научно-методический электронный журнал
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l3/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13155
УДК 371.132:371.1
Дроздова Екатерина Валерьевна,
преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины ГУ «Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса drozdova [email protected]
Методы диагностики физического состояния младших школьников
Аннотация. В статье обнаружена сущность понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, освящено понятие мониторинга в образовании, были обозначены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников.
Ключевые слова: физического состояние, младшие школьники, диагностика физического состояния.
Формирование у младших школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а также осознанного отношения к собственному здоровью и физической подготовке должно осуществляться за счет новых подходов в системе физкультурного образования. Поэтому успешность управления процессом физического воспитания детей много в чем определяется качеством и объемом информации о состоянии их физического развития и подготовки.
Разные аспекты физического воспитания младших школьников изучали такие авторы, как О. Ветошкина, Г. Апанасенко, В. Белова, О. Дубогай, Л. Макарова, Н. Кустовая, Б. Ланда, О. Литвин [1, 2].
Разносторонние подходы к профессиональной подготовке учителей физического воспитания исследовали Я. Бельский, О. Круглякова, Т. Кравчук, В. Наумчук, Т. Прокопова, С. Собко, А. Чорноштан, Б. Шиян [3, 4].
Цель представленного исследования - теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников. Задачи исследования заключаются в следующем.
1. Раскрыть суть понятия «подготовка будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников».
2. Обозначить критерии, показатели и уровни сформированности готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
3. Обозначить педагогические условия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить модель реализации педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
Нами были использованы такие методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ программ по физическому воспитанию студентов, учеников, изучение и обобщение опыта работы высших педагогических заведений по подготовке будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, методы эмпирического исследования (опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование, наблюдение (полное и выборочное), самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция), которые
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm
научно-методический электронный журнал
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13155
УДК 371.132:371.1
стали основой установочного и конечного срезов эксперимента. Методики психологопедагогической диагностики (тест-опросник МУН (А. Реана), тест для определения способности к саморазвитию, самообразованию В. Андреева) [5], методы определения двигательной подготовки, педагогический эксперимент (констатировочный, формировочный), методы математической статистики (статистическая обработка результатов экспериментальной работы и их интерпретация).
Согласно первому изданию исследования выяснена суть понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников. Результатом подготовки будущих учителей физического воспитания является готовность к мониторингу физического состояния младших школьников.
Обозначено понятие мониторинг в образовании - это система мер по сбору, обработке, анализу и распространению информации с целью изучения и оценивания состояния функционирования определенного субъекта образовательной деятельности или образовательной системы вообще, а также прогнозирование их развития на основе анализа полученных данных и выявленных тенденций и закономерностей.
Профессиональная готовность - не только результат, а и цель профессиональной подготовки, первоначальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектичный характер готовности как качества и состояния, так и динамического процесса. Такое разделение позволяет более детально анализировать понятие профессиональной подготовки к деятельности.
Готовность к мониторингу физического состояния младших школьников состоит в понимании места и роли мониторинга в усовершенствовании физического воспитания, знании мониторинговой модели, владении методикой мониторинга, адекватной оценке своих возможностей в использовании мониторинга.
В теоретической части исследования обозначены педагогические условия:
- осознание студентами идей гуманизации физического воспитания младших школьников;
- овладение будущими учителями знаниями, умениями и навыками по мониторингу физического состояния младших школьников в процессе личностно ориентированного физического воспитания;
- привлечение студентов к самостоятельной работе по изучению состояния здоровья младших школьников во время педагогической практики.
Второе задание исследования обозначило структуру готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, которая вмещает в себя такие компоненты: мотивационный, когнитивный, ориентационный, операционный.
В качестве компонентов готовности, то есть составных элементов этого психического стана, считаем целиком обоснованным рассматривать отношение к деятельности или установку (для ситуативной готовности), мотивы деятельности, знание о предмете и образах деятельности, привычки и умения их практического воплощения.
Составными компонентами готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического стана младших школьников есть:
- мотивационный компонент готовности, который состоит в интересе к осуществлению мониторинга, установке на достижение положительного результата при проведении мониторинга физического стана младших школьников, желании достичь положительного результата в мониторинговой деятельности с младшими школьниками;
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm
научно-методический электронный журнал
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13155
УДК 371.132:371.1
- когнитивный компонент готовности - это совокупность знаний и понятий, которые необходимые будущему учителю физического воспитания для осуществления мониторинга физического стана младших школьников. Будущие учителя физического воспитания должны владеть знаниями относительно проведения таких мониторинговых исследований, а именно: соматоскопия, антропометрия, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериальной давки (АО), частоты дыхания (ЧП), время задержания дыхания, за динамикой которых можно наблюдать во время занятий. С них помощью осуществляется контроль функционального состояния за погрузочной и ортостатической пробы (проба Штанге) и т. п., и их оценка;
- ориентировочный компонент готовности - это совокупность умений, которые обеспечивают возможность построить образ того, как в имеющихся условиях возможно достичь запланированного результата. Ориентировочные действия передуют выполнению мониторинговых исследований, определяя их состав, целые, методы и сроки. Также к этим умениям принадлежит умение планировать мониторинговые исследования, оценивать результаты собственной деятельности относительно мониторинга физического стана младших школьников;
- операционный компонент, который предусматривает поведение учителя, систему действий, направленных на сохранение собственного здоровья и здоровья учеников, привычки воспроизведения здоровьязберегающего педагогического процесса.
Важно подчеркнуть взаимосвязь всех обозначенных компонентов готовности. Уровень развития, выраженность этих компонентов и их целостность является показателем определенного уровня готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического стана младших школьников.
Были обозначены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформиро-ванности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников, высокий, достаточный, средний и низкий. Критериями уровней сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников являются установочный, знаниевый, оценочно-планировочный, деятельностный.
Исследовательно-экспериментальная работа состояла из констатирующего и формирующего этапов и предполагала разработку и экспериментальную проверку модели реализации педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
В ходе констатирующего эксперимента было обозначено, что большинство студентов обозначали уровень своей готовности к мониторингу физического состояния младших школьников как низкий.
По результатам констатирующего эксперимента была построена модель реализации педагогических условий готовности будущих учителей физического воспитания, которая была направлена на формирование их готовности к мониторингу физического состояния младших школьников, которая состояла из трех этапов (первого, второго и третьего), компонентов готовности и предполагала реализацию обозначенных педагогических условий.
Реализация модели составляла суть формировочного эксперимента и происходила во время спецкурса «Методы диагностики физического состояния младших школьников», который предполагал проведение лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы, а так же во время педагогической практики.
На конечном этапе исследовательской работы были проведены контрольные срезы в экспериментальных и контрольных группах, данные результатов засвиде-
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm
КОНТ ТШТ
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l3/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал АШ 13155 УДК 371.132:371.1
тельствовали, что в формировании уровней готовности к мониторингу физического состояния младших школьников у студентов контрольной и экспериментальной групп произошли определенные положительные изменения.
Сравнивая результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, можем утверждать, что уровень готовности к мониторингу физического состояния младших школьников не остался на том же исходном уровне, а значительно повысился (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников на формирующем этапе эксперимента (в %)
Экспериментальна группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
№ п/п Компоненты готовности Низкий уровень Удовлетворительный уровень Достаточный уровень Высокий уровень з ^ 1 з з § Ни уро Удовлетворительный уровень Достаточный уровень ь н е в о & >3 и к о с ы В
1. Мотивационный 11,9 20,3 29,7 38,1 44,3 22,2 13,6 19,9
2. Когнитивный 19,5 17 28,8 34,7 33 27,8 13,1 26,1
3. Ориентационный 10,2 10,2 34,7 44,9 39,8 18,2 17,6 24,4
4. Операционный 14,4 12,7 23,7 49,2 37,5 23,9 17 21,6
Всего 14,4 15,3 28,8 41,5 38,6 23,3 15,4 22,7
Как видно из таблицы, у студентов экспериментальной группы готовность к проведению мониторинга физического состояния младших школьников с использованием предложенных методик после формирующего эксперимента стала значительно выше, чем у студентов контрольной группы, хотя в контрольной также наблюдаем определенные изменения.
Особенно четко разницу в проявлении готовности к мониторингу физического состояния младших школьников наблюдаем на высоком и низком уровнях. Так, в экспериментальной группе 41,5% студентов достигли высокого уровня, что значительно выше, чем соответствующий уровень готовности в контрольной группе (22,7%). Низкий уровень проявления показателей готовности к мониторингу физического состояния младших школьников составил 14,4% от общего количества студентов экспериментальной группы (в КГ 38,6%). Такие результаты подтверждают эффективность предложенной методики формирования готовности к мониторингу физического состояния младших школьников.
Также данные таблицы показывают, какие компоненты готовности к мониторингу физического состояния младших школьников с использованием мониторинговых методик формировались лучше, а какие хуже. Так, наибольшее количество студентов в экспериментальной группе достигла высокого уровня по следующим компонентам: мотивационный компонент - 38,1% в ЭГ и 19,9% - в КГ; когнитивный компонент -34,7%, в ЭГ, 26,1% - в КГ; ориентационный компонент - 44,9% в ЭГ, 24,4% - в КГ; операционный компонент - 49,2% в ЭГ и 21,6% - в КГ.
Достаточный уровень готовности будущих учителей физического воспитания к
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm
КОНТ тнпт
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l3/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
научно-методический электронный журнал 49965 - ISSN 2304-120X.
ART 13155 УДК 371.132:371.1
мониторингу физического состояния младших школьников било диагностировано за такими показателями: мотивационный - 29,7% в экспериментальной группе и 13,6% в контрольной; когнитивный - 28,8% в экспериментальной группе и 13,1% в контрольной; ориентационный - 34,7% в экспериментальной группе и 17,6% в контрольной; операционный - 23,7% в экспериментальной группе и 17% в контрольной.
Удовлетворительный уровень готовности к мониторингу физического состояния младших школьников было диагностировано: по мотивационным компонентом - в экспериментальной группе 20,3%, в контрольной также 22,2%, за когнитивным - 17% в экспериментальной и 27,8% в контрольной, за ориентировочным - 10,2% в экспериментальной и 18,2% в контрольной, за операционным - 12,7% в экспериментальной и 23,9% в контрольной.
Низкий уровень готовности к мониторингу физического состояния младших школьников после формирующего эксперимента в экспериментальной группе было диагностировано у незначительного количества будущих учителей физического воспитания - 14,4%, тогда как в контрольной группе результаты почти не изменились: низкий уровень был обнаружен в 38,6% студентов.
Для большей наглядности результаты констатирующего эксперимента представлен в виде диаграммы и сопоставлено их с исходными данными уровней сфор-мированности готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического стана младших школьников.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Низкий уровень
Достаточ ный
□ до экспериментальной работы ■ после экспериментельной работы
Рис. 1. Сравнительные данные срезов уровней сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников
5-
0
5
О
5
О
5
О
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm
научно-методический электронный журнал
Дроздова Е. В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Концепт. - 2013. -№ 08 (август). - ART 13155. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 13155
УДК 371.132:371.1
Таким образом, определена структура готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, которая включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, ориентационный, операционный.
Установлены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформирован-ности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников - высокий, достаточный, средний, и низкий. Критериями уровней сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников выступила сформированность компонентов готовности.
В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что большинство студентов (40,7% ЭГ и 39,2% КГ) определяли уровень своей готовности к мониторингу физического состояния младших школьников как низкий. Удовлетворительное определили 22,9% респондентов ЭГ и 23,9% КГ, достаточный - 18,6% ЭГ и 17,8% КГ, высокий - 17,8% ЭГ и 22,1% КГ.
Констатация изменений по результатам диагностики готовности к мониторингу физического состояния младших школьников в контрольных и экспериментальных группах, позволяет сделать вывод, что внедрение педагогических условий в ходе спецкурса является эффективным для формирования определенных компонентов.
Ссылки на источники
1. Ветошкина О., Майоров А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. - 1999. - №1-2. - С. 19.
2. Андреева В., Галузинский В. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Рад. шк., 1982. - 87 с.
3. Бельский Я., Аванесов В. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М.: Мысль, 1989. - 345 с.
4. Имашев А. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 25-29.
5. Андреева В., Галузинский В. Указ. соч.
Drozdova Ekaterina,
lecturer of the Department of Theory and Methods of Physical Education, Therapeutic Physical Training and Sports Medicine of the State Institution “South-Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky”, Odesa drozdova [email protected]
Methods of diagnostics of primary school children’s physical conditions Abstract. This article deals with the essence of the notion of training future physical education teachers to monitor primary school children’s physical conditions. The term “monitoring in education” is illustrated; the criteria, features and different levels of forming the availability of monitoring the primary school children’s physical conditions are highlighted in the work.
Keywords: physical condition, primary school children, diagnostics of physical condition. 9 772534 120135
Рекомендовано к публикации:
Перевощиковым Ю. А., доктором биологических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013508
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm