УДК 372.016 : 811.111 Ризаева Лалэ Мамедгасановна
аспирант кафедры иноязычного образования и второго языка
Башкирского государственного университета [email protected]
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ДИАЛОГУ КУЛЬТУР КАК ЦЕЛЬ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Rizayeva Lаle Mamedgasanovna
PhD student, Foreign Language Education and Second Foreign Language Subdepartment, Bashkir State University [email protected]
COGNITIVE INTEREST TOWARDS INTERCULTURAL DIALOGUE AS AN AIM OF PRESCHOOL LINGUISTIC AND CULTURAL EDUCATION
Аннотация:
В данной статье диалог культур (русскоязычной и англоязычной) впервые в российской педагогической науке предлагается рассматривать в качестве объекта познавательного интереса дошкольников, а формирование познавательного интереса к диалогу культур - как цель дошкольного этапа культурно-языкового образования. В качестве аргументации представлено социальное, психологопедагогическое и лингвокультурологическое обоснование мотивационно-образовательного потенциала познавательного интереса.
Ключевые слова:
познавательный интерес дошкольников, диалог культур, характеристики познавательного интереса, этапы формирования познавательного интереса к диалогу культур, уровни познавательного интереса к диалогу культур.
Summary:
For the first time in the history of Russian educational science, the intercultural dialogue (Russian and English) is considered as an object of cognitive interest of preschool children, while the formation of cognitive interest for the intercultural dialogue - as an aim of the pre-school stage of the linguistic and cultural education. The matter is reasoned by the social, psychological, linguistic and cultural rationale of the motivational and educational potential of the cognitive interest.
Keywords:
preschoolers’ cognitive interest, intercultural dialogue, characteristics of cognitive interest, stages of cognitive interest towards intercultural dialogue formation, levels of cognitive interest towards intercul-tural dialogues.
«Открывшиеся» границы, увеличивающееся число возможностей получать образование, проходить стажировки за рубежом, а также доступность телекоммуникационных средств для международного общения делают необходимой не только чисто языковую (лингвистическую), но, прежде всего, культурологическую, психологическую и нравственную готовность человека к взаимодействию с зарубежными партнерами по общению. Данные аспекты культурноязыкового образования человека в совокупности способны сформировать способность субъекта к диалогу культур (далее - ДК) - новой парадигмы межкультурных отношений, принятой как за рубежом [1], так и в России [2]. ДК - это взаимодействие субъектов контактирующих культур, предполагающее взаимопонимание на основе глубокого понимания мировосприятия партнера.
Психологи утверждают, что в дошкольном детстве человек проходит «университеты общения» [3, с. 2], а общение осмысливается сегодня в качестве базового механизма иноязычного образования (Е.И. Пассов). Сейчас, когда ступень «дошкольное детство» в системе образования официально приобрела статус, равнозначный школьной ступени [4], актуальным становится использование богатых коммуникативных и познавательных ресурсов дошкольного детства для подготовки дошкольника к освоению умения вести полноценный ДК - цель всех последующих этапов школьного и вузовского иноязычного образования.
Учитывая онтогенез деятельности общения в дошкольном детстве [5] и следуя принципу природосообразности, целесообразным на дошкольном этапе иноязычного образования является формирование познавательного интереса (далее - ПИ) к ДК как базовой предпосылки успешности познавательной деятельности в данной области на всех последующих ступенях иноязычного образования.
Целью данной статьи является определение феномена «ПИ дошкольника к ДК», а также рассмотрение его в качестве цели дошкольной ступени культурно-языкового образования. В связи с этим важно:
1) выявить отличие ПИ от прочих форм направленности личности и от других видов интереса;
2) выделить основные характеристики ПИ к ДК;
3) определить этапы его формирования, а также уровни ПИ к ДК;
4) определить для дошкольной ступени целевой уровень ПИ к ДК.
В разные исторические эпохи ПИ оценивался как «активатор, стимулятор, “одухотворитель” деятельности познания», «воспитательный заряд», «тонус деятельности», то, что «задевает за живое» [6, с. 14-18]. Действительно, ПИ - это коридор, это атомный реактор, это и мотив (Л.И. Божович, О.П. Симанчук, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич и другие) и средство (Г.И. Щукина, В.Б. Бондаревский) в образовательном процессе, он никогда не должен иссякать у человека.
В английском языке изолированное слово interest означает, прежде всего, денежную выгоду. Использование термина «интерес» без определяющего слова в русскоязычной научной литературе в большинстве случаев предполагает именно ПИ. К такому заключению мы пришли, проанализировав 23 определения термина «интерес» в различных справочниках и словарях.
Наиболее значимыми для нашего исследования являются два определения понятия «интерес», определяющие его как «форму человеческой направленности» [7] и как «единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта» [8, с. 6]. Первое определяет отсутствие тождества между такими понятиями как «влечение», «желание», «стремление», «интерес», «склонность», которые в одном ряду с интересом означают форму направленности личности [9]; а последнее доказывает субъектно-объектный характер данного термина, что очень важно учитывать при организации процесса его целенаправленного формирования.
Перейдем к рассмотрению сущностных характеристик ПИ, отличающих его от прочих видов интересов, таких как материальный, духовный, общественный, личный и другие. Л.Н. Рожи-на характеризует данный интерес как отличающийся интеллектуальностью, динамичностью, эмоциональным подъемом, разнообразием чувств и эмоций (сомнения, радость, восхищение, удивление, восторг, негодование и другое), активизацией мыслительных процессов (размышление, раздумье, самостоятельное продумывание, оценивание); волевыми усилиями, силой влияния на формирование личности [10, с. 11].
Наличие у феномена ПИ такого большого количества важных характеристик свидетельствует о его мощном мотивационно-образовательном потенциале. Все эти характеристики свойственны и ПИ к ДК, который предполагает, в первую очередь, интерес к самому себе и к своей культуре, включающей язык, и вместе с этим - интерес к другому, к чужому человеку и к его культуре, частью которой является иностранный язык.
ПИ имеет свой собственный онтогенез. Знание этапов онтогенеза ПИ дошкольника открывает путь к моделированию природосообразного процесса управления образованием ре-бенка-дошкольника вообще и его культурно-языковым образованием в частности.
Анализ классификаций интересов (В.И. Ковалева) и познавательного интереса (В. Г. Иванова, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревского, В.С. Юркевич, В.А. Крутецкого) позволил нам определить основные критерии, характеризующие положение ПИ среди прочих видов интереса -критерий содержания, а также критерии его роста и развития. К ним относятся:
1) форма проявления;
2) стремление проникнуть в сущность явления;
3) осознанность;
4) широта;
5) глубина;
6) действенность;
7) сила;
8) устойчивость.
Все обозначенные характеристики ПИ дают возможность определить место ПИ к ДК в общей системе интересов человека, а также его характеристики. Предложенная Н.А. Бойченко, Л.Ф. Заха-ревич и Н.К. Постниковой [11] этапность в развитии интересов детей легла в основу выделенных нами этапов онтогенеза ПИ дошкольников, отображающих динамику формирования ПИ к ДК. Названные авторы выделяют следующие этапы в развитии познавательных интересов у детей:
Первый этап - возникновение ПИ, которое соотносится с любопытством (по Г.И. Щукиной), эпизодическими интересами (по Л.И. Божович, В.С. Юркевич, В.Б. Бондаревскому). ПИ основан на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении. Второй этап - его расширение, признаками которого является увеличение количества внешних свойств, разрозненных фактов культуры, попадающих в поле внимания ребенка. Третий этап - углубление ПИ, связанное со стремлением к обучению, к установлению причинных связей. Четвертый этап -устойчивое проявление интереса, характеризующееся вовлечением в деятельность других и передачей им соответствующих знаний и умений.
- 2б9 -
Выделенные четыре этапа не связаны с развитием ПИ детей в определенной области, не достаточно полно отражают варианты проявления ПИ (см.: критерии, обозначенные выше) и не определяют его место к ДК в общей системе интересов. Попытка преодоления этих недостатков будет связана с расширением исследовательского угла зрения: без учета знаний о психофизиологических, индивидуально-личностных и социокультурных закономерностях развития ребенка от рождения и до поступления в школу немыслимо было бы познание предпосылок развития ПИ, способных привести к появлению и формированию ПИ к ДК. В приведенной ниже схеме (см.: рисунок 1) сделана попытка преодолеть этот недостаток.
Рисунок 1 - Динамика формирования ПИ к ДК
Поясним приведенную схему.
Первые два блока в рисунке 1 чрезвычайно важны, хотя и не обозначают собственно этапы развития ПИ. Они отражают врожденную физиологическую основу, на которой при благоприятных условиях развиваются разнообразные познавательные интересы и потребности ребенка. Поэтому их целесообразно отнести к предпосылкам появления/зарождения как самого интереса, так и потребности в нем.
Блоки 3-6 отражают естественный онтогенез деятельности познания при правильном развитии деятельности общения. Подробно об этой зависимости мы писали в одной из наших статей [12].
Блоки 6-7 отражают момент появления ПИ к социальному миру, совпадающий с возрастом 5-7 лет в жизни ребенка. В случае недостаточного развития ПИ, иноязычный образовательный процесс, к которому приобщают ребенка родители и педагоги, лишается мощного природосообразного мотивирующего источника, что обязательно негативно отразится на познавательной активности ребенка. При этом, все другие виды интересов, например, эстетические, игровые, спортивные, могут служить развитию ПИ. Эту закономерность важно использовать для развития целевого ПИ к ДК.
Комментарий к блоку 8. Нередко имеет место ситуация, когда ПИ к социальному миру, вовсе не исключающий ПИ к предметному миру и к миру природы, возникнув у ребенка, оказывается ненаправленным и затухает. Такое может произойти, по мнению А.Г. Вахрушевой, в
следующих случаях: при негативном отношении к познанию [13], при «интеллектуальной пассивности» (термин Л.С. Славиной) [14]; при болезни «умственная лень» [15, с. 34].
Универсальным рецептом, как избежать отрицательную степень развития ПИ, является общение с ребенком в необходимом объеме и необходимого качества, начиная с младенчества, а также педагогическая и методическая просвещенность родителей и педагогов в сфере значения познавательной деятельности в жизни человека, а также овладение ее инструментарием.
Блок 9 фиксирует следующий этап развития ПИ - этап широко-направленных интересов, характеризующийся широким спектром интересов к различным областям действительности, начиная с математики и кончая ремеслами. Он обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, что, безусловно, хорошо и важно для познания склонностей и способностей.
Блок 10 отражает этап узконаправленного интереса, в данном случае, к межкультурному взаимодействию (ДК); он является закономерным этапом в развитии познавательной деятельности ребенка при правильном развитии всех остальных.
В блоках 11-12 представлен узконаправленный интерес к ДК, который может быть прямым или косвенным. Прямой интерес вызывается самим содержанием знаний или деятельности. Косвенный интерес вызывается тем значением, которое объект интереса имеет для познания другого объекта или для выполнения другой деятельности.
Однако в реальности, учитывая мотивационную сферу современного дошкольника, которая складывается под влиянием общества и родителей, а также интересующих ребенка видов деятельности, интерес к ДК может быть только косвенным. Исходя из этого, следует добиваться того, чтобы образовательная деятельность на этом этапе была направлена на формирование прямого ПИ к ДК.
В блоках 13-14 схемы показано, что косвенный или прямой интерес к ДК может быть широким или узким. Узкий ПИ сосредоточен на каком-либо одном аспекте культуры, например, на языке, широкий - на культуре в целом, «горизонтальных» связях в ней и между культурами. Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование широкого прямого интереса к ДК.
Блоки 15-16: широкий интерес может быть поверхностным, то есть ребенка могут привлекать, безусловно, разрозненные факты, не имеющие логической связи между собой, их занимательность. Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование не только прямого, широкого, но и глубокого интереса к ДК, предполагающего внимание ребенка к «вертикальным» закономерностям в культуре (причинно-следственным связям) и языке (этимологии слов, синонимии, антонимии и т.д.).
Комментарий к блоку 17: адекватная образовательная среда должна обеспечить формирование прямого, широкого, глубокого и устойчивого ПИ к ДК, то есть такого, который становится характеристикой ребенка. Такая степень ПИ к ДК характеризуется волевой силой (блок 18) -субъект настойчив в познании, способен преодолевать трудности, - а также активностью (блок 19) - субъект проявляет инициативу, задает вопросы, подключает к деятельности сверстников и взрослых, проявляет наставническое отношение к ним.
Комментарий к блоку 20: допуская, что такая идеальная линия формирования ПИ к ДК, разработанная нами с учетом существующих социальных условий и сложившихся психологопедагогических предпосылок, едва ли достижима в массовой практике, считаем, что, даже будучи косвенным, не столь широким, глубоким и устойчивым, то есть, являясь неустойчивым (кратковременным и легко переносимым на другой объект за счет его занимательности), он все равно представляет большую ценность для становления личности ребенка. Будучи поначалу неустойчивым, слабым (блок 21), пассивно проявляющимся (блок 23), без внешнего выражения заинтересованности или активности, ПИ к ДК может в любой момент обрести всю полноту желаемых характеристик за счет мощного мотивирующего потенциала своего предмета - стать сильным (блок 22) и активным (блок 24).
Линию желательных или допустимых характеристик в развитии ПИ к ДК в схеме можно отследить по тексту в схеме, выделенному полужирным шрифтом, нежелательные и недопустимые характеристики Пи, но, тем не менее, часто имеющие место, в схеме никак не выделены.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что ПИ к ДК способен быть сформированным, в процессе чего он обретает полноту описанных нами характеристик, достигая зрелости.
Учитывая все изложенное целесообразно выделить четыре уровня сформированности ПИ к ДК. Сообразуясь с этими уровнями и должен строиться образовательный процесс приобщения дошкольников к новой образовательной парадигме - ДК как принципу жизнедеятельности человека XXI в.
Назовем эти уровни, обозначив те характеристики, которые обусловливают переход от одного уровня ПИ к ДК к другому:
I. Нулевой уровень ПИ к ДК - это уровень полного отсутствия ПИ к ДК.
II. Первый уровень ПИ к ДК - это уровень, который характеризуется узким, например, к английскому языку, не устойчивым и не глубоким интересом к контактирующей культуре.
III. Второй уровень ПИ к ДК - это поверхностный интерес (к разрозненным фактам), не широкий, не глубокий и не устойчивый интерес к иноязычной культуре и, возможно, к своей, родной.
IV. Третий уровень ПИ к ДК - это глубокий, достаточно широкий и устойчивый интерес к двум культурам одновременно.
Отсутствие ПИ к ДК может иметь место по разным причинам, которые в целом могут быть охарактеризованы как отсутствие внешних и внутренних предпосылок для его появления. Первый и второй уровни возможны, однако желателен переход ребенка на третий уровень - уровень глубокого, широкого, устойчивого ПИ к ДК, который и является целевым.
В заключение дадим определение феномена «ПИ дошкольника к ДК: ПИ дошкольника к ДК - это особый вид интереса к двум контактирующим культурам, тесно связанный с другими видами интереса ребенка и характеризующийся широтой, глубиной и устойчивостью. Истоки ПИ к ДК - в онтогенезе феномена общения и общего ПИ.
Ссылки:
1. White Paper on Intercultural Dialogue “Living Together As Equals in Dignity” // Council of Europe. Strasbourg Cedex. June, 2008. Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/source/white%20paper_final_revised_en.pdf (дата обращения: 20.12.2012).
2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. МИД России 18.12.2010 г.) // Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849 (дата обращения: 20.12.2012).
3. ФГОС: начальное общее образование // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 (дата обращения: 01.10.2013).
4. Мини-конференция «Обруча»: «Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и подводные камни // Обруч. № 3. 2013. C. 1-4.
5. Ризаева Л.М. О критерии начала приобщения ребенка к иностранному языку и культуре // Наука и школа. 2013. № 1. С. 65-69.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 208 с.
7. Там же. С. 12.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 223 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001. 592 с.
10. Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. Минск, 1970. 152 с.
11. Вахрушева А.Г. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. М., 2012. 128 с.
12. Мазунова Л.К., Ризаева Л.М. Общение в становлении личности и языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2013. № 2. C. 2-9.
13. Вахрушева А.Г. Указ. соч. С. 3.
14. Там же.
15. Юркевич В.С. Светлая радость познания. М., 1977. 64 с.