Научная статья на тему 'Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности'

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1631
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНИЦИАТИВА / ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / DILIGENCE / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдрахманова Алена Ильфатовна

Статья посвящена раскрытию психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения учебных задач. Рассматриваются понятия «инициатива», «интеллектуальная инициатива» и их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдрахманова Алена Ильфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological portrait of preschool children with different levels of manifestation of intellectual initiative and commitment

The article is devoted to the disclosure of the psychological characteristics of children of senior preschool age with different levels of initiative and diligence in the process of solving educational problems. The concepts of "initiative", "intellectual initiative and their features.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Абдрахманова Алена Ильфатовна,

аспирант кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров ilfatovna@mail.ru

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности

Аннотация. Статья посвящена раскрытию психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения учебных задач. Рассматриваются понятия «инициатива», «интеллектуальная инициатива» и их особенности.

Ключевые слова: инициатива, исполнительность, дети старшего дошкольного возраста.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Государственная политика в настоящее время направлена на поддержку социальной инициативы, творчества, активности. Поощряются гражданские, молодежные проекты, у креативных и талантливых появляется возможность воплотить свои идеи в жизнь. В системе образования на каждой ступени ставятся задачи формировать инициативу, самостоятельность, любознательность у детей. Проявление интеллектуальной инициативы и творчества в процессе обучения благоприятно сказывается на качество образования.

Следовательно, необходимо знать актуальный уровень развития, психологические детерминанты выраженности инициативы и творчества каждого ребенка, способы и условия их развития. Поэтому целью статьи является охарактеризовать психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления инициативы и исполнительности.

В статье мы описывали характеристики, выявляли типы и раскрывали особенности личности дошкольников с разными типами интеллектуальной инициативы.

В научных исследованиях сформулированы определения понятий «инициатива» и «инициативность». При их анализе видно, что большее внимание уделяется изучению инициативности личности. Предметом нашего исследования является инициатива. Поэтому необходимо обозначить разницу между понятиями.

Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов определяют инициативность как качество личности. П. А. Рудик пишет об инициативности как о способности «к самостоятельным волевым проявлениям» [1].

Понятие «инициатива» рассматривается в работах А. С. Макаренко, М. Вайсфельда, Б. А. Кадырова, А. И. Крупнова и др. В словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова инициатива определяется как «почин, внутреннее побуждение, предприимчивость» [2], то есть инициатива - средство осуществления какой-либо деятельности, активности.

Ряд исследователей раскрывают понятие «инициатива» в рамках активности. Например, В. Г. Маралов и В. А. Ситаров называют ее категорией социальной активности. Е. А. Погонина определяет инициативу как форму активности, «которая является причиной начала и развертывания деятельности» [3].

Характеристиками инициативы являются:

г\л Л г\л

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

- Выход за пределы требуемого (В. Г. Маралов и В. А. Ситаров, Т. Г. Егоров, Л. С. Новикова).

- Принятие на себя меры ответственности (В. Г. Маралов и В. А. Ситаров).

- Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения (С. Л. Рубинштейн).

В зависимости от вида деятельности ученые выделяют интеллектуальную, познавательную, социальную и другие виды инициатив.

Интеллектуальная инициатива как разновидность социальной, по мнению В. Д. Шадрикова, проявляется в поиске учеником нового или усовершенствованию старого подхода к решению задачи. Возникновение этого качества возможно только в случае сформированности у ученика познавательного мотива, интереса и постановки цели деятельности.

Д. Б. Богоявленская считает интеллектуальную инициативу «качественной характеристикой умственного развития, которая обеспечивает формирование интеллектуальных способностей личности», «продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого» [4; 5]. Мы видим, что В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская определяют это понятие в качестве характеристики умственного развития, средство формирования интеллектуальной способности.

Противоположным инициативе качеством на наш взгляд является исполнительность. Отличие инициативы от исполнительности заключается в том, что инициатива реализует свои желания, а исполнительность - желания других, то есть исполнительность ведет за собой инициативу.

Ранее мы писали о том, что инициатива является средством осуществления какой либо деятельности, активности. Опираясь на исследования В. Г. Маралова и В. А. Ситарова, представим классификацию типов социальной активности и социальной реактивности через сочетание инициативы и исполнительности [6]:

1- й тип - инициативные и исполнительные дети.

2- й тип - дети с преобладанием инициативы.

3- й тип - исполнительные дети.

4- й - импульсивные дети.

5- й - пассивные дети.

В. Г. Маралов дает характеристику типам [7]:

1- й тип - инициативные и исполнительные дети. Дошкольники, входящие в эту группу, способны проявлять инициативу и исполнительность в различных видах деятельности. Например, в игре: задают тон, умеют придумать сюжет, организовать других детей, одновременно учитывают их интересы, проявляют творчество. В то же время старательны, четко, на высоком уровне выполняют игровые требования и правила, владеют игровыми действиями, способны доводить игру до логического конца.

2- й тип - дети с преобладанием инициатив. Это дошкольники, способные к выдвижению качественных инициатив, но не всегда соотносящие их с собственным исполнением, а также те, кто может выдвинуть инициативу, но не владеет в достаточной мере операциональными сторонами исполнения или не обладает самостоятельностью. В результате их деятельность прерывается или выполняется некачественно. Например, с желанием включаются в работу на занятиях, задают вопросы, могут предложить свои варианты выполнения задания, но при этом интерес быстро падает, особенно, когда что-то получается плохо, часто отвлекаются, слабо владеют учебными умениями.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

3- й тип - дети с преобладанием исполнительности. В эту группу входят такие дошкольники, которые способны качественно и на высоком уровне решать поставленные задачи, но не проявляют особых инициатив, ориентированы на указания, авторитет взрослого. Например, в игре не стремятся лидировать, выдвигать инициативы. Однако с желанием играют, качественно выполняют предписания, подчиняются требованиям и правилам, проявляют самостоятельность и ответственность.

4- й тип - социально импульсивные дошкольники - это дети, которые на первый взгляд проявляют высокую активность, включаются в самые разнообразные виды деятельности, но, как правило, инициативы их носят некачественный характер, а исполнительность далека от совершенства. Начатое дело они редко доводят до конца, вступают в конфликты, часто проявляя при этом неуравновешенность, эмоциональную возбудимость.

5- й тип - социально пассивные дошкольники, наоборот, стараются «уходить» от деятельности, не проявлять никаких инициатив, исполнительский компонент также страдает низким качеством, непоследовательностью, отличается неразвитостью операциональных сторон деятельности.

Характеристика типов описывает не только особенности социальной инициативы дошкольников, но и познавательной и интеллектуальной инициативы. Мы, исследуя интеллектуальную инициативу, более подобно изучали психологические особенности детей в процессе решения учебных задач.

На базе МКДОУ детский сад № 145 и МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 202» нами было проведено исследование инициативы и исполнительности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 71 дошкольник и 10 педагогов.

Первым этапом исследования было выявление типов инициативы у дошкольников с помощью диагностической методики «Методика выявления типов активности детей во взаимодействии» В. Г. Маралова [8].

Второй этап заключался в разработке диагностического материала. На основе диагностической методики «Лабиринт» О. Н. Истратовой [9] и, мы разработали диагностический материал «Лабиринт» для выявления особенностей детей, проявляющих инициативу в старшем дошкольном возрасте.

На третьем этапе исследования мы апробировали диагностический материал и обобщали полученные данные. Процедура проведения заключалась в том, что детям предлагалось найти загаданный дом, последовательно двигаясь по обозначенным ориентирам. Работа осуществлялась в парах. Дети с разным типом активности взаимодействовали друг с другом.

Инструкция для детей. Мы попали в неизвестный нам город. Путешествовать нам предстоит на машинах. Выберите себе транспорт (автобус, машина такси). Водителю грузовика следует доставить домой посылку, а водителю такси забрать из этого дома пассажира. У нас есть карта. Смотрите на нее. Надо ехать от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом - елочки. Найдите нужный домик.

Качественная обработка данных осуществлялась по критериям:

- быстрота включения в работу;

- степень сосредоточенности;

- оценка ситуации в целом;

- проявление инициативы;

- темп деятельности;

- старательность.

~ 3 ~

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

Полученные данные мы заносили в табл. 1.

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Образец бланка фиксации результатов диагностики

Таблица 1

Тип активности

Проявления ребенка 1-й тип 2-й тип

2-й тип 3-й тип

2-й тип 5-й тип

На основе этого были получены следующие результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики инициативы детей старшего дошкольного возраста

Критерий Типы инициативы и исполнительности

1-й тип 2-й тип 3-й тип 4-й тип 5-й тип

1. Быстрота включения в работу Обдумывает решение, поэтому включение в работу постепенное Высокая Высокая Высокая Высокая

2. Степень сосредоточенности, старательности Сосредоточен, старателен. Следит за правильностью выполнения Различная. Некоторые действия импульсивны. Средняя Низкая, что сказывается на качестве выполнения задания Низкая

3. Проявление инициативы Лидер, но умеет уступать Лидируют, либо выполняют задание вместе с товарищем Ведомы. Повторяют решение за товарищем. Инициатива ложна (проявляется не в решении задачи, а в управлении действиями другого) Ведомы и уступчивы

4. Темп деятельности Темп деятельности различен. Преимущественно быстрый Высокий. Желание быстро получить результат Невысокий Высокий Медленный

5. Умение взаимодейство-вать Оказывает помощь товарищу в случае выполнения задания: «Подъезжай вот сюда». Легко находит общий язык с другими Важен результат товарища -соотносит свой результат и его результатом Соглашаются с действиями товарищей Давление над другими или независимая позиция относительно товарища Нетерпеливы во взаимодействии с другими

6. Оценка ситуации в целом Дети первого типа преимущественно не зависят от другого. Спокойны Взволнованы, так как для этого типа важен хороший результат Для этого типа важно сотрудничество с другими субъектами деятельности. Эмоциональность различна Дети этого типа очень неустойчивы в своей деятельности -стремятся к лидерству, но оно в большинстве случаев неуспешно Дети данного типа медлительны и преимущественно не заинтересованы в деятельности

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

Обобщим. Дети 1-го типа (дети инициативные и исполнительные) больше времени тратят на включение в работу, поэтому решение задачи правильное и осмысленное. Их познание направлено вглубь, а не вширь. Они старательны и сосредоточенны. Проявляют лидерские качества, но и способны уступать. Работают динамично. Дети данного типа легко находят общий язык с товарищами, доброжелательны и готовы прийти на помощь. Оценка окружающих для них в меньшей степени важна, чем для детей других типов.

Дети 2-го типа (дети с преобладанием инициативы) предпочитают сделать задание быстро, для них становится важным оценка окружающих, нацелены на результат. Могут быть лидером или осуществлять групповую работу.

Дети 3-го типа (дети с преобладанием исполнительности) ведомы, не самостоятельны. Им важно найти лидера, за которым они будут следовать.

Дети 4-го типа (импульсивные дети) проявляют низкую сосредоточенность при решении задачи. Инициатива ложная. Любят управлять действиями другого. У детей данного типа сильно выражено желание лидировать.

Дети 5-го типа (пассивные в интеллектуальной инициативе) несамостоятельны, не заинтересованы в деятельности, полагаются на решение товарища.

По результатом диагностики было также замечены особые проявления в поведении дошкольников во взаимодействии с определенным типом.

Эти данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Закономерности проявления инициативы в парной работе детей с разными типами инициативы

Типы Закономерности

2-й и 3-й тип Стремление ребенка 3-го типа подражать в поведении ребенку со 2-м типом

2-й и 4-й типы Ребенок 4-го типа становится ведомым, проявляет особенности 5-го типа

3-й и 5-й типы Ребенок 3-го типа создает препятствия другому, проявляет особенности 4 типа. Ребенок 5-го типа проявляет себя как дети 2-го типа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й и 5-й типы Ребенок 3-го типа не следит за результатом другого, проявляет самостоятельность как ребенок 2-го типа

Таким образом, мы видим, что во взаимодействии детей с преобладанием инициативы (2-й тип) и с преобладанием исполнительности (3-й тип) ребенок 3-го типа стремится быть инициативным как ребенок со 2-м типом.

При взаимодействии ребенка с преобладанием инициативы (2-й тип) и импульсивного ребенка (4-й тип) поведение импульсивного ребенка меняется и становится похожим на поведение ребенка с 5-м типом инициативы.

Противоречие составляют дети с 3-м и 5-м типом инициативы во взаимодействии. Например, в первом случае ребенок с преобладанием исполнительности (3-й тип) старается улучшить свои возможности и быть похожим на ребенка с преобладанием инициативы. Во втором случае инициатива у ребенка с преобладанием исполнительности снижается и приобретает характерные особенности 4-го типа (импульсивные дети).

Иными словами, в построении учебной деятельности на занятиях нежелательно в парной работе объединять детей с 3-м и 5-м типом инициативы. А детей со 2-м типом инициативы желательно включать в работу с детьми 3-го, 4-го типов.

На основании вышеизложенного сформулируем краткие выводы.

1. «Инициатива» - средство осуществления какой-либо деятельности, «инициативность» - качество личности, предполагающее способность к волевым действиям.

КОНТ TF.TTT

Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной инициативы и исполнительности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14881. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14881.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14881 УДК 373.21:159.923

2. Отличие инициативы от исполнительности заключается в том, что инициа-

тива реализует свои желания, а исполнительность - желания других, то есть исполнительность ведет за собой инициативу.

3. Выделяют 5 типов социальной активности и социальной реактивности: 1-й тип - инициативные и исполнительные дети; 2-й тип - дети с преобладанием инициативы; 3-й тип - исполнительные дети; 4-й - импульсивные дети; 5-й - пассивные дети.

4. Инициатива дошкольника 1-го типа составляет небольшой процент от общего количества, но их характеристики качественно отличаются от детей с другими

типами инициативы.

5. Дети с различными видами инициативы влияют друг на друга по-разному. Например, дети 3-го типа во взаимодействии с ребенком 5-го типа увеличивают свои инициативы, а дети с 4-м типом во взаимодействии с детьми 2-го типа - уменьшают. Это стоит учитывать при построении психолого-педагогической работы.

Ссылки на источники

1. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащийся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. -Томск, 2009. - № 5. - С. 34-39.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. - М., 1997.

3. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.

4. Шаповалова К. Л. Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте // Преподаватель XXI век / Московский педагогический государственный университет. -2012. - № 1-1. - С. 177-184.

5. Косачева Е. П. Педагогические условия развития познавательной инициативы будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Череповец, 1999. - 170 с.

6. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник - младший школьник). - М.: Прометей, 1990.

7. Маралов В. Г. Как научить ребенка быть терпеливым и внимательным к людям: пособие для воспитателей и детских практических психологов. - М.: «Аркти», 2009. - 136 с.

8. Там же.

9. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов/н Д.: Феникс, 2006.

Alena Abdrakhmanova,

Postgraduate student of the Department of practical psychology Vyatka State University of Humanities, Kirov ilfatovna@mail.ru

The psychological portrait of preschool children with different levels of manifestation of intellectual initiative and commitment Abstract. The article is devoted to the disclosure of the psychological characteristics of children of senior preschool age with different levels of initiative and diligence in the process of solving educational problems. The concepts of "initiative", "intellectual initiative and their features.

Key words: initiative, diligence, children of senior preschool age.

Рекомендовано к публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» 6

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.