КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Коненкова Любовь Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп kochenkova59@vandex.ru
Мультикультурная модель современного образования
Аннотация. Статья посвящена вопросу создания мультикультурной модели современного образования. Автор описывает психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность подготовки учителя к мультикультурному образованию. Ключевые слова: мультикультурное образование, диалог культур, мультикультурный подход, мультикультуральный учитель.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одним из путей обеспечения межнационального согласия в суверенном полиэтническом государстве является мультикультурное образование и воспитание. Мультикультурное образование связано c общим развитием демократических процессов в мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми своей значимости и ростом потребности иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для самореализации.
Работы Б. М. Бим-Бада, Л. Л. Буевой, В. С. Библера, Э. С. Маркаряна, В. М. Меж-уева, А. В. Толстых и других, посвящённые анализу особенностей реформирования образования в стране в условиях кризисного социума, показывают, что мультикультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий. Это отражено в государственной программе национального возрождения народов Российской Федерации, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других документах.
Перспективы развития федеральной системы образования также связаны с основными идеями мультикультурного образования. Так, «приоритетными направлениями в формировании новой федеральной системы образования призваны: нацеленность на укрепление межнационального мира и сотрудничества народов, на формирование психологии толерантности и в то же время на удовлетворение национально-культурных потребностей каждой из этнических общностей, живущих в нашей стране» [1 ].
Наличие в системе образования равных для всех этносов возможностей реализации своих культурных потребностей способствует сохранению и развитию этнических культур. «Мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на родных языках и диалектах. Мультикультурная модель поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам, они знакомятся с культурной географией мира...» [2, с. 381].
Культура как антропологический феномен - диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина - B.C. Библера - выступает в качестве методологической основы теории мультикультурного образования.
Диалогическая концепция разрабатывалась также философами школы А. И. Введенского, Н. Бердяевым, М. Бубером («Я и Ты»), В. Ивановым («Ты еси»), С. Л. Франком,
IV 'I rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
в работах которых ученый исходит из того, что готового «Я» вообще не существует до «встречи с Ты», до отношения с «Ты». В этом взаимоотношении «Я» и «Ты» С. Л. Франк видел существо человеческой жизни. М. Бубер также определял диалог как онтологическое отношение, открывающее особое состояние человеческого существования.
Поэтому, на наш взгляд, в теории и практике образования целесообразно рассматривать проблемы мультикультурной коммуникации и приобщения молодежи к культурным и нравственным ценностям других стран и народов.
В современной научной лексике есть несколько определений, охватывающих этот феномен - образование «многокультурное», «поликультурное», «мультикультурное». Принципу же диалога и взаимодействия культур, сложной социальной структуре общества более соответствует понятие «мультикультурный», которое точнее выражает социокультурные цели современного образования: «ознакомить детей и подростков не только с разными культурами, но и научить жить в сообществе, где их влияние накладывается друг на друга, где образуются новые сложные культурные конгломераты» [3].
Мультикультурное образование (multicultural education) - образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению (другие варианты - мультикультурная политика, мультикультурные программы, мультикультурное общество и т. д.) [4, с. 56].
Рассматривая понятие «мультикультурное образование» как ёмкое, обширное, можно согласиться с С. Ф. Петровой, что термины «интеркультурное образование», «межкультурное образование», «билингвальное образование», «кросс-культурное образование» - являются производными, частными направлениями в рамках мультикультурного образования» [5, с. 23].
Гуманистическая теория социально-философской мысли отстаивает идею движения от национальной обособленности к общечеловеческому единству. При этом общечеловеческое не предполагает отказ от национально-культурной принадлежности, а отказ от того «чтобы считать её единственно достойной человека, то есть отказ от своей исключительности».
По мнению ряда учёных (А. Г. Абсалямова, В. Э. Бауэр, А. Ю. Белогуров, Е. В. Васильев и другие) сохранение и развитие культуры каждого этноса с учётом новых жизненных реалий следует рассматривать в единстве с общекультурными ценностями: этнос не может существовать без учета планетарных общечеловеческих условий развития, он неизменно взаимодействует со всем спектром поликультурных отношений и традиций, стараясь не утратить собственного своеобразия и неповторимости.
Работы по проблемам культуры и образования Е. В. Бондаревской, К. И. Буза-рова, З. К. Меретуковой, Н. М. Сажиной, Ю. К. Тюнникова, В. К. Шаповалова и других свидетельствуют о том, что в российской педагогической науке феномен культуры рассматривается, прежде всего, как совокупность достижений цивилизации, общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и норм поведения.
Г. В. Палаткина отмечает, что в этнопедагогическом аспекте мультикультурное образование «предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии одних наций и народов в отношении других» [6, с. 41].
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Этнокультурная система образования строит общее культурное поле как мультикультурное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния, выражающие этносоциокультурные цели современного образования (А. Б. Панькин) [7]. Человек поликультурен, если даже он воспитывался и образовывался в определённом типе культуры, несознательно разделяет её нормативы и ценности. То, что человек есть пересечение многих культур - важный методологический принцип мультикультурного образования. Человек может организовывать жизнь согласно избранным ценностям и выработанным убеждениям, опираясь не только на свой, но и на чужой опыт. Это требует от него диалогичности, понимания культурной идентичности других людей, формирования кросс-культурной грамотности, которая исходит из того, что предрассудки по отношению к чужой культуре (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Поэтому остро поставлены задачи образовательной политики, межкультурных отношений и учёта интересов, как крупных народов, так и национальных меньшинств, этнических групп: развитие у подрастающих поколений межкультурной компетентности, способности функционировать в рамках общей культуры и в других культурах в условиях существующего культурного, этнического, конфессионального разнообразия.
Школа должна решать проблемы, поставленные процессами коллективной идентификации и индивидуальной аккультурации, а именно: передавать ребенку знания и необходимые умения, чтобы тот мог воспринимать универсальное, не отрицая при этом корней своей личности.
Мультикультурное образование - это попытка перевести политическую задачу нахождения верного соотношения между культурным многообразием и социальными связями на язык образования и культуры.
Анализируя состояние проблемы мультикультурного образования в современной России, Ю. Ю. Бочарова отмечает, что даже на территории компактного проживания большого или малого этноса создаются различные культурные среды, что уже предполагает многообразие национальных школ и их национальное многообразие, то есть их мультикультурность [8].
Итак, под мультикультурным образованием мы понимаем образовательную систему, направленную на нахождение верного соотношения между культурным многообразием и социальными связями, переведённого на языки образования и культуры, на сохранение и развитие многообразия культурных реалий с целью прогрессивного развития личности (Человека Культуры) в мультикультурном социуме. Оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.
Мультикультурное образование основывается на важных методологических принципах:
- поликультурности человека;
- диалога культур;
- культурологического подхода.
В качестве главных целей мультикультурного образования мы выдвигаем:
- формирование Человека Культуры с глобальным мышлением, во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития и способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и мультикультурной среде;
IV 3 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
- создание условий, удовлетворяющих формированию Человека Культуры и образовательным запросам представителей всех этносов.
Эти цели обусловливают ряд конкретных педагогических задач:
- формирование знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах, как своего народа, так и других народов, ментального взаимодействия ума, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма;
- формирование идентичностей, как индивидуальных, так и коллективных (этнических, национальных, религиозных, социальных) с их отношением к обществу и общинам, с их сознательной и свободной встроенностью в универсум; понимания культурной идентичности других людей;
- глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие народы;
- воспитание уважения к истории и культуре других народов, формирование кросскультурной грамотности;
- развитие этнотолерантности, чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, межкультурной компетентности, культуры национального и межнационального общения в мультинациональной социальной среде;
- создание в системе образования равных для всех этносов возможностей реализации своих культурных потребностей;
- создание мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур.
Следовательно, основополагающими принципами мультикультурного образования, с нашей точки зрения, являются:
- учёт культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств;
- ориентация на диалог культур;
- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов;
- воспитание в духе мира, гуманного межнационального общения.
В научной литературе выделены признаки мультикультурного подхода в образовании: диалог культур в историческом и современном контексте; проблемный подход, позволяющий учащимся анализировать развитие современной культуры; выделение не столько когнитивных, сколько этических и моральных ценностей знания (А.В.Шафикова) [9].
Особенность мультикультурного образования мы видим в многоаспектности его содержания, создании и в системе образования, и его содержании «запаса свободы», создаваемого поликультурностью и внутренней динамикой освоения как можно большего культурного пространства, как условия расширения возможностей выживания [10].
На содержательном уровне мультикультурное образование реализуется посредством базового человекознания, усиления в содержании учебных курсов идей о целостности культурно-исторического развития цивилизации (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби), о взаимосвязи мировой, российской, региональной и этнической культур как общего, особенного и единичного.
Разнообразие форм и программ мультикультурного образования включает не только историко-культурный подход (в частности, такие известные программы как
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
«История мировой художественной культуры» или «Школа диалога культур» - в отечественной педагогике это В. С. Библер, С. Ю. Курганов), но и проблемный подход, ориентированный на анализ учениками современной культуры.
Итак, современная мультикультурная направленность образования и воспитания подразумевает позитивный сдвиг в отношениях между культурами от страха к уважению, от исключённости к включённости, от терпимости к действиям. В этой связи очевидно, что соблюдение идеи мультикультурного образования свидетельствует об определяющей роли учителя в этом процессе, поэтому столь важна мультикультуральная подготовка учителя.
Мультикультуральный учитель, в нашем понимании, - это учитель, признающий культурный плюрализм и активно содействующий ему, стремящийся защищать национально-культурное многообразие. Перед мультикультуральным учителем стоят следующие задачи:
- понимать и принимать многокультурные идентичности школьников;
- владеть диагностическими методиками определения уровня толерантности, национально-культурных различий;
- создавать атмосферу толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий в классе;
- понимать, что проблема дискриминации, ненависти, насилия и другие решаются только во взаимодействии с родителями, социальными работниками, широкой общественностью; анализировать свои собственные культурные предубеждения и стереотипы и избавляться от них;
- критически и рефлексивно мыслить; помогать школьникам определять свою культурную идентичность;
- строить взаимоотношения между детьми и их общение на основе уважения, взаимопонимания, вызывая взаимный интерес к национальной культуре друг друга;
- творчески, без применения насилия разрешать конфликты и учить этому школьников.
Анализ научной литературы позволил выделить три группы условий, влияющих на эффективность подготовки учителя к мультикультурному образованию.
1. Социокультурные условия - это условия в области геополитики, экономики; состояние религиозных, национальных и межнациональных отношений; развитие культуры на уровне страны, региона, республики, вуза, студенческого коллектива; материальное и духовное развитие общества; потребность общества в формировании и развитии мультикультуральной личности.
2. Педагогические условия. Педагогической основой мультикультуральной подготовки выступает содержание и технологии образования в вузе. Следовательно, основополагающим фактором мультикультуральной подготовки будущего учителя является учебно-воспитательный процесс, так как именно управляемый процесс создает условия для качественной подготовки учителя, обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, в том числе и иной этнической культуры. Немалое значение имеет и научно-исследовательская работа, и организация педагогической практики. Педагогические условия включают в себя мультикультуральную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе на систематическое и постепенное накопление студентами знаний в области мультикультурного образования; овладение умениями и навыками организации учебно-воспитательного процесса в мультикультурной среде, его рефлексии, потребности к самообразованию и саморазвитию в области мультикультурного образования.
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
3. Психологические условия - это внутреннее состояние студентов, их установки, потребности, интересы, мотивы. Интерес к предмету, явлению, потребность в деятельности возникают благодаря появлению эмоционального переживания, а тот или иной объект в соответствующий момент становится мотивом. И. Я. Лернер единственным способом и условием эмоционального отношения, восприятия объекта как ценности считал переживание. Поэтому переживание как способ и условие усвоения должны сопровождать каждый уровень усвоения и их сочетание. На основе чувственных переживаний формируются ценности-отношения (к миру, стране, людям различных национальностей и культур, к себе самому).
Таким образом, система психолого-педагогических условий подготовки мультикультурального учителя представляется следующим образом: целевое и критериальное обеспечение процесса подготовки мультикультурального учителя; его содержательное обеспечение, предполагающее отбор и структурирование соответствующих образовательных программ; процессуальное обеспечение, раскрывающее особенности проектирования и организации деятельности преподавателя и студентов; технологическое обеспечение; мотивационное обеспечение, способствующие развитию интереса, мотивов к деятельности в области мультикультурного образования; рефлексивно-оценочное обеспечение, раскрывающее способы формирования рефлексивных знаний и умений, на основе которых формируются самооценка и оценка деятельности учащихся, родителей, школы и т. д.; личностно-ценностное обеспечение, направленное на развитие и саморазвитие личностно-значимых качеств и свойств мультикультурального учителя.
Итак, для мультикультурального учителя характерны сформированные на необходимом уровне помимо общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и способностей, также и мультикультуральные знания, умения и навыки, позволяющие организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех этнических групп и общностей, которые составляют учащиеся класса, школы.
Ссылки на источники
1. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики /Г.Б.Корнетов. - М., 1994. - 138 с.
2. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь /А.И.Кравченко. - Изд. 2-е. - М.: Акад. Проект, 2001. - С. 381.
3. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста /Н.Б.Крылова. - М.: Высш. шк., 1990. - 142 с.
4. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. психологов. - Вып.1. - М., 1995.
5. Петрова С.Ф. Мультикультурное образование младших школьников на примере Республики Саха (Якутия): Дисс. ... канд. пед. наук /С.Ф.Петрова. - Якутск, Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
6. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях /Г.В.Палаткина //Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 41-47.
7. Панькин, А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования /А.Б.Панькин. - Волгоград: Изд-во «Перемена», 2001. - С. 445.
8. Бочарова, Ю.Ю. Межкультурное образование в детском возрасте. Актуальные проблемы современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований /Ю.Ю.Бочарова. - Интернет: http: //www. oim. ru/reader. asp.? nomer = 219.
9. Шафикова, А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис. ... канд. пед. наук /А.В.Шафикова. - Казань, 1999. - 19 с.
10. Буева, Л.Л. Культура и образование /Л.Л.Буева //Alma mater. - 1997. - № 4. - С. 11-17. 6
r>j
6 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14632 УДК 371
Коченкова Л.П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. - ART 14632. - 0,46 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14632.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Kochenkova Lubov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop kochenkova59@yandex.ru Multicultural model of modern education
Abstract. The article is devoted to the creation of a multicultural model of modern education. The author describes the psychological and pedagogical conditions that influence the effectiveness of teacher training in multicultural education.
Key words: multicultural education, cultural dialogue, multicultural approach, multicultural teacher.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw