Научная статья на тему 'Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста'

Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23446
2143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ / COGNITIVE INTEREST / COMPONENTS OF COGNITIVE INTEREST / SIGN OF MANIFESTATION / STAGES OF MANIFESTATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна

Данная статья посвящена разработанным авто-ром показателям проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы особенности их развития, полученные в процессе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of the cognitive interest development of the preschool age children

The author elaborates criteria of the cognitive interest expressed by children of the preschool age. The article reviews the features of the cognitive interest development, data on which was obtained during the research.

Текст научной работы на тему «Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2.(072)

Березина Юлия Юрьевна

соискатель, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета [email protected]

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Berezina Yulia Yuryevna

PhD applicant, Senior Lecturer of the Preschool Education Department, Moscow State Pedagogical University [email protected]

CRITERIA OF THE COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация:

Данная статья посвящена разработанным автором показателям проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы особенности их развития, полученные в процессе исследования.

Ключевые слова:

познавательный интерес, составляющие познавательного интереса, показатели проявлений, стадии развития проявлений.

Summary:

The author elaborates criteria of the cognitive interest expressed by children of the preschool age. The article reviews the features of the cognitive interest development, data on which was obtained during the research.

Keywords:

cognitive interest; components of cognitive interest; sign of manifestation; stages of manifestation development.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович, А.А. Люблинская и другие) [1; 2]. Его сущность характеризуется, по мнению Г.И. Щукиной [3], стремлением проникать в глубину явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. В познавательном интересе соединяются интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы. Под влиянием интереса ребенок не только стремится познать неизвестное, пополнить и углубить свои знания, но и активно применяет эти знания в различных видах деятельности.

Известен широкий круг исследований, в которых ученые пытались определить структурные компоненты познавательного интереса, выделяя различные его составляющие. За основу принимались эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Г.И. Щукина [4] выделила три формы познавательного интереса:

1. ситуативный (эпизодическое переживание);

2. устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности);

3. личностный (направленность личности).

Классификация А.К. Марковой [5] включает в себя не только уровни развития познавательного интереса детей, например по таким показателям как активность и самостоятельность, степень обращенности к изучаемому объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательного интереса по его направленности на отдельные компоненты учебной деятельности. А также выделяет качественные и динамические характеристики интереса. Несмотря на то, что ее классификация выстраивалась на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение применительно к дошкольному возрасту.

В исследованиях (Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и других) [6; 7] были определены этапы развития устойчивого интереса у дошкольников к познавательной деятельности (на основе развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Авторы выявили, что эти этапы заключаются в следующем: возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. Далее углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности.

Следует отметить и другие подходы в изучении этого вопроса, в частности, в исследовании О.В. Прозоровой [8] были разработаны критерии, на основании которых возможно определить уровень сформированности познавательного интереса.

Заслуживает внимания исследование Э.Л. Барановой [9], в котором определен ряд оценочных критериев формирования познавательного интереса у детей в составе общей способности «учиться».

Анализ характеристик познавательного интереса в вышеописанных исследованиях позволил нам выделить критерии его развития у детей дошкольного возраста. Данная классификация критериев включает в себя три позиции: основные составляющие познавательного интереса, показатели его проявлений и стадии развития данных проявлений.

Таблица 1 - Критерии развития познавательного интереса в дошкольном возрасте

Составляющие познавательного интереса Показатели проявлений Стадии развития проявлений

Интеллектуальная - возникновение познавательных вопросов; - обращенность к изучаемому объекту; - представления об окружающем I. Представления бессисстемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера

II. Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов

III. Представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинноследственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений

Эмоционально- волевая - проявление эмоций, связанных с познанием; - активность и самостоятельность в преодолении трудностей; - сосредоточенность и внимание к познавательной информации I. Познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание

II. Познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально-познавательное отношение к деятельности

III. Высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоциональнопознавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности

Процессуальная - исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; - стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; - обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности; - проявление умений вступать в диалог по поводу познания I. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности

II. Обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач

III. Обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач

На наш взгляд, следует обратить внимание на тот факт, что в развитии ребенка дошкольного возраста существуют определенные закономерности, которые влияют на процесс формирования познавательного интереса. Стало очевидным, что каждую стадию развития основных проявлений ребенок проходит в определенный возрастной период. Так, например, прохождение первой стадии характерно для детей 3-4 лет, в период, когда начинается проявление осмысленного отношения к окружающему, появляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему новому и необычному. Вторая стадия для детей 4-5 лет, в период, когда проявляется активность и стремление к самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третья стадия достигается к 6-7 годам, когда у детей достаточно сформированы навыки практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о четко выраженной познавательной позиции.

Выделенные нами критерии определили дальнейшую работу, направленную на изучение особенностей развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилась в ГБОУ № 902 ЮАО, № 1317 ЮВАО г. Москвы.

С этой целью на констатирующем этапе исследования использовались методы, позволяющие с разных точек зрения взглянуть на изучаемую проблему: опрос (анкетирование педагогов и родителей); беседа с воспитателями; беседы с детьми; мониторинг детских вопросов; серия наблюдений за деятельностью детей и воспитателей; диагностические методики; анализ периодической печатной продукции.

Кратко обобщая результаты исследования, мы пришли к определенным выводам. Среди проявлений познавательного интереса одно из основных мест занимает его содержательная сторона, которая находит прямое отражение в детских вопросах. Однако констатация показала, что количество познавательных вопросов (всего 20 %) значительно уступает остальным. Дошкольники не проявляют активность в обращении к взрослым с познавательными вопросами по ряду причин: родители и воспитатели нетактичным отношением подавляют желание детей, мотивируя это отсутствием времени, непониманием актуальности вопроса для ребенка или недостаточным объемом информации для ответа на вопрос. Дети, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении (данные предпочтения не отражаются в содержании полученных от дошкольников познавательных вопросов). В связи с этим, у дошкольников искажаются представления об источниках и способах получения информации.

По характеру деятельности детей на занятии можно судить о выраженности проявлений эмоционально-волевой и процессуальной составляющей познавательного интереса и заключить, что среди общего количества испытуемых выделяются дети с ярко выраженной склонностью к репродуктивным формам деятельности и дети с высокой познавательной позицией, но с низким уровнем развития практических навыков. Из этого можно заключить, что у каждого наблюдаемого ребенка составляющие познавательного интереса возникают и развиваются неравномерно.

Родители испытывают трудности в приобщении детей к некоторым источникам получения информации. Невнимание со стороны взрослых может либо погасить зародившийся интерес, либо являться стимулом для формирования негативных увлечений, а затем и интересов у детей.

Среди воспитателей и родителей наблюдается отсутствие верного представления о значении некоторых условий для развития познавательного интереса дошкольников. В дошкольном учреждении не проводится специальной работы по его формированию. Педагоги не уделяют должного внимания высказываниям детей после завершения познавательной деятельности, упуская их интересные суждения и вопросы.

Полученные результаты по всем трем направлениям исследования выявили ряд противоречий:

- между характерными проявлениями познавательного интереса детей и отсутствием условий его развития в ДОУ и семье;

- между насыщенностью образовательной среды ДОУ и семьи и отсутствием представлений со стороны взрослых о ее использовании;

- между проявлением потребности у детей в получении информации и недостаточной активностью в организации познавательного общения со стороны взрослых.

Существующие противоречия подводят к построению такой системы педагогической работы, в которую были бы вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Данные этапы работы необходимо выстроить в заданной последовательности, обеспечивая преемственность в использовании различных средств, методов и форм взаимодействия с ребенком в семье и дошкольном учреждении.

Дальнейшая работа на формирующем этапе исследования заключалась в разработке и апробации педагогических условий формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, которые заключались в следующем: познавательное общение с ребенком в ДОУ и семье, построенное на эмоциональном фоне; развитие познавательного мотива; расширение представлений детей о способах познания окружающего мира.

Результаты проведенного исследования подвели нас к выводу о том, что ключевым в формировании познавательного интереса является познавательное общение ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно может выражаться в различных формах: от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т.д. В соответствии с данной особенностью среди выделенных нами педагогических условий необходимо установить определенную субординацию. Каждое из условий должно обеспечивать отдельный фрагмент педагогической работы и выступать в комплексе, но базовым является - познавательное общение с ребенком в ДОУ и семье. Именно благодаря данному условию, обеспечивается передача детям интересной и разнообразной информации. Используя эвристические методы, возможно насыщать данную информацию проблемным содержанием, расширять его, постоянно обогащать. Наряду с этим необходимо формировать у детей эмоциональное отношение к процессу познания. Это будет создавать мотивацию для ребенка: «я вижу много интересного и хочу узнать много нового». Взрослый в процессе общения выступает как носитель информации, демонстратор способов ее получения и обработки.

В соответствии с условиями были определены основные средства педагогической работы: предметная среда, эмоционально-положительная атмосфера, традиционные и инновационные источники познавательной информации (познавательная литературы, общение). Насыщение предметной среды, создание благоприятной эмоциональной обстановки, привлечение различных источников информации, а также демонстрация возможностей для их привлечения происходило на протяжении всей педагогической работы. Эти средства были реализованы в работе со всеми участниками эксперимента и показали развивающий эффект.

Ссылки:

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. С. 12.

2. Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1987.

3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. С. 16-27.

4. Там же.

5. Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990.

6. Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни

растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. С. 21.

7. Постникова Н.К. Указ. соч.

8. Баранова Э.А. Указ. соч.

9. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.