Научная статья на тему 'Педагогические условия актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде'

Педагогические условия актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна

В статье автор описывает комплекс педагогических условий актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of realization of the students’ creative potential in polycultural environment

In the article the author describes the complex of pedagogical conditions of realization of the students’ creative potential in polycultural environment of university.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде»

Педагогические условия актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде

В статье автор описывает комплекс педагогических условий актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде ВУЗа.

Поликультурная образовательная среда, творческий потенциал, педагогические актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде.

Yu.V. Olar, Shadrinsk

Pedagogical conditions of realization of the students' creative potential in

polycultural environment

In the article the author describes the complex ofpedagogical conditions of realization of the students ' creative potential in polycultural environment of university.

Keywords: polycultural environment, creative potential, pedagogical conditions of realization of the students ' creative potential in polycultural environment.

Современное российское общество является поликультурным в силу свободного общения людей различных социокультурных слоев и стран, открытых национальных границ. Очевидно, что высшее образование должно отвечать вызовам общества и выполнять задачи укрепления единого образовательного пространства, содействия мобильности студентов, межкультурного сотрудничества.

Термин «поликультурная образовательная среда» понимается как сложный многофакторный процесс, представляющий собой единство территориально-предметной и смыслопорождающей деятельности. Компонентами поликультурной образовательной средыявляются ценностно-содержательный, личностно ориентированный, операционно-деятельностный и регионально-интеграционный[3, с.82].

Поликультурная среда ВУЗа может и должна создать условия для развития творческого потенциала каждого студента. На наш взгляд, творческий потенциал личности способствует как развитию природных способностей, так и личностных качеств человека, и приводит к всесторонней актуализации индивидуальных и социальных возможностей.

Актуализация творческого потенциала студента в поликультурной среде ВУЗа, на наш взгляд, возможна при создании определенных условий. Изучив выдвинутые комплексы педагогических условий развития творческих способностей в некоторых диссертационных исследованиях (Н.А.Бахольская, В.В.Коробкова, М.В.Мусийчук), мы попытались сформулировать, обосновать и применить комплекс педагогических условий, с помощью которых нам бы удалось актуализировать творческий потенциал студентов в поликультурной среде. В этот комплекс входят следующие педагогические условия:

Условие первое: Использование интегративно-творческого подхода в образовательном процессе. Под интегративно-творческим подходом мы понимаем ориентацию на создание творческой обучающей среды, обеспечивающей непрерывное формирование целостного знания, комплекса творческих умений студента в поликультурной среде. Опираясь на исследования Л.П. Качаловой [4], мы выделяем следующие направления деятельности по реализации интегративно-творческого подхода: 1) в качестве инварианта целей воспитания и самовоспитания считать эталонную модель творческой личности, ядром которой является творческие умения; 2)

использование резервных возможностей в развитии творческих умений каждого студента осуществлять на основе перехода от руководящей роли преподавателя к организации самостоятельных видов творчества; 3) значительно увеличить удельный вес применения интенсивных интегрирующих методов организации разнообразной творческой деятельности студентов.

Условие второе: Ориентация на эталонную творческую модель личности. Обеспечить эффективную ориентацию студентов на эталонную творческую модель личности можно при наличии трех условий: 1) высокой эффективности обучения и творческого подхода к своему делу преподавательского состава вузов; 2) активной позиции студенчества в образовательном процессе; 3) регулярности педагогической деятельности студентов [5, с.47].

Условие третье: Создание ситуаций успеха в образовательном процессе. В основе актуализации творческого потенциала человека лежит вера в собственные силы, которая основывается на опыте достижения и переживания успеха. С учетом этих положений создание ситуаций успеха реализуется путем создания цикла разнообразных дел, позволяющих студенту реализовать свой творческий потенциал, свои лучшие качества; путем проектирования недостающих зон; организации педагогического сопровождения развития; подготовки студентов к роли учителей, проектирующих ситуации успеха для других[1].

Условие четвертое: Опора на витагенный (жизненный) опыт студентов. Витагенный опыт, по определению А.С. Белкина, это «ставшая достоянием личности информация, которая отложилась в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях» [2,с.12]. Актуализации творческого потенциала студентов в поликультурной среде будет способствовать использование витагенной информации в ролевых (деловых) играх, диспутах, пресс-конференциях.

Условие пятое: Использование приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования познавательной творческой активности. Под приемами эмоционально-интеллектуального стимулирования, вслед за Л.П. Качаловой, мы понимаем комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого студента в активную творческую деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-коммуникативную и интеллектуальную сферы личности будущего учителя [4].

Таким образом, реализация комплекса педагогических условий, по нашему мнению, дает возможность студенту развить свои природные способности и личностные качества, что приводит к актуализации творческого потенциала в поликультурной среде ВУЗа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать : кн. для учителя / А.С. Белкин. - Москва : Просвещение, 1991. - 169 с.

2. Белкин, А.С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: технология XXI века / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург, 2001. - 108 с.

3. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. - Москва ; Ростов-на-Дону, 2004. -362 с.

4. Качалова, Л.П. Теория и практика интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя : монография / Л.П. Качалова. - Шадринск : Исеть, 1999. - 172 с.

5. Кочетов, А.И. Формирование творческих качеств будущего учителя / А.И. Кочетов. - Рязань, 1978. - 215 с.

УДК 378

Л.И. Пономарева, г. Шадринск

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к работе с подростками «группы риска»

В статье раскрывается сущность работы с детьми «группы риска». Особое внимание уделено подготовке студентов педагогических вузов, как будущих педагогов, к работе с детьми данной категории.

Группа риска, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка студентов.

L. I. Ponomarevu, Shadrinsk

Training of students of pedagogical universities to work with teenagers "groups of risk"

The article reveals the essence of working with children of "risk group". Special attention is paid to preparing students pedagogicheskih universities as future teachers to work with children in this category.

Keywords: risk group, psychological-pedagogical support, training for students.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» представляет собой одно из важных направлений профессиональной деятельности не только социальных педагогов и психологов образовательных организаций, но и рядовых учителей. Данное направление получило распространение сравнительно недавно, и было обусловлено негативными социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в различных социальных сферах жизни общества. В результате подростки оказались в более жестких условиях социализации. В числе факторов, препятствующих полноценному процессу социализации, выступили: снижение нравственного потенциала личности, искажение ценностной сферы и идеалов, политическая нестабильность, социальная напряженность, низкий уровень материального благосостояния людей, безработица, криминализация общества, снижение роли института семьи в воспитании детей, уровня психологической защищенности и др., что, в конечном счете, привело к росту количества детей «группы риска» [2].

В этой связи знание проблем подростков для определения системы превентивной и своевременной помощи семьям и детям, относящимся к «группам риска» приобретает особую значимость и актуальность.

Особое внимание социальных педагогов, психологов, классных руководителей должно быть обращено на предупреждение деструктивных форм поведения детей «группы риска».

Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24.07.1998 года (ред. от 02.12.2013) принимается за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации». В указанную категорию подпадают дети:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.