УДК 37.02:81 + 373.5.0166811 ББК Ч404.044.2 + Ч424.42
DOI: 10.14529/ped170304
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Булыгина, М.В. Копырина
Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества иноязычного образования путем формирования интереса у обучаемых массовой школы в аспекте аксио-логичности и статусности иностранных языков, их личностного, культурологического и педагогического потенциала. Проблема рассматривается с учетом нормативных требований современных образовательных стандартов при существовании определенного диссонанса между социальными запросами общества, установками на качество и недостатком личной заинтересованности в изучении иностранных языков у отдельных обучаемых. Уделяется внимание раскрытию значимости познавательного интереса для результативности процесса обучения иностранным языкам. Исследование опирается на анализ исторического опыта и экстраполяцию потенциала познавательного интереса на сегодняшнюю образовательную ситуацию с ее акцентом на качественную составляющую процесса обучения. Историко-педагогический анализ обозначенной проблемы позволил выявить основные социально-педагогические и культурно-стратовые факторы, стимулирующие формирование и развитие познавательного интереса в процессе изучения иностранных языков в массовой отечественной школе в течение последних полутора веков, ведущими из которых является практическая и аксиологическая значимость иноязычного образования, а также познавательный интерес.
Обозначенная проблема находится на стыке трех наук - педагогики, филологии и лингводидактики, анализ и творческое переосмысление достижений которых позволяют выделить условия формирования интереса к изучению иностранного языка и постижению иноязычной культуры в массовой общеобразовательной школе, применимые на любом этапе обучения: начальном, среднем, старшем.
Ключевые слова: современная образовательная ситуация, качество иноязычного образования, аксиологическая значимость, аксиосфера личности, познавательный интерес, условия воспитания познавательного интереса к иностранному языку.
Введение. В современной образовательной ситуации в области иностранных языков и культур наблюдается определенный диссонанс между аксиологической значимостью иноязычного образования и заинтересованностью школьников в его изучении. С одной стороны, на рынке труда значительно выросла потребность в людях, хорошо владеющих иностранным языком, коммуникационные и технологические преобразования позволяют реализовать общение без границ, набирает темпы межкультурная академическая мобильность. С другой стороны, в массовой школе наблюдается падение интереса к обучению вообще и к изучению иностранного языка в частности. При этом современные нормативные документы обозначают смену социокультурного контекста изучения ино-
странных языков, ориентируют на многоязычие и поликультурность, определяют раннее школьное обучение языкам и требуют постоянного повышения качества образования. Только качественное иноязычное образование способно обеспечить декларируемый рост образовательной и самообразовательной функции иностранного языка в школе, его аксиологичность для государства, региона, отдельной личности.
Ведущими тенденциями обучения иностранным языкам сегодня провозглашаются:
- взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития иноязычного речевого общения;
- приобщение обучаемых к культуре
страны изучаемого языка, понимание ее ценности в цивилизационном аспекте;
- включение обучаемых в диалог культур путем развития умений сравнения своей собственной и иной культуры, умение представить родную культуру средствами иностранного языка [5, 11, 16, 18].
Современная образовательная парадигма относит владение иностранным языком и культурой народа, на нем говорящего, к обязательным составляющим содержания обучения в массовой отечественной школе начального, среднего и высшего звена. Современное понимание иноязычного образования признает за языком значимые признаки культурности, образованности и профессионализма, нацеливает на доступ к разнообразным источникам информации, к иным национальным культурам. Свойство языка выступать в качестве специфического социального средства хранения и передачи информации, средства управления человеческим поведением повышает его социальную и общечеловеческую значимость [2, 8, 12, 13, 17].
Исходя из вышесказанного, иностранный язык должен войти в аксиосферу обучаемого. На практике, однако, это происходит не всегда, так как школьники зачастую либо не проявляют интереса к учебному предмету «Иностранный язык», либо теряют его в процессе школьного обучения. Отсутствие познавательного интереса в области иностранного языка делает недостижимым качественное иноязычное образование, сводит на нет его воспитательно-образовательный потенциал как базы для общего и специального образования.
Изучение состояния проблемы в научной литературе. Интерес как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, тесно интегрируется с аксиосферой личности [14]. Как фундамент любой деятельности он способствует ее успешности и, без сомнения, через тенденции направленности личности, сосредоточенности на определенном предмете, стремлении ближе с ним познакомиться, играет важную роль как в восприятии и осознании ценностей, так и в формировании собственных ценностных ориентиров [15].
Анализ обозначенной проблемы в историческом аспекте позволяет выявить основные социально-педагогические и культурно-
стратовые факторы, стимулировавшие познавательный интерес в процессе изучения иностранных языков в массовой дореволюционной отечественной школе. К таковым можно отнести:
- общегосударственную филологическую парадигму дореволюционного гимназического образования с его многоязычием и поликультурностью;
- обязательность качественного полиязыкового образования для высших слоев населения;
- наличие языковой среды как в стенах учебных заведений повышенного типа, так и в образованной или привилегированной части социума;
- потребность в языковом образовании и престижность изучения иностранных языков;
- необходимость знания иностранных языков для продолжения образования, успешной социализации подрастающего поколения, профессиональной реализации, карьерного роста;
- возможность получения качественного иноязычного образования;
- практические возможности реализации полученных коммуникативных компетенций в процессе бытового межличностного общения, общения с инофонами во время поездок за границу; реализации межкультурной академической мобильности;
- наличие и рост мотивации к изучению языков у обучаемых путем активизации мыслительной деятельности, содержания учебного материала (особенно чтения классической литературы в оригинале), внедрения методико-педагогических инноваций, проведения воспитательно-развлекательных мероприятий [6, 7].
Современная характеристика познавательного интереса опирается на его психологическую структуру сугубо личностного образования, сопряженного с потребностями в органично слитном единстве таких важных для личности процессов, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые (А.А. Гордон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). При этом выделяются два важных направления его формирования - через содержание учебного материала и путем организации познавательной деятельности. Учитывается также способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них [15, 19, 20].
Отечественный историко-педагогический опыт подтверждает современные теоретические разработки, где особо отмечается воздействие на интерес новизны учебного материала при его обязательном сравнении с уже известным либо новый аспект рассмотрения уже известного. Неожиданные сравнения, материал, выходящий за рамки учебной программы, расширяющий общий кругозор обучаемых, заставляют их удивляться, стимулируют поиск нового знания.
Использование в учебном процессе информации из истории изучаемого предмета также считается общепризнанным средством возбуждения и поддержания интереса к обучению при условии, что такая информация не перегружает учащихся и не превращается в самоцель, но способствует повышению качества владения материалом [19, 20].
Проблема воспитания познавательного интереса неотделима от проблемы воспитания ценностного отношения к знанию. Только тогда знания составляют жизненный опыт обучаемого, витагенную информацию, хранящуюся в его долговременной памяти в состоянии постоянной готовности к актуализации в подходящей ситуации [3, 4].
Результаты исследования. Опираясь на вышеизложенные историко-педагогические факторы воспитания познавательного интереса и вышеперечисленные направления воздействия на обучаемого, авторы предлагают алгоритм формирования интереса к иноязычному образованию, включающий 5 обязательных условий, которые требуют реализации на протяжении всего школьного изучения иностранного языка.
Первое условие: формирование готовности школьников к учебной деятельности по изучению иностранного языка.
Под готовностью в данном случае подразумевается такое состояние мобилизации всех его психофизиологических систем, которое способно обеспечить ему эффективное овладение учебным предметом. С данным понятием соотносится термин «целеполагание», рассматриваемый Г.И. Щукиной как важнейшее сущностное свойство любой деятельности и одновременно исходный компонент ее структуры [20].
Описываемое условие предполагает два взаимонаправленных вектора деятельности. Со стороны обучающего: постановку цели учебной деятельности; реализацию мер, на-
правленных на принятие цели обучаемыми. Со стороны обучаемого: превращение цели в мотив деятельности; внутреннюю подготовку к ее осуществлению.
Необходимость выполнения этого условия на протяжении всего школьного курса обучения иностранным языкам, особенно в начале учебного года после длительного перерыва, не вызывает сомнений. Условие реализуется через разъяснение задач и содержания учебного предмета «Иностранный язык», его роли в системе образования, в ориентации на будущую профессию; обозначение практической и теоретической значимости получаемых знаний для интеллектуального и культурного развития личности; овладение учащимися основным понятийным аппаратом; развитие навыков анализа и синтеза и т. п.
Второе условие: создание и поддержание адекватного интеллектуального и эмоционального фона учебной группы.
«Поле интеллектуального напряжения коллектива» предполагает, что каждый член коллектива, будь то обучающий или обучаемый, получает возможность реализовать свои интеллектуальные возможности, а взаимообмен ролями способен усилить не только тенденции к сотрудничеству, но и потенциал самого поля [3].
Необходимость в создании благоприятного эмоционального фона предопределена субъективно-объективным характером интереса. В его основе лежит характер взаимоотношений между обучаемыми, между обучаемыми и обучающими, между группами и группировками внутри коллектива учащихся и т. п. [3].
Обучающему необходимо тщательно продумать педагогическую стратегию и разработать тактику формирования и/или поддержания адекватного интеллектуального и эмоционального фона учебной группы. Основой для этого, помимо собственных наблюдений педагога, могут стать рекомендации школьного психолога, советы коллег, результаты анонимного анкетирования обучаемых и т. п.
Третье условие: разнообразные формы организации познавательной деятельности в сочетании с поэтапностью работы с учебным материалом.
Содержание условия предполагает применение современных аудиовизуальных средств, аутентичных и профессионально-
ориентированных материалов, материалов автобиографического и страноведческого характера, умелое сочетание разных видов речевой деятельности на протяжении одного занятия. Поэтапность работы с учебным материалом предусматривает постепенное овладение знаниями и умениями по принципу от простого к сложному, от частного к общему [10].
Реализация этого условия может быть интегрирована с проблемным характером обучения (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина), которое стимулирует индивидуальный и коллективный поиск истины. Проблемное (или проблемно-поисковое) обучение способно поддерживать на постоянном уровне познавательный интерес благодаря его акценту на развитие творческой учебно-познавательной активности обучаемых в процессе индивидуальной или групповой самостоятельной работы, на достижение высокого качества ее выполнения [9, 19].
Большим педагогическим потенциалом обладает также «голографический метод проекций» (А.С. Белкин), который подразумевает реализацию системы образовательных способов и технологий в обучении, направленных на объемную многомерную подачу изучаемого материала с учетом как минимум трех проекций с центронаправленными векторами: 1) витагенная проекция (вектор: обучаемый -знание - обучающий); 2) стереопроекция (вектор: обучающий - знание - обучаемый); 3) голографическая проекция (вектор: внешний источник - знание - обучаемый) [4].
Четвертое условие: создание ситуации успеха для каждого учащегося как целенаправленного, организованного сочетания факторов, обеспечивающих возможность достижения положительных результатов в деятельности каждого обучаемого в отдельности и коллектива учащихся в целом.
Современные теоретические разработки (А.С. Белкин, А.К. Макарова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.) достаточно четко увязывают организацию познавательной деятельности с ее качеством, поскольку осознание обучаемым результатов своих учебных действий означает успех или неуспех в достижении поставленной им цели
[3, 9].
Пятое условие: культурологическая направленность учебных материалов.
Наряду с познавательно-информационной ценностью культурологически ориентирован-
ное обучение обеспечивает устойчивое эмоционально-положительное, ценностное отношение учащихся к стране и народу изучаемого языка, стимулирует и развивает познавательный интерес обучаемых (Н.Г. Ананьева, Т.С. Ленточникова, М.Л. Лефевр и др.), активизирует их самостоятельную деятельность во внеучебное время, обеспечивает качество иноязычного образования в целом [1].
Выводы. В заключение следует отметить, что экстраполяция историко-педагогического опыта по формированию познавательного интереса как фактора повышения качества иноязычного образования возможна в направлениях:
- общей аксиологичности языкового образования, представленного поуровнево (государственный, региональный, личностный уровень), и целевых установках;
- программной и методико-педагогиче-ской ориентированности на повышение качества коммуникативной компетенции в ее компонентном составе (учебной, лингвистической, социокультурной, тематической и т. д.);
- психолого-педагогической установки на формирование интереса к предмету, росту мотивации, активизации мыслительной деятельности.
Опыт практической деятельности подтверждает результативность предложенного комплекса условий формирования познавательного интереса к иноязычному образованию школьников в сочетании с повышением качества последнего, что соответствует целевым установкам современных образовательных стандартов и реализации государственной образовательной политики.
Литература
1. Ананьева, Н.Г. Формирование интереса старшеклассников к французскому языку в процессе их речевой деятельности / Н.Г. Ананьева, Т.С. Ленточникова, М.Л. Лефевр // Вопросы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков. - 1972. - С. 141-148.
2. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 8-13.
3. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 168 с.
4. Белкин, А.С. Теория и практика вита-генного обучения с голографическим методом
проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. - 1997. - № 4. - С. 3-10.
5. Бим, И.Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования: Концепция / И.Л. Бим, М.З. Биболетова, А.В. Щепилова, В.В. Копылова //Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 4-8.
6. Булыгина, М.В. История преподавания иностранного языка в России /М.В. Булыгина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2008. - Ч. 1. - 201 с.
7. Булыгина, М.В. Становление регионального языкового образования в России (на материале школьной системы Южного Зауралья) 1760-е гг. - конец 1920-х гг. : моногр. / М.В. Булыгина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. - 400 с.
8. Культурные ценности и нормы. Лекции по культурологии. - http://studentu-vuza.ru/ kulturologiya/lektsii-po-kulturologii/ Ы1Шгпу1е-tsennosti-i-normyi.html (дата обращения: 17.11.2015)
9. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М. : Педагогика, 1983. - 64 с.
10. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 47 с.
11. Национальная доктрина образования в РФ // Высшее образование сегодня. - 2001. -№ 2. - С. 42-44.
12. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /
Н.Д. Никандров. - М. : Пед. о-во России, 2000. -304 с.
13. Психологический словарь. Ценность. -http: //psychology. net. ru/ dictionaries/psy. html? word=1098 (дата обращения: 17.11.2015).
14. Психологический словарь / под ред.
B.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
16. Синагатуллин, И.М. Новый миллени-ум: Роль и место иностранного языка в поликультурном социуме / И.М. Синагатуллин // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 1. -
C. 32-37.
17. Социологический словарь. Ценность. -http://enc-dic.com/sociology/ Cennost-10004/ (дата обращения: 17.11.2015).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 17.11.2015).
19. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
20. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся - важный фактор совершенствования современного обучения / Г.И. Щукина // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М. : Просвещение, 1984. - С. 42-84.
Булыгина Маргарита Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры славяно-германской филологии, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шад-ринск, bulygina_margarita_0117@mail.ru.
Копырина Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры славяногерманской филологии, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шад-ринск, marina_kopyrina_2010@mail.ru.
Поступила в редакцию 28 апреля 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170304
FORMATION OF COGNITIVE INTEREST OF SCHOOL STUDENTS AS CONDITION OF QUALITY INCREASE OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION
M.V. Bulygina, bulygina_margarita_0117@mail.ru,
M.V. Kopyrina, marina_kopyrina_2010@mail.ru
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
The article discusses the importance of improvement of foreign-language education quality in mass school, axiological issues of foreign language education in the contemporary world, the enhancing of its status in various fields of activity. It indicates the cultural and pedagogical potential of foreign language as a subject for personal development in conditions of a certain dissonance between social inquiries of society, demands for quality and the lack of personal interest in languages studying observed.
The authors devote a considerable attention to the disclosure of cognitive interest significance in the effectiveness of teaching foreign languages. The potential for cognitive interest in today's educational situation is considered on the basis of historical experience analysis with its emphasis on a qualitative component of training. The analysis of the problem in historical and pedagogical aspects allows revealing the main social and pedagogical and cultural and stratum factors stimulating formation and development of cognitive interest in the course of the foreign languages learning in mass school within the last one and a half centuries.
The problem is at the crossroads of three Sciences - Pedagogy, Philology and Linguo-didactics. The analysis and creative reconsideration of its achievements allow offering the complex of conditions to form the interest in foreign language learning and comprehension of foreign-language culture at all the levels in mass school: initial, middle, senior.
Keywords: modern educational paradigm, quality of foreign language education, axiological significance, axiological identity scope, cognitive interest, conditions of cognitive interest formation in foreign language learning.
References
1. Anan'eva N.G., Lentochnikova T.S., Lefevr M.L. [Formation of Interest of Seniors in French in the Course of Their Speech Activity]. Questions of the Romano-German Philology and Technique of Teaching Foreign Languages, 1972, pp. 141-148. (in Russ.)
2. Astashova N.A. [Conceptual Bases of a Pedagogical Axiology]. Pedagogy, 2002, no. 8, pp. 8-13. (in Russ.)
3. Belkin A.S. Situatsiya uspekha. Kak ee sozdat' [Success Situation. As to Create it]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 168 p.
4. Belkin A.S. [The Theory and Practice of Vitagen Training with a Holographic Method of Projections]. School Technologies, 1997, no. 4, рр. 3-10. (in Russ.)
5. Bim I.L., Biboletova M.Z., Shchepilova A.V., Kopylova V.V. [Foreign Language in System of School Philological Education: Concept]. Foreign Languages at School, 2009, no. 1, pp. 4-8. (in Russ.)
6. Bulygina M.V. Istoriya prepodavaniya inostrannogo yazyka v Rossii. Chast' 1 [History of Teaching a Foreign Language in Russia. Part 1]. Ekaterinburg, UGPU Publ., 2008. 201 p.
7. Bulygina M.V. Stanovlenie regional'nogo yazykovogo obrazovaniya v Rossii (na materiale shkol'noy sistemy Yuzhnogo Zaural'ya) 1760-e gg. - konets 1920-kh gg. [Formation of Regional Language Education in Russia (on Material of School System of the Southern Zaural'e) the 1760th -the End of the 1920th]. Ekaterinburg, UGPU Publ., 2010. 400 p.
8. Kul'turnye tsennosti i normy. Lektsii po kul'turologii [Cultural Values and Norms. Lectures on Cultural Science]. Available at: http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii/kulturnyie-tsennosti-i-normyi.html (accessed 17.11.2015).
9. Markova A.K., Orlov A.B., Fridman L.M. Motivatsiya ucheniya i ee vospitanie u Shkolnikov [Motivation to Studies and its Education at School Students]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 64 p.
10. Morozova N.G. Uchitelyu opoznavatel'nom interese [To the Teacher about Cognitive Interest]. Moscow, Znanie Publ., 1979. 47 p.
11. [The National Doctrine of Education in the Russian Federation]. The Higher Education Today, 2001, no. 2, pp. 42-44. (in Russ.)
12. Nikandrov N.D. Rossiya: sotsializatsiya i vospitanie na rubezhe tysyacheletiy [Russia: Socialization and Education at a Turn of the Millennia]. Moscow, Pedagogicheskoe Obshchestvo Rossii Publ., 2000. 304 p.
13. Psikhologicheskiy slovar'. Tsennost' [Psychological Dictionary. Value]. Available at: http:// psychology.net.ru/dictionaries/ psy.html?word=1098 (accessed 17.11.2015).
14. Zinchenko V.P., Meshcheryakova N.G. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological Dictionary]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1997. 440 p.
15. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of the General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 713 p.
16. Sinagatullin I.M. [New Millennium: A Role and the Place of a Foreign Language in Multicultural Society]. Foreign Languages at School, 2002, no. 1, pp. 32-37. (in Russ.)
17. Sotsiologicheskiy slovar'. Tsennost' [Sociological Dictionary. Value]. Available at: http://enc-dic. com/sociology/Cennost-10004/ (accessed 17.11.2015).
18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of the Main General Education]. Available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588 (accessed 17.11.2015).
19. Shchukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'-nykh interesov ucha-shchikhsya [Pedagogical Problems of Formation of Cognitive Interests of Pupils]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 208 p.
20. Shchukina G.I. [Formation of Cognitive Interests of Pupils - an Important Factor of Improvement of Modern Training]. Aktual'nye voprosy formirovaniya interesa v obuchenii [Topical Issues of Formation of Interest in Studies]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1984, pp. 42-84. (in Russ.)
Received 28 April 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Булыгина, М.В. Формирование познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования / М.В. Булыгина, М.В. Ко-пырина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 3. - С. 44-50. Б01: 10.14529/ре(1170304
Bulygina M.V., Kopyrina M.V. Formation of Cognitive Interest of School Students as Condition of Quality Increase of Foreign-Language Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 3, pp. 44-50. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170304