Научная статья на тему 'Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности'

Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ / ХИ-КВАДРАТ КРИТЕРИЙ / CHI-SQUARE CRITERION / COGNITIVE / JUNIOR SCHOOL IN RURAL AREA / LEVELS OF FORMATION OF COMPONENTS OF READINESS / MOTIVATIONAL / OPERATIONAL COMPONENTS OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онышкив Зиновий Михайлович

В статье проанализированы результаты экспериментального исследования по проблеме подготовки будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности. Для определения статистической значимости отличий между экспериментальными и контрольными группами студентов использован «хи-квадрат критерий». Приведены результаты качественного и количественного анализа полученных данных относительно уровней сформированности мотивационного, когнитивного, операционного компонентов готовности студентов экспериментальных и контрольных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онышкив Зиновий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of readiness of future teachers to work in junior school in rural areas

The paper deals with the results of the experimental research regarding the issues of preparation of future teachers to work in a junior school in rural areas. “Chi-square criterion” is used to determine statistical signif-icance of differences between experimental and control groups of students. The results of the qualitative and quantitative analysis of the received data on levels of formation of motivational, cognitive and opera-tional components of readiness of students in experimental and control groups are highlighted.

Текст научной работы на тему «Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15252

УДК 371.132

Онышкив Зиновий Михайлович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования Тернопольского национального педагогического университета им. Владимира Гчатюка, г. Тернополь, Украина onvshkiv54@ukr. net

Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности

Аннотация. В статье проанализированы результаты экспериментального исследования по проблеме подготовки будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности. Для определения статистической значимости отличий между экспериментальными и контрольными группами студентов использован «хи-квадрат критерий». Приведены результаты качественного и количественного анализа полученных данных относительно уровней сформированности мотивационного, когнитивного, операционного компонентов готовности студентов экспериментальных и контрольных групп.

Ключевые слова: начальная школа сельской местности, мотивационный, когнитивный, операционный компоненты готовности, уровни сформированности компонентов готовности, хи-квадрат критерий.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В связи с демографическим кризисом в Украине, нуждается в переосмыслении проблема профессиональной подготовки будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности. Нами разработана система подготовки будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности, которая прошла проверку в процессе экспериментального исследования. Формирующий этап исследования проведен в соответствии с разработанными нами концептуальными положениями системы подготовки будущих учителей к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе сельской местности и с учетом выделенных педагогических условий [1, с.172-186, 2]. Процесс подготовки предусматривал взаимосвязь мотивационного, когнитивного и операционного компонентов готовности.

С целью отслеживания уровня сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности мы использовали педагогический мониторинг. Объектами мониторингового исследования выступали уровни сформированности у студентов мотивационного, когнитивного, операционного компонентов готовности. Для определения уровней сформированности отдельных компонентов готовности мы разработали критерии и показатели их оценивания.

Цель статьи - проанализировать динамику сформированности готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности.

Для характеристики динамики сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности нами использован сравнительный анализ первого (к началу формирующего эксперимента) и второго (после завершения формирующего эксперимента) срезов.

Для определения статистической значимости отличий между экспериментальными и контрольными группами до и после формирующего эксперимента мы использовали «хи-квадрат критерий» х2 Критерий х2 используется для сравнения распределения объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерения по

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

шкале наименований этого свойства и двух независимых выборках из рассматриваемых совокупностей. Подсчет значений статистик проведено по формуле (1) [3, с. 101].

j _ 1 У1 (n102i-n20li)2

^in2^i = 1 Ou+02i ’

(1)

где Т- статистика критерия, 01i (i = 1,2,... с) - число объектов первой выборки, попавших в /-у категорию по состоянию изучаемого свойства; 02i (i = 1,2,... с) - число объектов второй выборки, попавших в /-у категорию по состоянию изучаемого свойства; п1 и п2 - объемы выборок.

В нашем случае в связи с небольшим числом категорий шкалы измерения остается воспользоваться двусторонним критерием х2, что приспособленный для тех ситуаций, когда измерительные данные записаны в форме таблиц (в нашем случае табл.1, 2, 3) [3, с. 101]. По таблице критических значений статистик для а = 0,05 и числа степеней свободы с - 1 = 4 - 1 = 3 находим критическое значение статистики критерия Т = 7,815.

Динамика сформированности мотивационного компонента готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности дана в табл. 1. Вычислив и сравнив значение статистик Ti и T2, видим, что для 1-го контрольного среза Ti < Ткр. Это свидетельствует о том, что в начале формирующего эксперимента экспериментальные и контрольные группы за уровнем сформированности мотивационного компонента готовности находились на одинаковом уровне. После 2-го контрольного среза T2 > Ткр, что свидетельствует о существенном отличие в уровнях сформированности мотивационного компонента готовности в экспериментальных и контрольных группах.

Как свидетельствуют данные табл. 1, в начале эксперимента в экспериментальных группах только 4,8% студентов имели высокий и 16,6% достаточный уровни сформированности мотивационного компонента готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности, а после завершения экспериментального исследования эти показатели составляли соответственно 37,2% и 45,7%, что на 32,4% и 29,1% больше, а количество студентов со средним и низким уровнями уменьшились с 38,6% и 40% до 13,3% и 3,8%. Это свидетельствует о позитивной динамике формирования мотивационного компонента готовности в экспериментальных группах.

Таблица 1

Уровни сформированности мотивационного компонента готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности

Экспериментальные группы Контрольные группы

Уровни 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез

К-во Часть К-во Часть К-во Часть К-во Часть

студ. % студ. % студ. % студ. %

Высокий 10 4,8 78 37,2 11 5,1 22 10,2

Достаточный 35 16,6 96 45,7 34 15,8 51 23,7

Средний 81 38,6 28 13,3 85 39,1 80 37,2

Низкий 84 40 8 3,8 85 40 62 28,9

Статистика критериев Т по контрольным срезам:

1- й срез: Ti = 0,1106029

2- й срез: Т2 = 326,27209___________________

В контрольных группах за результатами 1 -го и 2-го срезов существенных сдвигов в сформированности мотивационного компонента готовности не состоялось: только 10,2% и 23,7% исследуемых показали высокий и достаточный уровни сформированности этого компонента.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

Особенно ощутимые отличия оказались в сформированности у студентов экспериментальных и контрольных групп чувства уверенности в возможности справиться с работой учителя начальной школы сельской местности (рис.1 и рис. 2). Данные на рис.1 свидетельствуют, что подавляющее большинство студентов экспериментальных групп (70%) после завершения формирующегося эксперимента уверены в том, что они смогут справиться с работой учителя начальной школы сельской местности, но в контрольных группах количество таких студентов составляет только 40%. Количество студентов экспериментальных групп, которые сомневаются и не уверены в своих возможностях справиться с работой учителя начальной школы сельской местности, составляет соответственно 1% и 5%, а в контрольных группах эти показатели составляют 10% и 15%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах такой высокий уровень уверенности студентов предопределен обстоятельной подготовкой их в процессе экспериментального исследования к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе сельской местности.

Рис. 1. Распределение студентов экспериментальных групп относительно сформированности чувства уверенности в возможности справиться с работою учителя начальной школы

сельской местности

Рис. 2. Распределение студентов контрольных групп относительно сформированности чувства уверенности в возможности справиться с работою учителя начальной школы сельской местности

О позитивном влиянии экспериментальной методики на формирование мотивационного компонента готовности, в частности сформированности у студентов желания работать в начальной школе сельской местности, свидетельствуют данные, приведенные на рис. 3 и рис. 4.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

1%

к только в сельской местности

* и в сельской, и в городской

местности

в городской школе

■ не желают работать учителем

Рис. 3. Распределение студентов экспериментальных групп относительно сформированности желания работать учителем начальной школы сельской местности

В экспериментальных группах подавляющее большинство студентов желают работать в сельской местности: 43% - только в сельской местности и 39% - и в сельской, и в городской местностях. Однако в контрольных группах этот показатель соответственно на 20% и 11% ниже. Отдельные студенты (по 1 % в экспериментальных и контрольных группах) не желают работать учителями. В нашем исследовании - по 2 студента. Опрос проводился после прохождения студентами педагогической практики как в городской, так и в сельской школах. Причем было выбрано для опроса одинаковое количество студентов в экспериментальных и контрольных группах - выходцев из сельской и городской местностей.

1% ^только в сельской местности

• ив сельской, и в городской

.... . местности

48% \v:>: • ' - :|Юн|н|№ в городской школе

■ не желают работать учителем

s уу 2s%

Рис. 4. Распределение студентов контрольных групп относительно сформированности желания работать учителем начальной школы сельской местности

Студенты экспериментальных групп, отвечая на вопрос «Чувствуете ли Вы уверенность, что сможете справиться с работой учителя начальной школы сельской местности?», увереннее себя чувствовали, чем студенты контрольных групп. Приведем отдельные примеры ответов студентов экспериментальных групп: «Да, я чувствую уверенность в том, что смогу справиться с работой учителя начальных классов сельской школы, поскольку владею методиками преподавания учебных предметов и необходимыми сведениями о специфике работы в такой школе», «Я узнала, как правильно проводить уроки в классе-комплекте, организовывать учебные занятия за индивидуальной формой».

Качественный анализ полученных данных относительно уровня сформированности мотивационного компонента готовности у студентов экспериментальных групп дает основания утверждать, что в процессе подготовки будущих учителей к работе в

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

начальной школе сельской местности значительно вырос уровень осознания ими ценностного значения профессиональной деятельности учителя начальных классов, преобладания внутренних мотивов формирования этого отношения, ощущения уверенности в возможности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе сельской местности.

В ответах студентов контрольных групп чувствовалась неуверенность в возможности справиться с организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе сельской местности.

Уровни сформированности когнитивного компонента готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности даны в табл. 2. Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует, что в экспериментальных группах в результате формирующегося эксперимента зафиксированы статистически значимые отличия (T2 > Ткр) между результатами первого и второго срезов относительно уровней сформированности когнитивного компонента готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности. В контрольных группах статистически значимых отличий между результатами первого и второго срезов зафиксировано не было (Ti < Ткр).

Как видно из табл. 2, после формирующего эксперимента высокий и достаточный уровни сформированности когнитивного компонента готовности в экспериментальных группах показали 21% и 45,7% студентов, что соответственно на 17,2% и 27,6% больше, чем в его начале, количество студентов со средним и низким уровнем уменьшилось на 20% и 24,8%.

В контрольных группах состоялись незначительные позитивные сдвиги: высокий и достаточный уровни сформированности когнитивного компонента готовности показали 13,5% и 26,5% студентов, что только на 9,3% больше, чем в начале формирующего эксперимента.

Таблица 2

Уровни сформированности когнитивного компонента готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности

Экспериментальные группы Контрольные группы

Уровни 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез

К-во Часть К-во Часть К-во Часть К-во Часть

студ. % студ. % студ. % студ. %

Высокий 8 3,8 44 21 9 4,2 29 13,5

Достаточный 38 18,1 96 45,7 37 17,2 57 26,5

Средний 84 40 42 20 95 44,2 64 29,8

Низкий 80 38,1 28 13,3 74 34,4 65 30,2

Статистика критериев Т по контрольным срезам:

1- й срез: Ti = 0,9411894

2- й срез: T2 = 32, 255475_________________

Определение уровня сформированности когнитивного компонента готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности свидетельствует, что студенты экспериментальных и контрольных групп в основном хорошо осведомлены с содержанием понятия «начальная школа сельской местности», отличиями в работе учителя сельской и городской школы, с основными формами методической работы с учителями начальных классов сельских школ, с особенностями урока в классе-комплекте, со способами дифференциации учебных заданий на уроке. Однако студенты контрольных групп не имеют достаточных представлений об основных типах начальных школ в сельской местности, об организации внутришкольного контроля,

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

аттестации учителей начальных школ, об особенностях проведения учебных занятий с учениками, которые занимаются за индивидуальной формой.

Важные результаты в процессе формирующего этапа исследования получены также относительно уровней сформированности операционного компонента готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности (табл. 3).

Таблица 3

Уровни сформированности операционного компонента готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности

Уровни Экспериментальные группы Контрольные группы

1 срез 2 срез 1 с рез 2 срез

К-во студ. Часть % К-во студ. Часть % К-во студ. Часть % К-во студ. Часть %

Высокий 11 5,2 68 32,4 10 4,65 35 16,3

Достаточный 21 10 72 34,3 23 10,7 34 15,8

Средний 90 42,9 48 22,8 96 44,65 84 39,1

Низкий 88 41,9 22 10,5 86 40 62 28,8

Статистика критериев Т по контрольным срезам:

1- й срез: Ti = 0,2962825

2- й срез: T2 = 53,009767___________________

В экспериментальных группах между результатами 1 и 2 срезов зафиксированы статистически значимые отличия (T2 > Ткр) относительно сформированности операционного компонента готовности. После завершения формирующего эксперимента высокий и достаточный уровни сформированности операционного компонента готовности студентов к работе в начальной школе сельской местности показали 32,4% и 34,3%, что на 27,2% и 24,3% больше, чем к началу эксперимента. Часть студентов со средним и низким уровнями сформированности операционного компонента готовности уменьшилась на 20,1% и 31,4%.

В то же время у студентов контрольных групп относительно уровней сформирован-ности операционного компонента готовности существенных изменений не произошло (Ti < Ткр). Высокий и достаточный уровни сформированности операционного компонента готовности студентов контрольных групп вырос несущественно - с 4,65% и 10,7% до 16,3% и 15,8% соответственно. Средний уровень сформированности операционного компонента готовности в конце формирующего эксперимента обнаружили 39,1% студентов, что на 5,55% меньше, чем в начале экспериментального исследования.

Качественный анализ сформированности операционного компонента готовности у студентов экспериментальных групп засвидетельствовал, что они достаточно хорошо умеют осуществлять планирование работы начальной школы сельской местности, избирать формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процессу в классах с малой наполняемостью и в процессе организации учебных занятий за индивидуальной формой, добирать дифференцированные задания на уроке, определять и обосновывать формы воспитательной работы с разновозрастным и малочисленным коллективом учеников, решать педагогические задачи практического характера, которые отображают специфику работы начальной школы сельской местности, анализировать учебно-воспитательную работу в малочисленной начальной школе.

Студенты контрольных групп имеют значительно низшие качественные показатели сформированности операционного компонента готовности к работе в начальной школе сельской местности. С отдельными заданиями (умение планировать и организовывать учебные занятия за индивидуальной формой) они практически почти не справились.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Онышкив З. М. Динамика сформированности готовности будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности// Концепт. -2015. - № 07 (июль). - ART 15252. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15252.htm. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, в конце формирующего этапа исследования в экспериментальных группах у значительно большего количества студентов обнаружен высокий и достаточный уровни сформированности мотивационного, когнитивного и операционного компонентов готовности к работе в начальной школе сельской местности, чем в контрольных группах. Показатели сформированности среднего и низкого уровней мотивационного, когнитивного и операционного компонентов готовности у студентов экспериментальных групп ниже, в сравнении с контрольными группами.

Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной системы подготовки будущих учителей к работе в начальной школе сельской местности.

Ссылки на источники

1. Онишш З. М. Подготовка студенпв до роботи в початковш школi стьсько'Т мюцевостк монографiя. -Тернопть: Навчальна книга - Богдан, 2015. - 382 с.

2. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). - ART 14271. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14271.htm.

3. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

Zinoviy Onyshkiv,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics and Methodology of Junior School and Pre-School Education, Ternopol Volodymyr Hnatyuk National Pedagogical University, Ternopol, Ukraine

onyshkiv54@ukr.net

Dynamics of readiness of future teachers to work in junior school in rural areas Abstract. The paper deals with the results of the experimental research regarding the issues of preparation of future teachers to work in a junior school in rural areas. “Chi-square criterion” is used to determine statistical significance of differences between experimental and control groups of students. The results of the qualitative and quantitative analysis of the received data on levels of formation of motivational, cognitive and operational components of readiness of students in experimental and control groups are highlighted.

Key words: junior school in rural area, motivational, cognitive, operational components of readiness, levels of formation of readiness components, chi-square criterion.

References

1. Onishkiv Z. M. Pidgotovka studentiv do roboti v pochatkovij shkoli sil's'koT miscevosti: mono-grafija. -Ternopil': Navchal'na kniga - Bogdan, 2015. - 382 p.(in Ukrainian).

2. Onyshkiv Z. M. Pedagogicheskie uslovija podgotovki budushhih uchitelej k rabote v sel'skoj nachal'noj shkole // Koncept. - 2014. - # 10 (oktjabr'). - ART 14271. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14271.htm (in Russian).

3. Grabar' M. I., Krasnjanskaja K. A. Primenenie matematicheskoj statistiki v pedagogicheskih is-sledovan-ijah. Neparametricheskie metody. - M.: Pedagogika, 1977. - 136 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 20.07.15 Получена положительная рецензия 22.07.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 22.07.15 Опубликована 25.07.15

Accepted for publication Published

ISSN 2304-120Х

l 1 7

77 ;с 4 0 >

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Онышкив З. М., 2015

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.