalskay 76@rambler.ru

Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы

Аннотация. В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

Ключевые слова: разновозрастная группа, дошкольные учреждения, подготовка будущих воспитателей, изобразительная деятельность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность исследования обусловлена реформированием дошкольного образования, уменьшением количества дошкольных учебных заведений, что явилось причиной возникновения разновозрастных групп, как в сельских дошкольных учебных заведениях, так и в городских. Сегодня каждый шестой ребенок воспитывается в группе, которая объединяет детей двух-трёх возрастных периодов (смешанной группе), именно возрастные особенности детей в смешанных группах определяют специфику педагогической деятельности в данных учебных заведениях [1].

Работа в смешанных возрастных группах достаточно сложна, требует от воспитателя профессионального мастерства, знаний специфики одновременной работы с детьми разного возраста, умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников, способности понимать и видеть каждого воспитанника, а также всю группу в целом [2].

Цель нашего исследования - разработать этапы подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

Этапы подготовки будущего воспитателя к организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе дошкольного учебного учреждения включали разработанные нами педагогические условия: интеграцию гуманитарных учебных дисциплин с дисциплинами методико-практической подготовки, необходимых в последующей, организационно-творческой, педагогической деятельности; моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностью в работе с детьми разновозрастной группы; практическую реализацию полученных знаний, умений и навыков в среде дошкольного учебного заведения.

Этапы реализации педагогических условий предусматривали следующие формы учебно-педагогической деятельности студентов: лекции и практические занятия пси-холого-педагогического, искусствоведческого и художественного направлений, выполнение курсовых проектов, прохождение учебно-педагогической практики, в процессе которой студенты имели возможность работать воспитателями разновозрастной группы и проявлять накопленные знания, умения и навыки, что осуществлялось в процессе проведения формирующего эксперимента.

В формирующем эксперименте принимали участие студенты III и IV курсов. Выбор именно этих курсов для проведения экспериментальной работы был обусловлен

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

наличием у студентов определенной теоретической базы и практического опыта. На протяжении I и II курсов они уже прошли теоретическую подготовку по курсам «Вступление в специальность», «Дошкольная педагогика», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства» и получили определенный опыт практической профессиональной деятельности в процессе выполнения программы педагогической практики, что позволяет в полном объеме реализовать определенные нами педагогические условия подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности в разновозрастных группах дошкольного учебного заведения.

На первом, подготовительном этапе формирующего эксперимента мы установили интегративные курсы дисциплин гуманитарной, научной, профессиональной и практической подготовки и предусмотрели наличие психолого-педагогических, искусствоведческих, исторических знаний студентов в их взаимосвязи, которые студенты получали при изучении смежных дисциплин. Изложение теоретического и практического материала проводили с опорой на уже полученные знания и умения студентов. Так, например, на занятиях по «Дошкольной педагогике» уделяли внимание профессиональным и личностным качествам будущего воспитателя. Студентам ставили проблемные вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения - кто он?», «Что наиболее важно: его профессиональные или личностные качества?», «Важно ли будущему воспитателю избирать свой стиль в работе и почему?»

На занятиях курса «Детская психология» обращали внимание студентов на закономерности психологического развития детей дошкольного возраста, факторы формирования личности, методы и принципы диагностической работы. Перед студентами ставили такие вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения обязан знать особенности психики детей дошкольного возраста?», «В чем особенность работы воспитателя с детьми разновозрастной группы?», «Важна ли хорошая психологическая атмосфера в группе?», «Дайте свои рекомендации относительно создания здоровой психологической атмосферы в группе с разновозрастным составом».

На занятиях курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» внимание педагогов было направлено на обучение будущих воспитателей методике организации занятий по изобразительному искусству, приобретению студентами практических навыков. Студенты посещали музеи Одессы (Одесский музей западного и восточного искусства) и выставки известных художников (Анатолий Козельский, Сергей Горбачев, Никас Сафронов), на практических занятиях проводили обсуждение. Например, на авторской выставке Юрия Горбачева студенты были удивлены картинами с изображением декоративных цветов, сказочных образов, фантастическими сюжетами. Также студентов покорил диапазон творчества Никаса Сафронова - и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты, глубокие метафоры и присущие автору системы символов. Анатолий Козельский заинтересовал студентов объединением живописи и карикатуры в забавном «полужанре».

Для углубления профессиональных знаний и умений студентов нами была разработана обучающая компьютерная программа «Дошкольное образование» (в электронном варианте), которая состояла из таких блоков: «История изобразительного искусства», «Современный воспитатель дошкольного учебного заведения», «Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном учебном заведении».

Изучая блок «История изобразительного искусства», студенты знакомились с работами выдающихся художников прошлого: например, «Искусство Возрождения»

«VI *5 <Х»

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

было представлено творчеством художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе и других; художников-экспериментато-ров Мазаччо, П. Учелло, С. Боттичелли и др. Например, творчество С. Боттичелли вызвало заинтересованность студентов: особенная певучесть линий в каждой его картине, необыкновенное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры».

Искусство Нового времени было представлено несколькими странами: Италией (Карло Мадерн, Лоренцо Бернини, Микеланджело и Караваджо), Фландрией (барокко, Питер Пауль Рубенс), Голландией (Рембрандт Херменс ван Рейн), Италией (Эль Греко), Испанией (Диего Веласкес).

Современное искусство представлено разными направлениями в живописи: классицизмом, романтизмом, экспрессионизмом (Е. Л. Кирхнер, О. Мюллер), абстракционизмом (В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал), сюрреализмом (У. Арп, С. Дали), поп-артом (Ф. Бекон).

Завершением изучения первого блока было практическое занятие, на котором студенты готовили рассказ об известном художнике, о его работах, приемах, используемых в живописи.

При изучении блока «Современный воспитатель дошкольного учебного заведения» студентам предлагали пройти тест, в котором необходимо было ответить на такие вопросы: «Назовите пять качеств современного воспитателя», «Закончите фразу известного педагога-новатора Ш. Амонашвили: "Воспитатель - это человек...”», «Назовите пять причин, из-за которых работа воспитателя считается трудной и ответственной». Знания студентов оценивали по десятибалльной системе: 0-10 баллов -низкий уровень, от 11 до 15 баллов - средний уровень, от 16 до 21 балла - высокий уровень.

Также студентам был предложен спецкурс «Организация изобразительной деятельности с детьми разновозрастных групп», который читался в экспериментальной группе на IV курсе. Спецкурс состоял из лекционных и практических занятий (всего 20 часов), практические задания (16 часов) были построены на базе лекционного материала и предназначены для усвоения основных положений курса, установления логических связей между отдельными частями лекционного материала и закрепления полученных знаний.

Спецкурс состоял из следующих тем лекций: «Особенности организации изобразительной работы детей в разновозрастной группе», «Формы и методы организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы в дошкольном учебном заведении», «Методика обучения рисованию, аппликации, лепке», «Использование инновационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы».

На практических занятиях студенты обсуждали содержание лекционного материала, например: «Назовите основные особенности детского рисунка по С. Смирнову», «Обоснуйте понятия "художественный образ’’ и "зрительный образ’’», «Назовите основные изобразительные задачи и методы обучения на занятиях по аппликации, лепке, рисованию», «В чем проявляются трудности у воспитателя разновозрастной группы при проведении занятий по изобразительной деятельности?» Студенты готовили рефераты на такие темы: «Создание разновозрастных групп на современном этапе», «Организация учебной деятельности в группах с разновозрастным составом», «Требования к личности воспитателя». При защите рефератов обязательно указывали, из каких источников они черпали информацию, какие задания ставили перед

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

собой в процессе подготовки рефератов и в какой последовательности. Это требовало от студентов не формального воссоздания информации, а ее творческой переработки, переосмысления, которое формирует у будущих воспитателей умения пользоваться необходимыми знаниями в дальнейшей педагогической деятельности.

На занятиях студенты анализировали программы по разделам «Сюжетное рисование», «Предметное рисование», «Декоративное рисование», «Сюжетная аппликация», «Предметная аппликация», «Декоративная аппликация», «Предметная лепка», «Сюжетная лепка», «Декоративная лепка» для каждого разновозрастного периода; рассматривали детские работы, по рисункам определяли возраст ребенка, называли тему, цель, средства выразительности (цвет, форма, композиция). Обращали внимание на индивидуальность, выразительность образов, цветовое решение. Готовили образцы с использованием нетрадиционных техник рисования для детей разновозрастной группы (4-6 лет).

На втором, обучающем этапе мы осуществляли моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностью в работе с детьми разновозрастной группы, учили студентов определять пути и этапы развития изобразительной деятельности детей разновозрастной группы; использовать на практике разные методы, формы и приемы организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, планировать работу во всех возрастных группах в соответствии с требованиями программы воспитания детей дошкольного возраста; учили понимать и анализировать произведения изобразительного искусства, понимать и анализировать результаты детского творчества. Для решения этих заданий использовали следующие формы работы: составление студентами конспектов занятий по методике изобразительного искусства с учетом разновозрастного состава группы; проведение деловых игр, где они выступали в роли воспитателя. В основу игры была положена имитация деятельности воспитателя при организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Подготовка и проведение деловой игры имели определенную последовательность действий: планирование, реализация цели, а также анализ ее результатов, что способствовало формированию у будущих воспитателей умения проводить занятия, организовывать детей, а также интеграции опыта личностного, профессионального и учебного для решения более сложных задач в нестандартной ситуации организации изобразительной деятельности. На практических занятиях по спецкурсу студенты по очереди проводили занятия по методике руководства изобразительной деятельностью детей разновозрастной группы. Студент выбирал тему по учебной программе, готовил материал, план, вопросы, список литературных источников. Так, например, были предложены следующие вопросы для модульного зачета: «Кто занимался исследованием детского рисунка?», «В чем особенности разновозрастной группы?», «Назовите ученых, которые занимались исследованиями организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы», «Какие требования следует учитывать при планировании работы в разновозрастной группе?», «Основные задачи по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста (4, 5, 6 лет)». В конце занятий студенты анализировали фрагменты, указывали на то, что, по их мнению, было сложным и требовало особого внимания и обсуждения.

На третьем, завершающем этапе студенты реализовывали полученные знания, умения и навыки в среде дошкольного учебного заведения в период прохождения педагогической практики, Например, при подготовке занятия по рисованию студенты заметили, что дети неохотно рисуют карандашами, держат их скованно, что в дальнейшем может привести к нарушениям в обучении рисованию. Проанализировав занятия,

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

студенты пришли к выводу, что неправильному приему рисования дети были обучены ещё на четвёртом году жизни, что в дальнейшем закрепилось на 5-м и 6-м годах жизни. Студенты имели возможность познакомиться с наглядными материалами, новыми учебниками, разработками занятий по изобразительной деятельности, которые хранятся в методическом кабинете, получить консультацию методиста. Например, как организовать изобразительную деятельность с детьми разновозрастной группы, как составить календарный план, как оформить выставку детских работ. Студенты организовывали родительские собрания, на которых информировали родителей о задачах изобразительной деятельности, давали советы по ознакомлению дошкольников с искусством, организации занятий по рисованию, лепке, аппликации в домашних условиях. Для родителей проводился день открытых дверей, приглашали их на занятия по изобразительной деятельности, организовывали выставки детских работ. Также студенты участвовали в методических объединениях, семинарах, практикумах, кружках. Заседания методических объединений проходили на различные темы; например, тему «Необходимость пояснения для детей разновозрастной группы на занятиях по изобразительной деятельности» студенты отметили как одну из важных. На семинарских занятиях изучали методическую литературу, составляли и обсуждали план роботы, конспекты, посещали, а потом анализировали открытые занятия участников семинара.

Студенты выступали в роли воспитателя и проводили занятия по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

Например, на первом этапе занятия «Дары осени» работать с воспитателем-сту-дентом начали старшие (6-й год жизни) и средние дошкольники (5-й год). Младшие дошкольники (4-й год) с помощью помощника воспитателя в это же время выбирают из корзины овощи и фрукты для праздничного стола.

В начале занятия воспитатель-студент обратился к опыту старших (6-й год жизни) и детей 5-года жизни, их самостоятельным наблюдениям. Детям предложили вспомнить, какой праздник («Дары осени») приближается и какие фрукты и овощи главные на нём. Дети вспомнили художественные произведения соответствующей тематики, старшие дошкольники (6-й год жизни) продемонстрировали разные варианты изображения овощей и фруктов. Воспитанники подгруппы (5-й год жизни) вспомнили приём «примакивания» (с помощью ватных палочек) и решили нарисовать корзину, полную яблок круглой формы и груш вытянутой формы. Дети 4-го года жизни рисовали яблоки и груши, используя плоскостные формы. По окончании работы пригласили всех к сбору урожая. Дети 5-го и 6-го годов жизни украсили группу своими работами. Младшие дошкольники (4-й год жизни) присоединились к старшим подгруппам и любовались совместной работой.

После проведения занятий было обсуждение: студенты пришли к выводу, что успех организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе зависит от четко продуманной структуры и умения владеть детским коллективом.

Разработанные нами педагогические условия, которые были реализованы в формирующем эксперименте исследования и представлены в виде взаимосвязанных структурных элементов каждого задания разработанного нами спецкурса, продемонстрировали процесс успешной подготовки будущих специалистов дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

Ссылки на источники

1. Арушанова А. Г., Вавилова Е. М., Гербова В. В. и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

научно-методический электронный журнал

Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14257. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14257

УДК 371.132

села (в условиях разновозрастной группы) / [под ред. А. С. Алексеевой]. - М.: Просвещение, 1990. - С. 5.

2. Герасимова Е. Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.07 - «Теория и методика дошкольного образования». - СПб., 2003. - С. 80.

Anna Kavylina, issn 2304-120Х

Graduate student family and aesthetic education, South Ukrainian National Pedagogical University im. K. D. Ushinskogo, Odessa Kovalskav 76@rambler.ru

Stages of realization of pedagogical conditions of preparation of the future tutors to the organization of graphic activity with children of uneven-age group 9 772304 1201A2 Abstract. In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation

of the future tutors of preschool education to the organisation of graphic activity with children of uneven-age group are considered.

Key words: uneven-age group, preschool establishments, preparation of future educators, graphic activity. References

1. Arushanova, A. G., Vavilova, E. M., Gerbova, V. V. et al. (1990) Obuchenie detej v doshkol'nyh uchrezhdenijah sela (v uslovijah raznovozrastnoj gruppy), Prosveshhenie, Moscow, p. 5 (in Russian).

2. Gerasimova, E. N. (2003) Pedagogicheskie osnovy postroenija obrazovatel'nogo processa v raznovoz-rastnyh gruppah detskogo sada: dis. ... d-ra ped. nauk: spec. 13.00.07 “Teorija i metodika doshkol'nogo obrazovanija”, St. Peterburg, p. 80 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412014209

http://e-koncept.ru/2014/14257.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.