_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В., М.: МГППУ, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http: // inclusive-edu.ru (дата обращения: 12.10.2016).
9. Токарева И.А., Силинская Ю.П. Роль и позиция педагога дошкольного образовательного учреждения в осуществлении инклюзивного образования / Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014г) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алехиной, И.А. Кристининой; ИРО Кировской области. - Киров, ООО "Типография "Старая Вятка", 2014. - С. 377 - 380. disabilities.
© Адеева Т. Н., 2016
УДК 37
Александрова Иза Владимировна
воспитатель МБДОУ №104 «Сосенка» г.Владимир, Владимирская область
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ДОУ
Аннотация
В статье освещаются проблемы воспитания любознательности и познавательных интересов в ДОУ. В работе говорится ,что познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Активная мыслительная деятельность - основа познавательного интереса и под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи.
Ключевые слова
Любознательность, познание, пытливость, стремление, интерес, эмоции ,активная деятельность, познавательная деятельность , коммуникативные вопросы.
Abstract
The article highlights the problems of education and cognitive interests of curiosity in the Dow. The work States that cognitive interest differs from the breadth of intellectual curiosity, a depth of knowledge of objects, selective. Active mental activity is the basis of cognitive interest and under the influence of cognitive interest child is capable of is more prolonged and sustained concentration of attention, has autonomy in solving mental and practical tasks.
Tags
Curiosity, knowledge, perseverance, desire, interest, emotions, intense activity, cognition, communication issues.
Пытливость заложена в детях от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно - психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. Только после овладения речью познавательная деятельность детей поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт, в процессе общения с родителями и педагогом. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. По мнению С.Л. Рубинштейна и Д.П. Годовиковой любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Активная мыслительная деятельность - основа познавательного интереса и под его влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах. Взрослые должны обеспечивать условия для развития познавательных интересов ребенка, которые отражаются в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь модели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. В. А. Сухомлинский писал «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Вопросы ребенка являются основной формой проявления любознательности и познавательных интересов. Исследователи выявили различные мотивы детских вопросов. Они делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Например, 4-летний Петя спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, например, такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Куда звезды уходят с неба днем?», «Что главнее для человека - мозг или сердце?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?»
Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.п. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы. Так, за последние пять лет российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, церковью, обрядами. С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой? Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Для детей 5-6 лет типичны цепи вопросов о каком-либо предмете или явлении: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может начаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?». Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет. У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира - вот главное приобретение шестого года жизни. А уже в старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться. У ученых на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность. А.М. Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Овладеть таким искусством — посильная задача для родителей и воспитателей.
Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним.
- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. Длинные исчерпывающие ответы взрослых гасят детскую любознательность. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
- Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей.
- Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний нужно создавать условия, для ликвидации пробела. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу. И нужно помнить, что в дошкольные годы опасно превращать ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг. Мои питомцы всегда с удовольствием заучивают этот стих.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
- Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, И им даю досуг. Даю им отдых от забот,
- Пускай не устают. Они прожорливый народ,
- Пускай едят и пьют.
Но у меня есть юный друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг, И всем покоя нет! Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как, Сто тысяч Почему.
Список использованной литературы
1.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
3.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр.пед.соч. - М., 1977. - Т.2.
4. Мир М. Культура и мир детства. - М., 1988.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995. б.Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения в окружающими. - М,. 1992.
6.А.В.Суровцева Дошкольная педагогика -Москва 2002г,Глава IV.
© Александрова И. В., 2016
УДК 378:51-7
Алексанова Галина Тевановна
магистрант
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: [email protected] Маслак Анатолий Андреевич доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: [email protected]
ИЗМЕРЕНИЕ НА ЛИНЕЙНОЙ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Проведен эксперимент по измерению лидерских качеств студентов. Измерение проводилось в рамках теории латентных переменных. Дисперсионный анализ показал, что нет статистически значимых различий