Научная статья на тему 'Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей: к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы'

Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей: к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДОШКОЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / UNEVEN-AGE GROUP OF A PRESCHOOL INSTITUTION / STAGES OF PREPARATION OF THE FUTURE TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кавылина А.К.

В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of realization of pedagogical conditions of preparation of the future tutors to the organization of graphic activity with children of uneven-age group

In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation of the future tutors of preschool education to the organisation of graphic activity with children of uneven-age group are considered.

Текст научной работы на тему «Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей: к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы»

УДК: 370.711р378.169.14+372.21+700

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

А.К. Кавылина

В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Ключевые слова: разновозрастная группа дошкольного заведения, этапы подготовки будущих воспитателей.

Актуальность исследования обусловлена реформированием дошкольного образования, уменьшением количества дошкольных учебных заведений, что явилось причиной возникновения разновозрастных групп, как в сельских дошкольных учебных заведениях, так и в городских. Сегодня каждый шестой ребенок воспитывается в группе, которая объединяет детей двух-трёх возрастных периодов (смешанная группа), потому как, именно возрастные особенности детей в смешанных группах определяют специфику педагогической деятельности в данных учебных заведениях[1,с.5 ].

Работа в смешанных возрастных группах достаточно сложна, что требует от воспитателя профессионального мастерства, знаний специфики одновременной работы с детьми разного возраста, умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников, способности понимать и видеть каждого воспитанника, а также всю группу в целом.

Цель нашего исследования: разработать этапы подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

Этапы подготовки будущего воспитателя к организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе дошкольного учебного учреждения включали разработанные нами педагогические условия: интеграцию гуманитарных учебных дисциплин с дисциплинами методико-практической подготовки, необходимых в последующей, организационно-творческой, педагогической деятельности; моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельности в работе с детьми разновозрастной группы; практическую реализацию полученных знаний, умений и навыков в среде дошкольного учебного заведения.

Этапы реализации педагогических условий предусматривали следующие формы учебно-педагогической деятельности студентов: лекции и практические занятия психолого-педагогического, искусствоведческого и художественного направления, выполнение курсовых, прохождение учебно-педагогической практики, в процессе которой студенты имели возможность работать воспитателем разновозрастной группы и проявлять накопленные знания, умения и навыки, что осуществлялось в процессе проведения формирующего эксперимента.

В формирующем эксперименте принимали участие студенты 3 и 4 курсов. Выбор именно этих курсов для проведения экспериментальной работы был обусловлен наличием у студентов определенной базы теоретической подготовки и практического опыта. На протяжении первого и второго курсов они уже прошли теоретическую подготовку по курсам «Вступление в специальность», «Дошкольная педагогика», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства», и, с другой стороны, получили определенный опыт практической профессиональной деятельности в процессе выполнения программы педагогической практики, что позволяет в полном объеме реализовать определенные нами педагогические условия подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности в разновозрастных группах дошкольного учебного заведения.

На первом, подготовительном этапе формирующего эксперимента, мы установили интегративные курсы дисциплин гуманитарной, научной, профессиональной и практической подготовки и предусматривали наличие психолого-педагогических, искусствоведческих, исторических знаний студентов в их взаимосвязи, которые студенты получали при изучении смежных дисциплин. Изложение теоретического и практического материала проводили с опорой на уже полученные знания и умения студентов. Так, например, на занятиях по «Дошкольной педагогике» уделяли внимание профессиональным и личностным качествам будущего воспитателя. Студентам ставили проблемные

вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения - кто он?», «Что наиболее важно: его профессиональные или личностные качества?», «Важно ли будущему воспитателю избирать свой стиль в работе и почему?»

На занятиях курса «Детская психология» обращали внимание студентов на закономерности психологического развития детей дошкольного возраста, факторы формирования личности, методы и принципы диагностической работы. Перед студентами ставили такие вопросы: «Воспитатель современного дошкольного учебного заведения обязан знать особенности психики детей дошкольного возраста?», «В чем особенность работы воспитателя с детьми разновозрастной группы?», «Важна ли хорошая психологическая атмосфера в группе?», «Дайте свои рекомендации, относительно создания здоровой психологической атмосферы в группе с разновозрастным составом».

На занятиях курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» внимание педагогов было направлено на обучение будущих воспитателей методике организации занятий по изобразительному искусству, приобретению студентами практических навыков. Студенты посещали музеи Одессы: художественный музей Западного и Восточного искусства и выставки известных художников (Анатолий Козельский, Сергей Горбачев, Никас Сафронов), на практических занятиях проводили обсуждение. Например, на авторской выставке Юрия Горбачева, студенты были поражены картинами с изображением декоративных цветов, сказочных образов, фантастическими сюжетами.

Для углубления профессиональных знаний и умений студентов, нами была разработана обучающая компьютерная программа «Дошкольное образование» (в электронном варианте), которая состояла из таких блоков: «История изобразительного искусства», «Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном учебном заведении», «Современный воспитатель дошкольного учебного заведения».

Также студентам был предложен спецкурс "Организация изобразительной деятельности с детьми разновозрастных групп", который читался в экспериментальной группе на четвёртом курсе. Спецкурс состоял из лекционных и практических занятий (20 часов), практические задания(16 часов) были построены на базе лекционного материала и предназначены для усвоения основных положений курса, установлению логических связей между отдельными частями лекционного материала и закреплению полученных знаний.

Спецкурс состоял из следующих тем лекций: «Особенности организации изобразительной работы детей в разновозрастной группе», «Формы и методы организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы в дошкольном учебном заведении», «Методика обучения рисованию, аппликации, лепке».

На практических занятиях студенты обсуждали содержание лекционного материала, как например: «Назовите основные особенности детского рисунка по С.Смирнову», «Обоснуйте понятия «художественный образ» и «зрительный образ»; «Назовите основные изобразительные задачи и методы обучения на занятиях по аппликации, лепке, рисованию»: «В чем проявляются трудности у воспитателя разновозрастной группы при проведении занятий по изобразительной деятельности?». Студенты готовили рефераты на такие темы: «Создание разновозрастных групп на современном этапе», «Организация учебной деятельности в группах с разновозрастным составом», «Требования к личности воспитателя».

На занятиях студенты анализировали программы по разделам «Сюжетное рисование», «Предметное рисование», «Декоративное рисование», «Сюжетная аппликация», «Предметная аппликация», «Декоративная аппликация», «Предметная лепка», «Сюжетная лепка», «Декоративная лепка» для каждого разновозрастного периода; анализировали детские работы, по рисункам определяли возраст ребенка, называли тему, цель, средства выразительности (цвет, форма, композиция). Обращали внимание на индивидуальность, выразительность образов, цветовое решение. Готовили образцы с использованием нетрадиционных техник рисования для детей разновозрастной группы (4-6 лет).

На занятиях мы также осуществляли моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностью в работе с детьми разновозрастной группы, учили студентов определять пути и этапы развития изобразительной деятельности детей разновозрастной группы; использовать на практике разные методы, формы и приемы организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, планировать работу во всех возрастных группах в соответствии с требованиями программы воспитания детей дошкольного возраста;

учили понимать и анализировать произведения изобразительного искусства, понимать и анализировать результаты детского творчества. Для решения этих заданий использовали следующие формы работы: составление студентами конспектов занятий по методике изобразительного искусства с учетом разновозрастного состава группы; проведение деловых игр, где они выступали в роли воспитателя. В основу игры была положена имитация деятельности воспитателя при организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

На практических занятиях по спецкурсу студенты по очереди проводили занятия по методике руководства изобразительной деятельностью детей разновозрастной группы. Студент выбирал тему по учебной программе, готовил материал, план, вопросы, список литературных источников. Так, например, были предложены следующие вопросы для модульного зачета: «Кто занимался исследованием детского рисунка?», «В чем особенности разновозрастной группы?», «Назовите ученых, которые занимались исследованиями организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы», «Какие требования следует учитывать при планировании работы в разновозрастной группе?», «Основные задачи по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста (4,5,6 лет)». В конце занятий студенты анализировали фрагменты, указывали на то, что, по их мнению, было сложным и требовало особого внимания и обсуждения.

На третьем, завершающем этапе, студенты реализовывали полученные знания, умения и навыки в среде дошкольного учебного заведения в период прохождения педагогической практики, где они выступали в роли воспитателя и проводили занятия по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Например, на первом этапе занятия «Дары осени» работать с воспитателем-студентом начали дети старшие (6-й год жизни) и средние дошкольники (5-й год). Младшие дошкольники (4-й год) с помощью помощника воспитателя в это же время выбирают из корзины овощи и фрукты для праздничного стола.

В начале занятия воспитатель-студент обратился к опыту старших (6-й год жизни) и детей 5-года жизни, их самостоятельным наблюдениям. Детям предложили вспомнить какой праздник (Дары осени) приближается, и какие фрукты и овощи, главные на нём. Дети вспомнили художественные произведения соответствующей тематики, старшие дошкольники (6-й год жизни) продемонстрировали разные варианты изображения овощей и фруктов. Воспитанники подгруппы (5-й год жизни) вспомнили приём «примакивания» (с помощью ватных палочек) и решили нарисовать корзину, полную яблок круглой формы и груш вытянутой формы. Дети 4-го года жизни рисовали яблоки и груши, используя плоскостные формы. По окончанию работы пригласили всех к сбору урожая. Дети 5-го и 6-го года жизни украсили группу своими работами. Младшие дошкольники (4-й год жизни) присоединились к старшим подгруппам и любовались совместной работой.

После проведения занятий было обсуждение: студенты пришли к выводу, что успех организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе зависит от четко продуманной структуры и умения владеть детским коллективом.

Выводы: разработанные нами педагогические условия, которые были реализованы в формирующем эксперименте исследования и представлены в виде взаимосвязанных структурных элементов каждого задания разработанного нами спецкурса, продемонстрировали процесс успешной подготовки будущих специалистов дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.

In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation of the future tutors of preschool education to

the organisation of graphic activity with children of uneven-age group are considered.

The key words: uneven-age group of a preschool institution, stages ofpreparation of the future tutors.

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Арушанова А.Г., Вавилова Е.М., Гербова В.В. и др. [под ред. А. С. Алексеевой]. М.: «Просвещение», 1990. 174 с.

2.Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастный группах детского сада: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.07 - «Теория и методика дошкольного образования» / Е.Н. Герасимова. Санкт-Петербург, 2003. 310 с.

3. Фльорина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства /Е.А.Фльорина// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949. С.70.

Об авторе

Кавылина А. К. - аспирант Института дошкольного и специального образования при Южноукраинском национальном педагогическом университете имени К.Д.Ушинского, kovalskay_76@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.