ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.041
М.А. Бабухин, аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-7781-8084
Содержательное наполнение компонентов исследовательской самостоятельности обучающихся
На сегодняшний день, в российской образовательной системе одним из приоритетных направлений является соответствие высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к качеству высшего образования во всем мире. В контексте реализации указанной задачи, основной вектор образовательной деятельности направлен на развитие у обучающихся таких важных личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, познавательная активность, творческие способности и навыки самообразования. Наиболее востребованными становятся специалисты, обладающие способностью самостоятельного поиска знаний и умений, необходимых для их дальнейшего применения в самостоятельной практической деятельности. Формирование у обучающихся такого личностного качества как «исследовательская самостоятельность», по нашему мнению, способствует успешной реализации образовательных задач, поставленных руководством страны.
На основе анализа имеющихся исследований проблемы формирования самостоятельных исследовательских навыков, в статье раскрывается характеристика компонентов, составляющих сущность исследовательской самостоятельности обучающихся.
Ключевые слова: исследовательская самостоятельность, структурные компоненты, обучающиеся.
M.A. Babukhin, Graduate student, Department of Pedagogy Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
The content of the components of the research independence of students
Today, in the Russian educational system, one of the priorities is compliance with high standards and requirements for the quality of higher education throughout the world. In the context of the implementation of this task, the main vector of educational activities is aimed at developing students with such important personal qualities as independence, initiative, cognitive activity, creative abilities, and self-education skills. The most sought-after are specialists with the ability to independently search for the knowledge and skills necessary for further use in independent practice. Formation of such personal quality as "research independence " in students, in our opinion, contributes to the successful implementation of educational tasks set by the country's leadership.
Based on the analysis of existing research problems of the formation of independent research skills, the article describes the components that make up the essence of the research independence of students.
Keywords: research independence, structural components, students.
В одном из своих трудов, известный ученый справедливо заключил, что «...всякая научная теория представляет собой целостную систему.» состоящую из множества различных структурных компонентов, воздействие на которые, будет способствовать ее преобразованию или изменению [1, с. 75].
С этим мнением нельзя не согласиться, ведь для того чтобы понять или повлиять на изучаемый процесс (явление), необходимо рассмотреть его более детально, разложить на составные части (структурные элементы) которые, в совокупности, преобразуют его в единое целое.
Необходимо отметить, что «исследовательская самостоятельность» представляет собой деятельность, направленную на получение субъективно нового знания, посредством проведения обучающимся самостоятельного исследования. «Исследовательскую
самостоятельность» характеризуют такие качества, как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, потребность к саморазвитию, наличие творческого и нетривиального мышления, первоначальных (базовых) исследовательских знаний и умений. Для более точного раскрытия исследовательской самостоятельности обучающихся, необходимо выявить и понять ее содержательные компоненты.
Мы отметили, что исследовательская самостоятельность - это, в первую очередь, деятельность. Любое проявление самостоятельности, как одного из вида деятельности, основывается на наличии мотивационной составляющей. Ученые справедливо подчеркивают, что любая деятельность направлена на определенный предмет, который и является мотивом, т.е. внутренней побудительной силой, заставляющей субъекта заниматься той или иной деятельностью [6, с. 32].
Ученые полагают: «Только тогда поступки имеют нравственную и педагогическую ценность, когда они выражают соответствующие внутренние процессы, когда они искренне и разумно мотивированы» [5, с. 87].
Из вышеуказанного следует, что выполнению любого вида деятельности предшествует возникновение мотива, побуждающего на ее выполнение, а любая мотивированная деятельность, представляет собой определенного рода ценность для субъекта ее выполняющего.
Таким образом, в качестве первого компонента исследовательской самостоятельности обучающихся мы рассматриваем мотивационно-ценностный компонент, по мнению ученых, характеризующегося отношением субъекта к деятельности как ценности; пониманием и переживанием ее значимости; интересом к деятельности и касающимся ее вопросам; увлеченностью саморазвития и стремлением к самосовершенствованию [2].
Разумным признается, что мотивационно-ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение личности к выполняемой деятельности, сформированную потребность в ней. Он включает в себя: систему знаний, убеждений, потребностей и мотивов, интересов и отношений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями, нацеленность на самосовершенствование [4, с. 8].
Ученые полагают, что сущность мотивационно-ценностного компонента заключена в возможности формирования у субъекта осознанной потребности в осуществлении выполняемой деятельности [10, с. 68].
С нашей точки зрения, мотивационно-ценностный компонент раскрывается через творческое отношение и интерес обучающихся к постижению будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, систему смыслов личности, уровень её целей, притязаний и потребностей. Проявляя исследовательскую самостоятельность, обучающиеся осуществляют поиск личностного смысла выполняемой ими деятельности, ее ценности и значимости; проходят и осознают путь самостоятельного научного поиска, творческих решений и открытий; осознают самостоятельно найденную научную истину как ценность. Приоритетными мотивами обучающихся являются: потребность в овладении исследовательскими знаниями и умениями, готовность к их применению в процессе проявления исследовательской самостоятельности; стремление к профессиональному саморазвитию и интеллектуальному самосовершенствованию, к высокой самоактуализации и успешной самореализации личностно-творческого потенциала будущего специалиста, профессионала своего дела.
Исследовательская самостоятельность априори не может быть проявлена без наличия у обучающихся специальных знаний и умений необходимых для выполнения исследовательской деятельности. Этот факт явился основополагающим в контексте определения нами следующего содержательного компонента исследовательской самостоятельности - когнитивного.
По мнению ученых, формирование и развитие когнитивного компонента берет свое начало преимущественно в методиках воспитания, основным средством которых, является воздействие на обучающихся силой слова. Когнитивный компонент характеризуется
совокупностью предметных, методических и технологических знаний, интегрирующихся в общие и специальные знания, необходимые для выполнения конкретного рода деятельности.
Целью когнитивного компонента, по мнению ученых, является приобретение субъектом знаний, умений и навыков, необходимых ему для выполнения определенного рода деятельности, а также знаний методов и способов, необходимых субъекту для их формирования.
Разумным признается, что структура когнитивного компонента, состоит из трех основных систем, отражающих особенности и условия усвоения опыта:
- системы профессиональных знаний;
- системы знаний о человеке как субъекте деятельности;
- системы знаний о себе как субъекте деятельности [12, с. 213].
В качестве функции когнитивного компонента, научное сообщество, отмечает осуществление ориентации субъекта на сферу своей профессиональной деятельности, направленной на формирование образовательного пространства. Когнитивный компонент предполагает:
- консолидацию знаний обучающихся в различных областях наук и нормативно-правовой базы;
- умение прогнозировать свою деятельность, организованную в рамках образовательного процесса;
- приобретение знаний по внедрению технологий в выполняемую деятельность [3, с. 60].
С нашей точки зрения, когнитивный компонент имеет целью обеспечение обучающихся познанием базовых основ самостоятельного выполнения исследовательской деятельности. Реализация этой цели может осуществляться посредством доведения до обучающихся теоретических аспектов выполнения исследовательской деятельности. Это предоставляется возможным, посредством чтения специально разработанного краткого курса лекций, доведения до обучающихся алгоритма проведения исследования, его основополагающих этапов, рекомендаций источников и обзора необходимой для изучения научной литературы и др.
Таким образом, основной задачей когнитивного компонента является обеспечение обучающихся базовыми знаниями и умениями, необходимыми для эффективной реализации алгоритма проведения исследовательской деятельности.
Учитывая цель когнитивного компонента, нельзя забывать о том, что обучающийся в контексте проявления им исследовательской самостоятельности, должен обрести не просто знания, а набор специальных знаний необходимый ему в процессе выполнения самостоятельной исследовательской деятельности. В качестве очередного компонента исследовательской самостоятельности мы рассматриваем - содержательный компонент, который, по мнению ученых, является «теоретическим фундаментом» включающим в себя не только систему необходимых знаний и умений, но и способность их приобретения.
Разумным признается, что содержательный компонент подразделяется на три взаимосвязанных блока: теоретический (усвоение теоретического и методологического материала), практический (формирование практических умений и навыков) и творческий (формирование и развитие творческих задатков обучающихся) [9, с. 147].
Целью содержательного компонента, по мнению ученых, является обеспечение обогащения субъекта знаниями и необходимой информацией, о сущности выполняемой им деятельности и способах ее осуществления в рамках выполняемого процесса.
Характеристикой содержательного компонента, по нашему мнению, является определение для обучающегося необходимого для усвоения базового набора теоретического и практического инструментария, представленного в виде сгруппированных по своему назначению и содержанию знаний, умений и навыков характеризующих исследовательскую самостоятельность. Однако, обладание обучающимся специальными знаниями и навыками должно быть подкреплено их умением оперировать ими в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, это
обстоятельство позволило нам выделить очередной компонент исследовательской самостоятельности - операционно-деятельностный.
Операционно-деятельностный компонент характеризуется стремлением к осознанно поставленной цели, целостностью и продуманностью всех выполняемых действий, высокими нравственными ориентирами, владением технологиями осуществления деятельности, личностного самосовершенствования, самовоспитания, умением применять имеющиеся знания и технологии в выполняемой деятельности [8, с. 20].
Ученые полагают, что операционно-деятельностный компонент обеспечивает овладение и применение обучающимися профессиональных базовых и технологических компетенций, заключающихся в способности и умении выбора необходимых средств, способов и технологий в рамках осуществления определенной деятельности.
С нашей точки зрения, реализация операционно-деятельностного компонента осуществляется посредством применения обучающимся ранее освоенных методов, средств и форм, позволяющих самостоятельно организовать и осуществить исследовательскую деятельность. Компонент основывается на знании обучающимся алгоритма действий при организации и проведении исследовательской деятельности и умении самостоятельно применить этот алгоритм на практике. К основным операциям в рамках выполнения исследовательской деятельности мы относим: самостоятельный поиск научных источников, информации, обобщение полученных сведений, их анализ, выстраивание синопсиса и др.
С нашей точки зрения, проявление обучающимся исследовательской самостоятельности должно быть неразрывным образом связано с четким позиционированием себя, как исследователя, с осознанием процесса и цели выполняемой деятельности, объективной самооценкой и самокритичным отношением к ней. На основании этого, в качестве очередного компонента исследовательской самостоятельности мы отмечаем - рефлексивно-позиционный компонент, к характеристикам которого, ученые относят:
- осознание потребности в личностном саморазвитии и самосовершенствовании;
- осуществление самоанализа и объективность самооценки;
- стремление к самоизменению и самосовершенствованию;
- культуру выполнения интеллектуально-трудовой деятельности, способствующую реализации творческих потенциалов;
- углубленную оценку себя при сопоставлении с идеальным образом [7, с. 160].
По мнению ученых, рефлексивно-позиционный компонент характеризуется
максимальной эффективностью реализации жизненных целей, полным раскрытием индивидуальности, согласованностью целей, мотивов и способов действий. Показателями его сформированности являются:
- способность на основе анализа прошлого предвидеть и планировать будущее;
- позитивное самоотношение;
- ответственность за принятые решения в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации [15, с. 9].
В нашем видении, рефлексивно-позиционный компонент раскрывается через осознание обучающимися собственной значимости при выполнении исследовательской деятельности, позитивное восприятие себя как самостоятельного исследователя, отнесение себя к обществу людей и процессу выполняемой деятельности, целью которых, является поиск новых знаний, идей, решений, стоящих перед обществом и государством задач, волевую саморегуляцию и эмоциональную устойчивость. Компонент характеризуется положительным отношением к выполнению исследовательской деятельности, осознанием правильности, важности, а главное пользы ее выполнения, определением стратегии собственного поведения, необходимостью внесения корректив в случае отклонения от намеченной цели.
Исследовательская самостоятельность, как личностное качество, тесно связано с наличием творческих и креативных способностей обучающихся, следовательно, в качестве очередного его компонента мы выделяем личностно-творческий компонент, который, по мнению ученых, характеризуется:
- высоким уровнем способности обучающихся к креативности и творчеству (коммуникативными и интеллектуальными способностями, нетривиальным мышлением);
- обладанием обучающимися силой воли, смелостью, открытостью, способностью к самоанализу и самоконтролю [13, с. 396].
Ученые полагают, что личностно-творческий компонент раскрывается посредством создания обучающимся среды выполняемой им деятельности, самостоятельной ее организации, при этом деятельность субъекта находится в постоянном изменении и развитии (возникновение новых мыслей, идей, применение различных форм и методов) [11, с. 437].
Развитие личностно-творческого компонента, по мнению ученых, возможно посредством применения новейших инновационных технологий, обеспечивающих развитие творческих качеств.
К факторам, препятствующим реализации личностно-творческого компонента ученые относят:
- недооценка обучающимися собственных индивидуальных особенностей, консервативный, стандартный подход к решению задач;
- отсутствие необходимых для творческого самовыражения обучающихся определенных навыков и средств [14, с. 315].
Мы полагаем, что личностно-творческий компонент раскрывается через осознание обучающимися собственной значимости при выполнении самостоятельной исследовательской деятельности, позитивное осознание себя как самостоятельного исследователя, положительное отношение к выполнению самостоятельной исследовательской деятельности. Компонент включает способы и приемы творческой деятельности, которыми обучающийся овладевает на уровне самоорганизации. Характеризуется самостоятельностью, инициативностью, предприимчивостью, нетривиальностью и гибкостью мышления и творческой деятельности, развитым уровнем саморазвития и самореализации. Деятельность носит осмысленный характер, определены направления профессионально-творческого саморазвития. Проявляется способность выстраивать логику действий, ведущих к самостоятельному творческому решению исследовательских задач.
Таким образом, посредством анализа научной литературы нами выделены ведущие компоненты исследовательской самостоятельности обучающихся, которые вбирают перечисленные качества и формулируются как мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-позиционный и личностно-творческий компоненты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.
2. Гуцу, Е.Г. Мотивационно - ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза: критерии и уровни развития [Электронный ресурс] / Е.Г. Гуцу, Е.И. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/artcle/view?id=23101. - 23.04.2019.
3. Джуринский, П.Б. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности по когнитивному компоненту [Текст] / П.Б. Джуринский // Образование. Наука. Инновации. - 2013. - № 1. - С. 58-65.
4. Физическая культура студента[Текст] : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.
5. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптеев ; под ред. А.М. Арсеньева. - М. : Педагогика, 1982. - 704 с.
6. Качалова, Л.П. Психология личности [Текст] : практикум / Л.П. Качалова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2016. - 92 с.
7. Качалова, Л.П. Содержательное наполнение компонентов профессионально-этической культуры сотрудников ОВД [Текст] / Л.П. Качалова, Д.Д. Смирнов // Наука и школа. - 2013. - № 3. - С. 158-161.
8. Козел, В.И. Готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности: структурные компоненты и их содержание [Текст] / В.И. Козел // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2017. - № 15. -С. 18-25.
9. Коренева, Е.А. Технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Коренева // Вестник ПАГС. - 2011. - № 2. - С. 144-150.
10. Малиновская, Н.В. Мотивационно-ценностный компонент как гуманитарная составляющая эколого-валеологического образования [Текст] / Н.В. Малиновская // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2015.
- № 25. - С. 67-70.
11. Никитовская, Г.В. Развитие личностно-творческого компонента управленческой компетентности будущих педагогов [Текст] / Г.В. Никитовская, С.Б. Серякова // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта. - Орехово-Зуево : Гос. гум.-технол. ун-т, 2017.
- С. 435-439.
12. Поддубная, Т.К. Когнитивный компонент опыта как параметр личностной зрелости студентов вуза [Текст] / Т.К. Поддубная // Вестник БУПК. - 2005. - № 3. - С. 212-216.
13. Сидорко, А.С. Личностно-творческий компонент профессиограммы учителей естественнонаучного цикла [Текст] / А.С. Сидорко // Вестник ВГГУ. - 2011. - № 11. - С. 393-397.
14. Тазетдинова, Г.М. Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки [Текст] / Г.М. Тазетдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-2. - С. 314-318.
15. Ченгаев, М.В. Акмеологические детерминанты развития субъектности будущих юристов [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.В. Ченгаев. - М., 2010. - 24 с.
REFERENCES
1. Afanas'ev V.G. Obshchestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie [Society: systematic, knowledge and management]. Moscow: Politizdat, 1981. 432 p.
2. Gucu E.G., Smirnova E.I. Motivacionno - cennostnyi komponent v strukture professional'noi kompetencii prepodavatelya vuza: kriterii i urovni razvitiya [Elektronnyi resurs] [Motivational and value component in the structure of the professional competence of a university teacher: criteria and levels of development]. Sovremennye
problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 2-2. URL: http:// science-education.ru/ru/artcle/view?id=23101 (Accessed 23.04.2019).
3. Dzhurinskii P.B. Professional'naya podgotovka budushchikh uchitelei fizicheskoi kul'tury k zdorov'esberegayushchei deyatel'nosti po kognitivnomu komponentu [Professional training of future physical education teachers for the health-saving activity on the cognitive component]. Obrazovanie. Nauka. Innovacii [Education. Science. Innovations], 2013, no. 1, pp. 58-65.
4. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik [Physical culture of the student]. Il'inicha V.I. (ed.). Moskow: Gardariki, 2000. 448 p.
5. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Chosen pedagogical compositions]. Arsen'eva A.M. (ed.). Moscow: Pedagogika, 1982. 704 p.
6. Kachalova L.P. Psikhologiya lichnosti: praktikum [Psychology of the personality]. Ekaterinburg: UrGUPS, 2016. 92 p.
7. Kachalova L.P., Smirnov, D.D. Soderzhatel'noe napolnenie komponentov professional'no-eticheskoi kul'tury sotrudnikov OVD [Substantial filling of components of professional and ethical culture of staff of Department of Internal Affairs]. Nauka i shkola [Science and school], 2013, no. 3, pp. 158-161.
8. Kozel V.I. Gotovnost' budushchikh pedagogov k vospitatel'noi deyatel'nosti: strukturnye komponenty i ikh soderzhanie [Readiness of future teachers for educational activity: structural components and their contents]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Polotsk State University], 2017, no. 15, pp. 18-25.
9. Koreneva E.A. Tekhnologiya podgotovki budushchikh pedagogov k rabote po rannemu intellektual'nomu razvitiyu detei doshkol'nogo vozrasta [Technology of training of future teachers for work on early intellectual development of children of preschool age]. VestnikPAGS [Bulletin PAGS], 2011, no. 2, pp. 144-150.
10. Malinovskaya N.V. Motivacionno-cennostnyi komponent kak gumanitarnaya sostavlyayushchaya ekologo-valeologicheskogo obrazovaniya [Motivational and valuable component as humanitarian component of ekologo-valeological education]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e [Physical culture, sport and health], 2015, no. 25, pp. 67-70.
11. Nikitovskaya G.V., Seryakova S.B. Razvitie lichnostno-tvorcheskogo komponenta upravlencheskoi kompetentnosti budushchikh pedagogov [Development of a personal and creative component of administrative competence of future teachers]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke pedagoga s uchetom professional'nogo standarta [Modern educational technologies in training of the teacher taking into account the professional standard]. Orekhovo-Zuevo: Gos. gum.-tekhnol. universitet, 2017, pp. 435-439.
12. Poddubnaya T.K. Kognitivnyi komponent opyta kak parametr lichnostnoi zrelosti studentov [Cognitive component of experience as parameter of a personal maturity of students of higher education institution]. Vestnik BUPK [Bulletin BUPK], 2005, no. 3, pp. 212-216.
13. Sidorko A.S. Lichnostno-tvorcheskii komponent professiogrammy uchitelei estestvennonauchnogo cikla [Personal and creative component of a professiogramma of teachers of a natural scientific cycle]. Vestnik VGGU [Bulletin VGGU], 2011, no. 11, pp. 393-397.
14. Tazetdinova G.M. Lichnostno-tvorcheskii komponent pedagogicheskoi kul'tury uchitelya muzyki [Personal and creative component of pedagogical culture of the music teacher]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 4-2, pp. 314-318.
15. Chengaev M.V. Akmeologicheskie determinanty razvitiya subektnosti budushchikh yuristov. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Acmeological determinants of the development of subjectivity of future lawyers. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2010. - 24 p.
УДК 372.8
И.В. Баландина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры программирования и автоматизации
бизнес-процессов
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0001-7981-5752 Е.В. Осокина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и
информационно-технологического образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия osokinaek@mail. ru ORCID: 0000-0001-7861- 166Х
Использование интерактивной доски на уроках информатики
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования интерактивной доски в процессе обучения школьников на уроках информатики. В современной школе применение технических средств обучения на уроке становится очень распространенным явлением. Их использование позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство - интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски. В статье раскрываются возможности использования интерактивной доски на уроках информатики, приведены примеры использования данного средства обучения при изучении отдельных тем из курса информатики.
Ключевые слова: интерактивная доска, проектор, информатика, технические средства обучения, компьютер, урок.
I.V. Balandina,
Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Programming and Automation of
Business Processes Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia E.V. Osokina,
Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Physical-Mathematical and
Information-Technological Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Use of an interactive board at informatics lessons
Article is devoted to a subject of use of an interactive board relevant today in the course of training of school students at informatics lessons. At modern school use of technical means of training at a lesson becomes very widespread phenomenon. Their use allows to carry out educational process in new conditions when the teacher stops being the only source of information for pupils. With it the teacher is helped by the new modern technical tool - an interactive board which replaced cretaceous and marker boards. In article possibilities of use of an interactive board at informatics lessons reveal, examples of use of this tutorial when studying separate subjects from an informatics course are given.
Keywords: interactive board, projector, informatics, technical means of training, computer, lesson.