Научная статья на тему 'Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя'

Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧИТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / TEACHER`S PSYCHOGNOSTIC APPARATUS / TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITY / STUDENTS DIAGNOSTICS / EDUCATIONAL PROCESS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минахметова Альбина Зульфатовна

В статье рассматривается психодиагностический аппарат учителя и его место в этом процессе. Предложена модель реализации психодиагностической деятельности учителя в рамках учебно-воспитательного процесса с использованием элементов психологической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychognostic component of teacher`s professional activity

The article tells about teacher`s psychognostic apparatus and its role in this process. Proposed a model of teacher`s psychognostic activity realization within the bounds of educational process with the usage of psychological service elements.

Текст научной работы на тему «Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя»

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

Минахметова Альбина Зульфатовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга ттИ [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается психодиагностический аппарат учителя и его место в этом процессе. Предложена модель реализации психодиагностической деятельности учителя в рамках учебно-воспитательного процесса с использованием элементов психологической службы.

Ключевые слова: учитель, профессиональная деятельность, диагностика учащихся, психодиагностический аппарат учителя, эффективность учебновоспитательного процесса.

Профессиональная деятельность учителя представляет собой психологопедагогическое воздействие на учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности (М. И. Дьяче-нок, Л. А. Кандыбович) [1]. Учитель имеет дело с учеником, который является объектом деятельности педагога и субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию и самообучению. Владея информацией об ученике, учитель может влиять через нее на последнего.

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из ряда взаимосвязанных между собой многочисленных компонентов, образуя специфическую структуру.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности, включающую в себя общепедагогическую и профессионально-педагогическую деятельность, пять взаимосвязанных функциональных компонентов педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный, предъявляющих к личности учителя свои требования [2].

А. И. Щербаков наряду с гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской и коммуникативной вычленил в структуре педагогической деятельности информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую (гностическую) функции. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. На первое место он выдвигает информационную функцию, утверждая, что она является исходным моментом всей учебновоспитательной работы. Именно она осуществляется благодаря глубокому и свободному владению учебным материалом, методами и приемами его преподавания, а также искусство устной речи, знание других источников информации и др. Развивающая функция обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным, волевым и другими компонентами деятельности учащихся. Конструктивый компонент педагогической деятельности представляется как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проектировочная функции; коммуникативная функция определяется через взаимосвязанные перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-ориентационную функции [3].

Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Существуют ряд других структур педагогической деятельности, рассматривающих ее полифункциональность, но именно предложенная Н. В. Кузьминой типология основных компонентов педагогической деятельности может быть отнесена не только к педагогической, но и почти к любой другой профессии. Необходимо учесть, что одним из частных случаев практических социальных отношений является педагогическая деятельность. Все компоненты деятельности учителя тесно связаны между собой в целостную структуру и проявляются в работе педагога любой специальности.

Несмотря на это, ни одна из типологий не вычленяет в структуре деятельности учителя психодиагностическую функцию. «Сейчас психодиагностическую функцию учителя принято рассматривать не как побочную, а как лежащую в самой основе педагогической профессии, ибо, чтобы развивать личность и индивидуальность учащихся, надо прежде всего уметь их изучать» [4].

Исследования ряда ученых показывают проявление диагностической функции в учебно-воспитательном процессе, связанной «с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т. д. ... Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т. д.» [5].

В ходе реализации психодиагностической составляющей учитель не должен ограничиваться только характеристикой знаний учащихся, изолированных психических процессов и свойств личности, он должен соединить воедино все проявления психики ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения и наметить пути развития и коррекции.

Анализ литературных источников показывает, что психодиагностическая составляющая реализуется за счет умений, включенных в гностический и проектировочный компоненты педагогической деятельности:

- содержания и способов воздействия на других людей,

- возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей,

- особенности процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков;

- формирования системы целей и задач (сверхзадач - той самой конечной цели, которая должна быть достигнута в результате всех усилий и стратегических задач, - цель, отодвинутая на самый дальний обозримый срок);

- планирования деятельности учащихся на длительный срок;

- планирования собственной деятельности на длительный срок.

В рамках идеи гуманизации образования остаются актуальными личностноориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к выявлению сущности содержания образования.

Применение индивидуального подхода к каждому ученику и всему процессу обучения в целом обусловлена тем, что учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Появление в школах слабоуспевающих и неуспевающих учеников, как утверждают психологи, обусловлено именно незнанием учителем индивидуальных особенностей учеников и неумением индивидуализировать обучение.

При индивидуально-дифференцированном обучении, для того чтобы учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать их на группы, прежде

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

всего, необходимо выявить их механизмы и динамику, что предполагает проведение диагностики учащихся.

Индивидуально-дифференцированное обучение осуществляется по трем этапам.

1. На первом этапе создаются группы с учетом реальных учебных возможностей учащихся: высокий (сильные ученики), средний, низкий (слабые ученики). Данные группы определяются исходя из признаков: уровня мотивации учения ученика, уровня знаний, умений и навыков, уровня овладения учеником учебной деятельностью, уровня обученности, уровня физической и умственной работоспособности

2. На втором этапе внутри трех групп учащихся могут быть созданы подгруппы.

3. На третьем этапе обучения могут быть созданы небольшие группы учащихся, имеющих общие познавательные интересы и склонности.

Каждый из этих этапов предполагает сбор и обработку информации: диагностику познавательных возможностей учащихся, анализ полученной информации, выработку решения, направленного на достижение этой цели, выбор способов, методов и приемов воздействия на учащихся в соответствии с их познавательными возможностями и индивидуальными особенностями. На основе этого организуется учебная деятельность учащихся на уроке. Далее происходит получение информации о результатах учебной деятельности, ее анализ, формулировка выводов.

При такой работе учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать их на группы. Прежде всего, необходимо выявлять их индивидуальность, т. е. проводить диагностику учащихся. Сложность состоит в том, что учитель, не владеющий специальными психологическими знаниями, загруженный различными учебными и бытовыми проблемами, должен вести систематическое наблюдение за каждым учеником.

Таким образом, комплексная диагностика и изучение данных познавательных особенностей ученика являются важным условием для индивидуальнодифференцированного обучения и поиска эффективного пути рационализации учебного процесса.

Работа по реализации индивидуально-дифференцированного обучения учащихся невозможна без их психологического сопровождения. Систематическая психодиагностика и коррекция процесса развития каждого ученика должна осуществляться не только психологом. Психолог возглавляет, направляет эту работу, но при этом в осуществлении психодиагностической и коррекционно-развивающей деятельности должны принимать участие все учителя-предметники и классные руководители. Однако, как показывает практика, не все рекомендации, предложенные психологом, зачастую понятны учителям и выполнимы ими для кардинального изменения ситуации. Невыполнимость предложенных рекомендаций обусловлена недостаточной психологической культурой и компетентностью учителя.

Современный учитель нуждается в пополнении психолого-педагогических знаний и соответствующих умений, поскольку в высших учебных заведениях вопросам практической психолого-педагогической подготовки студентов уделяется мало внимания. В общем бюджете времени, отведенном на подготовку будущих учителей, общепедагогическая и психолого-педагогическая подготовка составляет от 12 до 18 %. Поэтому подавляющее большинство учителей стремится самостоятельно восполнить пробелы в психолого-педагогических знаниях и умениях. Знания по методике преподавания конкретизируются уже в ходе педагогической практике в школе. Однако специальной психологической практики для студентов не существует, и знания по психологии используются только для психолого-педагогического анализа уроков.

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Последствием этого является то, что учителя не понимают индивидуальности ученика. И только немногие из них самостоятельно, благодаря глубокому анализу опыта своей практической деятельности, природной интуиции, успешно нарабатывают психологический опыт.

В то же время опыт школ, где работает психолог, показывает, что он один, без квалифицированной помощи со стороны своих коллег (учителей), физически не может обслужить сотни запросов учителей и одновременно успешно справляться со всем перечнем возложенных на него задач и функций.

Для решения данной проблемы необходимо изменить систему функционирования школьной психологической службы. «Школьный психолог в этом случае не только упростит, но и в максимальной степени оптимизирует свою деятельность, поскольку многие свои функции... он сможет возложить на учителя, который с учетом рекомендаций психолога будет осуществлять такую коррекцию в естественных, а не в искусственно создаваемых ситуациях учебно-воспитательного процесса» [6].

Нельзя представить себе психологическую службу как деятельность одного лишь школьного психолога. Естественно, он будет главной, направляющей фигурой этой службы. Но не единственной. В работе обязательно должны принимать самое активное участие все школьные педагоги [7]. Особо это касается тех школ, где отсутствует школьный психолог и школьные учителя, не имеющие соответствующего образования, берут на себя некоторые функции психолога.

Рассматривая диагностическую работу психолога, можно говорить о психодиагностике как области «разрабатывающей принципы, пути и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» [8]. Что же касается психодиагностической деятельности учителя, то более всего подходит определение «психодиагностики», предложенное А. Г. Шмелевым, где подразумевается «разработка и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей». В этом случае учитель распознает состояние учеников путем «быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятий решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении»

Чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям, и ее деятельность существенно повышала эффективность функционирования школы, необходимо рассмотреть различия и сходство психодиагностической деятельности психолога и учителя, а также изучить особенности реализации психодиагностической деятельности учителя.

Деятельность психолога в основном состоит из постановочной психодиагностики. Она заключается в том, что учитель, обнаруживая отклонения в том или ином ребенке, сообщает об этом школьному психологу. Тогда перед школьным психологом возникает задача психодиагностики. На основе запроса психологу необходимо найти и сформулировать проблему. «Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемены, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, товарищами» [10]. Только на основе этого материала формулируется психологическая проблема и пути ее преодоления, и только после этого учитель получает ответ на свой запрос. Учителю же нужен ответ на свой запрос в очень короткое время, чтобы применить эти рекомендации на практике. Однако зачастую бывает, что ответ на свой запрос он получает после истечения той или иной ситуации, т. к. сбор данных и

[9].

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

их обработка отнимает много времени и сил психолога. Педагогу необходима информация о внутренних побудителях наблюдаемых внешних проявлений и механизмах существующих учебных и социально-психологических проблем. Без нее учителю трудно построить свои собственные педагогические действия.

Задачи, поставленные психологически неподготовленным учителем, носят широкий неопределенный характер. Проводить диагностическую и коррекционноразвивающую деятельность на основе такой задачи невозможно.

Учителю для анализа и определения зоны ближайшего развития учащихся, согласно А. К. Марковой [10], необходимы психодиагностические умения: умение определять характеристики знаний учащихся в начале и конце учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обученности (активность ориентировки, количество дозированной помощи, необходимой для продвижения данному ученику, или определить на этой основе причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход); умение осуществлять поэтапную обработку всех компонентов обученности и обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Осуществляя эти умения, учитель формирует профессиональные навыки диагноста, консультанта, психолога.

Анализируя деятельность психолога можно сказать, что им осуществляется в основном личностная (констатирующая) психодиагностика, т.е. диагностируется личность, и компоненты личности только в определенный момент времени. В свою очередь учитель имеет возможность осуществлять динамическую психодиагностику, так как с учениками он встречается чаще и видит их проявления в разных ситуациях. В данном случае он становится еще и исследователем, или, по крайней мере, диагностом.

Психодиагностическая деятельность психолога и педагога отличается аппаратурной ее составляющей и местом диагностирующего в этом процессе: психолог диагностирует извне, а учитель внутри этой деятельности.

Осуществление психодиагностической составляющей деятельности учителя предполагает выполнение следующих функций: установление обратной связи; оценку результативности; воспитательно-побуждающее действие; коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией; конструирование (на основе диагноза можно проектировать учащихся); прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности учащихся [11].

Теоретический анализ психодиагностической составляющей деятельности учителя в учебно-воспитательном процессе позволяет рассмотреть уровни развития психологической культуры педагогического коллектива и его выход на уровень психологической службы:

- «бытовой» педагогический;

- организационно-педагогический. Данный уровень предполагает использование психологических знаний при реализации одной или нескольких психодиагностических функций только для проведения какого-либо разового мероприятия;

- системно-педагогический. Этот уровень предполагает умение строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т. д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации; организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи с объектом воздействия;

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- с доминированием психологического содержания. Данный уровень предполагает использование психолого-педагогических знаний и осведомленность в современном состоянии психологи и педагогики, передового и педагогического опыта; в умении соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе и т. д.

Если на «бытовом» педагогическом и организационно-педагогическом уровнях учителя выполняют лишь некоторые функции психодиагностической деятельности, то с выходом на системно-педагогический и с доминированием психологического содержания смогут осуществлять все функции этой деятельности.

Как показывают результаты исследования, педагогический коллектив в основном находится на «бытовом» и на начальном этапе организационнопедагогического уровня развития психологической культуры. Это говорит о том, что у учителей наблюдается потребность в психологических знаниях [12].

По широте психодиагностическое обследование охватывает индивидуальность учащегося в целом или отдельные ее компоненты. По признаку долговременности оно может быть либо оперативным, либо долговременным. Оперативная диагностика строится на анализе устных и письменных ответов учащихся, отдельных поступков, психического состояния ученика и коллектива. Долговременная диагностика принимает во внимание недостатки и отклонения в учебной деятельности и поведении учащихся, а также отдельные черты психической индивидуальности школьника и коллектива в целом. Необходимость осуществления квалифицированной психодиагностики обязывает педагога овладевать методами и специальными методиками изучения личности, особенностей коллектива и состояния педагогического процесса в целом.

На основе экспериментальных данных установлено, что учителя чаще всего применяют субъективные, малоформализованные методы диагностики (беседа, устный и письменный опрос и др.). Объективные методы (тесты, опросники, шкалирование, экспериментальные оценки, контент-анализ и др.) применяются довольно редко.

Основными методами получения информации для предварительной, ориентировочной деятельности и выделения узловых параметров для более глубокого изучения с помощью диагностических процедур являются не только наблюдение, тестирование, беседы с родителями, а также консилиумы и т. д.

Как правило, учитель сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психолого-педагогическое воздействие.

Умение осуществлять психодиагностику ученика не формируется само собой и его развитие не зависит от стажа и преподаваемого предмета. Учителя в своей деятельности на достаточно высоком уровне осуществляют психодиагностику класса, каждого ученика, но чаще всего она носит бессистемный характер [13]. Для успешного осуществления психодиагностики с минимальной затратой учебного времени и достаточно высокой информативностью можно воспользоваться, например, психологической моделью на основе семиуровневой структуры личности по Р. В. Габдре-еву [14], модифицированной для учащихся. Психологическая диагностика по данной модели помогает учителю составить полное представление об ученике и соответствующим образом организовать процесс формирования его личностных качеств, также повышает уровень психологической культуры учителя.

Таким образом, каждый учитель должен знать основные закономерности развития школьников, уметь замечать изменения в развитии учащихся и создавать благоприятные условия для их эффективного развития, применяя ведущие функции психодиагностической деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса.

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

КОНТ тнпт

Минахметова А. 3. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. -ART 13506. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13506.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 13506 УДК 159.923:371.132

Все это обязывает учителя быть хорошим и чутким психологом. Без этого сегодня нельзя быть хорошим учителем-воспитателем, учителем-предметником.

Ссылки на источники

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. - М., 2000. - С. 286.

2. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1967. - 184 с.

3. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

4. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 193 с.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое об-

щество России, 2002. - 268 с.

6. Бодалев А. А. За системную организацию школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 84-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989. - 79 с.

8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

9. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. - Ростов-на-Дону, 1996. - 544 с.

10. Маркова А. К. Указ. соч.

11. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Педагогика. - 1991. - 230 с.

12. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

13. Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая в профессиональной деятельности учителя: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003. - 142 с.

14. Габдреев Р. В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. - М.: Наука, 2001. - 167 с.

Minakhmetova Albina,

candidate of Psychological Sciences, associate professor at the chair of psychology Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga minah [email protected]

Psychognostic component of teacher's professional activity Abstract. The article tells about teacher's psychognostic apparatus and its role in this process. Proposed a model of teacher's psychognostic activity realization within the bounds of educational process with the usage of psychological service elements.

Keyword: teacher, professional activity, students diagnostics, teacher's psychognostic apparatus, educational process efficiency.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

-120Х

pu "7 fu

977230412013513

http://e-koncept.ru/2013/13506.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.